Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Протоіерей Григорій Михайловичъ Дьяченко (1850-1903), знаменитый церковный проповѣдникъ, духовный писатель, катехизаторъ, публицистъ. Род. въ 1850 г. въ Витебской губ. въ семьѣ діакона, рано осиротѣлъ, имѣлъ сестру (впосл. инокиня). Окончилъ Витебскую Духовную Семинарію (1873) и Московскую Духовную Академію (1877). Преподавалъ русскій языкъ во Владимірской учительской семинаріи. Въ 1880 г. сдалъ экзамены на историко-филологическомъ фак-тѣ Московскаго ун-та на право занятія должности преподавателя русскаго языка и словесности въ свѣтскихъ среднихъ школахъ. Эти предметы 10 лѣтъ преподавалъ въ Поливановской учительской семинаріи, во 2-й Московской гимназіи и 3-мъ Александровскомъ военномъ училищѣ въ Москвѣ. Іерей (май 1881). Магистръ богословія (1884). Членъ Духовно-цензурнаго комитета (1887). Протоіерей и настоятель Трифоновской церкви въ Москвѣ (1899). Состоялъ сотрудникомъ духовныхъ журналовъ («Странникъ», «Православное Обозрѣніе», «Вѣра и Разумъ» и др.). Отдѣльными книгами издалъ собранія своихъ бесѣдъ, поученій и словъ, которыя стали для духовенства полезнымъ пособіемъ въ проповѣднической и законоучительской дѣятельности. Скончался 2 (15) декабря 1903 г. Похороненъ на Лазаревскомъ кладбищѣ въ Москвѣ (въ 1936 г. кладбище было уничтожено). Осн. труды: «Доброе Слово», «Полный церковно-славянскій словарь», «Полный годичный кругъ краткихъ поученій», «Уроки и примѣры христіанской вѣры, надежды и любви», «Духовные посѣвы», «Изъ области таинственнаго», «Практическая симфонія для проповѣдниковъ», «Проповѣдническая энциклопедія», «Другъ церковнаго импровизатора» и мн. др.

Сочиненія прот. Григорія Дьяченко

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТДЫХЪ ХРИСТІАНИНА.
Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій.

Часть 2-я: Разсказы и размышленія на евангельскія чтенія во дни праздничныя.

Декабрь мѣсяцъ, 25-й день. Рождество Христово.
Еванг. отъ Матѳ. зач. 3-е, гл. II, 1-12.

10. Блага, принесенныя на землю рожденіемъ Сына Божія.

Христіанскій міръ торжественно празднуетъ день Рождества Господа нашего Іисуса Христа. Божественный день, величественный день, свѣтозарный день! Это день, въ который въ первый разъ во мракѣ жизни человѣческой возсіяло Солнце правды — Христосъ Богъ нашъ. Это день, съ котораго начинается обновленіе погибшаго во грѣхахъ рода человѣческаго. Это день, въ который Богъ нисходитъ къ людямъ, и люди озаряются свѣтомъ истины, свѣтомъ добра, свѣтомъ любви, свѣтомъ правды. Недостанетъ силъ человѣческихъ обнять, уразумѣть и понять всю полноту благъ, принесенныхъ міру родившимся Спасителемъ, потому что, какъ говоритъ одинъ писатель, «предметъ этотъ отличается вѣчнымъ и безконечнымъ достоинствомъ, всегда будетъ для насъ новъ и никогда не будетъ нами, по своей безконечности, вполнѣ объятъ». Поэтому вникнемъ хоть только въ нѣкоторую часть тѣхъ благъ, которыя явилъ міру Христосъ. Взглянемъ на человѣчество въ его исторической жизни, посмотримъ, чѣмъ оно было въ религіозной и нравственной жизни безъ Христа и чѣмъ оно стало со Христомъ.

Христосъ сообщилъ людямъ самое возвышенное понятіе о Богѣ. До пришествія Христа одна часть человѣчества совершенно не знала истиннаго Бога. Тамъ разумный человѣкъ преклонялъ колѣна предъ идолами и служилъ, какъ богамъ, — несовершеннымъ и ограниченнымъ тварямъ приносилъ имъ въ жертву животныхъ и людей, пытался пріобрѣсти ихъ благосклонность постыдными и гнусными дѣлами. Другая часть человѣчества — народъ еврейскій — знала Бога истиннаго, какъ Творца, Премудраго и Всемогущаго Управителя вселенной, какъ Промыслителя, на котораго очи всѣхъ уповаютъ и который подаетъ всѣмъ пищу въ свое время, какъ Существо безконечно великое, ни въ какомъ случаѣ несклонное оправдывать грѣхъ, и однако же милосердное, долготерпѣливое, изобилующее благостію. Но только Христосъ открылъ намъ въ полномъ свѣтѣ Бога любви, показавъ, что Богъ такъ возлюбилъ міръ, что послалъ Сына Своего Единороднаго, дабы всякій, вѣрующій въ Него, не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчно. Въ Новомъ Завѣтѣ Богъ въ первый разъ названъ Отцомъ всѣхъ людей въ обширномъ смыслѣ. Ветхій Завѣтъ называлъ Его Богомъ Авраама, Исаака, Іакова, наслѣдія Израиля. Христосъ указываетъ на Него всѣмъ народамъ, какъ на Бога всего человѣчества.

Чѣмъ были взаимныя отношенія людей и цѣлыхъ народовъ до Христа и безъ Христа? До Христа люди не знали человѣколюбія и милосердія; они были эгоистичны: ибо всякій преслѣдовалъ свои собственные интересы, не заботясь о другихъ. Такъ, древность языческая не знала милосердія къ бѣднымъ и состраданія къ слабымъ. Ни одинъ изъ тысячей богатыхъ людей, живущихъ въ Римѣ, никогда не думалъ объ учрежденіи какого-либо убѣжища для бѣдныхъ или больницы для больныхъ. «Какъ это упалъ ты такъ низко, что не гонишь отъ себя нищаго съ презрѣніемъ?» — этотъ вопросъ былъ предложенъ однимъ риторомъ времени имперіи одному богатому человѣку. А какъ теперь страшно звучатъ мысли Платона, благороднѣйшаго среди древнихъ мудрецовъ, — что всѣ нищіе должны быть изгнаны изъ государства. «Плохую услугу, говорится у Плавта, оказываетъ бѣдному тотъ, кто даетъ ему ѣсть и пить потому что и то, что онъ даетъ ему, только ухудшаетъ и удлинняетъ ему жизнь въ его бѣдственности». У евреевъ о нищихъ думали, что они несутъ наказаніе за свои грѣхи или за грѣхи отцовъ. Но помните, что сказалъ Христосъ: «блаженнѣе давать, нежели принимать»; «алкалъ Я, и вы дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы напоили Меня; былъ странникомъ, и вы приняли Меня; былъ нагъ, и вы одѣли Меня; былъ боленъ, и вы посѣтили Меня; въ темницѣ былъ, и вы пришли ко Мнѣ», «раздай (имѣніе свое) нищимъ». Всѣ отверженные и обойденные получили права человѣческія, когда Христосъ возвѣстилъ, что всѣ люди суть братья, что они суть чада одного Всемогущаго Отца и одна семья во Христѣ, своемъ Искупителѣ и Спасителѣ.

До Христа тяжелое иго рабства лежало на выяхъ цѣлой половины человѣчества. Рабы были, до пришествія Христа, лишены всѣхъ человѣческихъ правъ, они считались частію имущества, менѣе цѣннаго, чѣмъ земля или скотъ. Древній римскій законъ налагалъ наказаніе смертію на того, кто убьетъ вола во время паханія; но убійца раба не подлежалъ никакой отвѣтственности. Убійствами и казнями рабовъ богатые и знатные люди устраивали потѣхи и зрѣлища. Троянъ, лучшій изъ римлянъ своего времени, приказалъ 10.000 рабамъ сражаться одновременно въ амфитеатрѣ для потѣхи народа. Эта рѣзня продолжалась въ теченіе 123 дней. Христосъ возвѣстилъ людямъ о всеобщемъ ихъ братствѣ и равенствѣ ихъ предъ Богомъ, и этой истиной подсѣкъ въ корнѣ позорное языческое воззрѣніе на рабовъ. Въ христіанствѣ нѣтъ уже ни іудея, ни язычника; нѣтъ раба, ни свободнаго нѣтъ мужскаго пола, ни женскаго; ибо всѣ мы одно во Христѣ Іисусѣ. Между тѣмъ какъ у язычниковъ достоинство человѣка цѣнилось по его внѣшнему состоянію, это послѣднее въ христіанствѣ не имѣетъ значенія, и истинное внутреннее достоинство человѣка стоитъ совершенно независимо отъ него. Рабъ или господинъ — это лишь нѣчто случайное. Рабъ можетъ быть по истинѣ, — внутренно, свободнымъ, а господинъ можетъ быть по истинѣ, внутренно, рабомъ. Есть только одно истинное рабство, именно рабство грѣха, и одна только истинная свобода, именно свобода во Христѣ. И мы знаемъ, что среди мучениковъ первенствующей Церкви встрѣчается множество рабовъ, и этотъ высочайшій вѣнецъ предоставлялся имъ въ той же мѣрѣ, какъ и свободнымъ. Возвышая въ рабѣ человѣческое достоинство, христіанство призываетъ господъ помнить это и относиться къ своимъ подчиненнымъ и слугамъ любвеобильно, съ кротостію и нѣжностію. «Не подобаетъ относиться, — говорится въ ученіи Господа чрезъ двѣнадцать апостоловъ — къ твоему рабу и твоей рабынѣ, которые уповаютъ на Того же самаго Бога, съ жестокостью, дабы они не устрашились Бога, Который владычествуетъ надъ вами обоими, ибо Онъ пріидетъ призвать не по лицепріятію, но тѣхъ, которыхъ приготовилъ Духъ» [гл. 4-я].

Чѣмъ было безъ Христа семейство, эта основа всякаго истиннаго развитія и благополучія? Оно было тѣмъ же, чѣмъ и до сихъ поръ является у не-христіанскихъ народовъ. Мужъ не былъ супругомъ и отцомъ, а владыкой и тираномъ и жены и дѣтей. Древность никогда не признавала за женщиною полнаго человѣческаго достоинства. Жена была собственностію мужа, его рабою; она не призывалась къ обсужденію семейныхъ дѣлъ и жизни, а была слѣпою исполнительницею воли мужа; о духовномъ образованіи женщинъ не было помина. Чистота семейной жизни, составляющая принадлежность и честь всякаго истиннаго христіанскаго семейства, едва ли была извѣстна въ древности по имени. Дѣти въ семьѣ были совершенно безправны. Отецъ могъ безусловно распоряжаться ими по своему произволу, онъ могъ ихъ принимать и воспитывать, но также могъ выбросить и умертвить. Платонъ и Аристотель снисходительно смотрѣли на то, если родители выбрасывали дѣтей, которыхъ они не въ состояніи были воспитать, или которыя, какъ слабыя, больныя, не могли быть полезными государству. Тотъ, кто принималъ выброшеннаго такимъ образомъ ребенка, могъ распоряжаться имъ по своиму произволу. Римскій законъ прямо уполномочивалъ больныхъ и слабыхъ дѣтей умерщвлять, какъ безполезныхъ для цѣлей государства, для защиты котораго требовались здоровыя и крѣпкія силы. Самое начальное домашнее воспитаніе дѣтей вручалось рабамъ; свободные граждане считали это дѣло недостойнымъ себя. О нравственныхъ основахъ воспитанія, конечно, никто не помышлялъ. Христосъ Спаситель возвысилъ, облагородилъ семейную жизнь. Въ христіанствѣ мужъ не владыка и тиранъ, а супругъ и отецъ въ благородномъ смыслѣ слова: онъ долженъ почитать и любить свою жену, какъ равную и единочестную съ нимъ, любить своихъ дѣтей и отечески заботиться о нихъ. Жена болѣе уже не раба, а супруга и мать въ томъ значеніи, которое заключаетъ въ себѣ сладчайшее имя матери; супруга и мать, любящая и почитающая мужа и заботящаяся прежде всего о воспитаніи дѣтей, дающая намъ Василіевъ, Григоріевъ, Златоустовъ. Дѣти для родителей въ христіанствѣ — даръ Божій, ввѣренный имъ залогъ, за который они становятся отвѣтственными предъ Богомъ. Христіанство говоритъ не только объ обязанностяхъ дѣтей, но и объ обязанностяхъ родителей и, окружая послѣднихъ, какъ замѣстителей Бога, нѣкоторымъ величіемъ и честью, налагаетъ на родителей высокую задачу воспитывать своихъ дѣтей, какъ чадъ Божіихъ, для Его Царства.

Но видимъ ли мы въ современномъ намъ обществѣ христіанскомъ осуществленіе тѣхъ высокихъ началъ, которыя явилъ міру снисшедшій на землю Господь нашъ Іисусъ Христосъ? Мы научены вѣровать въ Единаго только Бога, но сколько есть теперь христіанъ, которые и словомъ, и особенно жизнію своею отрицаютъ Бога. Мы научены вѣровать въ Бога Промыслителя и надѣяться на Него; но сколько есть между нами живущихъ такъ, какъ бы вовсе не было на небесахъ всеблагаго Отца, какъ бы слѣпой рокъ и жестокая судьба царствовала повсюду, и которые всѣ свои надежды возлагаютъ на вещественныя блага и на человѣческую помощь, и при первомъ же затрудненіи и неудачѣ приходятъ въ отчаяніе. Мы научены вѣровать въ Іисуса Христа, какъ Искупителя и Богочеловѣка. Но сколько есть въ наше время людей, которые отрицаются отъ Христа, своего Господа Спасителя. Сонмъ этихъ людей весьма многочисленъ и разнообразенъ. Вотъ одни изъ нихъ совершенно утратили вѣру въ Божественное достоинство и искупительныя заслуги Іисуса Христа, отвергаютъ Его ученіе о Единосущіи Его съ Богомъ Отцомъ и объ искупительномъ значеніи Его страданій и крестной смерти; не вѣруютъ въ догматическое ученіе христіанской вѣры, а изъ нравоученія Христа отдаютъ справедливость только немногимъ Его наставленіямъ, да и тѣ толкуютъ превратно. Вотъ, далѣе, другіе, которые говорятъ, что они вѣруютъ во Христа, какъ Богочеловѣка и Искупителя, но на самомъ дѣлѣ отрицаются Его, потому что не вѣруютъ въ Его святую Церковь. Они мечтаютъ спастись непосредственнымъ общеніемъ со Христомъ, не признаютъ для себя нужными таинства церковныя, слѣдовательно, чужды благодати Божіей, въ нихъ сообщаемой. Такъ относятся къ Церкви разнообразные сектанты, число которыхъ у насъ подлинно извѣстно одному Богу. Наконецъ, отрекаются отъ Христа всѣ тѣ, которые хотя и вѣруютъ во Христа и Его святую Церковь, но на самомъ дѣлѣ нерадятъ объ исполненіи заповѣдей Христовыхъ, называютъ Христа Господомъ, а волѣ Его, выраженной въ Его заповѣдяхъ, не покоряются, именуютъ себя Его рабами, но на самомъ дѣлѣ служатъ и слѣдуютъ внушеніямъ своихъ страстей и самолюбія, и при служеніи этимъ гнуснымъ и отвратительнымъ идоламъ они приносятъ въ жертву и долгъ и совѣсть и, увы! — самую честь свою!

Евангеліе освятило и облагородило семью; но какъ часто и христіанская семья представляетъ печальное зрѣлище! Бракъ, этотъ священный и божественный союзъ, у многихъ упалъ до простой финансовой сдѣлки, и вслѣдствіе этого взаимныя другъ къ другу любовь мужа и жены поколебались. Рядомъ съ этимъ женщина, потерявъ истинное понятіе о своемъ призваніи и назначеніи быть помощницею мужа и воспитательницею своихъ дѣтей, выступила на общественное поприще съ предъявленіемъ своихъ правъ равенства съ мужчиною, равенства не только въ человѣческомъ достоинствѣ, которое ей дано и указано Христомъ, но равенства и въ правахъ служебныхъ и общественныхъ. А дѣти?.. Но кто измѣритъ глубину зла, которое распространяется и впитывается нашимъ молодымъ поколѣніемъ! Угасаетъ у многихъ молодыхъ людей страхъ Божій, ослабѣла покорность и почтеніе къ родителямъ, уваженіе къ старшимъ, меркнетъ дѣвственная чистота мыслей и чувствъ, и на мѣстѣ этого является преждевременная зрѣлость, влекущая за собою множество болѣзней духовныхъ и тѣлесныхъ.

Исчезло изъ христіанскаго міра рабство: всѣ уравнены предъ закономъ; но какъ часто это равенство оказывается пустой фразой! Какъ часто законы оказываются сильными только въ примѣненіи къ безсильнымъ! Исчезли жестокія и безчеловѣчныя зрѣлища языческія; но какъ часто нынѣшнія зрѣлища оказываются безчеловѣчнѣе древнихъ, поелику вмѣсто того, чтобы освѣжать, научать и облагораживать лишь разжигаютъ страсти, вливаютъ по каплѣ ядъ порчи и нечестія въ нѣжныя сердца юношества, и ведутъ его къ погибели. Разнеслась по всему міру проповѣдь Христова о любви; но сколько есть между христіанами такихъ, которые оказываются жестокими и безчеловѣчными къ бѣднымъ и несчастнымъ! Они тратятъ свое богатство на удовольствія и роскошь, или поклоняются ему, какъ Богу, а между тѣмъ безучастно смотрятъ на страданія, бѣдность и нужду ближнихъ, которые ждутъ отъ нихъ помощи!

Но удержимъ себя отъ дальнѣйшаго изображенія мрачныхъ картинъ нашей жизни, стоящей нерѣдко въ противорѣчіи съ возвышеннымъ ученіемъ, принесеннымъ въ міръ Христомъ. Христіанство не уничтожило совершенно зла, и зло существуетъ въ людяхъ и будетъ существовать, въ большей или меньшей мѣрѣ, до скончанія міра. Но зато теперь никогда не умретъ въ человѣчествѣ Христосъ, и никакія врата адова не одолѣютъ Его силы въ семъ мірѣ. Имъ человѣчество живетъ, Его ученіемъ дышитъ, Его помощью побѣждаетъ зло, Его силою творитъ добро. Какъ ни много зла въ мірѣ, но духъ Христовъ живетъ въ насъ: Онъ сдѣлался руководителемъ жизни человѣческой. Отсюда правда становится потребностію жизни людей, водворяется въ людяхъ уваженіе къ личности, правамъ и жизни человѣка; личная безопасность и права всѣхъ и каждаго ограждаются не столько внѣшнею силою, сколько сознаніемъ своего долга; любовь христіанская умягчаетъ законы человѣческіе, вливаетъ въ нихъ духъ кротости и человѣколюбія, открываетъ многія благотворительныя учрежденія, имѣющія цѣлію уменьшить зло и человѣческія бѣдствія. И все это творитъ въ людяхъ одинъ Христосъ Своею безсмертною личностію, Своимъ безсмертнымъ ученіемъ, Своими безсмертными дѣлами. (Орловск. Епарх. Вѣдом.).

Источникъ: Праздничный отдыхъ христіанина. Собраніе общедоступныхъ духовно-назидательныхъ разсказовъ и размышленій, расположенныхъ примѣнительно къ евангельскимъ, воскреснымъ и праздничнымъ чтеніямъ цѣлаго года. Въ двухъ частяхъ. / Составилъ Протоіерей Магистръ богословія Григорій Дьяченко. — Москва: Типографія Товарищества И. Д. Сытина, 1900. — С. 707-710.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.