Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)

Вл. Виссаріонъ (въ мірѣ Василій Петровичъ Нечаевъ) (1823-1905), епископъ Костромской и Галичскій, докторъ богословія, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 13 (26) марта 1822 г. въ Тульской губерніи въ семьѣ діакона. Въ 1848 г. окончилъ Московскую Духовную семинарію и учительствовалъ подъ Тулой. Въ 1849 г. за сочиненіе о свт. Димитріи, митр. Ростовскомъ получилъ степень магистра богословія и былъ переведенъ въ Виѳанскую семинарію, а въ 1852 г. — въ Московскую. Въ 1853 г. принялъ священническій санъ и въ 1854 г. оставилъ учебную службу, получивъ приходъ въ Никольскомъ храмѣ въ Толмачахъ въ Москвѣ. Его прихожанами были Самаринъ, Аксаковъ, Третьяковъ. Съ 1860 г. по 1889 г. — редакторъ-издатель журнала «Душеполезное Чтеніе». Въ 1874 г. — протоіерей. Послѣ смерти жены въ 1889 г. принялъ монашество съ именемъ Виссаріонъ и 30 іюля 1889 г. хиротонисанъ во епископа Дмитровскаго, викарія Московской митрополіи. Въ 1894 г. переведенъ въ Кострому. Въ томъ же году за заслуги по истолкованію Священнаго Писанія, раскрытію истинъ Православія, изъясненію богослуженій и молитвъ и обличенію раскола, МДА присудила ему степень доктора богословія. Скончался владыка Виссаріонъ 30 мая (12 іюня) 1905 г. Былъ погребенъ въ Богоявленскомъ каѳедральномъ соборѣ г. Костромы. Осн. труды: «Костромскія поученія» (1895-1902), въ восьми выпускахъ. «Толкованіе на пареміи». «О расколѣ и по поводу раскола». «Уроки покаянія» и мн. др.

Сочиненія еп. Виссаріона (Нечаева)

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
УРОКИ ПОКАЯНІЯ ВЪ ВЕЛИКОМЪ КАНОНѢ СВ. АНДРЕЯ КРИТСКАГО,
заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.

Гіезій.

Гіезіевъ подражала еси разумъ скверный (нечистый нравъ) всегда, окаянная душе, егоже сребролюбіе отложи поне (хоть) на старость, бѣгай геенскаго огня, отступивши злыхъ (дѣлъ) твоихъ (4 Цар. 5, 20).

Пророкъ Елисей исцѣлилъ отъ проказы Сирійскаго военачальника Неемана. Исцѣленный предложилъ пророку богатые подарки, но пророкъ отказался отъ нихъ и отпустилъ его на родину съ миромъ. Но Гіезій, слуга Елисея, побуждаемый корыстолюбіемъ, не сказавшись ему, поспѣшилъ вслѣдъ за Нееманомъ и отъ имени Елисея выпросилъ у него часть этихъ подарковъ въ пользу будто бы двухъ бѣдныхъ, пришедшихъ къ Елисею учениковъ. Гіезій думалъ, что Елисей не узнаетъ его обмана, но ошибся. Елисей обличилъ корыстолюбца и поразилъ его проказою.

Примѣръ Гіезія показываетъ, какъ пагубно корыстолюбіе. Оно, по слову апостола, есть корень всѣхъ золъ (1 Тим. 6, 10). Оно отвлекаетъ людей отъ служенія Богу, по слову Христа Спасителя: «не можете работати Богу и мамонѣ», и изгоняя изъ сердца страхъ Божій, подбиваетъ корыстолюбца на всякаго рода несправедливость и обманъ въ отношеніи къ ближнимъ. Кто не боится Бога, не стѣсняется памятію о Его всевѣдѣніи, святости и правосудіи, тому нипочемъ, въ видахъ наживы, поступать беззаконно съ ближними. Онъ /с. 164/ руководствуется въ отношеніи къ нимъ только внушеніями самолюбія и смотритъ на нихъ, какъ только на пищу къ удовлетворенію своей алчности къ наживѣ. Тутъ не можетъ быть разборчивости въ выборѣ средствъ къ достиженію преступной цѣли, — тутъ всѣ средства хороши лишь бы вели къ цѣли.

Корыстолюбца можетъ стѣснять развѣ только страхъ отвѣтственности предъ судомъ человѣческимъ. Онъ не боится ни Бога, ни совѣсти; но онъ знаетъ, что не всегда же можно вести свои нечистыя дѣла безнаказанно, что есть неправды, не только на небо вопіющія, но неизбѣжно призывающія на себя строгій судъ человѣческій, если будутъ открыты и обличены предъ нимъ. Но ни въ комъ такъ не сильно чувство самосохраненія, какъ въ корыстолюбцѣ. Прибѣгая къ обманамъ и всякаго рода неправдамъ, чтобы обогатиться насчетъ ближняго, онъ съ неменьшею хитростію и лукавствомъ умѣетъ уклоняться отъ строгой кары за нихъ, скрываетъ слѣды своихъ преступныхъ дѣйствій, отводитъ глаза отъ нихъ общества или суда. Онъ прикрываетъ свои преступленія видомъ законности (напримѣръ ростовщики), или благотвореніями (въ пользу церквей или богоугодныхъ заведеній); если же привлеченъ будетъ къ суду, отыщетъ защитниковъ, извѣстныхъ необыкновеннымъ искусствомъ за приличное вознагражденіе черное дѣлать бѣлымъ. Но корыстолюбецъ, успѣвающій безнаказанно творить свои злыя дѣла въ настоящей жизни, пусть не надѣется избѣжать наказанія за нихъ въ будущей жизни, гдѣ каждому будетъ воздано по дѣламъ его. «Ни неправедные, ни воры, ни лихоимцы, ни хищники царствія Божія не наслѣдуютъ» (1 Кор. 6, 9-10). Мѣсто имъ въ геенскомъ огнѣ.

Въ виду этого воздаянія сребролюбивымъ, возненавидь, душа, сребролюбіе, отложи его по крайней мѣрѣ въ старости, приближающей насъ къ смерти. Трудно бороться съ застарѣлымъ недугомъ; но горе тому, кто умираетъ съ нимъ безъ раскаянія, кого самая близость смерти и слѣдующаго за нею воздаянія не удерживаетъ отъ пристрастія къ земнымъ стяжаніямъ.

Прежде чѣмъ смерть разорветъ союзъ души съ тѣломъ, поспѣши, несчастный сребролюбецъ, отрѣшить свое сердце отъ этого пагубнаго пристрастія, и для сего вступи на путь самоотверженія.

Источникъ: Епископъ Виссаріонъ. Уроки покаянія, въ Великомъ канонѣ св. Андрея Критскаго, заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. — С. 163-164.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.