Церковный календарь
Новости


2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Письма къ разнымъ лицамъ
[1].

I письмо
къ нѣкоторому священно-иноку, находящемуся въ скорбныхъ обстоятельствахъ.

Признаю себя недостойнымъ той довѣренности, которую Вы мнѣ оказываете. Когда человѣкъ во время скорби своей обращаетъ взоры на кого-нибудь, съ довѣренностію простираетъ къ нему руки, проситъ помощи: это значитъ — предполагаетъ въ немъ духовную силу. Духовной силы не имѣю. Я окованъ цѣпями страстей, нахожусь въ порабощеніи у нихъ, вижу въ себѣ одну немощь. Но проведши всю жизнь въ страданіяхъ, почитаю состраданіе страждущимъ священнымъ моимъ долгомъ. Только изъ этого побужденія пишу къ Вамъ; только въ этомъ отношеніи сочтите письмо мое достойнымъ вниманія Вашего: примите его какъ откликъ души, участвующей въ Васъ. Въ одиночествѣ, въ скорби, и ничтожное участіе — пріятно.

При нынѣшнихъ обстоятельствахъ человѣческіе пути къ вспоможенію Вамъ — заграждены. Таково мнѣніе, не только мое, но и тѣхъ, знающихъ Васъ и помнящихъ, съ которыми я счелъ полезнымъ посовѣтоваться. Нельзя уклониться ни направо, ни налѣво: надобно по необходимости идти путемъ тѣснымъ и прискорбнымъ, который предъ Вами внезапно открылся по неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ.

Такое положеніе мнѣ не незнакомо. Не разъ я видѣлъ полное оскудѣніе помощи человѣческой; не разъ былъ предаваемъ лютости тяжкихъ обстоятельствъ; не разъ я находился во власти враговъ моихъ. И не подумайте, чтобъ затруднительное положеніе продолжалось какое-нибудь краткое время. Нѣтъ! такъ протекали годы; терялось тѣлесное здоровье, изнемогали подъ тяжестію скорбнаго бремени душевныя силы, а бремя скорбей не облегчалось. Едва проходила одна скорбь, едва начинало проясняться для меня положеніе мое, какъ налетала съ другой стороны неожиданная, новая туча, — и новая скорбь ложилась тяжело на душу, на душу, уже изможденную и утонченную подобно паутинѣ, предшествовавшими скорбями.

Теперь считаю себя преполовившимъ дни жизни моей. Уже видѣнъ противоположный берегъ! уже усилившаяся немощь, учащаюшіеся недуги возвѣщаютъ близость преселенія! Не знаю, какія бури еще предстоятъ мнѣ, но оглядываюсь назадъ, — и чувствую въ сердцѣ невольную радость. Видя многія волны, чрезъ которыя преплыла душа моя, видя опаныя мѣста, чрезъ которыя перенеслась ладья моя, радуюсь невольно. Сильные вѣтры устремлялись на нее: многіе подводные камни подстерегали и навѣтовали спасеніе ея, — и я еще не погибъ. По соображенію человѣческому погибнуть надо бы давно. — Увѣряюсь, что велъ меня странными и трудными стезями непостижимый промыслъ Божій; увѣряюсь, что Онъ бдитъ надо мною и какъ бы держитъ меня за руку Своею всемогущею десницею. Ему отдаюсь! пусть ведетъ меня куда хочетъ; пусть приводитъ меня, какъ хочетъ, къ тихому пристаннщу «идѣже нѣсть болѣзнь, ни печаль, ни воздыханіе». Вижу многихъ, называемыхъ счастливыми — и безъ цѣны для сердца моего жребій ихъ. Лежатъ мертвецы въ гробахъ мраморныхъ и деревянныхъ съ одинаковою безчувственностію: одинаково безчувственны они, какъ къ великолѣпному памятнику, воздвигнутому тщеславіемъ и невѣдѣніемъ христіанства, такъ и къ смиренному деревянному кресту, который водрузила вѣра и бѣдность. Одинаково они жертвы тлѣнія. Очень похожи на мертвецовъ земные счастливцы, мертвые для вѣчности и для всего духовнаго. Мертвыми нарекло ихъ Евангеліе. Возгласимъ славу Божію въ странѣ и обществѣ живыхъ!

Шествіе къ истинному знанію Бога непремѣнно требуетъ помощи отъ скорбей: непремѣнно нужно умерщвленіе сердца для міра скорбями, чтобъ оно могло всецѣло устремиться къ исканію Бога. Богъ, кого отдѣляетъ въ ближайшее служеніе Себѣ, въ сосудъ духовныхъ дарованій, тому посылаетъ скорби [2]. Онъ, едва открылся Павлу, какъ уже опредѣляетъ ему въ удѣлъ страданія, возвѣщаетъ о нихъ. «Азъ скажу ему, елика подобаетъ ему о имени Моемъ пострадати» (Дѣян. IX, 10), говорилъ Господь о вновь избранномъ Апостолѣ! Люди, наносящіе скорбь, и скорбныя обстоятельства — только орудія во всемогущей десницѣ Божіей. Власы главъ нашихъ изочтены у Бога; ни одна изъ птицъ безсловесныхъ не падаетъ безъ воли Творца своего: неужели безъ этой воли могло приблизиться къ Вамъ искушеніе? — Нѣтъ! оно приблизилось къ Вамъ по попущенію Бога. Недремлющее Око Промысла постоянно бдитъ надъ Вами; всесильная десница Его охраняетъ Васъ, управляетъ судьбою Вашею. По попущенію, или мановенію Бога приступили къ Вамъ скорби, какъ мучители къ мученику. — Ваше злато ввергнуто въ горнило искушеній: оно выйдетъ оттуда чище и цѣннѣе. Люди злодѣйствуютъ въ слѣпотѣ своей, а Вы содѣлываетесь на землѣ и на небѣ причастникомъ Сына Божія. Сынъ Божій говоритъ Своимъ: «Чашу, юже Азъ пію, испіета». Не предавайтесь печали, малодушію, безнадежію! Скажите, Честнѣйшій Отецъ, Вашимъ унывающимъ помысламъ, скажите Вашему пронзенному скорбію сердцу: «Чашу, юже даетъ ми Отецъ, не имамъ ли пити отъ нея?» Не подаетъ эту чашу Каіафа, не приготовляютъ ее Іуда и Фарисеи: все совершаетъ Отецъ! Люди, произвольно слѣдующіе внушеніямъ своего сердца, дѣйствующіе самовластно, не престаютъ при томъ быть и орудіями, слѣпыми орудіями Божественнаго Промысла, по безконечной премудрости и всемогуществу этого Промысла. Оставимъ людей въ сторонѣ: точно — они посторонніе! Обратимъ взоры наши къ Богу, повергнемъ къ ногамъ Его воздымающіеся и мятущіеся помыслы наши, скажемъ съ благоговѣйною покорностію: «Да будетъ воля Твоя!» Этого мало! облобызаемъ Крестъ, какъ знаменіе Христово, руководствующее ученика Христова въ Царство Небесное. Былъ повѣшенъ на крестѣ разбойникъ, упоминаемый въ Евангеліи: былъ повѣшенъ, какъ разбойникъ, а съ креста переселился на небо, какъ исповѣдникъ. Люди побивали Стефана камнями, какъ Богохульника, а по суду Божію ему отверзалось небо, какъ живому храму Святаго Духа. Былъ принужденъ Святитель Тихонъ Воронежскій, обвиненный въ горячности нрава, перейти съ престола Епископскаго въ стѣны тихой обители, — и обитель, пребываніе въ которой Святаго Пастыря имѣло наружность изгнанія, внушила ему посвятить себя молитвеннымъ и другимъ подвигамъ иноческимъ. Святые подвиги доставили ему нетлѣнное и негиблющее сокровище праведности во Христѣ, славу отъ Христа на небѣ и на земли. Всегда поражала меня участь Святителя Тихона; примѣръ его всегда испускалъ утѣшительные и наставительные лучи въ мое сердце, когда сердце мое окружалъ мракъ, производимый скопляющимися тучами скорбей. Я убѣжденъ, что однѣ иноческія занятія могутъ съ прочностію утѣшать человѣка, находящагося въ горнилѣ искушеній. Рекомендую Вамъ сочиненія Св. Марка Подвижника, находящіяся въ 1-й части Добротолюбія: онѣ доставляютъ духовное утѣшеніе въ скорбяхъ; а для молитвеннаго занятія — Исихія, Филоѳея и Ѳеолипта, помѣщенныя во 2-ой части той же книги. Простите, что позволяю себѣ совѣтовать Вамъ! Примите это, какъ признакъ участія, какъ признакъ искренности, извлекаемыхъ изъ души моей состраданіемъ къ Вамъ. Иначе я не ввѣрилъ бы Вамъ таинъ, которыя скрываю и которыя должно скрывать въ глубинѣ души, чтобъ драгоцѣнные бисеры духовные не были попраны любящими и дорого цѣнящими одно лишь свое болото. Изложенными въ этомъ письмѣ мыслями и другими, имъ однородными, почерпаемыми въ Священномъ Писаніи и въ сочиненіяхъ святыхъ Отцовъ, я питался и поддерживался. Безъ поддержки, столько сильной, могъ ли бы устоять противъ лица скорбей, которыя попускалъ мнѣ всеблагій Промыслъ, которыми отсѣкалъ меня отъ любви къ міру, призывалъ въ любовь къ Себѣ. Скорби мои, по отношенію къ слабымъ силамъ моимъ, были немалыя, не сряду встрѣчающіяся въ нынѣшнее время. То, что не вдругъ могли меня сломить, лишь усиливало и продолжало мученія: вмѣсто того, чтобъ сломить въ нѣсколько дней, или нѣсколько часовъ, ломали меня многіе годы. Въ этихъ скорбяхъ вижу Божіе благодѣяніе къ себѣ; исповѣдую даръ свыше, за который я долженъ благодарить Бога болѣе, нежели за всякое видимое мною въ другихъ земное, мнимое счастіе. И это мнимое счастіе, какъ ни низко (оно плотское!), — могло бы быть еще завиднымъ, еслибъ было прочно и вѣчно. Но оно превратно, оно мгновенно, — и какъ терзаются при его измѣнахъ, при потерѣ его, избалованные имъ. Оно непремѣнно должно разрушиться, отняться неумолимою и неотвратимою смертію: ни съ чѣмъ не сравнимо бѣдствіе, съ которымъ внезапно встрѣчаются во вратахъ вѣчности воспитанники мнимаго, земнаго счастія! Справедливо сказалъ святый Исаакъ Сирскій: «Міръ — блудница: онъ привлекаетъ красотою своею расположенныхъ любить его. Уловленный любовію міра и опутанный имъ, не возможетъ вырваться изъ рукъ его, доколѣ не лишится живота своего. Міръ, когда совершенно обнажитъ человѣка, — изводитъ его изъ дому его (т. е. изъ тѣла) въ день его смерти. Тогда человѣкъ познаетъ, что міръ — льстецъ и обманщикъ».

Дайте руку: пойдемъ за Христомъ, каждый неся крестъ свой, и имъ изработывая свое спасеніе.

1847 года, Сергіева Пустынь.

Примѣчаніе:
[1] Печатается по копіи, повидимому, подготовленной къ печати самимъ авторомъ писемъ и найденной въ архивѣ его, доставшемся Сергіевои пустыни.
[2] Св. Исаакъ Сирскій, слово.

Источникъ: Письма Епископа Игнатія (Брянчанинова) къ разнымъ лицамъ. Выпускъ I. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры, 1913. — С. 1-5.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.