Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность

Арсеній (Москвинъ), митр. Кіевскій († 1876 г.)

Вл. Арсеній (въ мірѣ Ѳедоръ Павловичъ Москвинъ), митрополитъ Кіевскій и Галицкій, духовный писатель. Родился въ 1797 г. въ селѣ Воронье Костромского уѣзда и губерніи въ семьѣ діакона. Окончилъ Костромскую духовную семинарію. Въ 1821 г. постриженъ въ монашество и рукоположенъ во іеродіакона. Въ 1823 г. окончилъ курсъ С.-Петербургской духовной академіи со степенью магистра и оставленъ при академіи бакалавромъ по богословскимъ наукамъ. Въ 1823 г. рукоположенъ во іеромонаха. Съ 1825 г. — ректоръ Могилевской духовной академіи. Въ 1826 г. возведенъ въ санъ архимандрита и опредѣленъ настоятелемъ Могилевскаго Братскаго Богоявленскаго монастыря и приписаннаго къ нему Буйницкаго монастыря. Съ 1827 г. — ректоръ Орловской духовной семинаріи и настоятель Мценскаго Петропавловскаго монастыря. Съ 1829 г. — ректоръ Рязанской духовной семинаріи и настоятель Рязанскаго Троицкаго монастыря. Въ маѣ 1830 г. перемѣщенъ настоятелемъ въ Рязанскій Спасскій монастырь. Въ октябрѣ 1831 г. назначенъ ректоромъ Тверской духовной семинаріи и настоятелемъ Тверского Успенскаго Отроча монастыря, а затѣмъ Троицкаго Калязинскаго монастыря. 24 апрѣля 1832 г. хиротонисанъ во епископа Тамбовскаго. Съ 5 апрѣля 1841 г. — архіепископъ Подольскій. Съ 6 ноября 1848 г. — архіепископъ Варшавскій, викарій Волынской епархіи, священноархимандритъ Почаевской лавры. Съ 1 іюля 1860 г. — митрополитъ Кіевскій и Галицкій, священноархимандритъ Кіево-Печерской Успенской лавры и членъ Святѣйшаго Сѵнода. Отличался кротостью, благочестіемъ, строгимъ подвижничествомъ и любовью къ монашеству. Постоянно боролся противъ сектантовъ-молоканъ и духоборовъ. Издалъ много духовныхъ книгъ. Скончался 28 апрѣля (11 мая) 1876 г. Погребенъ въ каменной церкви въ честь Воздвиженія Честнаго Креста Господня, въ Ближнихъ пещерахъ, предъ иконой Казанской Божіей Матери.

Сочиненія митр. Арсенія (Москвина)

СОБРАНІЕ СЛОВЪ, БЕСѢДЪ И РѢЧЕЙ
Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго.
Томъ 1-й. Изданіе 1-е. СПб., 1874.

Слово въ недѣлю святыхъ отецъ.

Се есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе, единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3).

Слова сіи можно почитать сокращеніемъ той всемірной проповѣди, которую пронесли Апостолы во всѣ концы міра, и преобразовали міръ. Что же возвѣщалось и возвѣщается въ этой проповѣди? То, что какъ начало бытія человѣческаго въ Богѣ, такъ и конецъ его долженъ быть въ Немъ же. Сей конецъ есть блаженное соединеніе съ Богомъ на цѣлую вѣчность. Отче, взываетъ Спаситель къ Отцу Своему, ихже далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи будутъ со Мною, да видятъ славу Мою, юже далъ еси Мнѣ (Іоан. 17, 24).

Не предположивъ сего конца, человѣкъ есть несчастнѣйшее существо во всемъ множествѣ тварей, такъ какъ все, что ни сопровождаетъ существованіе его на земли, свидѣтельствуетъ одну человѣческую бѣдность. Земля и небо, огонь и воздухъ, люди и звѣри вооружены противъ человѣка. Да и въ собственномъ существѣ своемъ онъ непрестанно испытываетъ борьбу тяжкую, /с. 227/ жестокую и непримиримую: духъ возстаетъ на плоть, плоть вооружается на духъ (Гал. 5, 17), страсти борются со страстями, наклонности противятся наклонностямъ: нѣтъ мира, нѣтъ спокойствія. Присовокупите къ сему болѣзни тѣла, смятеніе духа и огорченія сердца, почти непрерывно смѣняющіяся и довершающія его бѣдствіе. Иногда онъ и веселится, но кажется для того только, чтобы послѣ горше плакать. Все это не ясно ли свидѣтельствуетъ, что человѣкъ въ настоящей жизни блаженнымъ быть не можетъ, но верховнаго блага своего долженъ ожидать и искать по смерти?

Но, такъ какъ и по самому понятію блаженства, не въ другомъ чемъ искать его должно, какъ въ самомъ Богѣ, Который единъ есть благъ; и самою благостію Божіею къ достиженію онаго не предположено другаго средства, кромѣ истиннаго познанія о Богѣ: се есть животъ вѣчный, говоритъ Спаситель, да знаютъ Тебе, единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа; то очевидно, что человѣкъ, не знающій Бога, не только въ сей жизни, но и по смерти блаженнымъ быть не можетъ. Между тѣмъ Бога никтоже видѣ нигдѣже, а только единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, Той исповѣда Его (Іоан. 1, 18). Живый во свѣтѣ неприступнѣмъ (1 Тим. 6, 16), непостижимъ и для праведниковъ, а для грѣшниковъ есть даже огнь потребляяй: но Тотъ, Который есть сіяніе славы Отчія и образъ ипостаси Его (Евр. 1, 3), Который во образѣ Божіи бывъ, не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, но Себе умалилъ, да возвыситъ человѣковъ, зракъ раба пріимъ, да освободитъ насъ отъ рабства грѣховнаго и смерти; въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, да осудитъ грѣхъ во плоти (Фил. 2, 7), сей единый Ходатай Бога и человѣковъ, человѣкъ Христосъ Іисусъ (1 Тим. 2, 5), открылъ /с. 228/ и возвѣстилъ намъ всю волю Отца небеснаго, явилъ неизреченное имя Его; глаголы, кои Самъ принялъ отъ Отца, повѣдалъ намъ. Онъ есть путь и истина и животъ (Іоан. 14, 6); — путь, по которому единственно можно дойти въ отечество небесное; истина, научающая насъ на всяку истину; животъ, пріобрѣтшій и дарствующій намъ жизнь вѣчную. И потому все наше желаніе, все стремленіе и все попеченіе должно быть направлено къ познанію Іисуса Христа, въ Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2, 3).

Въ чемъ же состоитъ истинное и ко спасенію нашему достаточное познаніе Іисуса Христа, разсмотримъ сіе, въ честь празднуемыхъ нынѣ отцевъ Церкви, съ опасностію жизни сохранившихъ его.

Познанія человѣческія разнообразны. Очень много встрѣчается съ нами предметовъ, въ познаніи которыхъ сердце наше не принимаетъ ни малаго участія, такъ что иногда вполнѣ, по видимому, понимая вещь, мы никакого не ощущаемъ въ себѣ расположенія къ ней. Это значитъ, что мы, понимая бытіе вещи, не понимаемъ вмѣстѣ и отношеній ея къ намъ; не доходимъ еще до того, полезна ли намъ сія вещь или можетъ быть вредна. Такое познаніе, какъ бы оно совершенно ни было, не есть существенное-внутреннее, но только внѣшнее. Оно во всякомъ случаѣ, а наипаче въ отношеніи къ Іисусу Христу и Его о насъ ходатайству, есть познаніе суетное и ничтожное. При познаніи Іисуса Христа въ каждомъ представленіи души, въ каждомъ понятіи небесныхъ истинъ, должно принимать искреннее участіе и сердце наше. Ибо познаніе Спасителя нашего и Его ходатайства открываетъ намъ безпредѣльное Его снисхожденіе къ роду человѣческому, крайнее Его милосердіе и любовь неизреченную, при созерцаніи которыхъ невозможно /с. 229/ сердцу, если оно не совсѣмъ окаменѣло, быть нечувствительнымъ.

Притомъ, какая была бы польза человѣку, если бы онъ зналъ и всѣ тайны царствія Божія, — со всею точностію постигалъ благодѣтельныя дѣйствія смотрѣнія Божія о спасеніи нашемъ, но за всѣмъ тѣмъ сердце его оставалось нечувствительнымъ и чуждымъ благодарности и любви къ неизреченному благоволенію Божію? Сего рода познаніе безплодно и даже нечестиво. Такое безчувственное познаніе и бѣсы имѣютъ: и они знаютъ, что Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій, Ходатай и Спаситель міра; и они вопіютъ къ Нему: вѣмы Тя, кто еси, Святый Божій (Марк. 1, 24); и они вѣруютъ, но вмѣстѣ и трепещутъ (Іак. 2, 19). Истинное познаніе Іисуса Христа неразрывно соединено съ чувствованіемъ крайней благодарности, съ изъявленіемъ къ Нему пламенной любви въ каждомъ біеніи сердца нашего, съ ревностнымъ подражаніемъ святѣйшей Его жизни, какъ прямому и совершеннѣйшему образцу добродѣтели. Въ вѣрѣ вашей, увѣщаваетъ Апостолъ, подадите добродѣтель, въ добродѣтели же разумъ, въ разумѣ же воздержаніе, въ воздержаніи же терпѣніе, въ терпѣніи благочестіе, въ благочестіи же братолюбіе, въ братолюбіи же любовь (2 Тим. 1, 5-7). Гдѣ нѣтъ сихъ свидѣтельствъ познанія о Христѣ, тамъ безполезно всякое умствованіе.

Посему болѣе всего и прежде всего надлежитъ христіанину представлять, живо чувствовать и выше всего уважать цѣну и величіе ходатайства Христова. Если величію ходатайства Его удивляются и самые Ангелы: то сколь важно оно должно быть для тебя, христіанинъ, и сколь неоцѣненно! Представь себѣ, что былъ ты прежде и что теперь, — и ты возчувствуешь, коль благъ къ тебѣ Господь твой. Ты былъ сынъ тлѣнія и /с. 230/ смерти, чадо гнѣва Божія, на вѣки долженствующее быть отверженнымъ отъ лица Божія и сыномъ погибельнымъ: но нынѣ ходатайствомъ Христовымъ ты содѣлался сыномъ Божіимъ, храмомъ Духа Святаго, живущаго въ тебѣ. Представь себѣ, кто отъялъ отъ тебя всѣ грѣхи твои, заплатилъ весь долгъ твой, понесъ всю тяжесть наказанія твоего, долженствовавшаго вѣчно обременять тебя; приникни въ самую минуту искупленія твоего, взгляни на крестъ, — Богъ и Господь — Творецъ всея твари пригвождается на немъ за твои беззаконія: подаваяй пищу птенцамъ врановымъ (Псал. 146, 9) за тебя истаяваетъ гладомъ; Основавый землю на водахъ (Псал. 103, 5; 135, 6) жаждетъ за твое пресыщеніе; глава, страшная самимъ Ангеламъ, облагается терніемъ и преклоняется долу за твою вознесенную гордыню; лице, краснѣйшее паче солнца, заплевается и ударяется; слухъ, непрестанно услаждаемый хвалебными пѣснями небесныхъ силъ, оглашается дерзкими поруганіями земнородныхъ хульниковъ; уста, единымъ словомъ все въ бытіе приведшія, напаяются оптомъ и желчію; самъ Богъ на крестѣ умираетъ за тебя, грѣшникъ! Какое великое — непостижимое таинство! Какая неизреченная — единому Богу свойственная любовь! Онъ умираетъ, но вмѣстѣ и смерть твоя умерла при подножіи креста Его. Онъ умеръ, но яко Богъ воскресъ, и вся съ Собою воскресилъ. Ты уже не рабъ грѣха, но рабъ или паче сынъ Іисусовъ, имѣющій съ Нимъ воскреснуть въ животъ вѣчный. Суди теперь о величіи ходатайства и заслугъ Іисусовыхъ; размысли, сколь онѣ важны для тебя.

О! болѣе чувствовать, а не словами изобразить можно, сколь неоцѣненны заслуги Христовы, сколь безпредѣльно милосердіе Его и сколь неизреченна любовь Его. Все, все, что только человѣку можетъ казаться и вожделѣн/с. 231/нымъ, и любезнымъ, все должно быть цѣнимо несравненно меньше тѣхъ благъ, которыя мы пріобрѣтаемъ во Христѣ. Какъ же христіанину, которому предлежитъ познаніе Іисуса Христа, быть нечувствительнымъ къ неизреченному благоволенію Его о насъ, къ толико безпредѣльному милосердію и любви Его къ намъ? Поистиннѣ сердце человѣческое нигдѣ не можетъ найти для себя сладчайшаго утѣшенія, обильнѣйшей радости, восхитительнѣйшаго наслажденія, соединеннаго съ крайнею благодарностію и глубочайшимъ благоговѣніемъ, какъ погружаясь въ созерцаніе ходатайства Іисусъ Христова о спасеніи нашемъ.

Таковыми чувствованіями сопровождается истинное познаніе Іисуса Христа, а съ ними вмѣстѣ должны быть согласны и всѣ наши желанія. Посему болѣе всего, вездѣ и всегда во всякомъ родѣ жизни, во всякое время, во всѣхъ случаяхъ и обстоятельствахъ мы должны желать и искать Христа. Нельзя представить ни пола, ни возраста людей, ни различія состояній, гдѣ бъ Его не можно было обрѣсти и чувствовать. Обратитеся ко Мнѣ, говоритъ Онъ, и обращуся къ вамъ (Зах. 1, 5); изыдите отъ среды міра сего прелюбодѣйнаго и грѣшнаго, и нечистотѣ его ктому не прикасайтеся, и Азъ пріиму вы, и буду вамъ во Отца, и вы будете Мнѣ въ сыны и дщери (2 Кор. 6, 17).

Но, поелику люди въ естественномъ состояніи столь растлѣнны и умомъ и сердцемъ, что сами по себѣ никакъ не могутъ разумѣть великихъ таинствъ искупленія; не могутъ и помыслить отъ себе что-либо доброе, яко отъ себе (2 Кор. 3, 5); то посему Духъ Святый, усвояющій намъ безпредѣльныя заслуги Спасителя нашего, извѣствуетъ словесе утвержденіе. Онъ-то даетъ людямъ проразумѣвать тайны царствія Божія; сей Утѣшитель /с. 232/ наставляетъ насъ на всяку истину (Іоан. 16, 13). Съ нашей стороны потребно только глубочайшее смиреніе, безпрекословное повиновеніе, непрестанное пребываніе въ молитвахъ на горницѣ духа. И когда Онъ обрящетъ въ насъ сердца, готовыя къ пріятію благодатныхъ Его дѣйствій, тогда научитъ, возродитъ, утвердитъ и укрѣпитъ въ насъ вѣру, и дастъ намъ возчувствовать величіе всѣхъ тѣхъ благъ, которыхъ мы во Христѣ сподобляемся, такъ что мы по ощущеніи сего ничего не пожелаемъ ни на земли, ни на небеси, кромѣ Іисуса Христа, и всѣмъ умомъ и сердцемъ къ Нему единому прилѣпимся, къ Нему единому поспѣшимъ душею нашею, говоря съ Давидомъ: имже образомъ желаетъ елень на источники водныя, сице желаетъ душа наша къ Тебѣ, Боже. Возжада душа наша къ Богу крѣпкому, живому, когда пріидемъ и явимся лицу Божію (Псал. 41, 2-3). А сіе расположеніе души нашей естественно отразитъ въ насъ и истинную любовь къ Нему: ибо, познавши цѣну пріобрѣтеннаго нами блага, не можетъ вмѣстѣ не любить сего блага; равно какъ, познавши величіе ходатайства Іисусъ Христова и Его безпредѣльныхъ заслугъ, не можно также не ощущать въ сердцѣ своемъ любви къ Нему.

Если мы любимъ тѣхъ, кои взаимно насъ любятъ, то какъ же можно не любить Того, который возлюбилъ насъ прежде, нежели мы существовали? Мы любимъ Его, говоритъ Апостолъ, яко Той первѣе возлюбилъ есть насъ (1 Іоан. 4, 19). Онъ возлюбилъ насъ даже тогда, когда мы возненавидѣли Его, яко еще грѣшникомъ сущымъ намъ, Христосъ за ны умре (Рим. 5, 8). Любовь Его къ намъ безконечна, а потому еслибы человѣкъ имѣлъ, такъ сказать, тысячу средствъ, и тогда взаимною любовію не могъ бы Ему вполнѣ соотвѣтствовать. Посему, если мы не можемъ любить Христа Іисуса достойно, /с. 233/ то по крайней мѣрѣ должны любить Его паче всего и выше всего.

Съ любовію Іисуса Христа тѣснѣйшимъ образомъ должно быть соединено подражаніе святѣйшей Его жизни и исполненіе всѣхъ Его велѣній, такъ что одна безъ другой быть не можетъ. Земная жизнь Спасителя даетъ намъ совершеннѣйшее понятіе о добродѣтели. Всякое Его дѣйствіе есть наше наставленіе, всякое слово Его есть наше наученіе. Самъ Онъ заповѣдуетъ намъ, говоря: научитеся отъ Мене; яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29). Никто не можетъ имѣть истиннаго познанія о Христѣ, если не будетъ подражателемъ Его и ревностнымъ исполнителемъ Его велѣній. Аще любите Мя, говоритъ Спаситель, заповѣди Моя соблюдите, — аще заповѣди Моя соблюдете, воистинну ученицы Мои будете (Іоан. 14, 15. 10. 8, 31). Но вся жизнь Ходатая нашего была непрестанный подвигъ, безпрерывный крестъ: равнымъ образомъ и каждый изъ насъ на поприщѣ жизни сея найдетъ своихъ или Иродовъ беззаконныхъ, отъ коихъ съ незлобивымъ Агнцемъ долженъ претерпѣть гоненіе; или фарисеевъ лицемѣрныхъ, отъ которыхъ съ Іисусомъ неповиннымъ долженъ испытать клевету безстыдную; или льстецовъ лукавыхъ, отъ коихъ долженъ преданъ быть въ руцѣ грѣшниковъ и вкусить горькую чашу желчи. А посему каждую минуту должно намъ стоять бодрственно на Божественной стражѣ, молиться до капли крове, каплющія на землю, да не внидемъ въ напасть (Лук. 22, 44. 46); подвизаться подвигомъ добрымъ, подражая Подвигоположнику Іисусу; должно преднаписать образъ жизни Его предъ очами своими и поступать по нему во всѣхъ дѣйствіяхъ нашихъ, — брать съ Него каждую черту въ любви, смиреніи, послушаніи, кротости, долготерпѣніи, такъ чтобы ни воля наша не могла /с. 234/ восхотѣть, ни разумъ видѣть что, точію Христа Іисуса, и Сего распята (1 Кор. 2, 2).

Словомъ, должно живо изобразить на скрижаляхъ сердецъ нашихъ всю жизнь и дѣла Искупителя нашего, непрестанно сопровождать Его въ мысляхъ нашихъ отъ колыбели до креста, отъ яслей до Голгоѳы, и тогда каменія ожесточенныхъ сердецъ нашихъ распадутся и воскреснетъ въ нихъ Христосъ и явится въ душѣ нашей. Тогда-то мы можемъ сказать съ апостоломъ Павломъ, что не мы ктому живемъ, но живетъ въ насъ Христосъ (Гал. 2, 20). Тогда и Самъ Спаситель засвидѣтельствуетъ предъ Отцемъ Своимъ, что мы познали Его. Нынѣ разумѣша, скажетъ Онъ объ насъ, какъ нѣкогда объ Апостолахъ, яко вся, елика далъ еси Мнѣ, отъ Тебе суть: глаголы, ихже далъ еси Мнѣ, дахъ имъ, и тіи пріяша и разумѣша воистинну, яко отъ Тебе изыдохъ, и вѣроваша, яко Ты Мя послалъ еси (Іоан. 17, 7-8).

Вотъ, слушатели, въ чемъ состоитъ познаніе Іисуса Христа истинное и ко спасенію достаточное; вотъ и средства къ пріобрѣтенію сего познанія, средства дѣятельнѣйшія, самимъ Духомъ Божіимъ запечатлѣнныя. Не оставимъ ни одного изъ нихъ безъ должнаго употребленія, и тогда познаемъ Бога истиннаго, и будемъ во истиннѣмъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ, и животъ вѣчный наслѣдуемъ: яко Сей есть, по слову Апостола, Богъ истинный и животъ вѣчный (1 Іоан. 5, 20). Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть I. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 226-234.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.