Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Архіеп. Евлампій (Пятницкій) († 1862 г.)
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА СЪ ЛАЗАРЕВОЮ СУББОТОЮ И НЕДѢЛЕЮ ВАІЙ.
(Поученія съ субботы Лазаревой до Великой. М., 1853)

НѢДѢЛЯ ВАІЙ.
О торжественномъ вшествіи Іисуса Хріста во Іерусалимъ.

Радуйся зѣло дщи Сіоня. Се Царь твой трядетъ тебѣ кротокъ (Зах. 9, 9. Матѳ. 21, 5.).

Настоящее празднество, недѣля ваій, воспріяло наименованіе свое отъ торжественной встрѣчи Спасителя съ ваіями, зеленѣющими древесными вѣтвями, при вшествіи Его во Іерусалимъ. Святая церковь, усугубляя для чадъ своихъ торжество славнаго вшествія Спасителева во Іерусалимъ, предваряетъ оное другимъ торжествомъ о чудесномъ воскресеніи изъ мертвыхъ Лазаря. Препровождая Спасителя на крестную смерть для совершенія общаго всѣхъ воскресенія отъ духовной смерти, она прежде торжествуетъ воскресеніе Лазаря, друга Хрістова, какъ опытное удостовѣреніе въ общемъ всѣхъ воскресеніи по кончинѣ міра. Эти священнѣйшія произшествія, исполненныя Божественной сладости и утѣшенія, и по /с. 15/ времени и по своему спасительному дѣйствію неразрывно между собою связуются. Воскрешеніе Хрістомъ друга Своего возвеличиваетъ славу Его предъ народомъ. А слава воскрешенія Лазаря преисполнивъ народъ, во множествѣ собравшійся на праздникъ Пасхи во Іерусалимъ, благоговѣніемъ къ Іисусу, уготовила Ему славное срѣтеніе и торжественное вшествіе во Іерусалимъ. Сего ради и срѣте Его народъ, замѣчаетъ Евангелистъ, яко слышаша Его сіе сотворша знаменіе (Іоан. 12, 18.). Въ ознаменованіе настоящаго торжества, послѣ повѣствованія о воскресеніи Лазаря, предложимъ повѣствованіе о торжественномъ вшествіи Спасителя во Іерусалимъ.

Шествуя во Іерусалимъ на конечный подвигъ для совершенія великаго дѣла искупленія, Господь не доходя до Іерусалима, остановился въ Виѳаніи. Здѣсь на вечери, уготованной любовію и преданностно друзей, сестра Лазарева Марія, движимая благоговѣніемъ и благодарностію къ Благодѣтелю, возливаетъ на главу Его многоцѣнный сосудъ съ благовонными мастьми. Народъ, который въ безчисленномъ множествѣ отвсюду шелъ во Іерусалимъ на праздникъ пасхи, услышавъ о приходѣ Іисуса въ Виѳанію, во множествѣ поспѣшилъ и туда, дабы видѣть не только Іисуса, но и Лазаря. А распаляемые завистію фарисеи положили убить и самаго Лазаря.

Возліяніемъ мѵра на нозѣ (Іоан. 12, 3.) и главу (Матѳ. 26, 7.) отъ Маріи, пріуготовленный къ живоносному страданію и погребенію, въ слѣ/с. 16/дующій день Хрістосъ, Царь Израилевъ, шествуетъ во Іерусалимъ пріяти царство, но царство не міра сего, а царство духовное, дабы воцариться въ душахъ и сердцахъ человѣческихъ истиною, правдою, миромъ, святостію. Господь, предпріемля это послѣднее, по особенному Божественному намѣренію, во исполненіе пророчества, совершаемое шествіе во Іерусалимъ, куда Онъ дѣйствительно шествовалъ, какъ Царь Израилевъ, воспріять крестомъ и воскресеніемъ царство всемірное, благодатное, и Самъ уготовляетъ средства къ царственному своему шествію. Онъ посылаетъ двухъ учениковъ въ ближайшую весь, — эта весь Виѳсфагія, — привести оттуда для предпріемлемаго шествія осля и жребя, которые стояли уже готовыми, бывъ привязаны въ извѣстномъ мѣстѣ хозяиномъ, (смотрительно къ тому предрасположеннымъ) (Матѳ. 21.). Ученики, по повелѣнію Господа, привели ослицу и жребя, накрыли ихъ одеждами своими и посадили Его на нихъ. И вотъ, по пророчеству Захаріи, пествуетъ Царь Праведный, Царь-Спаситель — въ кротости, сѣдя на подъяремникѣ и жребцѣ юномъ (Зах. 9, 9.), или, какъ яснѣе говорится у Евангелистовъ, поперемѣнно возсѣдя на ослицѣ (Матѳ. 21, 5. 7.) и на жребяти осли (Іоан. 12, 15.). Ослица означала народъ Іудейскій, давно уже носившій ярмо закона, а жребя осле означало язычниковъ, которыхъ Спаситель вскорѣ имѣлъ призвать изъ невѣрія въ вѣру, изъ нихъ собрать и основать свою церковь, и на нихъ /с. 17/ духовно возсѣдать словомъ вѣры, правдою Евангелія и водительствомъ Духа своего, дабы всѣхъ приводить во единъ народъ и во едино благодатное царство, въ церковь свою.

Шествіе Хрістово во Іерусалимъ при возсѣданіи на ослицѣ и жребяти осли, хотя было знаменіемъ славы и власти, но славы и власти тихой, кроткой, миролюбивой, какъ нѣкогда Судіи Израилевы, возсѣдя на ослахъ бѣлыхъ, (Суд. 5.) проходили по всей земли обѣтованной, дабы правдою и истиною судить и умиротворять народъ Божій. Посему и знаменательное шествіе Спасителя было образомъ того, что сей царь душъ и сердецъ шелъ не удивить наружною славою, не изумить блескомъ внѣшняго величія, шелъ негрозно на конехъ и колесницахъ, чтобы удаляли и разгоняли отъ пути шествія Его народъ. Нѣтъ! Онъ шелъ такъ, чтобы всѣ могли приближаться къ Нему, дабы и Ему Самому къ каждому изъ приближающихся приблизиться, приблизиться внутренно, пріискренно благодатною силою своею, приблизиться и воцариться въ сердцѣ каждаго дѣйствіемъ своего Божественнаго искупленія и пріобрѣтенной искупленіемъ правды и освященія. Вотъ почему какъ радостнѣйшая, утѣшительнѣйшая вѣсть и возвѣщается дщери Сіоновой, возвѣщается во первыхъ церкви вообще, потомъ въ частности всякой душѣ грѣхами озлобленной и ради неправдъ своихъ скорбящей: не бойся дщи Сіоня: се Царь твой грядетъ сѣдя на жребяти осли (Іоан. 12, 15.), возвѣщается потому, что /с. 18/ Хрістосъ, Царь Израилевъ грядетъ въ кротости и правдѣ, грядетъ миловать и спасать.

Соотвѣтственная учинена была и встрѣча кроткому царю. Учинена была встрѣча и торжественная, а паче искренняя, сердечная, исполненная любви и усердія. Ученики, возложивъ одежды свои на ослицу и жребя, поперемѣнно посаждали Его на нихъ, а множество народа постилали ризы своя по пути, другіе рѣзали съ деревъ вѣтьви и постилали по пути, всѣ же предшествовавшіе и слѣдовавшіе за Нимъ единогласно взывали: осанна сыну Давидову: благословенъ грядый во имя Господне: осанна въ вышнихъ (Матѳ. 21, 7-9.). Торжественною встрѣчею народъ выражалъ общее чувство любви къ Іисусу, Божественному Учителю и Пророку, къ небесному Благотворителю, содѣлавшему между ими толико дивныхъ, великихъ, благодѣтельныхъ чудесъ. Постилая одежды, они съ одеждами постилали сердца свои, въ знаменіе преданности своей. Срѣтая Его съ ваіями, съ зеленѣющими вѣтьвями древесъ, этою честію, которая обыкновенно была воздаваема побѣдителямъ, невольно выражали то высокое чувство, что дѣйствуя такою силою, каковую доселѣ являлъ въ нихъ Іисусъ, хотя это не сила оружія и меча, но сила кротости, правды и благости, Онъ побѣдитъ враговъ своихъ и спасетъ народъ свой. А потому всѣ единогласно восклицали: осанна Сыну Давидову, осанна кроткому, благословенному Сыну кроткаго, благочестиваго праотца, восклицали гласомъ, выражавшимъ при/с. 19/вѣтствіе торжества, мира, спасенія и всѣхъ благъ. Только суемудрые и высокомѣрные Фарисеи не принимали участія въ общей радости. Не терпя слышать хваленій шествующему во имя Господне, они въ негодованіи готовы были воспретить хвалебныя восклицанія въ честь Господа даже невиннымъ дѣтямъ; но дѣти движимы были къ хваленію Господа не просто дѣтскимъ чувствомъ. по общему гласу воскликновеній, а силою Духа Святаго, во исполненіе гласа пророческаго: изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу (Матѳ. 21, 16.), такъ что, по слову самаго благохвалимаго и воздвигавшаго ихъ къ благохваленію, если бы они умолчали, каменіе возопіяло бы (Лук. 19, 40.). Толико жалко невѣріе и ожесточеніе! Оно само себя лишаетъ радости и утѣшенія!

Хрістіане! Мы знаемъ, что Господь Іисусъ, и толико смиренно и толико славно шествовавшій во Іерусалимъ, шествовалъ воцариться не въ чувственномъ Іерусалимѣ надъ плотскимъ Израилемъ; — нѣтъ! Плотскимъ Израилемъ Онъ вскорѣ былъ отверженъ, осужденъ и преданъ поносной смерти, какъ злодѣй; но шествовалъ воцариться въ духовномъ Іерусалимѣ, во всемъ мірѣ надъ душами человѣческими. Убо Тотъ, Который есть вчера и днесь, тойже и вовѣки (Евр. 13, 8.), и нынѣ духовно грядетъ къ намъ, яко царь и Спаситель нашъ. Посему какъ вообще церковь, такъ въ особенности каждая вѣрующая душа, яко область Бога и Хріста, и пріуготовляется нынѣ съ /с. 20/ такою торжественностію радостнымъ гласомъ пророческимъ къ принятію грядущаго на спасеніе людей своихъ Господа: радуйся зѣло дщи Сіоня, проповѣдуй дщи Іерусалимля: се Царь твой грядетъ тебѣ праведенъ и спасаяй, той кротокъ, и всѣдъ на подъяремника и жребца юна (Зах. 9, 9.). И мы, когда являемъ нынѣ внѣшнія знаменія благоговѣйной радости, пріемлемъ въ руки ваія и гласомъ пѣсненныхъ хваленій привѣтствуемъ и встрѣчаемъ мысленно грядущаго къ намъ Спаса-Господа, что иное свидѣтельствуемъ, какъ не готовность нашу принять Спасителя нашего въ сердца наши, дабы Онъ дѣйствіемъ благодати Своея пришелъ къ намъ и явилъ въ насъ благословенное царство Свое?

А ищущій спасенія нашего Господь, по безконечной благости Своей, того только и хощетъ, чтобы мы воспріяли Его въ души наши; Онъ даже стоитъ при заключенныхъ дверехъ сердецъ нашихъ, толчетъ и зоветъ, дабы мы услышавъ гласъ Его, отверзли двери Ему, и Онъ бы вошелъ и вселился въ насъ. Се стою при дверехъ и толку, вѣщаетъ Онъ таинственно къ каждому изъ насъ, аще кто услышитъ гласъ мой и отверзетъ двери, вниду къ нему и вечеряю съ нимъ и той со мною (Апок. 3, 20.). Кто же изъ насъ не возжелаетъ принять въ домъ души своея Спасителя и Господа, принять сокрушеніемъ о грѣхахъ, очищеніемъ неправдъ, исправленіемъ сердца, преспѣяніемъ въ Хрістіанскихъ добродѣтеляхъ, особенно въ самоотверженіи, кротости, смиреніи? /с. 21/ Царя славы, кроткаго и смиреннаго сердцемъ нельзя принять безъ кротости и самоотверженія въ сердцѣ.

Такъ, изъ примѣра Божественной кротости и смиренія Господа, Царя и Спасителя нашего, научимся кротости, которой и Самъ Онъ явственно научаетъ насъ: научитеся отъ мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29.). Взирая на сей Божественный примѣръ и внимая толико же Божественному наставленію Апостола Павла, потщимся стяжать тотъ хрістіанскій нравъ и свойство, чтобы кротость наша разумна была всѣмъ человѣкомъ (Фил. 4, 5.).

Въ сей кротости и самоотверженіи сопроводимъ Спасителя нашего на Божественный подвигъ страстей Его за насъ; въ сей кротости, сокрушеніи и смиреніи послѣдуемъ за Нимъ на Голгоѳу; въ сей кротости и преданности въ волю Божію будемъ шествовать въ слѣдъ Его и во всѣхъ стезяхъ жизни нашей. И мы истинно обрящемъ и временный и вѣчный покой душамъ нашимъ. Аминь.

Источникъ: Страстная седмица съ Лазаревою субботою и недѣлею Ваій, или Поученія на каждый день Страстныя седмицы съ субботы Лазаревой до Великой, Еѵлампія, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. — М.: Въ Типографіи Александра Семена, 1853. — С. 14-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.