Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность

Свт. Игнатій (Брянчаниновъ), еп. Кавказскій († 1867 г.)

Святитель Игнатій (въ мірѣ Димитрій Александровичъ Брянчаниновъ) (1807-1867), знаменитый русскій духовный писатель и проповѣдникъ, еп. Кавказскій и Черноморскій. Родился 5 (18) февраля 1807 г. въ селѣ Покровскомъ, Грязовецкаго уѣзда, Вологодской губерніи въ благочестивой дворянской семьѣ. Еще въ дѣтствѣ почувствовалъ склонность къ молитвеннымъ трудамъ и уединенію. По настоянію отца окончилъ С.-Петербургское Военное инженерное училище (1826). Желая принять монашество, еще до окончательнаго экзамена подавалъ прошеніе объ отставкѣ, но получилъ отказъ. Для прохожденія службы былъ отправленъ въ Динабургскую крѣпость, гдѣ вскорѣ заболѣлъ, и осенью 1827 г. его прошеніе объ отставкѣ по болѣзни получило удовлетвореніе. Сразу же поступилъ послушникомъ въ монастырь. 28 іюня (11 іюля) 1831 г. былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Игнатій въ честь свщмуч. Игнатія Богоносца; 4 (17) іюля рукоположенъ въ іеродіакона, а 25 іюля (7 августа) — въ іеромонаха. Въ 1833 г. возведенъ въ санъ игумена, а въ 1834 г. — въ санъ архимандрита. Въ 1857 г. въ С.-Петербургскомъ Казанскомъ соборѣ былъ хиротонисанъ во епископа Кавказскаго и Черноморскаго. Въ 1861 г. еп. Игнатій по болѣзни ушелъ на покой и поселился въ Николо-Бабаевскомъ монастырѣ Костромской епархіи, гдѣ велъ уединенную молитвенную жизнь до самой своей кончины 30 апрѣля (13 мая) 1867 г. Собраніе сочиненій свт. Игнатія составляетъ восемь томовъ. Большая часть его писаній носитъ нравственно-аскетическій характеръ. Святитель послѣдовательно излагаетъ святоотеческое ученіе о покаяніи, какъ полномъ духовномъ перерожденіи человѣка. Память свт. Игнатія — 30 апрѣля (13 мая).

Сочиненія свт. Игнанія (Брянчанинова)

СОЧИНЕНІЯ ЕПИСКОПА ИГНАТІЯ БРЯНЧАНИНОВА.
Томъ 3-й: Аскетическіе опыты. (Изданіе 2-е. СПб., 1886).

СЛОВО О ЧУВСТВЕННОМЪ И О ДУХОВНОМЪ ВИДѢНІИ ДУХОВЪ.

Введеніе.

Приступая къ объясненію, по мѣрѣ скуднѣйшихъ понятій моихъ, свойственнаго человѣку сугубаго видѣнія сотворенныхъ духовъ, нахожу необходимымъ изложить ученіе и о сугубой слѣпотѣ человѣка, усвоившейся ему при посредствѣ его паденія. Большинство людей чуждо всякаго понятія объ этой слѣпотѣ; даже не подозрѣваетъ существованія ея! Большинство людей чуждо всякаго понятія о духахъ, или имѣетъ о нихъ одно теоретическое, самое поверхностное, самое неясное и неопредѣленное понятіе, почти равновѣсное совершенному незнанію.

Въ современномъ обществѣ человѣческомъ, преимущественно въ обществѣ образованномъ, многіе сомнѣваются въ существованіи духовъ, многіе отвергаютъ его. Сомнѣваются въ немъ и отвергаютъ его даже и тѣ, которые признаютъ существованіе души своей [1], признаютъ ея безсмертіе или существованіе ея послѣ смерти, признаютъ ее духомъ. Странное сочетаніе взаимно противорѣчащихъ другъ другу понятій! Если души существуютъ послѣ разлученія ихъ съ тѣлами: то это самое уже значитъ, что существуютъ духи. Если души злодѣевъ не умираютъ наравнѣ съ душами людей добродѣтельныхъ: это уже значитъ, что существуютъ и духи добрые и духи злые. Они существуютъ! Существованіе ихъ дѣлается вполнѣ яснымъ и очевиднымъ для того, кто занялся правильнымъ и подробнымъ изученіемъ христіанства. Отвергающіе /с. 4/ существованіе духовъ непремѣнно вмѣстѣ съ этимъ отвергаютъ и христіанство. Сего ради явися Сынъ Божій, говоритъ Священное Писаніе, да разрушить дѣла діавола, да смертію упразднитъ имущаго державу смерти, сирѣчь діавола (Іоан. III, 8; Евр. II, 14). Если нѣтъ падшихъ духовъ: то вочеловѣченіе Бога не имѣетъ ни причины, ни цѣли.

Существованіе духовъ остается предметомъ темнымъ для тѣхъ, которые не изучали христіанства, или изучали его поверхностно, по буквѣ, между тѣмъ, какъ Господомъ Іисусомъ Христомъ заповѣдано и установлено обученіе христіанству и проповѣдію его и соблюденіемъ евангельскихъ заповѣдей (Матѳ. XXVIII, 19, 20). Господь заповѣдалъ изученіе христіанства, и теоретическое и практическое, соединилъ эти два изученія неразрывною связію, повелѣлъ, чтобъ за теоретическимъ познаніемъ непремѣнно послѣдовало практическое. Безъ втораго первое не имѣетъ никакой цѣны предъ Богомъ! Безъ втораго первое не можетъ принести намъ никакой пользы! (Матѳ. VII, 21-23) — Второе служитъ доказательствомъ искренности перваго, и увѣнчавается осѣненіемъ Божественной благодати (Іоанн. XIV, 21-24). Первое можно уподобить основанію, второе — зданію, воздвигнутому на этомъ основаніи. Зданіе не можетъ быть воздвигнуто, если прежде не будетъ устроено основаніе, и устроеніе основанія остается безполезнымъ трудомъ, если на основаніи не будетъ воздвигнуто зданіе. — Результаты наукъ человѣческихъ и способъ для достиженія этихъ результатовъ остаются недоступными для понятія людей, незанимавшихся науками: результаты и способъ достиженія ихъ въ наукѣ изъ наукъ, въ наукѣ, сшедшей съ небесъ, дарованной человѣчеству Богомъ, въ наукѣ, совершенно измѣняющей человѣка, претворяющей его изъ плотскаго и душевнаго въ духовнаго, въ христіанствѣ, тѣмъ болѣе остаются недоступными для тѣхъ, которые не занимались изученіемъ его законно, по способу установленному Богомъ. Безразсудно же требованіе нѣкоторыхъ, чтобъ результаты изученія христіанства, его высокія и глубокія тайны были для нихъ вполнѣ ясны безъ всякаго изученія христіанства! Хотите знать тайны христіанства? — Изучите его.

/с. 5/ Ученіе школьное, по буквѣ, не только очень полезно, но и необходимо, какъ доставляющее точныя и подробныя познанія о христіанствѣ по преданію Православной Церкви. Въ теченіе восьмнадцати столѣтій устремлялись противъ христіанства съ цѣлію ниспровергнуть его, особенно нынѣ устремляются безчисленныя лжеученія: нынѣ, болѣе нежели когда-либо, настоитъ крайняя нужда въ основательной проповѣди и изученіи христіанства. Но теоретическое изученіе требуетъ, чтобъ непремѣнно ему сопутствовало и ему послѣдовало ученіе дѣятельное. «Законъ свободы дѣланіемъ заповѣдей чтется» [2]. Христіанскій книжникъ долженъ научиться Царству Небесному не только отъ слышанія проповѣди о немъ, но и опытно (Матѳ. XIII, 52). Безъ этого ученіе по буквѣ содѣлается исключительно ученіемъ человѣческимъ, послужитъ только къ развитію падшаго естества. Горестное доказательство этому видимъ на іудейскомъ духовенствѣ, современномъ Христу. Ученіе по буквѣ, будучи предоставлено самому себѣ, немедленно рождаетъ самомнѣніе и гордость, отчуждаетъ посредствомъ ихъ человѣка отъ Бога. Представляясь по наружности познаніемъ Бога, оно въ сущности можетъ быть совершеннымъ незнаніемъ, отверженіемъ Его. Проповѣдуя Вѣру, можно утопать въ невѣріи! Тайны, открытыя для некнижныхъ христіанъ, весьма часто остаются закрытыми для мужей ученѣйшихъ, удовлетворившихся однимъ школьнымъ изученіемъ Богословія, какъ бы науки единой изъ наукъ человѣческихъ [3]. А такой именно характеръ и данъ Богословію во всемъ инославномъ Западѣ, и папскомъ и протестантскомъ. По недостатку въ опытномъ познаніи христіанства, въ наше время очень трудно услышать правильное, основательное ученіе о видѣніи духовъ, столько нужное для каждаго инока, желающаго заняться душевнымъ подвигомъ въ области духовъ, къ которымъ мы принадлежимъ нашею /с. 6/ душею, съ которыми мы должны раздѣлить и вѣчное блаженство и вѣчную муку (Матѳ. XXI, 30; XXV, 41).

Видѣніе духовъ — сугубо. Есть чувственное видѣніе духовъ, когда видимъ ихъ чувственными, тѣлесными очами, и есть духовное видѣніе духовъ, когда видимъ ихъ душевными очами, умомъ и сердцемъ, очищенными Божіею благодатію. Въ обыкновенномъ состояніи паденія, въ которомъ пребываетъ все человѣчество, мы не видимъ духовъ ни чувственно, ни духовно; мы поражены сугубою слѣпотою. Для слѣпыхъ разные цвѣта и предметы чувственнаго міра какъ бы не существуютъ: такъ и для ослѣпленныхъ паденіемъ міръ духовный и духи какъ бы не существуютъ. Невидѣніе нами чего-либо никакъ не служитъ признакомъ небытія его.

Увы! увы! Прерываю плачемъ Слово. Земля Ізраилева низвращена отъ меча, бысть пуста велѣми! языка, собранный отъ языковъ многихъ, умалился и изнемогъ до крайности (Іезек. XXXVIII, 8, 12). «Какъ не плакать — говорилъ преподобный Исаакъ Великій, пустынножитель египетскій: — куда пойдемъ мы теперь? Отцы наши почили. Прежде недоставало намъ рукодѣлія на наемъ лодокъ, въ которыхъ мы ѣздили (по рѣкѣ Нилу) къ старцамъ. Теперь же мы осиротѣли: потому-то я и плачу» [4]. Спаси мя, Господи, яко оскудѣ преподобный, яко умалишася истины отъ сыновъ человѣческихъ. Суетная глагола кійждо ко искреннему своему: усmнѣ льстивыя въ сердцѣ (Пс. XI, 1-3). Если Исаакъ Великій, при современномъ ему высокомъ состояніи иночества, оплакивалъ умаленіе старцевъ-наставниковъ, то какого же труда стоитъ иноку нашего времени, истинно желающему спастись, найти совѣтъ, столько необходимый въ его многотрудномъ подвигѣ? Лукавые человѣцы и чародѣи (то есть всѣ вообще обольстители, вступившіе въ явное и неявное общеніе съ сатаною) преуспѣютъ на горшее, прельщающе и прельщаеми (2 Тим. III, 13), предсказываетъ Апостолъ, говоря о послѣднихъ дняхъ міра. Совершается предъ нами это предсказаніе. Нерѣдко говаривалъ я единодушной братіи, при келейныхъ бесѣдахъ, /с. 7/ то, что считаю себя обязаннымъ теперь начертать и перомъ на бумагѣ. Не мнѣ бы, пребывающему въ рабствѣ у грѣха, заниматься наставленіемъ братій! въ глубокомъ молчаніи и уединеніи слѣдовало бы мнѣ оплакивать мое горестное душевное состояніе. Но я принужденъ и говорить и писать въ назиданіе, чтобъ не оставить ближнихъ моихъ и любящихъ меня о Господѣ безъ всякаго назиданія. «Лучше — сказалъ Пименъ Великій — употреблять хлѣбъ нечистый и имѣть пропитаніе, нежели оставаться вовсе безъ хлѣба» [5]. При такомъ воззрѣніи на себя и на окружающія обстоятельства, пишу Слово о видѣніи духовъ, признавая правильное познаніе о видѣніи духовъ существенно и необходимо нужнымъ для подвижниковъ, которымъ предстоитъ брань не къ крови и плоти, но къ началамъ, и ко властемъ, и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. VI, 12). Необходимо это познаніе. Духи злобы съ такою хитростію ведутъ брань противъ человѣка, что приносимые ими помыслы и мечтанія душѣ представляются какъ бы рождающимися въ ней самой, а не отъ чуждаго ей злаго духа, дѣйствующаго и вмѣстѣ старающагося укрыться [6]. Чтобъ бороться со врагомъ, надо непремѣнно видѣть его. Безъ видѣнія духовъ борьба съ ними не имѣетъ мѣста: можетъ быть одно увлеченіе ими и рабское повиновеніе имъ. Призвавъ въ помощь скудоумію моему Божественную благодать, сперва буду говорить о чувственномъ видѣніи духовъ, о не необходимости и объ опасности его, потомъ о духовномъ видѣніи духовъ, о необходимости и пользѣ его.

Примѣчанія:
[1] Случалось слышать и отверженіе существованія души! Такъ умствующіе утверждаютъ, что въ насъ находится непостижимая жизненная сила, еще неразгаданная наукою, подобно какъ и во всѣхъ животныхъ, дѣйствующая только во время жизни тѣла и умирающая вмѣстѣ съ нимъ, — что мы нисколько не выше прочихъ животныхъ; что признаемъ себя высшими ихъ только по гордости нашей. Сужденіе это принадлежитъ тѣмъ, которые, по пословицѣ, не слышатъ въ себѣ души! конечно, по причинѣ преобладающаго плотскаго состоянія, причемъ весь человѣкъ дѣлается плотію (Быт. VI, 3).
[2] Преподобнаго Марка Подвижника о Законѣ Духовномъ, гл. 32. Доброт., ч. 1.
[3] «Отрекшіеся отъ міра, хотя и алфавита (азбуки) не знаютъ, но мудрѣйшими бываютъ, Божіимъ просвѣщаемы свѣтомъ, паче тѣхъ, которые все Писаніе знаютъ, но ищутъ въ мірѣ семъ прославитися. Писаніе бо Святое дано намъ отъ Бога ради спасенія нашего и прославленія имени Божія: ради того должно его читать, и поучаться, и внимать. А когда ради прославленія нашего читаемъ и тщимся знать: то оно не только не въ пользу, но и во вредъ будетъ намъ». Святый Тихонъ Воронежскій, томъ 15, письмо 32.
[4] Алфавитный Патерикъ и достопамятныя сказанія объ Исаакѣ Великомъ, пресвитерѣ Келлій. — Келліями называлась отдѣльная пустыня, сосѣдняя къ горѣ Нитрійской.
[5] Алфавитный Патерикъ, изреченія пр. Пимена Великаго.
[6] Преподобнаго Макарія Великаго, Слово 7, гл. 31.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ третій: Аскетическіе опыты. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 3-7.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.