Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)

Вл. Виссаріонъ (въ мірѣ Василій Петровичъ Нечаевъ) (1823-1905), епископъ Костромской и Галичскій, докторъ богословія, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 13 (26) марта 1822 г. въ Тульской губерніи въ семьѣ діакона. Въ 1848 г. окончилъ Московскую Духовную семинарію и учительствовалъ подъ Тулой. Въ 1849 г. за сочиненіе о свт. Димитріи, митр. Ростовскомъ получилъ степень магистра богословія и былъ переведенъ въ Виѳанскую семинарію, а въ 1852 г. — въ Московскую. Въ 1853 г. принялъ священническій санъ и въ 1854 г. оставилъ учебную службу, получивъ приходъ въ Никольскомъ храмѣ въ Толмачахъ въ Москвѣ. Его прихожанами были Самаринъ, Аксаковъ, Третьяковъ. Съ 1860 г. по 1889 г. — редакторъ-издатель журнала «Душеполезное Чтеніе». Въ 1874 г. — протоіерей. Послѣ смерти жены въ 1889 г. принялъ монашество съ именемъ Виссаріонъ и 30 іюля 1889 г. хиротонисанъ во епископа Дмитровскаго, викарія Московской митрополіи. Въ 1894 г. переведенъ въ Кострому. Въ томъ же году за заслуги по истолкованію Священнаго Писанія, раскрытію истинъ Православія, изъясненію богослуженій и молитвъ и обличенію раскола, МДА присудила ему степень доктора богословія. Скончался владыка Виссаріонъ 30 мая (12 іюня) 1905 г. Былъ погребенъ въ Богоявленскомъ каѳедральномъ соборѣ г. Костромы. Осн. труды: «Костромскія поученія» (1895-1902), въ восьми выпускахъ. «Толкованіе на пареміи». «О расколѣ и по поводу раскола». «Уроки покаянія» и мн. др.

Сочиненія еп. Виссаріона (Нечаева)

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
УРОКИ ПОКАЯНІЯ ВЪ ВЕЛИКОМЪ КАНОНѢ СВ. АНДРЕЯ КРИТСКАГО,
заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.

Потопъ при Ноѣ.

При Нои, Спасе, блудствовавшія (развращеннымъ) подражахъ, онѣхъ наслѣдовавъ осужденіе въ потопѣ погруженія (на утопленіе въ потопѣ). (Быт. 6, 4-23).

Печально было нравственное состояніе современниковъ Ноя. Самъ Господь, изъявляя передъ Ноемъ негодованіе на /с. 28/ нихъ, назвалъ ихъ плотію. Это значитъ, что они совершенно заглушили въ себѣ духовныя потребности и заботились только объ удовлетвореніи однихъ плотскихъ, или чувственныхъ потребностей и прихотей. Въ этихъ заботахъ они дошли до того, что смотря на нихъ, можно было усумниться, есть ли въ нихъ душа, созданная по образу и подобію Божію, для жизни въ общеніи съ Богомъ, — не осталась ли въ нихъ одна плоть, способность къ одной чувственной, скотоподобной жизни. Особенно усилились между ними плотскіе грѣхи, — т.-е. любострастіе или распутство (блудствованіе). Поистинѣ они были плотію. И, что всего печальнѣе, такое нравственное растлѣніе распространилось по всему лицу обитаемой тогда земли (Быт. 6, 1. 12). Сначала оно господствовало между нечестивыми потомками Каина, но съ теченіемъ времени оно проникло въ общество сыновъ Божіихъ, т.-е. потомковъ благочестиваго Сиѳа, — вслѣдствіе смѣшенія послѣднихъ съ первыми посредствомъ супружескихъ связей (Быт. 6, 1-2). Жены изъ нечестиваго племени внесли нечестіе въ семейства племени благочестиваго. А нечестіе отворило дверь всякимъ порокамъ. — Тяжка вина современниковъ Ноя, ведшихъ распущенную жизнь. Но не болѣе ли тяжко согрѣшаютъ христіане, когда подражаютъ имъ, когда подобно имъ провождаютъ жизнь въ плотоугодіи, забывая о душѣ, о Богѣ, о вѣчности, — когда легкомысленно вовлекаются въ общество людей развратныхъ и тѣла свои, освященныя благодатію таинствъ въ храмы Св. Духа, въ члены Христовы, святотатственно оскверняютъ плотскою нечистотою и тѣмъ губятъ не себя только, но и тѣхъ, которые отдали себя въ жертву ихъ любострастію? — Не принадлежу ли я къ числу подобныхъ грѣшниковъ? Но въ такомъ случаѣ я не долженъ думать, что могу грѣшить безнаказанно. Нѣтъ, если я подражаю блудствовавшимъ при Ноѣ, долженъ наслѣдовать и ихъ осужденіе, подобно имъ погрязнуть въ водахъ потопныхъ, — въ готовыхъ поглотить меня волнахъ гнѣва Божія (Псал. 68, 2-3).

Впрочемъ, современники Ноя, привлекшіе на себя гнѣвъ Божій, не прежде погибли въ водахъ потопа, какъ по испытаніи въ отношеніи къ нимъ всѣхъ мѣръ долготерпѣнія Бо/с. 29/жія. Господь сначала объявилъ имъ чрезъ Ноя, что даетъ имъ 120 лѣтъ на покаяніе, по истеченіи которыхъ угрожалъ имъ истребленіемъ. Но угроза не дѣйствовала. Люди не только продолжали творить и даже умножали злыя дѣла, но «всякъ помышлялъ въ сердцѣ своемъ прилежно на злая» (Быт. 6, 5-6). Люди всею душею отдались порочнымъ помысламъ, склонностямъ и желаніямъ, — намѣренно, съ усиліемъ вызывали и питали ихъ въ душѣ. Зло, слѣдовательно, слишкомъ глубоко пустило корни въ ихъ сердцѣ. Тогда Господь уже не условно, а рѣшительно объявилъ угрозу истребить ихъ. Угроза снова была пренебрежена, но долготерпѣніе Божіе не истощилось, и хотя теперь Господь рѣшилъ наказать людей потопомъ и повелѣлъ Ною строить ковчегъ для спасенія его съ семействомъ; но самое строеніе ковчега, происходившее на виду у всѣхъ и съ извѣстною всѣмъ цѣлію, могло служить новымъ предостереженіемъ для нечестивыхъ. Они, однако, не вняли и этому предостереженію, — и уже тогда наступилъ потопъ. Воды потопныя, впрочемъ, не вдругъ покрыли лице земли, а постепенно. Вслѣдствіе этого многіе, не вѣрившіе угрозамъ Божіимъ до исполненія ихъ, могли опомниться при наступленіи бѣды и воззвать къ Богу о помилованіи. Такіе хотя понесли казнь потопленія, могли избавиться отъ вѣчной погибели, когда Христосъ Спаситель по смерти сошелъ въ адскую темницу съ проповѣдію о спасеніи всѣмъ ожидавшимъ съ вѣрою Его пришествія, и вмѣстѣ тѣмъ душамъ, которыя «нѣкогда непокорны были ожидавшему ихъ Божію долготерпѣнію во дни Ноя» (1 Петр. 3, 18-20), но въ послѣднія минуты жизни раскаялись въ своей непокорности. Слава долготерпѣнію Господа, даровавшаго современникамъ Ноя возможность отвратить праведный Его гнѣвъ покаяніемъ, которою и воспользовались многіе изъ нихъ. Но милосердый Господь, никому не желающій погибели, долготерпитъ и всѣмъ безпечнымъ грѣшникамъ, ожидая отъ нихъ покаянія. Онъ призываетъ ихъ къ покаянію голосомъ еще не совсѣмъ уснувшей совѣсти, — внушеніями святаго Слова своего, иногда доходящими до ихъ слуха изъ церковныхъ чтеній и изъ устъ пастырей церкви, — благопріятными и неблагопріятными обстоятельствами въ ихъ жизни, осо/с. 30/бенно предсмертными болѣзнями, во время которыхъ многіе, впродолженіе всей жизни прогнѣвлявшіе Господа грѣхами, обращаются къ Нему, подобно благоразумному разбойнику, покаявшемуся на крестѣ въ предсмертные часы, и нѣкоторымъ современникамъ Ноя, успѣвшимъ въ виду наступившаго потопа образумиться. Какъ часто, однако, случается, что люди всю жизнь остаются равнодушными къ своему спасенію, не внимая никакимъ вразумленіямъ долготерпѣливаго Господа, ожидающаго отъ нихъ покаянія! Они или совсѣмъ не думаютъ о покаяніи, или отлагаютъ его до смерти, хотя никому неизвѣстно, удастся ли покаяться предъ смертію. Горе мнѣ, если и я принадлежу къ числу такихъ безпечныхъ грѣшниковъ! Мнѣ грозитъ жребій нераскаявшихся предъ потопомъ современниковъ Ноя, осужденныхъ на временную и вѣчную погибель. Избавь меня, Господи, отъ подобной участи и даруй мнѣ слезными водами покаянія избѣгнуть потопленія въ безднахъ преисподней.

Источникъ: Епископъ Виссаріонъ. Уроки покаянія, въ Великомъ канонѣ св. Андрея Критскаго, заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. — С. 27-30.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.