Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

СОЧИНЕНІЯ ЕПИСКОПА ИГНАТІЯ БРЯНЧАНИНОВА.
Томъ 3-й: Аскетическіе опыты. (Изданіе 2-е. СПб., 1886).

СЛОВО О СМЕРТИ.

[Душевная смерть].

Слово и понятіе смерть поразили въ первый разъ слухъ и мысль человѣка при вступленіи его въ рай. Между древами рая были особенно замѣчательны древо жизни и древо познанія добра и зла. Господь, введя человѣка въ рай, заповѣдалъ ему: отъ всякаго древа, еже въ раи, снѣдію снѣси; отъ древа же, еже разумѣти доброе и лукавое, не снѣсте отъ него: а въ онь же аще день снѣсте отъ него, смертію умрете (Быт. II, 16, 17). Не смотря на страшную угрозу смертію, человѣкъ преступилъ заповѣдь, и, по преступленіи, немедленно умеръ; смерть мгновенно явилась во всѣхъ движеніяхъ души и въ ощущеніяхъ тѣла. Святый Духъ, обитавшій въ человѣкѣ, сообщавшій безсмертіе душѣ и тѣлу, бывшій ихъ жизнію, отступилъ отъ нихъ, какъ отъ нарушившихъ общеніе съ Богомъ произвольнымъ отверженіемъ заповѣди Божіей и столько же произвольнымъ вступленіемъ въ единомысліе и союзъ съ сатаною. Святый Григорій, архіепископъ Ѳессалоникійскій, говоритъ: «какъ разлученіе души отъ тѣла есть смерть тѣла, такъ и разлученіе Бога отъ души есть смерть души. Въ этомъ собственно заключается душевная смерть. На эту смерть указывалъ и Богъ заповѣдію, данною въ раю, когда говорилъ: въ онь же аще день снѣси отъ возбраненнаго древа, смертію умреши. Тогда умерла душа Адамова, разлучившись преслушаніемъ отъ Бога; тѣломъ же онъ прожилъ отъ того времени до девятисотъ тридцати лѣтъ. Эта смерть, постигшая душу за преслушаніе, не только содѣлываетъ непотребною душу, но и распространяетъ проклятіе на всего человѣка; самое тѣло подвергаетъ многимъ трудамъ, многимъ страданіямъ и тлѣнію. Тогда, /с. 115/ по умерщвленіи внутренняго человѣка преслушаніемъ, услышалъ перстный Адамъ: проклята земля въ дѣлахъ твоихъ, въ печали снѣси тую вся дни живота твоего. Тернія и волчцы возраститъ тебѣ, и снѣси траву сельную. Въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой, дондеже возвратишися въ землю; яко земля еси и въ землю пойдеши» [1].

Знаменуя смерть души, святый Іоаннъ Богословъ сказалъ: есть грѣхъ къ смерти, и есть грѣхъ не къ смерти (1 Іоан. V, 16, 17). Онъ назвалъ смертнымъ грѣхомъ грѣхъ, убивающій душу, тотъ грѣхъ, который совершенно отлучаетъ человѣка отъ Божественной благодати, и содѣлываетъ его жертвою ада, если не уврачуется покаяніемъ дѣйствительнымъ и сильнымъ, способнымъ возстановить нарушенное соединеніе человѣка съ Богомъ. Такимъ покаяніемъ святый Апостолъ Петръ уврачевалъ свой смертный грѣхъ — отреченіе отъ Христа, а святый пророкъ Давидъ — свои два смертные грѣха: прелюбодѣяніе и убійство. Покаяніе въ смертномъ грѣхѣ тогда признается дѣйствительнымъ, когда человѣкъ, раскаявшись въ грѣхѣ и исповѣдавъ его, оставитъ грѣхъ свой [2]. Такимъ поканіемъ блудники, прелюбодѣи, мытари, разбойники восхитили царство небесное; къ такому покаянію — къ воскресенію изъ смерти душевной призываетъ апостолъ Павелъ: возстани спяй, вопіетъ онъ, и воскресни изъ мертвыхъ и освятитъ тя Христосъ (Ефес. V, 14). Но кто внимаетъ этому гласу, этой духовной трубѣ, призывающей къ воскресенію души, къ воскресенію, болѣе необходимому для спасенія, нежели то, которое оживитъ тѣла, не оживитъ уже душъ, умерщвленныхъ грѣхомъ? Всѣ мы пребываемъ въ умерщвленіи, исполняя грѣховныя пожеланія наши, которыя не только воюютъ на душу, но, будучи удовлетворяемы, и умерщвляютъ ее. Указывая на смерть души, на существенную смерть, Спаситель міра назвалъ мертве/с. 116/цами всѣхъ людей, современныхъ Его пребыванію на землѣ, необращавшихъ вниманія на Его всесвятое ученіе, необходимое для спасенія, единое на потребу для истинной жизни человѣка: остави мертвыя, погребсти своя мертвецы (Лук. IX, 60), сказалъ Онъ послѣдователю Своему, просившему дозволенія отлучиться на время отъ Господа и отъ вниманія Его святому ученію, для погребенія скончавшагося своего родителя. Мертвыми наименовалъ Господь тѣхъ живыхъ по плоти, которые были по-истинѣ мертвы, какъ умерщвленные душею [3]. Тѣ изъ этихъ мертвецовъ, которые остаются чуждыми Христа въ теченіи всей земной жизни, и въ этомъ состояніи отходятъ въ вѣчность, не познаютъ воскресенія; во все пространство времени, данное для этого воскресенія, и заключающееся между двумя пришестіями Христовыми, первымъ — совершившимся, и вторымъ, имѣющимъ совершиться. Прочіе же мертвецы не ожиша, говоритъ о нихъ зритель таинъ, святый Іоаннъ Богословъ, дондеже скончается тысяча лѣтъ (Апок. XX, 5).

Блаженъ и святъ, возвѣщаетъ сынъ духовнаго грома [4], иже имать часть въ воскресеніи первемъ: на нихъ же смерть вторая не имать области, но будутъ іереи Богу и Христу, и воцарятся съ Нимъ тысячу лѣтъ (Апок. XX, 6). Тысяча лѣтъ, по объясненію, общепринятому святою Церковію, не знаменуетъ здѣсь опредѣленнаго числа годовъ, а знаменуетъ весьма значительное пространство времени, данное милосердіемъ и долготерпѣніемъ Божіимъ, чтобъ весь плодъ земли, достойный неба, созрѣлъ, и чтобъ ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено. Когда и самые святые Божіи уже сочли грѣхи міра преисполнившимися, а окончательный судъ Божій настолько нужнымъ, тогда услышали отъ Бога: да почіютъ еще время мало, дондеже скончаются и клеврети ихъ и братія ихъ (Апок. VI, 11). Такъ долготерпѣливо великое милосердіе Божіе! «Тысяча лѣтъ, — говоритъ святый Андрей, архіепископъ Кесарійскій — время отъ вочеловѣченія Христова до втораго славнаго Его пришествія... Тысяча лѣтъ — время, въ теченіи котораго будетъ благовѣствоваться Евангеліе. Нѣтъ нужды /с. 117/ разумѣвать буквально тысячу лѣтъ. Такъ число не имѣетъ буквальнаго значенія ни въ словахъ Пѣсни Пѣсней: мужъ принесетъ въ плодѣ тысячу сребренникъ. Виноградъ Мой предъ Мною: тысяща Соломону, и двѣсти стрегущимъ плодъ его (Пѣсн. VIII, 11, 12); ни въ словахъ Господа Іисуса: даяху плодъ, ово убо сто, овоже шестьдесятъ, овоже тридесять (Матѳ. XIII, 8). Полнымъ числомъ изображается обиліе и совершенство въ плодоприношеніи. Такъ и здѣсь чрезъ тысячу лѣтъ изображается преисполненное плодоприношеніе вѣры [5], для котораго дано все нужное время; полнота времени изображена словомъ тысяча лѣтъ». Съ начала этого тысячелѣтія открылось, и нынѣ продолжаетъ открываться первое, таинственное, существенное воскресеніе мертвыхъ; оно будетъ продолжаться до конца временъ. Аминь, аминь глаголю вамъ, сказалъ Господь, яко слушаяй словесе Моего и вѣруяй пославшему Мя, имать животъ вѣчный и на судъ не пріидетъ, но прейдетъ отъ смерти въ животъ [6]. Объясняя эти слова Спасителя, блаженный Ѳеофилактъ говоритъ: «вѣрующій во Христа не пойдетъ на судъ, т. е. въ муку, но живетъ присносущною жизнію, не подвергаясь душевной и вѣчной смерти, хотя-бъ и вкусивъ по естеству сію временную смерть». То же значеніе имѣютъ и слова Господа, сказанныя Имъ Марѳѣ, предъ воскресеніемъ брата ея, Лазаря: Азъ есмь воскресеніе и животъ; и всякъ живый и вѣруяй въ Мя, не умретъ во вѣки [7]. Сыны и дщери ветхаго Адама, рожденные по его образу и подобію падшими, рожденные для вѣчной смерти, переходятъ вѣрою въ новаго Адама къ вѣчной жизни. Этотъ переходъ, это воскресеніе незамѣтны для чувственныхъ очей, непостижимы для плотскаго ума, но ясны и ощутительны для души, надъ которою они совершаются. «Когда слышишь — говоритъ святый Макарій Великій — что Христосъ, сошедъ во адъ, освободилъ содержимыя тамъ души, не думай, чтобъ это далеко отстояло отъ совершающагося нынѣ. Знай: гробъ — сердце: тамъ погребены и содержатся въ непроницаемой тьмѣ твой умъ и твои помышленія. Господь приходитъ къ душамъ, во адѣ /с. 118/ вопіющимъ къ Нему, т. е. въ глубину сердца, и тамъ повелѣваетъ смерти отпустить заключенныя души, молящія Его, Могущаго освобождать, объ освобожденіи. Потомъ отваливъ тяжелый камень, лежащій на душѣ, отверзаетъ гробъ, воскрешаетъ точно умерщвленную душу, и выводитъ ее, заключенную въ темницѣ, на свѣтъ» [8]. Первое воскресеніе совершается при посредствѣ двухъ таинствъ: крещенія и покаянія. Чрезъ святое крещеніе воскресаетъ душа отъ гроба невѣрія и нечестія, или отъ первороднаго грѣха и собственныхъ грѣховъ, содѣланныхъ въ нечестіи;ча чрезъ покаяніе уже вѣрующая душа воскресаетъ отъ смерти, нанесенной ей смертными грѣхами, или нерадивою, любосластною жизнію, по крещеніи. Совершитель воскресенія — Духъ Святый. Воскресшихъ отъ душевной смерти видѣлъ святый Іоаннъ Богословъ, и сказалъ о нихъ: видѣхъ престолы, и сѣдящія на нихъ, и судъ данъ бысть имъ; и души растесанныхъ за свидѣтельство Іисусово, и за слово Божіе иже непоклонишася звѣрю, ни иконѣ его, и не пріяша начертанія на челѣхъ своихъ, и на руцѣ своей, и ожиша, и вацаришася со Христомъ тысящу лѣтъ... Се воскресеніе первое (Апок. XX, 4, 5), состоящее въ оживленіи души изъ ея смерти вѣрою въ Господа Іисуса Христа въ омовеніи грѣховъ святымъ крещеніемъ, въ жизни по завѣщанію Христову и въ очищеніи покаяніемъ грѣховъ, содѣланныхъ послѣ крещенія. Престолы святыхъ — ихъ господство надъ страстями, надъ самыми демонами, надъ недугами человѣческими, надъ стихіями, надъ звѣрями, обиліе ихъ духовныхъ дарованій. Имъ данъ судъ, т. е. разсужденіе духовное, которымъ они обличаютъ грѣхъ, какъ бы онъ ни былъ прикрытъ благовидностію, и отвергаютъ его; имъ данъ судъ, которымъ они судятъ ангеловъ тьмы, пріемлющихъ видъ Ангеловъ, и не дозволяютъ имъ обольщать себя. Они не поклонились ни звѣрю, ни иконѣ его: ни антихристу, ни предъизображавшимъ его гонителямъ христіанства, требовавшимъ отъ христіанъ отреченія отъ Христа и отверженія Его всесвятыхъ заповѣданій. Они не пріяли ни на челахъ, ни на десницахъ начертаній врага Божія, но усвоивъ себѣ умъ Христовъ, постоянно выражали его въ образѣ мыслей и въ образѣ дѣйствій, не щадя кро/с. 119/ви своей для запечатлѣнія вѣрности Христу, и потому воцарились со Христомъ. Для нихъ нѣтъ смерти! для нихъ разлученіе души съ тѣломъ — повторимъ вышеприведенную мысль Василія Великаго — не смерть, но переходъ отъ скорбнаго земнаго странствованія къ вѣчной радости и упокоенію. Смерть вторая, т. е. окончательное осужденіе на вѣчныя адскія муки и преданіе имъ, не имать области надъ воскресшими первымъ воскресеніемъ; воскресшіе имъ будутъ іереи Богу и Христу, и воцарятся съ Нимъ тысящу лѣтъ (Апок. XX, 6) Это царствованіе священниковъ Божіихъ въ Духѣ Святомъ не можетъ быть прервано разлученіемъ души отъ тѣла: оно развивается и упрочивается имъ. Егда скончается тысяща лѣтъ (Апок. XX, 7), исполнятся времена, и созрѣетъ весь словесный плодъ земли, — послѣдуетъ воскресеніе второе, воскресеніе тѣлъ. Послѣ него усугубится блаженство праведниковъ, благовременно воскресшихъ первымъ воскресеніемъ; усугубится послѣ него смерть отверженныхъ грѣшниковъ, лишившихся перваго воскресенія.

Примѣчанія:
[1] Святаго Григорія Паламы, архіепископа Ѳессалоникійскаго, посланіе къ Ксеніи монахинѣ.
[2] Мнѣніе преподобнаго Пимена Великаго (Патерикъ Скитскій). Оно выражено многими другими святыми Отцами, — наконецъ святымъ Тихономъ Воронежскимъ. Это мнѣніе принадлежитъ вообще Церкви, и основывается на словахъ Спасителя. Исцѣливъ разслабленнаго въ Виѳездѣ, при овчей купели, Господъ сказалъ ему: Се здравъ еси, ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан. V, 14). Женѣ, уличенной въ любодѣяніи, Господь сказалъ: Ни Азъ тебѣ осуждаю: иди, и отселѣ ктому не согрѣшай (Іоан. VIII, 11).
[3] По объясненію святаго Григорія Паламы (Посланіе къ монахинѣ Ксеніи), блаженнаго Ѳеофилакта Болгарскаго и другихъ святыхъ Отцовъ.
[4] Сынами грома Господь назвалъ двухъ апостоловъ: Іакова и Іоанна Зеведеевыхъ (Марк. III, 17).
[5] Толкованіе Святаго Андрея на Апокалипсисъ.
[6] «Перешелъ уже отъ смерти въ жизнь». Русскій переводъ Евангелія (Іоан. V, 24).
[7] По толкованію блаженнаго Ѳеофилакта, Іоанна гл. II, 25-26.
[8] Слово 7, гл. 1.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ третій: Аскетическіе опыты. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 114-119.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.