Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 2-Я: РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВО ДНИ ПРАЗДНИЧНЫЯ.

Августъ мѣсяцъ. 16-й день.

ПЕРЕНЕСЕНІЕ НЕРУКОТВОРЕННАГО ОБРАЗА ГОСПОДА ІИСУСА ХРИСТА ИЗЪ ЭДЕССЫ ВЪ КОНСТАНТИНОПОЛЬ.
(Еванг. отъ Лук. зач. 48 и 52-е, гл. IX, 51-56, X, 22-24 ст.).

1. Сказаніе о нерукотворенномъ образѣ Спасителя и исторія празднуемаго событія.

Пріятно въ разлукѣ съ любимымъ человѣкомъ взглянуть на дорогія черты его лица; посмотрите, съ какою любовію берегутъ дѣти портреты своихъ родителей, съ какою нѣжностью любящая супруга прижимаетъ къ устамъ изображеніе горячо любимаго ею мужа, который отлучился изъ дому, — какими горькими слезами орошаетъ она этотъ милый сердцу портретъ, когда не станетъ въ живыхъ изображеннаго на немъ! — Зналъ сердцевѣдецъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ эту потребность любящаго сердца; вѣдалъ Онъ, какъ вожделѣнно будетъ и вѣрующимъ въ Него взирать на святое изображеніе Его лика пречистаго, и потому благоволилъ Самъ даровать намъ нерукотворенный образъ Свой, дабы мы, взирая на сей образъ, всегда возводили духовныя, сердечныя очи къ Нему Самому, по слову псалмопѣвца: очи мои выну — всегда обращены ко Господу (Пс. 24, 15). Церковная исторія такъ повѣствуетъ о семъ святомъ образѣ:

Когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ проходилъ города и селенія, проповѣдуя о царствіи Божіемъ и исцѣляя всякій недугъ, то молва о Его чудесахъ далеко распространялась по землѣ. Жилъ въ то время въ городѣ Эдессѣ, за Евфратомъ, князь, по имени Авгарь; онъ пораженъ былъ ужасною неизлѣчимою болѣзнію — проказою и разслабленіемъ всего тѣла. Услышалъ и онъ о чудесахъ Господа нашего и сердечно пожелалъ видѣть Божественнаго Чудотворца, въ надеждѣ получить отъ Него исцѣленіе. Болѣзнь не позволяла ему лично предпринять далекій путь въ Іудею, и потому Онъ послалъ ко Господу письмо, въ коемъ просилъ Его притти къ нему въ Эдессу и исцѣлить его. Опасаясь, что Господь не восхощетъ Самъ итти въ далекую страну, Авгарь вручилъ письмо живописцу, по имени Ананіи, и приказалъ ему написать и принести ему по крайней мѣрѣ точное изображеніе Божественнаго лица Христова. Вотъ что писалъ болящій князь ко Христу Спасителю: «Авгарь /с. 859/ князь эдесскій, привѣтствуетъ Іисуса, благаго Спасителя, явившагося въ предѣлахъ Іерусалимскихъ. Слышалъ я о Тебѣ и Твоихъ исцѣленіяхъ, о томъ, какъ Ты совершаешь ихъ безъ лѣкарствъ и травъ. Говорятъ: Ты слѣпымъ даешь прозрѣніе, хромымъ хожденіе и очищаешь прокаженныхъ, изгоняешь нечистыхъ духовъ и демоновъ, исцѣляешь мучимыхъ долговременною болѣзнію и воскрешаешь мертвыхъ. Слыша все сіе о Тебѣ, я положилъ въ своемъ умѣ одно изъ двухъ: или — что Ты — Богъ и творишь это, сошедши съ неба, или, — что Ты — Сынъ Божій, если производишь такія дѣла. И потому я счелъ нужнымъ просить Тебя симъ смиреннымъ письмомъ: посѣти меня и исцѣли отъ болѣзни, которою много лѣтъ страдаю. Я же и слышалъ, что іудеи ненавидятъ Тебя и хотятъ причинить Тебѣ зло. Городъ мой очень малъ, но почтенъ, и въ немъ для обоихъ насъ довольно мѣста». — Съ такимъ письмомъ Ананія прибылъ въ Іерусалимъ. Здѣсь онъ нашелъ Господа, поучающаго множество народа, и не могъ за тѣснотою къ Нему приблизиться. Въ ожиданіи, пока разойдется народъ, онъ сталъ на невысокій камень и, пристально всматриваясь въ лицо Спасителя, пытался изобразить оное на хартіи. Долго трудился онъ, но напрасно: Господь постоянно измѣнялъ Божественный ликъ Свой непостижимымъ образомъ. Наконецъ, Іисусъ Христосъ повелѣлъ апостолу Ѳомѣ привести къ Себѣ живописца, и прежде, чѣмъ тотъ успѣлъ сказать Ему, кто онъ и откуда, Сердцевѣдецъ назвалъ его по имени и по художеству, и спросилъ: «гдѣ же посланіе твоего князя Авгаря, которое ты принесъ Мнѣ изъ Эдессы?» Пораженный благоговѣйнымъ страхомъ Ананія поспѣшилъ вручить Господу письмо. Господь прочиталъ его и тутъ же написалъ такой отвѣтъ: «блаженъ ты, Авгарь, что увѣровалъ въ Меня, не видѣвъ Меня. Ибо о Мнѣ написано, что видѣвшіе Меня не увѣруютъ въ Меня, дабы не видѣвшіе — тѣ увѣровали и получили вѣчную жизнь. Что же касается до твоей письменной просьбы, — притти къ тебѣ, то Мнѣ надлежитъ здѣсь исполнить все, для чего Я посланъ, и, по исполненіи, вознестись къ пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю къ тебѣ нѣкоего изъ учениковъ Моихъ, чтобы онъ исцѣлилъ тебя отъ болѣзни и даровалъ жизнь какъ тебѣ, такъ и тѣмъ, которые съ тобою». Это письмо Господь запечаталъ Своею печатію, на которой еврейскими словами, было вырѣзано: Божіе видѣніе, Божественное чудо. Потомъ Онъ велѣлъ принести воды, умылся, отеръ Свое пречистое лицо поданнымъ Ему убрусомъ, или четыреугольнымъ полотенцемъ, и — о, чудо всемогущества Божія! — на убрусѣ отпечатлѣлось святое изображеніе Божественнаго Его лица! Это изображеніе вмѣстѣ съ письмомъ Своимъ Господь отдалъ Ананіи и сказалъ ему: «иди, отдай сіе пославшему тебя». И возвратился Ананія въ Эдессу къ своему князю и отдалъ ему нерукотворенный образъ Христовъ и Его святое посланіе. Обрадовался болящій князь такой милости Господней, съ любовію поцѣловалъ то и другое и поклонился образу Господню. И тотчасъ же почувствовалъ онъ великое облегченіе въ болѣзняхъ своихъ, и только малая часть проказы осталась на лицѣ его.

Послѣ вознесенія на небо Господа Іисуса Христа, въ Эдессу пришелъ святый Ѳаддей, одинъ изъ семидесяти учениковъ Христовыхъ: онъ научилъ Авгаря вѣрѣ во Христа, совершенно исцѣлилъ отъ болѣзни и крестилъ его, а съ нимъ и весь домъ его, и всѣхъ жителей Эдессы. Авгарь укрѣпилъ святый убрусъ на доскѣ изъ негніющаго дерева, украсилъ сію святыню золотомъ и драгоцѣннымп камнями, поставилъ ее надъ вратами города и сдѣлалъ надпись надъ нею: Христе Боже! всякій, уповающій на Тебя, не постыдится (См. «Тронцк. лист.» № 380).

Святый образъ прославился великими чудотвореніями, такъ что многіе христіане изъ отдаленныхъ странъ стали путешествовать въ Эдессу для поклоненія этой святынѣ. Нѣсколько лѣтъ спустя послѣ смерти князя, внукъ его хотѣлъ было снять со стѣны нерукотворенный образъ и на его мѣсто поставить идола; но епископъ эдесскій ночью, поставивъ предъ образомъ зажженную лампаду, закрылъ его каменною доской и сдѣлалъ мѣсто пребыванія его незамѣтнымъ. Во время нападенія на Эдессу персидскаго царя Хозроя, епископу Евлалію явилась въ видѣніи Божія Матерь и указала мѣсто, гдѣ скрытъ былъ образъ. Благодарные жители съ благоговѣніемъ вынули изъ стѣны Божественный образъ и носили по стѣнамъ города: непріятели, устрашенные ликомъ Спасителя, обратились въ бѣгство. Спустя шестьсотъ лѣтъ послѣ Рождества Христова, тою страною завладѣли арабы, которые, однако, не препятствовали христіанамъ путешествовать для поклоненія святому образу. Нѣ/с. 860/сколько позднѣе греческій императоръ Романъ I возымѣлъ пламенное желаніе перенести эту святыню въ свою столицу — Константинополь. Но арабскій князь не соглашался отдать эту святыню; тогда греческія войска, опустошивъ окрестности Эдессы, осадили и сожгли этотъ городъ. Послѣ этого мусульманъ силою заставили выдать грекамъ святый образъ. Это случилось въ 944 году по Р. X. Во время перенесенія святаго образа изъ Эдессы въ Царьградъ многіе больные получили отъ него исцѣленіе. Святыня прибыла въ греческую столицу ко дню Успенія Богоматери. На другой день сего праздника, въ 16 день августа, послѣ крестнаго хода, торжественно совершеннаго въ присутствіи царствовавшаго дома, многочисленнаго духовенства и народа, святый образъ былъ поставленъ въ ѳаросскомъ храмѣ. Во время крестнаго хода одинъ разслабленный, издавна страдавшій ногами, опираясь на своихъ слугъ, немного приподнялся, чтобы увидѣть божественную икону. Лишь только увидѣлъ ее, тотчасъ почувствовалъ въ ногахъ крѣпость, такъ что самъ собою побѣжалъ къ иконѣ и, лобызая кіотъ, велегласно прославилъ Бога за совершившееся надъ нимъ чудо. Съ этого времени и установлено было въ Царь-градѣ совершать празднованіе нерукотворенному образу Спасителя въ 16 день мѣсяца августа. Принявъ изъ Царь-града православно-христіанскую вѣру, мы, русскіе, приняли оттуда и праздникъ Нерукотвореннаго Образа Спасителя. (См. «Воскр. листк.», № 3-й). (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 858-860.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.