Церковный календарь
Новости


2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Первые безпорядки (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Наканунѣ катастрофы (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Военный заговоръ (1938)
2019-07-16 / russportal
И. П. Якобій. "Имп. Николай II и революція". Штурмъ власти (1938)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 22-я (1921)
2019-07-16 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 21-я (1921)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 14-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 13-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 12-я (1922)
2019-07-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 11-я (1922)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 60-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 59-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 58-я (1956)
2019-07-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 57-я (1956)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 34-е (1975)
2019-07-15 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 33-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность

О ПРЕПРОВОЖДЕНІИ ВЕЛИКАГО ПОСТА ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Бесѣда въ субботу мясопустную.

Себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ, себе искушайте (2 Кор. 13, 5).

Въ настоящій день, въ субботу мясопустную, наканунѣ дня, въ который воспоминается второе пришествіе Господа нашего Іисуса Христа, православная Церковь приводитъ намъ, братія, на память разительныя доказательства неизмѣнности опредѣленія Божія о человѣкѣ: земля еси, и въ землю отыдеши (Быт. 3,19). По ея голосу, предъ мысленнымъ взоромъ нашимъ является неизчислимое множество гробовъ и могилъ, скрывшихъ въ своихъ нѣдрахъ несчетное число православныхъ христіанъ, отцевъ, братій и сестеръ нашихъ всякаго рода, возраста и пола, царей, князей, священниковъ, архіереевъ, монаховъ, бѣльцевъ, старцевъ, мужей, юношей, отроковъ, младенцевъ обоего пола, всякаго званія и состоянія [1]. Мы созерцаемъ теперь очами душъ своихъ тѣхъ, которые изначала доселѣ почили «многовидно и многообразно»: видимъ, кто въ водѣ потонулъ, кто на брани погибъ, кто отъ землетрясенія пропалъ, кто убійцами убитъ, кто огнемъ сожженъ; видимъ, кто скончался въ морѣ, или на землѣ, или въ /с. 168/ рѣкахъ, или въ источникахъ, или въ озерахъ, или во рвахъ; видимъ, кого звѣри съѣли, кого птицы склевали, кого гады истребили, кто скончался въ дорогѣ, въ горѣ, въ пустыни, въ лѣсу, кто умеръ съ горя, отъ печали, съ радости, отъ веселья; видимъ, кого молнія попалила, кто замерзъ отъ холода, кто погибъ отъ меча, кто конемъ убитъ, кто умеръ отъ града, отъ вьюги, отъ бури, кого камень убилъ, кого земля засыпала, кого отравили, кого удавили. Вообще, по изображенію православной Церкви, въ службѣ нынѣшняго дня, мы созерцаемъ теперь всѣхъ чадъ ея, скончавшихся изначала доселѣ внезапно, т. е. тогда, когда они и не ожидали себѣ смерти, но предъ самымъ приближеніемъ ея къ нимъ думали еще жить на бѣломъ свѣтѣ, такъ что не успѣли получить памяти узаконенныхъ псалмовъ и пѣсней. Что же св. Матерь хочетъ внушить намъ представленіемъ такого множества внезапно усопшихъ? Что она желаетъ напечатлѣть на сердцахъ нашихъ, заставляя насъ взирать на этотъ необозримый рядъ гробовъ и могилъ во дни, предуготовительные къ подвигамъ великаго поста? — Главнымъ образомъ то, чтобы во время этого поста мы исполняли многоплодное, многоспасительное наставленіе св.апостола: себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ, себе искушайте (2 Кор. 13, 5), какъ имѣющіе подвергнуться испытанію на страшномъ судѣ отъ неумытнаго Судіи [2], который отдалъ своего единороднаго Сына, дабы всякій, вѣрующій въ Него не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную (Іоан. 3, 16).

/с. 169/ Себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ! «Вѣрую во единаго Бога Отца..., и во единаго Господа Іисуса Христа..., и въ Духа Святаго, Господа животворящаго»..., не разъ и, можетъ быть, нерѣдко взывалъ каждый изъ насъ; но что скажемъ о своей вѣрѣ, если припомнимъ, что и бѣсы вѣруютъ и трепещутъ (Іак. 2, 19)? На мѣстѣ небесной мудрости не поселялась ли въ душѣ нашей такая мудрость, которую св. апостолъ называетъ земною, душевною, бѣсовскою (Іак. 3, 15)? Не употребляли ли мы времени на занятіе предметами, вредящими уму и сердцу, а священнѣйшій предметъ богомыслія, истинно просвѣщающаго умъ и питающаго душу, не оставляли-ль едва не въ совершенномъ забвеніи? Не случалось ли намъ проводить гдѣ нибудь цѣлыхъ дней и ночей ко вреду души, и уклоняться отъ хожденія въ церковь Божію только на четыредесятую часть дня, — въ церковь гдѣ всегда обитаютъ очи и сердце Господа (3 Цар. 9, 3), просвѣщающаго всякаго, человѣка, приходящаго въ міръ (Іоан. 1, 9)? — Нѣтъ у насъ изображеній ни небесной, ни земной, ни въ водахъ живущей твари, которой бы мы, вмѣсто Бога, покланялись и служили. Но не одержима ли душа наша любостяжаніемъ, которое есть идолопоклонство (Кол. 3, 5)? Не похожи ли мы на тѣхъ людей, о которыхъ св. апостолъ сказалъ: «ихъ Богъ чрево» (Фил. 3, 19)? Не проникнуто ли сердце наше надменіемъ и гордостію, желающими даже на небо взойти и быть подобными Вышнему (Иса. 14, 13. 14)? Не случалось ли намъ призывать имя Господне всуе, напрасно, безъ всякой нужды, въ разговорахъ безполезныхъ и суетныхъ? Не про/с. 170/износили ли мы его иногда лживо, съ нарушеніемъ благоговѣнія? Не призывали ли мы Бога иногда даже въ подтвержденіе лжи и обмана? — Имѣемъ обычай бывать въ церквахъ при богослуженіи во дни воскресные и праздничные. Но дома всегда ли мы проводили дни эти въ поученіи тайнамъ царствія Божія, оставивъ всѣ занятія, хотя бы то невинныя и полезныя для временной жизни? Не случалось ли намъ, напротивъ, заниматься въ эти дни дѣлами даже безполезными, плотскими и порочными, позволять себѣ въ продолженіе ихъ нескромныя игры и зрѣлища, свѣтскія пѣсни, невоздержность въ пищѣ и питьѣ? — Знаемъ, что мы ничѣмъ не можемъ отплатить ни своимъ родителямъ за рожденіе насъ, ни своимъ наставникамъ и начальникамъ — за образованіе насъ, и побуждаемся къ тому, чтобы любить, уважать и почитать ихъ. Но выговоры и наказанія за неисправности и проступки, получаемые нами отъ родителей, наставниковъ и начальниковъ, не заставляли-ль насъ гнѣваться на нихъ, а въ пылу гнѣва наносить имъ и оскорбленія? Не являлись ли мы иногда даже дѣтьми гордыми и прихотливыми, которые, — страшно сказать, — клянутъ отцевъ своихъ и матерямъ своимъ не говорятъ добраго слова (Притч. 30, 11)? Не обращались ли мы въ иное время съ своими наставниками и начальниками и грубо и дерзко, особливо когда они обличали насъ, или намѣревались наказать насъ? — Наши руки, быть можетъ, не виновны въ крови нашихъ братій и сестеръ о Господѣ. Но не убили ли мы кого нибудь изъ нихъ соблазномъ (Матѳ. 18, 6)? Не оскорбили ли кого нибудь изъ нихъ сло/с. 171/вомъ или дѣломъ: словомъ, въ которомъ часто бываемъ неосторожны, дѣломъ, поступая съ ближними по правилу: «око за око, зубъ за зубъ» (Матѳ. 5, 38)? Не говорили ли мы иногда даже пріятелю своему мирная, имѣя въ то время внутри себя вражду на него (Іер. 9, 8)? — Не случалось ли намъ, волею или неволею, участвовать въ неправдахъ тѣхъ людей, которые одною рукою ведутъ за собою сладострастіе и распутство, а другою — воровство? Не случалось ли намъ даже быть таковыми? — Не бывалъ ли нашъ языкъ орудіемъ клеветы и злорѣчія? Стрѣла лжи и обмана не уязвляла ли языка нашего, и глаголы устъ нашихъ не бывали ли льстивіи (Іер. 9, 8)? Не почитали ли мы иногда даже нужнымъ говорить неправду, и не говорили ли ее иногда безъ стыда и раскаянія въ томъ? — Не раждалось ли въ насъ желаніе завладѣть чужою собственностію? Не проводили ли мы времени въ праздности, и потому не питались ли незаслуженно, на счетъ другихъ? Не обращали ли мы чужаго достоянія въ свою собственность, съ нарушеніемъ справедливости? Не бывало ли у насъ пожеланія жены ближняго нашего, или дома, или поля его, или раба его, или рабыни его, или вола его, или осла его, или, вообще чего нибудь такого, что у ближняго нашего (Исх. 20, 16. 17)? Себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ, говоритъ православная Церковь словами св. апостола, себе искушайте!

Себе искушайте!.. И откажется ли кто либо изъ насъ отъ исполненія этого спасительнаго наставленія? Всякій православный знаетъ, что только земная жизнь есть благопріятное время для вашего покаянія, день /с. 172/ нашего спасенія. Только живя на землѣ, мы можемъ преклонить Бога на милость къ себѣ грѣшнымъ, окаяннымъ и недостойнымъ. Только теперь, на землѣ, можемъ мы омыться и очиститься (Иса. 1, 16). Только на землѣ мы можемъ сдѣлать все бѣлымъ какъ снѣгъ, если грѣхи наши будутъ какъ алая ткань, и какъ волну, если они будутъ краснѣть, какъ багряница (Иса. 1, 18). Что же касается жизни, имѣющей быть послѣ нашей смерти, тогда не будетъ уже для насъ покаянія. То будетъ время не всепрощенія, но праведнаго суда и воздаянія соотвѣтственно дѣламъ, которыя кто изъ насъ дѣлалъ, живя въ тѣлѣ, добрымъ или худымъ (2 Кор. 5, 10). Тогда Господь, нынѣ Богъ милосердія и всякаго утѣшенія (2 Кор. 1, 3), не будетъ уже ни сострадателенъ, какъ отецъ (2 Кор. 1, 3), ни соутѣшителенъ, какъ другъ (Іоан. 15, 4), ни снисходителенъ, какъ братъ (Евр. 2, 11), но явится Господомъ отмщеній безъ всякаго лицепріятія (Псал. 93, 1). Отъ устъ твоихъ сужду ти, лукавый рабе (Лук. 16, 22), скажетъ Онъ тогда рабу неключимому, лукавому и лѣнивому, нераскаянному грѣшнику, и повелитъ ввергнуть его во тму внѣшнюю, гдѣ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 25, 30). Тогда, ангелы Божіи, нынѣ радующіеся на небесахъ даже объ одномъ грѣшникѣ кающемся (Лук. 15, 10) и съ ангельскимъ усердіемъ устрояющіе покаяніе его, отвратятъ свѣтлыя свои лица отъ насъ и не будутъ умолять Господа, чтобы помиловалъ насъ. Тогда, хотя бы всѣ святые Божіи стали предъ лицемъ Господа молиться о насъ въ пользу нашу (Іер. 14, 11), душа Его не преклонится къ намъ (Іер. 15, 1). Грѣш/с. 173/никъ возопіетъ тогда въ невыносимой скорби сердца своего: «погибшій я человѣкъ»; но не увидитъ помогающаго. Онъ скажетъ тогда горамъ и камнямъ: «падите на меня»; но и онѣ не подвинутся, чтобы скрыть его отъ лица Сѣдящаго на престолѣ и отъ гнѣва Агнца (Апок. 6, 16). Все тогда ополчится на безумныхъ (Прем. 5, 20). Все въ то время сдѣлается орудіемъ къ отмщенію врагамъ Божіимъ (Прем. 5, 17). Но кто изъ насъ поручится, что это время смерти и суда далеко еще отъ него? Кто скажетъ, потому, что онъ еще успѣетъ обозрѣть свою жизнь, искусить себя, аще есть въ вѣрѣ, прежде нежели наступитъ конецъ жизни его? Кто знаетъ, обратится ли къ нему съ своею милостію прогнѣвляемый его грѣхами Богъ, и оставитъ ли за собою благословеніе, и жертву и возліяніе во спасеніе души его (Іоил. 2, 14)? Человѣку ли знать времена или сроки, которые Господь неба и земли положилъ въ своей власти (Дѣян. 1, 7)? Его ли доля на землѣ знать все, когда ангелы Божіи, находящіеся на небесахъ, не знаютъ всего, и — что сказать? — когда самъ Сынъ Божій, когда былъ во дняхъ плоти Своей (Евр. 5, 7), сказалъ о Себѣ, что Онъ, въ состояніи истощанія, не зналъ, по человѣчеству своему, когда наступитъ послѣдній день міра сего (Матѳ. 24, 36)? Православная Церковь вспоминаетъ нынѣ о тѣхъ изъ своихъ чадъ, которые «многажды на странствѣ подъяша смерть безгодную» [3]. Почему знать, что не придется и намъ окончить жизнь /с. 174/ свою подобнымъ образомъ? Почему знать, что десница Божія еще медлитъ начертать грозное опредѣленіе — умереть намъ, въ силу котораго мы, думающіе прожить многіе годы, должны будемъ пасть, какъ падаетъ листъ съ дерева, изчезнуть съ лица земли, какъ денница, всходящая утромъ (Иса. 14, 12)? Почему знать, что секира смерти еще не лежитъ при крѣпкомъ корнѣ нашей жизни, чтобы подрубить его, и, такимъ образомъ, переселить насъ туда, гдѣ мы должны будемъ уже получить злая за содѣянные нами грѣхи (2 Кор. 5, 10)? Почему знать, что ангелъ смерти, котораго св. ап. Іоаннъ видѣлъ стоящимъ на морѣ и на землѣ, еще не готовится воздвигнуть руку свою на небо и поклясться Живущимъ во вѣки, что времени уже не будетъ для насъ (Апок. 10, 6)?

Братія о Господѣ, не знающіе, въ какой именно день или часъ назначено вамъ отъ Сына человѣческаго умереть! Себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ, себе искушайте, доколѣ еще есть день милосердія Божія. Не наше дѣло знать времена или сроки, которые Отецъ небесный положилъ въ своей власти (Дѣян. 1, 7). Придетъ, когда, можетъ быть, и не ожидаемъ, ночь смерти: тогда никто уже не можетъ дѣлать во спасеніе, какъ бы усильно ни желалъ того. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Служб. въ субот. мясопустн. въ пяток вечера; тріод. лист. 18. на обор. Москва 1811.
[2] Синакс. въ суббот. мясопустную; тріод. лист. 24 на обор.
[3] Синакс. въ суббот. мясопустную; тріод. лист. 24 на обор. Москва. 1811.

Источникъ: О препровожденіи Великаго поста по уставу Православной Церкви. // «Православный Собесѣдникъ», издаваемый при Казанской Духовной Академіи. 1867. Часть первая. — Казань: Въ Университетской Типографіи, 1867. — С. 167-174.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.