Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

ЧАСТЬ 2-Я: РАЗСКАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНІЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКІЯ ЧТЕНІЯ ВО ДНИ ПРАЗДНИЧНЫЯ.

Августъ мѣсяцъ. 6-й день.

ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
(Еванг. отъ Матѳ. зач. 70-е, гл. XVII, 1-9).

1. Повѣствованіе о преображеніи Господнемъ.

Въ доказательство Своего Божественнаго посольства, Господь Іисусъ Христосъ творилъ чудеса, т.-е. дѣлалъ такія дѣла и открывалъ такія тайны, которыя ясно доказывали, что Онъ не простой человѣкъ, но истинный Богочеловѣкъ. Однимъ изъ такихъ дѣлъ Его было Преображеніе на горѣ Ѳаворѣ. Іисусъ Христосъ преобразился, т.-е. открылъ славу Своего Божества ученикамъ столько, сколько они могли вмѣстить. Или, иначе /с. 843/ сказать: І. Христосъ, будучи въ глазахъ людей простымъ — обыкновеннымъ человѣкомъ, преобразился, т.-е. показалъ, что Онъ есть истинный Сынъ Божій, Спаситель міра. Самое преображеніе вотъ какъ было.

Іисусъ Христосъ ходилъ изъ села въ село съ проповѣдію; народъ толпами слѣдовалъ за Нимъ. Уже былъ третій годъ Его служенія... приближался крестъ Его, страданія за міръ... Когда Господь заговорилъ о томъ съ учениками, они изумились... Дабы подкрѣпить ихъ вѣру, дабы приготовить ихъ къ величайшему кресту Своему, — Онъ предоткрываетъ избраннѣйшимъ славу Свою. Однажды пришелъ Онъ въ Галилею къ горѣ Ѳаворской; день совершенно склонился къ вечеру; Іисусъ Христосъ подлѣ горы оставилъ народъ, а Самъ съ тремя учениками — Петромъ, Іаковомъ и Іоанномъ, пошелъ на гору помолиться; ученики остались на полу-горѣ и отъ усталости заснули, а І. Христосъ молился всю ночь на самой вершинѣ горы Ѳавора. И вотъ, во время сей ночной, уединенной молитвы послѣдовало Его славное Преображеніе... Лицо Его сдѣлалось свѣтло, какъ солнце; одежды бѣлы, какъ снѣгъ. При этомъ внезапно явились два мужа. То были Моисей и Илія, которые приготовляли путь Господу. Они бесѣдовали съ Іисусомъ объ исходѣ, который Ему надлежало совершить въ Іерусалимѣ. Они бесѣдовали о томъ, какъ долженъ будетъ сокрушиться жезлъ закона и уничтожиться наказаніе, когда Онъ возьметъ его на Себя. Они бесѣдовали о томъ, что Онъ будетъ послѣднею совершенною жертвою, что въ Немъ исполнятся всѣ жертвы, предписанныя въ законѣ Моисея.

Ученики все спали. Пробудившись, они увидѣли Іисуса въ сіяніи славы и двухъ мужей, стоявшихъ подлѣ Него. Они были изумлены и поражены; они едва понимали, что происходило предъ ихъ глазами; страхъ и радость наполнили ихъ сердце. Когда начало исчезать священное явленіе, ап. Петръ сказалъ Іисусу: «хорошо намъ здѣсь быть; если хочешь, сдѣлаемъ здѣсь три кущи, Тебѣ одну, и Моисею одну, и одну Иліи». Ибо не зналъ, что сказать. Когда Петръ говорилъ еще, свѣтлое облако осѣнило ихъ. Явилось облако не темное, какъ на Синаѣ, но свѣтлое, какъ знакъ благодатнаго и славнаго присутствія Божія въ новомъ завѣтѣ. И голосъ изъ облака произнесъ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ; Того послушайте». При громѣ этого голоса апостолы попадали на землю и болѣе уже ничего не видѣли. Пророки скрылись, Іисусъ Христосъ подошелъ къ ученикамъ и сказалъ: встаньте и не бойтесь! Они встали; видѣніе окончилось; Учитель запретилъ имъ до времени разсказывать о томъ, что они видѣли и слышали на Ѳаворѣ.

Чему поучаетъ насъ событіе Преображенія Господня? Тому же, чему научило и апостоловъ, т.-е. что Іисусъ Христосъ есть истинный Сынъ Божіи — Богочеловѣкъ, — Владыка неба и земли, — подъялъ за насъ страданіе вольное... А уединенная ночная молитва на Ѳаворѣ — какой дорогой образецъ намъ, послѣдователямъ Христовымъ! Хорошо почаще бы намъ заходить въ потаенную клѣть своего сердца и отсюда мысленно возноситься горѣ — къ Отцу свѣтовъ; къ тому же почаще бы, — неопустительно, — посѣщать намъ храмъ Божій — этотъ прекраснѣйшій христіанскій Ѳаворъ; здѣсь — въ Божіемъ храмѣ всѣ пѣснопѣнія и священнодѣйствія направлены къ просвѣщенію душъ нашихъ. — На Ѳаворѣ лице Спасителя свѣтло было подобно солнцу, а одежды подобно снѣгу — были бѣлы: такъ всѣ праведники просвѣтятся, какъ солнце, въ царствіи Отца небеснаго. — Есть сокровенное благо, которое для человѣка, созданнаго по образу и по подобію Божію, дороже всего на свѣтѣ. Если человѣкъ вполнѣ познаетъ это благо, — все окружающее его забывается имъ, — весь міръ готовъ онъ оставить тогда, лишь бы обладать этимъ благомъ... Какое же это благо? Это благо — быть въ общеніи съ Господомъ, видѣть Его славу... Это есть истинное, высшее наслажденіе для человѣка Это-то чувство, — чувство общенія съ Господомъ вызвало изъ сердца Петрова восторженное слово: «добро намъ здѣ быти...» Въ этотъ рай Божій, — къ общенію съ Господомъ, и каждому изъ насъ путь указанъ: это — по вѣрѣ нашей христіанское поведеніе, какъ то вѣщалъ голосъ съ неба, на Ѳаворѣ слышанный: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, Того послушайте...» Добро намъ здѣ быти, т.-е. добро быть въ послушаніи Господу Іисусу Христу, Спасителю нашему! (Сост. по кн. «Земная жизнь І. Христа», перев. съ нѣмецк. Орды, съ добавл. изъ книги «Дванадесятые праздники православной Церкви» Протоіерея Никольскаго, изд. 1896 г.).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 842-843.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.