Церковный календарь
Новости


2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

О ПРЕПРОВОЖДЕНІИ ВЕЛИКАГО ПОСТА ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Слово въ субботу сыропустную.

Отеческими моленіями озарившеся, яко въ рай красный нынѣ входяще, сладости потока насладимся, и сихъ доблести ужасно смотряюще, поревнуемъ добродѣтелемъ, Спасу взывающе: молитвами ихъ, Боже, царствія Твоего причастники ны сотвори (Въ суббот. сырн. по 1 стихосл. сѣдален. 1).

Возглашаетъ къ намъ православная Церковь въ субботу сыропустную, совершая «память всѣхъ въ пощеніи просіявшихъ святыхъ, мужей же и женъ», съ /с. 243/ цѣлію возбудить насъ къ подвигамъ великаго поста [1]. О, чудная многопопечительность православной Церкви! Подумаешь, она все уже сдѣлала для этой цѣли, когда притчею о мытарѣ и фарисеѣ, притчею о блудномъ сынѣ и воспоминаніемъ о всѣхъ, внезапно почившихъ христіанахъ, научила насъ молитвѣ, посту и самоиспытанію, побудила насъ къ этимъ добродѣтелямъ страхомъ правды Божіей, воспомянувъ о страшномъ судѣ, и «сыроястною седмицею яко должно предочистивше, пріятно и два пощенія положила посредѣ, да помалу насъ къ нему возбудитъ» [2]. Между тѣмъ, въ субботу сыропустную православная Церковь «и преподобно вся пожившыя, и инако, болѣзни многими и труды, мужи же вкупѣ и жены, предпоставляетъ, яко да памятію тѣхъ и бореніи сильнѣйшія насъ сотворитъ къ поприщу поста имущихъ онѣхъ житіе, образъ нѣкій и путь» [3].

Какое же это житіе святыхъ Божіихъ, мужей же и женъ, о которыхъ православная Церковь воспоминаетъ нынѣ, въ субботу сыропустную, какъ «образъ нѣкій и путь» нашего поста?

Это, прежде всего, житіе молитвенное. Всѣ святые Божіи, мужи и жены, нынѣ воспоминаемые православною Церковію, проводили великій постъ въ непрестанной молитвѣ, почти въ непрерывномъ пѣніи псалмовъ и пѣсней духовныхъ. Въ ихъ время, также какъ и въ наше, небеса проповѣдывали славу Божію, о дѣлахъ же рукъ Его вѣщала твердь; день дни переливалъ слово, /с. 244/ и нощь нощи открывала познаніе (Псал. 18, 2. 3). Они съ благоговѣніемъ прислушивались къ такому голосу и откровенію благодарной твари и старались подражать ему особенно во время великаго поста. Въ это время они были какъ-бы пророками вселенной: ибо непрестанно словомъ и дѣломъ провозвѣщали въ ней славу Божію; были какъ-бы первосвященниками: ибо отъ лица всѣхъ земнородныхъ возносили жертву хвалы и благодаренія къ Богу; были какъ-бы царями всего: ибо своею молитвою соединяли все съ Богомъ, и низводили благословеніе Его на все. Они молились вездѣ и всегда. Молились въ церквахъ и дома. Молились утромъ, когда солнце, подобно жениху, выходило изъ брачнаго чертога своего. Молились днемъ, когда все сущее и живущее немолчно проповѣдывало славу и величіе Господа Бога, явленныя Имъ въ сотвореніи всего и искупленіи людей, и являемыя Имъ въ промышленіи обо всемъ. Молились вечеромъ, когда сама природа приводила душу въ тихое умиленіе и поставляла ее въ расположеніе молитвенное. Молились ночью, когда темные власти и силы гораздо удобнѣе, нежели днемъ, могли бы возобладать ими, еслибы они предались сну.

Всѣ святые Божіи, мужи и жены, нынѣ воспоминаемые православною Церковію, проводили, далѣе, великій постъ съ достохвальнымъ благоговѣніемъ, въ строжайшемъ воздержаніи и постѣ, соотвѣтственно преданіямъ апостольскимъ. Они были мужами пощенія, строгими къ себѣ, совершая шествіе свое на пути воздержанія тѣми же стопами, коими шелъ Искупитель нашъ Іисусъ Христосъ, постившійся сорокъ дней и сорокъ /с. 245/ ночей (Матѳ. 4, 2). Въ это время они совершенно отказывали себѣ въ употребленіи рыбы, и только въ нарочитые дни разрѣшали на вино и елей, а употребленіе мяса, сыру, молока и яицъ почитали оскверненіемъ поста. Сладкими и роскошными яствами они также не нѣжили себя. Вся ихъ пища состояла въ сухояденіи, въ употребленіи огородныхъ овощей и въ умѣренномъ вкушеніи плодовъ древесныхъ, а нѣкоторые изъ нихъ довольствовались только хлѣбомъ и водою. Только въ воскресные дни и въ субботы, исключая великую субботу, предлагалась у нихъ на трапезѣ пища не столько простая, какъ въ прочіе дни, однако совершенно постная. Всякій клирикъ, не постившійся такимъ образомъ, подвергался изверженію изъ клира, а всякій мірянинъ — отлученію отъ Церкви [4]. «Нынѣ, говорили въ свое время св. Василій Великій и св. Іоаннъ Златоустый о великомъ постѣ, — нынѣ у насъ великій миръ и тишина великая [5]. Нигдѣ нѣтъ сегодня ни шума, ни крика, ни разрѣзыванья мясъ, ни бѣганья поваровъ: все это прекратилось [6]. Ни одно животное не жалуется на смерть; нигдѣ нѣтъ крови; нигдѣ неумолимое чрево не изрекаетъ приговора на животныхъ; ножъ поваровъ бездѣйственъ; столъ довольствуется тѣмъ, что не требуетъ приготовленій [7]. Не увидишь сегодня различій между трапезою богатаго и бѣднаго; но вездѣ /с. 246/ пища простая, чуждая изысканности и приправъ. Да что говорить о частнымъ людяхъ? Постъ склонилъ даже совѣсть того, кто обличенъ діадемою, къ одинаковому съ прочими послушанію» [8].

Всѣ святыя Божіи, мужи и жены, нынѣ воспоминаемые православною Церковію, еще, во все продолженіе великаго поста привносили неослабное тщаніе къ тому, чтобы испытать себя. Они знали, что для спасительнаго раскаянія въ славу Божію необходимо благочестивое уединеніе во дни говѣнія; что среди мірскаго общества можно иногда и быстро, и далеко, и надолго удалиться отъ Бога; что даже собесѣдованія съ ближними не могутъ быть, безъ ущерба для благочестія, совмѣщены съ подвигами говѣнія; а потому, предъ наступленіемъ великаго поста, сходились вмѣстѣ, прощались другъ съ другомъ, какъ-бы не надѣясь болѣе увидѣться въ этой жизни, и расходились въ мѣста уединенныя [9]. Здѣсь-то, вдали отъ суетъ и развлеченій обычной жизни, они со всею ревностію занимались испытаніемъ своей совѣсти. Вся прошедшая ихъ жизнь, тамъ и здѣсь проведенная, представляема была ими какъ-бы на одной картинѣ, повѣряемой съ изображеніями святаго слова Божія. Они припоминали и всѣ усилія употребляли на то, чтобы припомнить, когда и гдѣ они были, чтó мыслили, чтó чувствовали, чтó дѣлали, съ кѣмъ и о чемъ бесѣдовали, кого оскорбили словомъ или дѣломъ, кому подали поводъ къ гнѣ/с. 247/ву, умышленно или неумышленно, кому не воздали должнаго, кого лишили законнаго. Все это и подобное святые Божіи, мужи и жены, нынѣ воспоминаемые православною Церковію, старались привести себѣ на память и приложить къ сердцу; а поступая такимъ образомъ, они печалились ради Бога, проникались неизмѣннымъ покаяніемъ во спасеніе (2 Кор. 7, 10), исповѣдывались со всею искренностію, откровенностію, съ простосердечіемъ, и полагали твердую рѣшимость — впредь и не мыслить зла.

Вотъ какъ святые Божіи, мужи и жены, воспоминаемые нынѣ православною Церковію, всѣ проводили великій постъ! А мы знаемъ, что преимущественно во дни великаго поста и Божество умилостивляется, и грѣхи замаливаются, и праведность заслуживается; что въ эти дни все отверсто: и небеса для помилованія, и грѣшникъ для исповѣди, и языкъ для моленія; что какъ во время оно, когда нечестіе распространилось по всей земли, Богъ въ теченіе сорока дней ниспосылалъ съ неба дождь для омытія міра: такъ и теперь тотъ же милосердый Богъ сорокъ же дней назначилъ для очищенія нашего [10].

Не облѣнимся же, братія о Господѣ, не облѣнимся поревновать въ спасительныхъ подвигахъ великаго поста воспоминаемымъ нынѣ православною Церковію святымъ Божіимъ, мужамъ и женамъ, Спасу нашему взывающе: «молитвами ихъ, Боже, царствія твоего причастники ны сотвори». Аминь.

Примѣчанія:
[1] Синакс. въ суббот. сырную: тріод. лист. 78 на обор. Москва. 1811.
[2] Тамже.
[3] Тамже: — лист. 78 на обор. и 79.
[4] Уставн. церковн. глав. 32, лист. 34 на обор.: Москва. 1814.
[5] Св. Златоуст. Бесѣд. на кн. Бытія 1: бесѣд. къ антіох. народ. т. 2. стр. 378, Спб. 1850.
[6] Св. Златоуст. Бесѣд. на кн. Бытія 2: ч. 1. стр. 16-17. Спб. 1851.
[7] Св. Васил. велик. Бесѣд. о постѣ 1: твор. ч. 4. стр. 9. Москва. 1846.
[8] Св. Златоуст. Бесѣд. на кн. Бытія 2: ч. 1. стр. 17. Спб. 1851.
[9] Чет.-мин. подъ 1 апрѣля и 3 мая.
[10] Бл. Августин. Бесѣд. на св. четыредес. 4: твор. т. 5. стр. 180. Антверпенъ. 1700.

Источникъ: О препровожденіи Великаго поста по уставу Православной Церкви. // «Православный Собесѣдникъ», издаваемый при Казанской Духовной Академіи. 1867. Часть первая. — Казань: Въ Университетской Типографіи, 1867. — С. 242-247.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.