Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)

Вл. Виссаріонъ (въ мірѣ Василій Петровичъ Нечаевъ) (1823-1905), епископъ Костромской и Галичскій, докторъ богословія, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 13 (26) марта 1822 г. въ Тульской губерніи въ семьѣ діакона. Въ 1848 г. окончилъ Московскую Духовную семинарію и учительствовалъ подъ Тулой. Въ 1849 г. за сочиненіе о свт. Димитріи, митр. Ростовскомъ получилъ степень магистра богословія и былъ переведенъ въ Виѳанскую семинарію, а въ 1852 г. — въ Московскую. Въ 1853 г. принялъ священническій санъ и въ 1854 г. оставилъ учебную службу, получивъ приходъ въ Никольскомъ храмѣ въ Толмачахъ въ Москвѣ. Его прихожанами были Самаринъ, Аксаковъ, Третьяковъ. Съ 1860 г. по 1889 г. — редакторъ-издатель журнала «Душеполезное Чтеніе». Въ 1874 г. — протоіерей. Послѣ смерти жены въ 1889 г. принялъ монашество съ именемъ Виссаріонъ и 30 іюля 1889 г. хиротонисанъ во епископа Дмитровскаго, викарія Московской митрополіи. Въ 1894 г. переведенъ въ Кострому. Въ томъ же году за заслуги по истолкованію Священнаго Писанія, раскрытію истинъ Православія, изъясненію богослуженій и молитвъ и обличенію раскола, МДА присудила ему степень доктора богословія. Скончался владыка Виссаріонъ 30 мая (12 іюня) 1905 г. Былъ погребенъ въ Богоявленскомъ каѳедральномъ соборѣ г. Костромы. Осн. труды: «Костромскія поученія» (1895-1902), въ восьми выпускахъ. «Толкованіе на пареміи». «О расколѣ и по поводу раскола». «Уроки покаянія» и мн. др.

Сочиненія еп. Виссаріона (Нечаева)

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
УРОКИ ПОКАЯНІЯ ВЪ ВЕЛИКОМЪ КАНОНѢ СВ. АНДРЕЯ КРИТСКАГО,
заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.

Xамъ.

Хама онаго, душе, отцеубійца подражавши, срама не покрыла еси искренняго (ближняго), вспятъ зря возвратившися (Быт. 9, 22-23.)

Послѣ потопа Ной сталъ заниматься земледѣліемъ и разведеніемъ винограда, изъ котораго научился дѣлать вино. Не испытавъ дотолѣ силы вина, Ной на первый разъ выпилъ его больше, чѣмъ сколько слѣдовало бы для укрѣпленія силъ и для невиннаго удовольствія. Неожиданно для Ноя, вино произвело на него опьяняющее и усыпляющее дѣйствіе. Во время сна, Ной непроизвольно сбросилъ съ себя одежду, въ которой легъ, и представилъ неблагоразумное зрѣлище наготы. Хамъ, одинъ изъ сыновей Ноя, первый замѣтилъ это неблагообразіе и вмѣсто того, чтобы прикрыть наготу отца, разсказалъ о ней братьямъ съ цѣлію, чтобы и братья вмѣстѣ съ нимъ осудили отца и поглумились надъ /с. 31/ нимъ, опьянѣвшимъ и обнаженнымъ. Братья, однако, поступили иначе: они съ почтительностію подошли къ отцу, такъ что не видѣли наготы его, и прикрыли его своею одеждою. Ной, проснувшись, узналъ о поступкѣ Хама и произнесъ проклятіе на непочтительнаго и дерзкаго сына въ лицѣ его потомковъ — Хананеевъ. — Вотъ разительный урокъ, какъ грѣшно и опасно осуждать и дѣлать предметомъ глумленія недостатки и пороки ближняго, кто бы онъ ни былъ — свой, или чужой. Склонность къ осужденію и глумленію надъ другими свойственна, по словамъ Спасителя, людямъ, которые по самолюбію не замѣчаютъ въ самихъ себѣ недостатковъ и грѣховъ, или слишкомъ снисходительно относятся къ нимъ (Матѳ. 7, 3-4). Безпристрастный взоръ на самихъ себя убѣдилъ бы ихъ, что они сами не меньше, если не больше виновны въ томъ, за что осуждаютъ другихъ, и что если они сами нуждаются въ снисхожденіи къ нимъ другихъ, то справедливость и отъ нихъ требуетъ снисхожденія къ ближнимъ. Чего я не желаю себѣ, того не долженъ дѣлать другимъ. Этого требуетъ не только Евангеліе (Матѳ. 7, 12), но и естественный разумъ. Если я не желаю быть предметомъ пересудовъ и насмѣшекъ, если пересуды и насмѣшки меня огорчаютъ и возмущаютъ до глубины души, хотя бы я и заслужилъ ихъ моимъ поведеніемъ, то по себѣ я долженъ судить и о другихъ, — и о другихъ я долженъ думать, что имъ непріятно тоже, что мнѣ непріятно. Потому, желая снисхожденія къ моимъ недостаткамъ другихъ, я и самъ долженъ относиться къ нимъ снисходительно: я долженъ подобно Симу и Іафету, покрывшимъ наготу отца, покрывать снисхожденіемъ срамъ, или позорное поведеніе ближняго моего. Если же сего не дѣлаю, то я подражаю Хаму и долженъ подобно ему бояться за сіе гнѣва Божія. — Грѣхъ Хама противъ отца такъ великъ, что совершитель сего грѣха есть поистинѣ отцеубійца. Хамъ не убилъ отца физически, — онъ убилъ его нравственно, потому что причинилъ ему своимъ поступкомъ великое горе, отнялъ у него душевный миръ, разстроилъ обычное теченіе его жизни. Хамъ не убилъ, повторяемъ, отца физически, но онъ посягнулъ на его честь, дерзнулъ поколебать уваженіе къ нему дѣтей, огласивъ предъ ними /с. 32/ его наготу. Но честь — такое благо, которое дороже жизни. «Для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожилъ похвалу мою» (1 Кор. 9, 15). — Не похожу ли и я на отцеубійцу Хама, когда осужденіемъ ближняго и глумленіемъ надъ его недостатками наношу ему самое чувствительное оскорбленіе, ибо оскорбляю его честь, отнимаю у него доброе имя? Не къ чести его служатъ, конечно, тѣ недостатки и пороки, за которые я жестоко осуждаю его передъ всѣми, но моимъ осужденіемъ не увеличиваю ли его позора и чрезъ то не могу ли довести его до того, что онъ не вынесетъ своего позора и еще глубже погрязнетъ въ злѣ? Мое осужденіе и глумленіе не исправитъ, а только ожесточитъ его. Онъ впадетъ въ малодушіе, скажетъ себѣ: теперь мнѣ нечего терять, все потеряно съ утратою чести, — и ударится во всѣ крайности порока. — Не возму ли я на себя страшную отвѣтственность за его погибель, если доведу его до сего моимъ безсердечнымъ осужденіемъ его грѣховъ, моимъ преступнымъ равнодушіемъ къ его чести? Не убійца ли его я въ этомъ случаѣ?

Источникъ: Епископъ Виссаріонъ. Уроки покаянія, въ Великомъ канонѣ св. Андрея Критскаго, заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. — С. 30-32.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.