Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

СОЧИНЕНІЯ ЕПИСКОПА ИГНАТІЯ БРЯНЧАНИНОВА.
Томъ 3-й: Аскетическіе опыты. (Изданіе 2-е. СПб., 1886).

СЛОВО О СМЕРТИ.

[Адъ].

Адъ [1] помѣщается во внутренности земли. Богъ, произнося опредѣленіе на Адама, при изгнаніи его изъ рая, сперва исчислялъ земныя казни для преступника райской заповѣди, потомъ возвѣстилъ, что этимъ казнямъ Адамъ будетъ подвергаться дотолѣ, доколѣ не возвратится въ землю, изъ которой онъ взятъ. Земля еси, сказалъ ему Господь, и въ землю отыдеши (Быт. III, 19). Здѣсь не сказано, что онъ пойдетъ въ землю однимъ тѣломъ: изреченный приговоръ для дерзнувшаго возстать противъ Бога страшнѣе, нежели какимъ онъ представляется для легкаго, поверхностнаго взгляда [2]. Праведники Ветхаго Завѣта, какъ очевидно изъ Священнаго Писанія, постоянно признавали земныя нѣдра мѣстомъ ада. Сниду къ сыну моему, сѣтуя, во адъ (Быт. XXXVII, 37), говорилъ святый патріархъ Іаковъ, когда принесли ему ложную вѣсть о кончинѣ любимаго его сына, Іосифа. Остави мене почити мало, умоляетъ Бога праведный, многострадальный Іовъ изъ среды отвсюду окружавшихъ его иску/с. 90/шеній, прежде даже отиду, отнюдуже не возвращуся, въ землю темну и мрачну, въ землю тьмы вѣчныя, идѣже нѣсть свѣта, ниже видѣти живота человѣческаго (Іов. X, 20-22). Боговдохновенный законодатель израильтянъ, Моѵсей, объявляя народу гнѣвъ Божій на Корея и его сообщиковъ, сказалъ: Аще смертію всѣхъ людей умрутъ сіи, и аще по присѣщенію всѣхъ человѣковъ, будетъ посѣщеніе ихъ, то не Господь посла мене. Но явно покажетъ Господь, и отверзши земля уста своя, пожретѣ я, домы ихъ, и кущи ихъ, и вся елика суть ихъ, и снидутаживы во адъ... Егдаже преста глаголя вся словеса сія, продолжаетъ повѣствовать Писаніе, разсѣдеся земля подъ ногами ихъ... и снидоша живы во адъ (Числ. XVI, 29-35). Пророкъ Давидъ воспѣвалъ Господу: милость Твоя велія на мнѣ, и избавилъ еси душу мою отъ ада преисподнѣйшаго (Псал. LXXXV, 13). Когда душа святаго пророка Самуила была вызвана волшебницею, по просьбѣ царя Израильскаго Саула, для совѣщанія о предстоявшей битвѣ со врагами, то волшебница, увидѣвъ эту душу, сказала: видѣхѣ мужа стара, восходяща отъ земли, и сей оболченъ одѣяніемъ долгимъ; и уразумѣ Саулъ, яко сей Самуилъ есть (1 Цар. XXVIII, 14). Пророкъ Исаія говоритъ сатанѣ: во адъ снидеши и въ основанія земли (Исх. XIV, 15). Подобно сему выражается о падшемъ ангелѣ, отъ лица Божія, Пророкъ Іезекіиль: свождахъ его во адъ со снисходящими въ ровъ, и утѣшаху его въ земли дольнѣйшей вся древеса сладости... сниди съ древесами сладости въ глубину земную (Іезек. XXXI, 16 и 18). Пророкъ назвалъ падшаго ангела Фараономъ, и уподобилъ его древу сладости; другіе ангелы, увлеченные главнымъ падшимъ ангеломъ въ погибель, также уподоблены древамъ сладости, по состоянію ихъ до паденія. То же мѣсто для ада опредѣляетъ и Священное Писаніе Новаго Завѣта. Возвѣщая о низшествіи во адъ Своею душею и неразлучнымъ съ нею Божествомъ, Богочеловѣкъ сказалъ: будетъ Сынъ человѣческій въ сердце земли три дни и три нощи (Матѳ. XII, 40). Объясняя слова Спасителя, блаженный Ѳеофилактъ Болгарскій говоритъ, что Господь исполнилъ это предсказаніе Свое, «сошедъ въ преисподнюю землю до ада». Господь, по словамъ святаго апостола Павла, сниде въ дольнѣйшія страны земли, — /с. 91/ по русскому переводу: въ преисподнія мѣста земли (Ефес. IV, 9), а по словамъ апостола Петра: сущимъ въ темницѣ духовомъ, сошедъ, проповѣда (1 Петр. III, 19). «Обоженная Душа Христова, говоритъ святый Іоаннъ Дамаскинъ, нисходитъ во адъ для того, чтобы какъ живущимъ на земли возсіяло солнце правды, такъ и для сидящихъ подъ землею во тьмѣ и сѣни смертной возсіялъ свѣтъ» [3]. Въ XIV огласительномъ поученіи святаго Кирилла Іерусалимскаго читаемъ: «Господь нашъ Іисусъ во Евангеліи сказалъ: Якоже бо бѣ Іона во чревѣ китовѣ три дни и три нощи: тако будетъ и Сынъ человѣческій въ сердцы земли три дни и три нощи (Матѳ. XII, 40). Разсматривая повѣсть о Іонѣ, мы находимъ въ ней дѣйствіе очень подобное дѣйствію Іисуса. Іисусъ былъ посланъ проповѣдывать покаяніе: и Іона послася (Іон. I, 2-5). Но онъ бѣжалъ, не вѣдая будущаго: Іисусъ же добровольно пришелъ на покаяніе спасительное.... Іона былъ ввергнутъ во чрево китово: Іисусъ же сошелъ волею туда, гдѣ былъ мысленный китъ, чтобъ смерть извергла пожранныхъ ею, по сказанному въ Писаніи: отъ руки адовы избавлю я, и отъ смерти искуплю я (Осіи XIII, 14). Іона изъ чрева китова молился, говоря: возопихъ въ скорби моей, и изъ чрева адова вопль мой (Іон. II, 3). Это говорилъ онъ еще находясь въ китѣ. Но находясь къ китѣ, онъ говорилъ о себѣ, что находится во адѣ: потому что онъ былъ предъизображеніемъ Христа, долженствовавшаго низойти во адъ. Нѣсколько далѣе, очень явственно, пророчествуя, онъ сказалъ отъ лица Христова. Понре глава моя въ разсѣлины горъ (Іон. II, 6). Если онъ былъ во чревѣ китовѣ: то какія тамъ горы? Знаю это, отвѣчаетъ онъ; но я служу образомъ Того, кто будетъ положенъ въ изсѣченномъ каменномъ гробѣ. Находясь въ морѣ, Іона говоритъ: Снидохъ въ землю, еяже верви ея заклепи вѣчніи (Іон. II, 7): потому что онъ носилъ образъ Христа, низшедшаго въ землю» [4]. Подобнымъ образомъ Святый Епифаній Кипрскій указываетъ со всею ясностію и опредѣленностію мѣстонахожденіе ада во внутренности земли, описывая въ словѣ своемъ на Великую Субботу спасеніе человѣковъ Богочеловѣкомъ. Мы помѣщаемъ здѣсь это слово съ не/с. 92/многими исключеніями. «Отчего толикое безмолвіе на землѣ? Что значитъ это безмолвіе и молчаніе великое? Безмолвіе великое: Царь погрузился въ сонъ. Земля убоялась и замолкла; потому что Богъ во плоти уснулъ. Богъ во плоти уснулъ, и адъ ужаснулся, Богъ уснулъ на краткое время, и свящихъ издревле, отъ Адама, воскресилъ. Нынѣ спасеніе сущимъ на землѣ, и отъ вѣка сущимъ подъ землею; нынѣ спасеніе всему міру, и видимому и невидимому. Нынѣ сугубое пришествіе Христово, сугубое промышленіе, сугубое человѣкамъ посѣщеніе: Богъ приходитъ съ небеси на землю, съ земли подъ землю. Врата ада отворяются, и вы, спящіе отъ вѣка, радуйтеся. Сѣдящіи во тьмѣ и сѣни смертной, свѣтъ великій пріимите: съ рабами Господь, съ мертвыми Богъ, съ умершими Жизнь, съ находящимися во тьмѣ Свѣтъ невечерній, съ плѣненными Свободитель, преисподними Сый превыше небесъ. Христосъ между мертвыми: снидемъ туда съ Нимъ, да познаемъ тайны этой страны, да познаемъ тайну Божію подъ землею, и разумѣемъ чудеса Господни; да научимся, какую благовѣствуетъ Господь проповѣдь сущимъ во адѣ, и что со властію повелѣваетъ связаннымъ. Изыдите, вѣщаетъ, сущіи во тьмѣ, и просвѣтитеся; изыдите, и возстаните лежащіи. И тебѣ повелѣваю, Адаме: возстани спяй. Я не для того сотворилъ тебя, чтобъ ты остался связаннымъ во адѣ: воскресни отъ мертвыхъ. Я — животъ человѣковъ и воскресеніе. Для тебя Богъ твой былъ сынъ твой. Для тебя Я, Господь твой, принялъ образъ раба. Для тебя Сущій превыше небесъ, Я пришелъ на землю и подъ землю. Возстань и изыди отсюду. Возстаньте, идите отсюда: изъ тьмы въ вѣчный свѣтъ, отъ страданій къ веселію. Возстаньте, идите отсюда: изъ рабства въ свободу, изъ темницы въ горній Іерусалимъ, изъ узъ къ Богу, изъ подъ земли на небо» [5].

Въ торжественныя службы Великой Субботы и Святой Пасхи Церковь, празднуя и воспѣвая спасеніе человѣковъ пострадавшимъ за насъ Богочеловѣкомъ, поправшимъ смертію смерть, сокрушившимъ врата и заклепы адовы, воскресившимъ человѣчество въ Себѣ и съ Собою, съ особенною ясностію выражаетъ свое мнѣніе о мѣстонахожденіи какъ ада, такъ и рая. Церковь не занимается /с. 93/ собственно изысканіемъ, гдѣ адъ и гдѣ рай, но, славословя Господа, и говоря о адѣ и о раѣ, по необходимости, хотя и мимоходно, высказываетъ свое мнѣніе о мѣстѣ ихъ, говоритъ объ этомъ какъ о предметѣ общеизвѣстномъ. Величественное пѣснопѣніе на утрени Великой Субботы, послѣ прочтенія шестопсалмія и великой ектиніи, начинается съ двухъ глубоко-умилительныхъ и вмѣстѣ изящно-поэтическихъ тропарей, изъ которыхъ въ первомъ воспѣвается погребеніе Господа, во второмъ низшествіе Его во адъ. «Благообразный Іосифъ съ древа снемъ пречистое тѣло Твое, плащаницею чистою обвивъ и вонями, въ гробѣ новѣ закрывъ положи». — «Егда снишелъ еси къ смерти, Животе безсмертный, «тогда адъ умертвилъ еси блистаніемъ Божества, егда же и умершія отъ преисподнихъ воскресилъ еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе, Боже нашъ, слава Тебѣ». — Послѣ этого всѣ священнослужащіе, а въ монастыряхъ и все братство, выходятъ съ возженными свѣчами на средину храма, становятся предъ плащаницею, и начинаютъ возглашать такъ-называемыя Церковнымъ Уставомъ похвалы Господу, соединяя ихъ со стихами CXVIII псалма. Изъ этихъ похвалъ выписываемъ тѣ, въ которыхъ съ наибольшею ясностію упоминается о томъ, что адъ находится внутри земли. «Зашелъ еси подъ землю Свѣтоносецъ правды, и мертвыя якоже отъ сна воздвиглъ еси, отгнавъ всякую тьму, сущую во адѣ» [6]. — Землю содержай дланію, умерщвленъ плотію, подъ землею нынѣ содержится, мертвыя избавляя адова содержанія» [7] — «На землю сшелъ еси, да спасеши Адама, и на земли не обрѣтъ его, Владыко, даже до ада снисшелъ еси, ищай» [8]. — «О радосте оныя! о многія сладости! ихъ же во адѣ наполнилъ еси, во днахъ мрачныхъ свѣтъ возсіявъ» [9]. — «Волею снисшелъ еси, Спасе, подъ землю, умерщвленныя человѣки оживилъ еси, и возвелъ еси въ славѣ Отчей» [10]. — «Послушавъ, Слове, Отца Твоего, даже до ада лютаго сошелъ еси, и воскресилъ еси родъ человѣческій» [11]. — «Зашелъ еси подъ землю, рукою Твоею создавый человѣка, да воздвигнеши отъ паденія соборы человѣческія всесильною державою» [12]. — «Убояся Адамъ, Богу ходящу въ раи: радуется же ко аду со/с. 94/шедшу, падый прежде, и нынѣ воздвизаемъ» [13]. — «Нѣдръ Отеческихъ неисходенъ пребывъ, Щедре, и человѣкъ быти благоволилъ еси, и во адъ снишелъ еси, Христе» [14]. — «Возстани, Шедре, отъ пропастей адскихъ возставляяй насъ» [15]. — «Подъ землею хотѣніемъ нисшедъ яко мертвъ, возводиши отъ земли къ небеснымъ, оттуду падшія, Іисусе» [16]. — «Аще и мертвъ видѣнъ былъ еси, но живый, яко Богъ, возводиши отъ земли къ небеснымъ, оттуду падшія, Іисусе» [17]. Въ послѣднихъ двухъ похвалахъ Церковь во всенародное услышаніе объявляетъ не только о мѣстонахожденіи ада, но и о мѣстонахожденія рая. Человѣки, въ праотцахъ своихъ, низвержены на землю изъ рая: Церковь опредѣляетъ мѣсто рая, говоря, что человѣки ниспали съ неба. — Въ канонѣ утрени Великой Субботы воспѣвается: «Да Твоею славы «вся исполниши, сшелъ еси въ нижняя земли» [18]. Далѣе говорится, что «Господь явилъ Себя сущимъ во адѣ», что Онъ «пріобщился сущимъ во адѣ», что «адъ, Слове, срѣтъ Тя, огорчися», что «душа Твоя во адѣ не оставлена», что «адъ низу стенетъ», что «уязвися адъ, въ сердце пріемъ Уязвленнаго копіемъ въ ребра», что «Господь сниде даже до адовыхъ сокровищъ». Въ Синаксарѣ Великой Субботы читается, что въ этотъ день мы празднуемъ погребеніе Господа и Его сошествіе во адъ, что Онъ сошелъ во адъ нетлѣнною и Божественною Своею душею, раздѣлившеюся отъ тѣла смертію. Употреблены выраженія о адѣ, какъ о глубокой пропасти, которая, очевидно изъ всей службы, признается подземною и находящеюся внутри земли [19].

То же мнѣніе о мѣстонахожденіи ада и рая видимъ въ службѣ на святую Пасху. Съ наибольшею опредѣлительностію выражено мнѣніе о мѣстѣ ада въ ирмосѣ 6 пѣсни канона: «Снишелъ еси въ преисподняя земли, и сокрушилъ еси вереи вѣчныя, содержащія связанныя, Христе». Въ Синаксарѣ по 6 пѣсни говорится: «Господь нынѣ изъ адовыхъ сокровищъ человѣческое естество исхитивъ, на небеса возведе, и къ древнему достоянію приведе нетлѣнія. Обаче сошедъ во адъ, не всѣхъ воскреси, но елицы вѣровати Ему изволиша. Ду́ши же отъ вѣка святыхъ, нуждею держимыя, отъ ада свободи, и всѣмъ даде на небеса взыти». /с. 95/ Здѣсь опять древнее достояніе, то есть, рай, указывается на небѣ; «Воскресеніемъ Твоимъ, Господи, рай паки отверзеся» [20], и иже «на небеса восходъ обновилъ еси намъ» [21].

Мнѣніе о мѣстонахожденіи ада внутри земли усматривается на всемъ пространствѣ Богослуженія Православной Церкви. Она повсюду говоритъ объ этомъ предметѣ, какъ о общепринятомъ и общеизвѣстномъ: по этой причинѣ выраженіе опредѣленное встрѣчается изрѣдка. Но оно встрѣчается, и именно по той причинѣ, что встрѣчается какъ общепринятое и общеизвѣстное, служитъ яснѣйшимъ свидѣтельствомъ и доказательствомъ. «Завѣса раздрася», воспѣваетъ Церковь, «распеншуся Тебѣ, Спасе нашъ, и отдаваше мертвыя, яже пожре смерть, и адъ обнажися, Тебе зря въ преисподнихъ земли бывша» [22]. — «Съ душею пришедшу Тебѣ во утробу земли, ду́ши, яже стяжа, адъ издаваше со тщаніемъ, вопіющія державѣ Твоей пѣснь благодарную» [23]. — «Съ душею сшедъ въ страны преисподнія ада, возвелъ еси мужествомъ связанныя вся, яже отъ вѣка смерть пріятъ, горькій мучитель» [24]. — «Тебе, сошедшаго до послѣднихъ земли, и человѣка спасшаго, и восхожденіемъ Твоимъ сего возвысившаго, величаемъ» [25]. — «Не ктому боюся еже въ землю, Владыко, возвращенія: Ты бо отъ земли возвелъ мя еси, забвенна» [26]. «Адамъ низведенъ бысть, лестію запенся, ко адовѣ пропасти; но естествомъ Богъ же и милостивъ, сошелъ еси ко исканію, и на раму понесъ совоскресилъ еси» [27]. «Изъ преисподняго ада вознесша мя падшаго благословите вся дѣла Господа, и превозносите Его во вѣки» [28]. — «Дошедшу Ти во врата адова, Господи, и сія сокрушившу, плѣнникъ сице вопіяше: кто сей есть, яко не осуждается въ преисподнихъ земли, но яко сѣнь разруши смертное узилище» [29]. — «Вострепеташа долѣ преисподняя днесь, адъ и смерть, Единаго отъ Троицы: земля поколебася, вратницы же адовы, видѣвше /с. 96/ Тя, ужасошася» [30]. — «Во глубины достигша морскія, и тридневствоваша въ китовѣхъ персехъ морскаго звѣря древле Іону подражаяй зову Ти: Спасе мой, возведи мя изъ ада преисподняго» [31]. — «Да не пріиду въ землю плача, да не вижу мѣсто тмы, Христе мой, Слове» [32]. — «Нѣсть во адѣ покаянія, нѣсть тамо прочее ослабы: тамо червь неусыпаемый, тамо земля темна, и помрачена вся» [33]. Также мимоходно, какъ о предметѣ общеизвѣстномъ, упоминаетъ о мѣстонахожденіи ада во внутренности земли святый Іоаннъ Лѣствичникъ. Онъ совѣтуетъ подвижнику благочестія непрестанно воспоминать о безконечной пропасти преисподняго пламени, о подземныхъ страшныхъ мѣстахъ и пропастяхъ, о тѣсныхъ сходахъ, чтобы такимъ размышленіемъ и воспоминаніемъ отторгнуть душу отъ усвоившагося ей сладострастія [34]. Ученіе, что адъ находится внутри земли, есть ученіе Православной Церкви; въ весьма многихъ сочиненіяхъ святыхъ Отцовъ встрѣчается это ученіе [35]; ни одинъ изъ нихъ не отвергаетъ его [36]; Божественныя Откровенія, бывшія Угодникамъ Божіимъ, подверждаютъ его.

/с. 97/ Въ первые времена христіанства, когда ожесточенная и слѣпая ревность идолопоклонниковъ къ сохраненію на земли идолопоклонства проливала рѣки невинной крови христіанской, въ Бруссѣ, главномъ городѣ Виѳиніи, претерпѣлъ мученіе и казнь епископъ города, Патрикій. Мучитель-игемонъ принималъ ванны на теплыхъ цѣлительныхъ источникахъ, находившихся близъ города [37], тамъ допрашивалъ и умертвилъ епископа. По поводу этихъ горячихъ водъ, которыхъ температуру и цѣлебность игемонъ приписывалъ дѣйствію боготворимыхъ имъ истукановъ, святый Патрикій говорилъ ему такъ: «Блистательный игемонъ! если хочешь узнать истину о началѣ, теченіи и теплотѣ этихъ водъ, то я могу открыть ее тебѣ, если съ кротостію меня выслушаешь. Всякій исповѣдующій христіанство святое и поклоняющійся единому истинному Богу стяжаваетъ умъ, исполненный разумѣнія Божественныхъ тайнъ: и я, будучи рабомъ Христа, хотя и грѣшнымъ, могу объяснить истину о этихъ водахъ. Богъ, предвидя, что созданные Имъ человѣки прогнѣваютъ Его — Бога, Создателя своего, и, отвергнувъ истинное Богопочитаніе, устроятъ себѣ бездушныхъ кумировъ и будутъ поклоняться имъ, уготовалъ два мѣста для преселенія въ нихъ человѣковъ послѣ ихъ земной жизни. Первое мѣсто Онъ просвѣтилъ вѣчнымъ свѣтомъ, и исполнилъ обильными и неизреченными благами; другое же мѣсто исполнилъ непроницаемою тьмою, неугасающимъ огнемъ и вѣчными казнями. Онъ предназначилъ, чтобы въ первое мѣсто были преселяемы тѣ, которые будутъ стараться благоугождать Ему исполненіемъ Его заповѣдей, а во второе, темное, ввергаемы тѣ, которые прогнѣваютъ Творца злымъ житіемъ своимъ, и заслужатъ себѣ казнь. /с. 98/ Сподобившіеся мѣста свѣтлаго будутъ жить безсмертною жизнію въ непрестанной и безконечной радости, а низринутые въ темное мѣсто будутъ мучены непрестанно, безконечно. Создатель, раздѣляя огонь отъ воды и свѣтъ отъ тьмы, каждое изъ нихъ, какъ создалъ отдѣльно, такъ и поставилъ на отдѣльныхъ мѣстахъ. Есть и надъ твердію небесною, такъ какъ и подъ землею, огонь и вода. Вода, находящаяся на поверхности земной, собранная въ собранія свои, называется моремъ, а подземная вода называется бездною. Изъ этой бездны, на потребности человѣковъ и животныхъ, населяющихъ землю, воды подымаются сквозь земныя нѣдра, какъ бы водопроводными трубами, и, выходя на поверхность земли, образуютъ источники, колодцы и рѣки. Изъ этихъ-то водъ тѣ, которыя приближаются подземному огню, согрѣваются имъ, и вытекаютъ горячими; тѣ же, которыя текутъ вдали отъ огня, сохраняютъ естественную хладность. На нѣкоторыхъ мѣстахъ бездны имѣются самыя холодныя воды, обратившіяся въ ледъ, какъ отстоящія весьма далеко отъ огня. Подземный огнь устроенъ для мученія нечестивыхъ душъ. Преисподняя вода, обратившаяся въ ледъ, именуется тартаромъ [38]. Въ тартарѣ подвергаются безконечной мукѣ ваши боги и поклонники ихъ, какъ воспѣлъ одинъ изъ вашихъ стихотворцевъ: "концы земли и моря — не что иное, какъ ихъ послѣдніе предѣлы, гдѣ Іапетъ и Сатурнъ, — такъ именуются ваши боги — не утѣшаются ни блистаніемъ солнца, ни прохладою вѣтровъ". Это значитъ: вашихъ боговъ, заключенныхъ въ тартарѣ, не освѣщаетъ и не согрѣваетъ солнце, а вверженныхъ въ огнь не прохлаждаетъ вѣтеръ. Тартаръ глубже всѣхъ прочихъ безднъ, находящихся подъ землею. Въ томъ, что подъ землею находится огнь, уготованный на нечестивыхъ, пусть удостовѣритъ тебя по крайней мѣрѣ тотъ огнь, который извергается изъ нѣдръ земныхъ въ Сициліи». — Такъ разсуждалъ о подземномъ адѣ святый епископъ Христовой Церкви первыхъ вѣковъ [39].

Вышеупомянутая преподобная Ѳеодора, посѣтивъ райскія оби/с. 99/тели, низведена была въ преисподняя земли, и видѣла страшныя, нестерпимыя муки, уготованныя грѣшникамъ въ адѣ [40].

Воскресшій воинъ Таксіотъ повѣдалъ, что онъ былъ похищенъ діаволами съ блуднаго мытарства: они свели его изъ воздушнаго пространства внизъ, на землю. Земля разступилась, и онъ былъ спущенъ по узкимъ и смраднымъ сходамъ до преисподнихъ темницъ адовыхъ, гдѣ души грѣшныхъ затворены въ вѣчной тьмѣ и вѣчной мукѣ [41].

Примѣчанія:
[1] Адъ, тартаръ (ἄδος, τάρταρος) — слова греческія, означающія низменнное, весьма глубокое мѣсто. Имъ соотвѣтствуетъ славяно-русское слово: преисподняя. Геенна — слово еврейское, собственное имя глубокаго оврага, находящагося близь Іерусалима.
[2] Земля еси, и въ землю пойдеши. Святая Церковь относитъ этотъ приговоръ Божій преимущественно къ душѣ человѣка, который за преступленіе заповѣди Божіей обреченъ на погребеніе въ землѣ и тѣломъ и душею; приговоръ падаетъ всею тяжестію на душу, которая, и по разлученіи съ тѣломъ, сохраняетъ при себѣ способности мышленія и ощущенія, которая, одна, чувствуетъ на себѣ дѣйствіе приговора; тѣло, по разлученіи его отъ души, упокоевается въ рѣшительномъ нечувствіи. Тропарь 2-й пѣсни 5 канона на утрени въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ. Святый Аѳанасій Великій, въ Словѣ на Пасху, говоритъ: «Человѣческое естество, соединенное съ Божескимъ (въ лицѣ Спасителя), привело въ трепетъ преисподнюю. Воскликнулъ адъ въ срѣтеніе Похитителю умершихъ: Зачѣмъ Ты извращаешь опредѣленіе, сдѣланное Тобою-же въ раю? Зачѣмъ расторгаешь рукописаніе, написанное и скрѣпленное противъ естества человѣческаго? Я знаю опредѣленіе, справедливо произнесенное на человѣковъ: Земля еси, и въ землю отыдеши». Opera omnia sancti Athanasii, Том. IV, pag. 1,079 и 1,680.
[3] Точное изложеніе Православной Вѣры, Кн. III гл. XXIX.
[4] Поученіе XIV гл. 17 и 21.
[5] Собраніе Поученій, составлено Редакціею Воскреснаго Чтенія при Кіевской Духовной Академіи. Томъ 1.
[6] Похвала къ 56 стиху CXVIII псалма.
[7] Къ стиху 17.
[8] Къ ст. 25.
[9] Къ ст. 48.
[10] Къ ст. 53.
[11] Къ ст. 59.
[12] Къ ст. 80.
[13] Къ ст. 58.
[14] Къ ст. 117.
[15] Къ ст. 160.
[16] Похвала къ 46 стиху CXVIII псалма.
[17] Къ ст. 47.
[18] Пѣснь 1, троп. 3.
[19] Тріодіонъ.
[20] 2-я стихира въ понедѣльникъ Свѣтлыя Седмицы вечера.
[21] 1-я стихира во вторникъ Свѣтлыя Седьмицы вечера.
[22] Тропарь 1-й пѣсни 8-й канона утрени въ 4-ю недѣлю по Пасхѣ.
[23] Тропарь 2-й пѣсни 3-й канона на утрени въ 4-ю недѣлю по Пасхѣ.
[24] Тропарь 2-й пѣсни 7-й канона на утрени въ 5-ю недѣлю по Пасхѣ.
[25] Припѣвъ на 9-й пѣсни въ Воскресенье.
[26] Тропарь 2-й пѣсни 5-й канона на утрени въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ.
[27] Тропарь 2-й пѣсни 6-й канона на утрени въ 7-ю недѣлю по Пасхѣ.
[28] Тропарь 2-й пѣсни 8-й канона на утрени въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ.
[29] Воскресная стихира на хвалитѣхъ 8-го гласа.
[30] Воскресный икосъ 7-го гласа.
[31] Ирмосъ 6-й пѣсни 2-го гласа.
[32] Служба по вся дни канона пѣсть 4-я.
[33] Чинъ погребенія священниковъ.
[34] Лѣствицы степень 7-я о радостотворномъ плачѣ.
[35] Святый Аѳанасій Великій положительно утверждаетъ о мѣстонахожденіи ада внутри земли (вышеприведенная цитата; также посланіе къ Антіоху, отвѣтъ на вопросъ 19-й). Того же мнѣнія и святый Василій Великій (на пророка Исаію, гл. V, 14). Святый Кириллъ Александрійскій, какъ ниже будетъ видно, признавалъ адъ во внутренности земли; тамъ указываютъ его и другіе Отцы. Соотечественникъ нашъ, святый Димитрій Ростовскій, говоритъ: «На страшномъ судищи Христосъ Богъ нашъ егда речетъ на грѣшники: идите отъ Мене проклятіи въ огонь вѣчный: и въ той часъ подъ грѣшники земля разступится, якоже разступилася подъ Кореемъ, Даѳаномъ и Авирономъ при Моѵсеи, и тогда впадутъ вся грѣшніи во адъ — потомъ паки земля въ мѣсто сомкнется. Грѣшницы же будутъ во адѣ подъ землею, яко въ сосудѣ желѣзнѣ тѣснѣ заперты и во вѣки неисходны». Часть 2-я, поученіе второе на входъ въ Іерусалимъ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа.
[36] Святый Іоаннъ Златоустый говоритъ: Въ какомъ мѣстѣ, спрашиваешь, будетъ геенна? Полагаю, внѣ всего этого міра. Какъ царскія темницы и рудокопни бываютъ вдали: такъ и геенна будетъ внѣ этого міра. Станемъ искать не того, гдѣ она находится, но средствъ избѣгать ее». (Толкованіе на посланіе къ Римлянамъ, Бесѣда XXXI. Opera omnia Chrysostomi). Этому мнѣнію помѣщеніе ада во внутренности земли нисколько не противорѣчитъ, напротивъ того, подтверждаетъ его: какой можетъ быть болѣе удобный способъ скрыть адъ отъ взоровъ вселенной, какъ не погребеніе его въ нѣдрахъ земли? Главы XVI Евангелія отъ Луки стихъ 22-й въ нѣкоторыхъ греческихъ изданіяхъ читается такъ: умеръ и богатый, и похоронили его во адѣ. Впрочемъ, и при чтеніи, принятомъ грекороссійскою /с. 97/ Церковію, слова Господа о богачѣ потребоша его имѣютъ то значеніе, что богачъ былъ душею низведенъ во адъ, — такъ объясняются эти слова блаженнымъ Ѳеофилактомъ. Златоустый, не одобряя одно любопытство при опредѣленіи мѣста аду, не только не воспрещаетъ тѣхъ размышленій и изысканій о адѣ, которыя приводятъ къ страху Божію и уклоненію отъ зла, но и завѣщаваетъ непрестанно погружаться въ нихъ, непрестанно имѣть предъ очами геенну огненную, ожидающую беззаконниковъ. Слово 1-е о покаяніи къ Димитрію. Во времена, послѣдующія Златоустому, Церковь выразила свое мнѣніе о мѣстонахожденіи ада со всею опредѣленностію, огласила и оглашаетъ его Божественными пѣснопѣніями и чтеніями во всеуслышаніе и наученіе народа.
[37] Землетрясеніе, разрушившее Бруссу въ 1854 году, уничтожило горячіе источники; такое, по крайней мѣрѣ, свѣдѣніе доставлено было соврененными газетами.
[38] «Боюсь тартара, зане не причастенъ есть теплоты». Святаго Кирилла о исходѣ души.
[39] Четьи-Минеи 19 мая. Святый Патрикій жилъ въ началѣ IV вѣка, и пострадалъ при императорѣ Іуліанѣ въ 343 году по Р. Х. Смотри Слѣдованную Псалтирь.
[40] Смотри выше.
[41] Воинъ Таксіотъ, житель африканскаго города Карѳагена, проводилъ жизнь въ грѣхахъ. Случилось въ Карѳагенѣ моровое повѣтріе. Видя множество умирающихъ, Таксіотъ пришелъ въ чувство, покаялся во грѣхахъ своихъ, и переселился за городъ. Тамъ онъ впалъ въ прелюбодѣяніе съ женою земледѣльца, у котораго жилъ; вскорѣ былъ укушенъ змѣею, и, не успѣвъ покаяться, скончался. Его похоронили въ сосѣднемъ монастырѣ. Чрезъ шесть часовъ, по погребеніи, онъ воскресъ, и едва пришелъ въ себя на четвертые сутки. Тогда все, приключившееся ему по смерти, онъ повѣдалъ, обливаясь слезами, карѳагенскому архіепископу, блаженному Тарасію. Четьи-Минеи 28 марта.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ третій: Аскетическіе опыты. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 89-99.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.