Церковный календарь
Новости


2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 102-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 101-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 100-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 99-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 98-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 97-е (1975)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 13-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 12-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 11-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 10-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность

Арсеній (Москвинъ), митр. Кіевскій († 1876 г.)

Вл. Арсеній (въ мірѣ Ѳедоръ Павловичъ Москвинъ), митрополитъ Кіевскій и Галицкій, духовный писатель. Родился въ 1797 г. въ селѣ Воронье Костромского уѣзда и губерніи въ семьѣ діакона. Окончилъ Костромскую духовную семинарію. Въ 1821 г. постриженъ въ монашество и рукоположенъ во іеродіакона. Въ 1823 г. окончилъ курсъ С.-Петербургской духовной академіи со степенью магистра и оставленъ при академіи бакалавромъ по богословскимъ наукамъ. Въ 1823 г. рукоположенъ во іеромонаха. Съ 1825 г. — ректоръ Могилевской духовной академіи. Въ 1826 г. возведенъ въ санъ архимандрита и опредѣленъ настоятелемъ Могилевскаго Братскаго Богоявленскаго монастыря и приписаннаго къ нему Буйницкаго монастыря. Съ 1827 г. — ректоръ Орловской духовной семинаріи и настоятель Мценскаго Петропавловскаго монастыря. Съ 1829 г. — ректоръ Рязанской духовной семинаріи и настоятель Рязанскаго Троицкаго монастыря. Въ маѣ 1830 г. перемѣщенъ настоятелемъ въ Рязанскій Спасскій монастырь. Въ октябрѣ 1831 г. назначенъ ректоромъ Тверской духовной семинаріи и настоятелемъ Тверского Успенскаго Отроча монастыря, а затѣмъ Троицкаго Калязинскаго монастыря. 24 апрѣля 1832 г. хиротонисанъ во епископа Тамбовскаго. Съ 5 апрѣля 1841 г. — архіепископъ Подольскій. Съ 6 ноября 1848 г. — архіепископъ Варшавскій, викарій Волынской епархіи, священноархимандритъ Почаевской лавры. Съ 1 іюля 1860 г. — митрополитъ Кіевскій и Галицкій, священноархимандритъ Кіево-Печерской Успенской лавры и членъ Святѣйшаго Сѵнода. Отличался кротостью, благочестіемъ, строгимъ подвижничествомъ и любовью къ монашеству. Постоянно боролся противъ сектантовъ-молоканъ и духоборовъ. Издалъ много духовныхъ книгъ. Скончался 28 апрѣля (11 мая) 1876 г. Погребенъ въ каменной церкви въ честь Воздвиженія Честнаго Креста Господня, въ Ближнихъ пещерахъ, предъ иконой Казанской Божіей Матери.

Сочиненія митр. Арсенія (Москвина)

СОБРАНІЕ СЛОВЪ, БЕСѢДЪ И РѢЧЕЙ
Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго.
Томъ 1-й. Изданіе 1-е. СПб., 1874.

Слово въ день пренесенія образа Христа Спасителя.

Бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная (Еф. 5, 1).

Богомерзкое и крайне нечестивое дѣло творить и боготворить идоловъ: потому что идолы суть изображенія и подобія ложныхъ боговъ, то есть, боговъ несуществующихъ на самомъ дѣлѣ, а вымышленныхъ человѣкомъ, по его ослѣпленію. Посему-то апостолъ Павелъ, говоря объ идолахъ, сказалъ: вѣмы, яко идолъ ничтоже есть (1 Кор. 8, 4); ничтоже, впрочемъ, какъ изъясняетъ св. Златоустъ, не вещію, но знаменованіемъ: ибо знаменуетъ Богомъ того, который не есть Богъ; по веществу же идолы и кумиры не суть ничто, но суть злато или сребро, древо или каменіе, или, лучше сказать, суть демоны.

Напротивъ благочестивое и богоугодное дѣло есть писать честныя иконы и воздавать имъ должное почтеніе: потому что онѣ суть изображенія того, что дѣйствительно существуетъ и въ такомъ именно видѣ, въ какомъ представляется на иконахъ, изображенія Бога истиннаго и святыхъ угодниковъ Его, и потому воздаваемое имъ почтеніе естественно переходитъ на перво/с. 381/образное, изображаемое на нихъ, какъ богословствуетъ св. Василій великій.

Вотъ причина, почему Богъ премудрый въ тоже самое время, какъ изрекъ свою заповѣдь: не сотвори себѣ кумира, ни всякаго подобія, елика на небеси горѣ, и елика на земли низу, елика въ водахъ и подъ землею, да не поклонишися имъ, и да не послужиши имъ (Исх. 20, 4), далъ Моисею слѣдующее повелѣніе: виждь, да устроиши по образу, показанному ти на горѣ (Исх. 25, 49), и Моисей, повинуясь гласу Божію, устроилъ на землѣ образную вещей небесныхъ скинію. Вотъ также причина почему законодатель Израиля, тотъ, которой вѣщалъ къ сонму левитовъ: не сотворите себѣ образовъ рукотворенныхъ, ниже изваянныхъ (Лев. 26, 1), одною рукою сокрушаетъ тельца златаго — кумиръ, созданный буйствомъ народа, и безъ пощады поражаетъ безумныхъ служителей его, а другою воздвигаетъ въ самомъ святилищѣ новосозданной скиніи златыхъ херувимовъ — рукотворенные образы служебныхъ духовъ Вышняго, и повелѣваетъ первосвященнику воскурять предъ лицемъ ихъ ѳиміамъ.

Вотъ причина, почему въ новой благодати самъ Господь Іисусъ, сый сіяніе славы Отчія и образъ ѵпостаси Его (Евр. 1, 3), благоволилъ напечатлѣть свой пречестный образъ на убрусѣ и передать оный, въ лицѣ едескаго князя Авгаря, всѣмъ вѣрующимъ въ Него для ихъ пользы душевной, да видяй Его въ вещественномъ изображеніи видитъ и Бога Отца (Іоан. 14, 9), котораго Онъ есть образъ ипостасный, и котораго никтоже видѣ нигдѣже, точію Единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, той Его исповѣда (Іоан. 1, 18). Вотъ, наконецъ, причина, почему христіанская Церковь съ самыхъ первыхъ дней бытія своего всегда имѣла святыя иконы и свято чтила оныя.

/с. 382/ Такъ несомнѣнная исторія свидѣтельствуетъ, что св. Евангелистъ Лука самъ написалъ двѣ иконы Божіей Матери; жена кровоточивая, исцѣленная отъ прикосновенія къ ризѣ Христовой, имѣла икону Спасителя и благоговѣйно чтила оную; а апостолъ Павелъ, упрекая галатянъ за уклоненіе ихъ отъ преданной имъ истины, съ особенною силою припоминаетъ имъ о бывшемъ предъ очами ихъ изображеніи Христа распятаго. О несмысленніи галате, писалъ онъ къ нимъ, кто вы прельстилъ есть не покоритися истинѣ, имже предъ очима Іисусъ Христосъ преднаписанъ бысть, въ васъ распятъ (Гал. 3, 1). Евсевій, писатель отчасти третьяго и отчасти четвертаго вѣка, повѣствуетъ, что онъ самъ видѣлъ въ Панегдѣ въ соборномъ храмѣ весьма древнія дски съ изображеніями Спасителя и апостоловъ Петра и Павла; слѣдовательно сіи изображенія должны принадлежать по крайней мѣрѣ началу 3-го вѣка. Еще ранѣе его Оригенъ и Тертулліанъ, писатели 2-го и 3-го вѣковъ, говорятъ первый о внѣшнемъ украшеніи храмовъ съ жалобою на христіанъ своего времени, что они вмѣстѣ съ симъ не заботятся совлечься своего внутренняго безобразія, а послѣдній — о обыкновеніи того времени изображать на потирахъ Христа, несущаго на раменахъ своихъ овцу.

Такимъ образомъ, употребленіе и достодолжное почитаніе св. иконъ не есть человѣческое изобрѣтеніе, ни нововведеніе позднихъ временъ, ни даже постановленіе вселенскихъ соборовъ, какъ невѣжественно баснословятъ нѣкоторые отступники отъ вѣры православной, но учрежденіе древнѣйшее и прямо Божественное, получившее свое начало отъ самого Бога, при устроеніи скиніи и храма Соломонова, потомъ распространенное и усиленное примѣромъ Іисуса Христа и Апостоловъ и /с. 383/ всего безчисленнаго сонма мужей праведныхъ, благоугодившихъ Богови, наконецъ, торжественно защищенное отъ неистовства еретиковъ и подтвержденное на седьмомъ вселенскомъ соборѣ св. отцами всей вселенской Церкви.

Учрежденіе сіе, бывъ важно по своему Божественному происхожденію, не менѣе важно и по той многоразличной пользѣ, которую оно во всѣ времена приносило и приноситъ вѣрующимъ. И во первыхъ св. иконы, служа приличнымъ украшеніемъ для храмовъ Божіихъ и поражая взоры приходящихъ въ оныя и своимъ небеснымъ великолѣпіемъ, и своимъ таинственнымъ значеніемъ и высокою святостію лицъ и вещей, на нихъ изображаемыхъ, производятъ невольно благоговѣйный трепетъ, сотрясающій душу отъ грѣховнаго усыпленія и пробуждающій ее къ молитвѣ и славословію Божію.

Во-вторыхъ, изображая для зрѣнія тоже, что говорится въ св. Писаніи для слуха, онѣ составляютъ важное въ дѣлѣ спасенія пособіе для неученыхъ, которые въ противномъ случаѣ, по недостатку опытныхъ наставниковъ, а еще болѣе, по недостатку времени и мѣста, способныхъ для преподаванія наставленій, должны бы были остаться или во тьмѣ совершеннаго невѣдѣнія о вѣрѣ, или съ понятіями весьма слабыми и неосновательными, открывающими свободный путь къ ихъ сердцу заблужденіямъ всякаго рода. Замѣняя же собою для неученыхъ и ученыхъ Писаніе, онѣ имѣютъ, то великое предъ нимъ преимущество, что подобно ему не могутъ быть перетолкованы въ противную сторону: языкъ ихъ яснѣе и опредѣленнѣе языка Писанія; онъ понятенъ для всякаго.

Въ третьихъ, предстоя взору нашему во храмахъ, въ которые мы приходимъ, какъ на источники водные, /с. 384/ для утоленія нашей жажды духовной, онѣ оказываютъ на насъ тоже благотворное дѣйствіе, какое оказывали нѣкогда пестровидные или одноличные жезлы Іакова на овецъ Лавановыхъ, приводимыхъ имъ для напоенія въ сосудахъ, вмѣщавшихъ жезлы сіи. Какъ сіи овцы, смотря на жезлы сіи зачинали и раждали овчатъ пестровидныхъ или одноперстныхъ, такъ и мы взирая на иконы, изображающія разные подвиги св. мужей, одушевляемся ихъ духомъ и возбуждаемся къ подражанію ихъ благочестію. Съ сею именно цѣлію и нынѣ представляется предъ очи наши нерукотворенный образъ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, дабы мы, взирая на оный, потщились быть подобными Ему по нашему внутреннему человѣку (Еф. 3, 16), къ чему убѣждаетъ насъ и апостолъ Павелъ вышеприведенными словами: бывайте подражателіе Богу (Еф. 5, 1). Но какъ вѣрнѣе достигнуть сего уподобленія Христу Богу чрез созерцаніе Его пречистаго образа, о семъ способѣ подражанія я намѣренъ предложить вамъ въ честь настоящаго торжества краткую бесѣду.

Взирая на сей Божественный образъ, вы прежде всего усматриваете главу Спасителя, исполненную всей небесной премудрости: ибо вся суть въ ней сокровища премудрости и разума сокровенна (Колос. 2, 3). Но не позабудьте, слушатели, что сія глава есть вмѣстѣ и наша глава: ибо Христосъ по Апостолу, есть глава Церкви (Еф. 1, 22), а мы Его уды (1 Кор. 12, 27), или члены. Если же всякая глава, по назначенію природы, должна управлять своими членами, давая имъ такое или другое движеніе, направляя ихъ къ той или другой цѣли и вообще располагая ими, какъ послушными орудіями для исполненія своихъ желаній, намѣреній и дѣйствій, для чего она и утверждена /с. 385/ въ тѣлѣ выше всѣхъ членовъ, такъ чтобы она, и по самому мѣсту, занимаемому ею въ тѣлесномъ организмѣ, казалась и была правительницею онаго: то тѣмъ болѣе должна это сдѣлать сія глава, столь премудрая и столь благолѣпная.

И кто не знаетъ, съ какою неутомимою бдительностію и съ какимъ неусыпнымъ попеченіемъ она исполняетъ сію обязанность свою? Се не воздремлетъ, ниже уснетъ, храня и управляя нами сія верховная глава (Псал. 120, 4)! Остается и намъ, ея членамъ, съ покорностію внимать ея велѣніямъ, безпрекословно слѣдовать ея внушеніямъ и не уклоняться ни на десно, ни на шуее отъ путей, ею указуемыхъ; ибо пути ея суть пути жизни вѣчныя. Приклоните же нынѣ, возлюбленные братія, умственный слухъ вашъ къ таинственнымъ вѣщаніямъ сей Богомудрой главы, и прилежно внемлите, чему она поучаетъ. Она симъ нерукотвореннымъ образомъ лица своего поучаетъ насъ не земная мудрствовати, но небесная (Кол. 3, 2), да якоже Христосъ есть вторый человѣкъ Господь съ небеси, тако и мы будемъ небесніи; и якоже облекохомся во Адамѣ первомъ, во образъ перстнаго, да облецемся во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 40), образъ же сей составляется не изъ вещества и красокъ, но изъ небосіятельныхъ добродѣтелей, начертываясь на скрижаляхъ сердца нашего.

Во-первыхъ, сія преблагословенная глава, претерпѣвшая нѣкогда вѣнецъ терновый за грѣхи главы рода нашего Адама и за наши беззаконія, наставляетъ насъ, чтобы и мы учащали возлагать на главы наши острое терніе покаянія о грѣхахъ нашихъ, — да источаютъ онѣ если не кровь, то по крайней мѣрѣ обильныя слезы на омовеніе сквернъ грѣховныхъ. Адамъ, глава наша, вознесъ главу свою до гордости сатанины, возжелавъ быть /с. 386/ равнымъ Богу, но Господь смирилъ его, изгнавъ изъ рая сладости на землю проклятія, изъ мѣста веселія — въ юдоль плача. Христосъ же, глава Церкви, смирилъ главу свою даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2, 8), когда, преклонивъ сію главу, предалъ духъ свой Богу Отцу (Іоан. 19, 30), тѣмже и Богъ Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имени, да о имени Его всяко колѣно поклонится небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ (Фил. 2, 3), дабы и мы по образу Его смиренія, смиряя себя, вознеслись отъ нечестія въ славу, отъ изгнанія въ отечество, отъ земли на небо, и отъ смерти въ животъ. Тѣсно и болѣзненно было въ терніи Главѣ нашей Христу, дабы мы знали, что тѣснымъ и болѣзненнымъ путемъ подобаетъ внити въ царствіе небесное; тѣснымъ, потому что узкія врата и тѣсный путь есть вводяй въ животъ (Матѳ. 7, 14), а болѣзненнымъ потому, что многими скорбми подобаетъ внити въ царствіе Божіе (Дѣян. 14, 22).

Глава наша Христосъ, говоря о крестной Своей смерти, сравнилъ себя съ зміею, вознесенною на знамя. Якоже Моѵсей вознесе змію въ пустыни, сказалъ Онъ Никодиму, тако подобаетъ вознестися Сыну человѣческому (Іоан. 3, 14). Но и намъ, Его членамъ, завѣщано быть мудрыми, какъ змія (Матѳ. 10, 16), да не како истлѣютъ разумы наши отъ простоты, яже о Христѣ Іисусѣ (2 Кор. 11, 3). Мудрость зміи между прочимъ состоитъ въ томъ, что, желая совлечь съ себя ветхую кожу, она входитъ въ среду тернія и при пособіи его совлекаетъ оную. Такимъ же образомъ и мы, взирая на главу нашу, увѣнчанную терніемъ и подражая мудрости зміи, должны проходить сквозь терніе скорбей и озлобленій, дабы въ семъ прехожденіи совлечься ветхаго человѣка (Кол. 3, 9), тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ, /с. 387/ и облечься въ новаго, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины (Еф. 4, 22).

Далѣе, возводя омраченныя суетою и оскверненныя порокомъ зѣницы наши на пречистыя и пресвѣтлыя очи Христовы, мы находимъ, что очи сіи суть, яко очи голубинѣ. Очи Его, говорится въ книгѣ Пѣсни пѣсней, написанной Духомъ Святымъ, яко голубинѣ (Пѣсн. 1, 14). Сіи очи поучаютъ насъ, чтобы мы были, по наставленію Апостола, не только мудри, яко змія, но и цѣли, яко голубіе (Матѳ. 10, 16). Голуби любятъ чистоту гнѣздъ своихъ: должны и мы тщательно соблюдать чистоту сердецъ нашихъ, дабы онѣ могли быть достойными жилищами снизшедшему нѣкогда во образѣ голубинѣ Духу Пресвятому. Естествоиспытатели увѣряютъ, что голуби не имѣютъ желчи, не язвятъ носомъ, а обороняются крылами, гнѣздятся въ каменныхъ разсѣлинахъ, большею частію надъ водными потоками, вмѣсто пѣнія стонутъ, въ пищу себѣ обыкновенно избираютъ лучшія зерна, и нѣжно охраняютъ и питаютъ не только своихъ птенцовъ, но и чужихъ, и всегда летаютъ дружно цѣлыми стадами. Такъ и намъ вѣрнымъ христіанамъ прилично возсѣдать надъ водами спасительныхъ ученій слова Божія, избирать лучшія толкованія онаго, а худшія отметать, охранять и созидать въ вѣрѣ не только своихъ чадъ и собратій, но и чужихъ приводить въ нѣдра матери нашей Церкви, удаляться гнѣва и мщенія и отъ злобы враговъ укрываться въ язвахъ Христовыхъ, стенать о грѣхахъ своихъ, а не веселиться о суетныхъ радостяхъ міра сего; не уязвлять ближнихъ не только дѣломъ, но и словомъ обиднымъ, съ вѣрными единомудрствовать о Божественныхъ предметахъ, и на крилахъ истинныя вѣры и благихъ дѣлъ, отражать оными нападенія діавола, воспарять горѣ къ Богу.

/с. 388/ Сверхъ того, очи Христовы украшены были тою евангельскою простотою, о которой Самъ небесный Учитель сказалъ: аще будетъ око твое просто, все тѣло твое свѣтло будетъ (Матѳ. 6, 22). Посему и мы, какъ Его ученики и послѣдователи, должны неусыпно стараться и стяжать сію простоту и вооружить ею свои очи противу всѣхъ соблазновъ и обольщеній міра. Простоту же сію имѣетъ тотъ, кто очи свои выну устремляетъ ко Господу Богу, обращая ихъ на щедродательную десницу Его, также какъ рабы обращаютъ свои очи на руки господъ своихъ, доколѣ не получатъ отъ нихъ милости и помощи, и чьи очи призираютъ на нищаго, дабы одѣть нагаго, напитать алчущаго, и страннаго и безкровнаго ввести въ домъ свой. Напротивъ, косвенны и непросты очи у тѣхъ, кто, отвративши ихъ отъ предметовъ небесныхъ, къ которымъ самою природою устремлены онѣ, бывъ водружены въ горней части нашего тѣла, съ преступною похотію взираетъ на блага земныя.

И сколь много такихъ было и есть, которые погубили и погубляютъ себя таковымъ зрѣніемъ! Худо смотрѣли Адамъ и Ева на запрещенные плоды древа познанія добра и зла, имѣя въ душѣ своей преступное желаніе, чрезъ вкушеніе ихъ уподобиться Богу, и отъ того жестоко пострадали. Худо смотрѣли сыны Божіи на дщерей человѣческихъ, растлѣвая свои души вожделѣніемъ красоты ихъ, и за то безжалостно погублены потопомъ. Худо непотребные содомляне смотрѣли на юныхъ отроковъ и даже на Ангеловъ, разжизаемые скверною похотію, и за то пожжены были огнемъ и жупеломъ. Худо смотрѣлъ Сихемъ на Дину, дщерь патріарха Іакова, восхитивъ и растливъ ее, и за то самъ преданъ отъ Бога всевидящаго и правосуднаго вѣчному /с. 389/ растлѣнію. Худо смотрѣли и два любострастные старца израильскіе на цѣломудренную Сусанну, вызывя ее, подъ страхомъ смерти, на безчестный поступокъ, и за то вмѣстѣ съ жизнію лишены чести временной и славы вѣчной. Не хорошо взглянулъ нѣкогда и Давидъ на Вирсавію, осквернивъ чистоту брака и допустивъ даже убійство, и за то навлекъ на себя и на народъ свой гнѣвъ Божій и страшное наказаніе. Словомъ: худо смотритъ всякій, кто смотритъ на жену, ко еже вожделѣти ю: ибо, по слову Христову, таковый уже прелюбодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 5, 28).

Всѣ таковые зрители справедливо могутъ сказать о себѣ тоже, что сказалъ нѣкогда пророкъ Іеремія о всѣхъ вообще грѣшникахъ: взыде смерть сквозѣ окна наша, и вниде въ землю нашу, погубити отрочата отвнѣ и юноши отъ стогнъ (Іерем. 9, 21). Ибо очи суть окна души во храминѣ тѣлесъ нашихъ; ими вошла смерть во внутренніе домы наши погубити духовныхъ отрочатъ нашихъ, то есть, благія мысли, желанія и намѣренія. И потому весьма полезно затворять сіи окна, по примѣру Пророка, который молилъ Господа: отврати очи мои, во еже не видѣти суеты (Пс. 118, 37), или заграждать и, такъ сказать, уничтожать оныя вовсе, по заповѣди Христа Спасителя, Который сказалъ: аще око твое соблазняетъ тя, изми е, и верзи отъ себе (Матѳ. 18, 9), или, по крайней мѣрѣ, никогда не отверзать ихъ на суетные предметы міра, какъ поступалъ праведный Іовъ, который свидѣтельствуетъ о себѣ: завѣтъ положихъ очима моима, да не помыслю на дѣвицу (Іов. 31, 1). Такія только очи, такъ заключенныя или огражденныя, или столь бдительно охраняемыя, суть дѣйствительно просты и подобны очамъ Христовымъ.

/с. 390/ За симъ, обращая студное лице наше къ благословеннымъ ланитамъ Христовымъ, мы усматриваемъ, что онѣ за наши преступленія терпѣли тяжкіе удары и заплеванія, — усматриваемъ, и вмѣстѣ въ страхѣ и трепетѣ удивляемся съ одной стороны безпредѣльному долготерпѣнію Господа, а съ другой — неимовѣрному ослѣпленію беззаконыхъ іудеевъ. Какъ непотребные рабы дерзнули бить скверными руками Того, Который пречистыми руками Своими создалъ человѣка, — Который въ руцѣ Своей содержитъ вся концы земли, и егда отверзаетъ ю, исполняются всяческая Его благости (Псал. 103, 22), и насыщается всяко животно благоволенія (Псал. 144, 16), а егда заключаетъ ю, вся истаяваютъ гладомъ и жаждою, и вся въ персть возвращаются (Псал. 103, 29). Неблагодарные слуги отважились возложить нечистыя руки на своего Господа и Благодѣтеля, не устыдились и не ужаснулись плевать въ лице Тому, предъ лицемъ Коего трепещутъ Ангелы и сотрясаются бездны, Который дождилъ съ неба манну, и бреніемъ отъ плюновенія исцѣлялъ очи слѣпыхъ. И земля не разверзлась подъ стопами нечестивцевъ и не поглотила ихъ живыхъ среди самого нечестія! И небо не послало своихъ громовъ и молній, и не поразило беззаконныхъ на самомъ мѣстѣ преступленія! О! это непремѣнно случилось бы, но страждущій Господь неба и земли не благоизволилъ совершиться сей достойной казни надъ недостойными сынами Авраама. Онъ не отвратилъ лица Своего отъ оплеванія и ланитъ отъ ударенія, дабы показать намъ на самомъ дѣлѣ то, чему училъ Онъ словомъ: аще тя кто ударитъ въ десную твою ланиту, обрати ему и другую (Матѳ. 5, 99), говорилъ Онъ и совершилъ самымъ дѣломъ. Будемъ убо и мы не учить только добру, но и творить оное, да содѣлаемся ве/с. 391/лики предъ лицемъ Бога великаго, и не лишимся Его царствія: ибо, по слову Христову, тотъ только великій наречется въ цартвіи небесномъ, кто сотворитъ и научитъ, а иже разоритъ едину заповѣдей малыхъ и научитъ тако человѣки, мній наречется въ царствіи небесномъ (Матѳ. 5, 19).

Послѣ сего со страхомъ и трепетомъ простираю грѣшныя мои уши къ Божественнымъ устамъ Христовымъ и слышу изходящій изъ нихъ отрадный гласъ: Азъ есмь истина (Іоан. 14, 6). Будемъ, слушатели, внимательны къ сему гласу небеснаго Учителя: Онъ поучаетъ насъ, чтобы мы, подражая Начальнику нашея вѣры и совершителю спасенія Іисусу (Евр. 12, 2), никогда не говорили лжи, но всегда глаголали истину: ибо глаголяй истину сынъ есть Бога истиннаго, а глаголяй лжу сынъ есть діавола, который ложь есть и отецъ лжи (Іоан. 8, 44). Истину любитъ Господь и благоволитъ къ человѣкамъ, соблюдающимъ истину; напротивъ, не терпитъ Онъ лжи и гнушается лживыхъ. И потому, когда Пророкъ вопросилъ Господа: Господи, кто обитаетъ въ жилищи Твоемъ, или кто вселится во святую гору Твою? То Духъ Святый отвѣтствовалъ ему: ходяй безъ порока и дѣлаяй правду, глаголяй истину въ сердцѣ своемъ, иже не ульсти языкомъ своимъ, иже не пріятъ всуе душу свою и не клятся лестію искреннему своему (Псал. 14, 1-3; 23, 4). А о лживыхъ человѣкахъ самъ Пророкъ вѣщаетъ ко Господу: погубиши вся глаголющыя лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь (Псал. 5, 7). Блюдитеся убо, братія, отъ лжи и лукавства, да не погибнете въ неправдѣ вашей отъ правды Божіей, правдѣ же научитеся отъ всеправедныхъ устъ Христовыхъ, да живи будете.

/с. 392/ Сверхъ того Іисусъ Христосъ училъ устами Своими всѣхъ людей закону Божію: дѣлайте и вы тоже, научая другъ друга на дѣла благая, и отвращая кійждо ближняго своего отъ злыхъ дѣяній, и будутъ уста ваша яко уста Божія, по слову Господню. Аще отлучиши, говоритъ Господь чрезъ Пророка Своего, честное отъ недостойнаго, яко уста Моя будеши (Іер. 15, 19). Іисусъ Христосъ во всю жизнь Свою не произнесъ ни одного слова суетнаго. Научитеся отсюда и вы, не износить отъ устъ вашихъ глаголовъ суетныхъ, наипаче же скверныхъ и нечестивыхъ, да не обратите сосудовъ вашихъ, иже въ честь, въ сосуды безчестные.

Никогда смѣхъ не всходилъ на уста Христовы, но за то Его очи нерѣдко орошались слезами: ибо кромѣ младенчества своего, трижды Онъ плакалъ, плакалъ надъ Іерусалимомъ, представляя въ будущемъ злополучную судьбу его; плакалъ надъ Лазаремъ, скорбя не о смерти друга Своего, котораго имѣлъ вскорѣ воскресить, но о маловѣріи самыхъ избранныхъ своихъ и объ окаменѣніи сердецъ народа предстоящаго; плакалъ, наконецъ, на крестѣ, вознося предсмертную молитву свою къ Богу. Иже во днехъ плоти Своея, свидѣтельствуетъ апостолъ Павелъ, моленія же и молитвы къ могущему спасти Его отъ смерти съ воплемъ крѣпкимъ и со слезами принесъ (Евр. 5, 7). Научитеся убо и вы, братіе, отъ устъ Христовыхъ, не предаваться не только безчинному, но и никакому смѣху: ибо горе вамъ, глаголетъ Господь, смѣющимся нынѣ, яко взрыдаете и восплачете (Лук. 6, 25), а отъ очей Его научитесь плакать о грѣхахъ своихъ; ибо блажени, по слову Его же, плачущіи нынѣ, яко возсмѣются и возрадуются (Лук. 6, 21).

Наконецъ, въ умиленіи сердца и сокрушеніи духа возвожу я окаянныя вѣжди мои на блаженыя ушеса /с. 393/ Христовы, и, къ утѣшенію моему, вижу, что онѣ выну отверсты на усердную молитву нашу: ибо такъ говоритъ Онъ у пророка Исаіи: и будетъ прежде, нежели воззвати имъ, Азъ послушаю ихъ, еще глаголющимъ имъ, реку: что есть (65, 24)? — и въ другомъ мѣстѣ: егда воззовеши ко Мнѣ, и Азъ услышу тя, и еще глаголющу ти, реку: се пріидохъ (58, 9).

Но въ тоже время вижу сіи ушеса отвсюду заключенными для клеветъ и поношеній, для злословія и поруганія неблагодарныхъ человѣковъ: ибо такъ изображаетъ Онъ Себя чрезъ другаго Пророка: Друзи Мои приближишася и сташа, и ближніи Мои отдалече Мене сташа: и нуждахуся ищущіи душу Мою, и ищущіи злая Мнѣ глаголаху суетная и лстивнымъ весь день поучахуся. Азъ же яко глухъ не слышахъ, и яко нѣмъ, не отверзаяй устъ своихъ: и быхъ яко человѣкъ неслышай, и не имый во устѣхъ своихъ обличенія (Псал. 37, 13-15). Такъ клеветники говорили объ Немъ: се человѣкъ ядца и винопійца, мытаремъ другъ и грѣшникомъ (Матѳ. 11, 19), а Онъ былъ яко человѣкъ неслышай и неимый въ устахъ своихъ обличенія. Фарисеи продолжали хулить Его: сей о князѣ бѣсовстѣмъ изгонитъ бѣсы (Матѳ. 9, 34), а Онъ долготерпѣливый и милосердый не прещаше и не укоряше ихъ. Потому и апостолъ Петръ сказалъ объ немъ: укоряемь противу не укоряше, стражда не прещаше (1 Петр. 2, 23). Все же сіе претерпѣлъ Онъ для того, чтобы преподать намъ образъ терпѣнія, какъ тотъ же говоритъ Апостолъ: Христосъ пострада по насъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 21).

Итакъ, взирайте, братія, съ достодолжнымъ почтеніемъ и благоговѣйною любовію на пречистый образъ лица Христа Бога нашего, и подражайте указаннымъ /с. 394/ нами добродѣтелямъ Его. Равнымъ образомъ, когда вы умными очами, вашими взираете на все пребожественное тѣло Его, то представляйте себѣ, что каждый членъ Его, освященный тою или другою добродѣтелію, а всѣ вмѣстѣ подвизавшіеся въ исполненіи правды Божіей и совершеніи нашего спасенія, убѣждаютъ васъ къ стяжанію вѣры и благочестія, правды и святости о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ. Почитайте сей святый образъ, благоговѣйно воздавая сію честь на Самого Христа Бога. Почитайте поклоненіемъ, употребляя оное, какъ лѣствицу, для восхожденія на высоту достопокланяемыхъ добродѣтелей Христовыхъ.

Но, почитая главу — Христа Господа въ Его образѣ, почитайте и членовъ Его въ ихъ честныхъ образахъ, то есть, всѣхъ святыхъ угодниковъ Господнихъ; почитайте ихъ также не хвалами только и пѣснопѣніями, но вмѣстѣ и подражаніемъ ихъ разнообразнымъ добродѣтелямъ. Уподобляйтесь Авелю невинностію и простою, твердою вѣрою и безкорыстною любовію, приносящею въ жертву Богу все, что было у него наилучшаго и драгоцѣннѣйшаго въ пріобрѣтеніяхъ Его; уподобляйтесь Еноху богоугожденіемъ, Ною — правдою, Аврааму — вѣрою, Моисею — самоотверженіемъ, Іисусу Навину — чистотою, Давиду — кротостію, Иліи — ревностію, Іову — терпѣніемъ, Даніилу — святостію, Іосифу — цѣломудріемъ, тремъ отрокамъ — благочестивымъ воздержаніемъ.

Паче же всего уподобляйтесь любовію Самому Христу Богу: потому что безъ любви всѣ прочія добродѣтели, по свидѣтельству Апостола, суть ничто (1 Кор. 13, 2), хотя любовь безъ сихъ добродѣтелей быть не можетъ, какъ солнце безъ свѣта и теплоты, какъ тѣло безъ вида и тѣни. Если же, подражая Богу, вамъ кажется неудобнымъ и выше силъ вашихъ, то послѣдуйте /с. 395/ въ семъ случаѣ наставленію апостола Павла, который говорилъ ученикамъ своимъ: подражатели мнѣ бывайте, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1), и перейдите подражаніемъ отъ Господа къ Его рабамъ, дабы уподобиться Господу. Подражайте въ сей любви Іосифу, который, не смотря на то, что проданъ былъ своими братьями въ рабство, не только не мстилъ имъ, но при первомъ случаѣ благодѣтельствовалъ ихъ. Подражайте Моисею, который и послѣ многократныхъ обидъ и оскорбленій отъ народа, имъ облагодѣтельствованнаго, молилъ объ немъ Бога и съ такимъ самоотверженіемъ, что хотѣлъ лучше самъ быть изглаженнымъ изъ книги живота, нежели видѣть его погибель. Подражайте апостолу Павлу, который, несмотря на то, что ежедневно терпѣлъ тысячи озлобленій всякаго рода отъ братій и сродниковъ своихъ по плоти іудеевъ, столь усердно молился о спасеніи ихъ, что обрекалъ себя за нихъ на отлученіе отъ Христа (Рим. 9, 3). Подражайте первомученику Стефану, который и побиваемый камнями просилъ у Бога прощенія убійцамъ своимъ.

Вотъ, братія, различные образы подражанія, которые Церковь для большаго удобства въ подражаніи представляетъ въ вещественныхъ изображеніяхъ. Заимствуйте отъ нихъ благолѣпныя черты духовнаго совершенства и печатлѣйте ихъ на скрижаляхъ вашего сердца; продолжайте сіе дѣлать дотолѣ, доколѣ составится изъ нихъ полный и свѣтовидный образъ внутренняго человѣка, коего главное украшеніе состоитъ въ неистлѣніи кроткаго и молчаливаго духа (1 Петр. 3, 4).

Поступая такимъ образомъ, мало-по-малу исполните то, о чемъ апостолъ Павелъ напоминаетъ галатійскимъ ученикамъ своимъ, говоря: чадца мои, имиже таки болѣзную, дондеже вообразится Христосъ въ васъ (Гал. /с. 396/ 11, 19): ибо сей образъ есть образъ Христовъ, потому что всѣ добродѣтели и совершенства, которыми всѣ угодники Божіи достигли въ мѣру возраста и исполненія Христова (Еф. 4, 13), соединены во Христѣ и заимствованы отъ Христа. Тецыте убо на семъ поприщѣ благодѣянія, дондеже постигнете якоже, и они (1 Кор. 9, 24). Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть I. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 380-396.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.