Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность

О ПРЕПРОВОЖДЕНІИ ВЕЛИКАГО ПОСТА ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Бесѣда на евангельскую притчу о блудномъ сынѣ.

Спасу нашему, на всякъ день учащу Своимъ гласомъ, писанія услышимъ о блудномъ и цѣломудренномъ паки, и сего вѣрою подражаимъ доброе покаяніе (Въ недѣл. сын. блудн. по 6-й пѣсни канон. ирмосъ).

Возглашаетъ къ намъ православная Церковь въ настоящую недѣлю, предлагая изъ святаго Евангелія притчу о блудномъ сынѣ, — возглашаетъ, побуждая насъ къ покаянію и раскаянію [1]. «Постъ чистый, скажетъ она впослѣдствіи, безгрѣшный потщимся совершити нынѣ непрестанно, да обрящемъ прегрѣшеній оставленіе» [2].

Въ чемъ же состоитъ этотъ чистыйи безгрѣшный постъ, требуемый отъ насъ православною Церковію, сему научаетъ насъ она сама, предлагая намъ притчу о блудномъ сынѣ, на котораго и указываетъ, какъ на образъ «добраго покаянія» для насъ.

Изжившу же ему (блудному сыну) все, говоритъ она къ намъ словомъ святаго Евангелія, бысть гладъ крѣпокъ на странѣ той (далече), и той начатъ лишатися. И шедъ прилѣпися единому отъ житель тоя /с. 155/ страны: и посла его на села своя пасти свинія. И желаше насытити чрево свое отъ рожецъ, яже ядяху свинія: и никтоже даяше ему (Лук. 15, 14-16). До такого состоянія дошелъ младшій сынъ послѣ того, какъ, удалившись изъ родительскаго дома въ дальнюю сторону, расточилъ тамъ имѣніе свое, живя распутно! Доселѣ онъ обиталъ, безъ сомнѣнія, въ великолѣпномъ домѣ, а теперь не имѣетъ мирнаго крова на землѣ, гдѣ бы могъ преклонить свою голову. Прежде онъ пресыщался всякими сластями и обременялъ себя различными брашнами (Сир. 37, 32), а теперь томится голодомъ, и жаждою. Нѣкогда онъ свободенъ былъ отъ всякаго служенія другимъ и принималъ услуги отъ другихъ, а теперь сталъ рабомъ одного изъ жителей той дальней стороны, въ которую ушелъ, и пасетъ свиней его. До настоящаго времени онъ во всемъ угождалъ и ни въ чемъ не отказывалъ себѣ, веселился на всякъ день свѣтло, а теперь желаетъ насытить чрево свое по крайней мѣрѣ рожками, которые ѣли свиньи, и, при всей умѣренности такого желанія, не видитъ человѣка, который бы снабдилъ его ими. Нужно ли, повидимому, требовать отъ человѣка бóльшаго воздержанія? Между тѣмъ, православная Церковь не ограничиваетъ имъ нашего вниманія, но простираетъ его глубже, заставляя насъ остановиться на внутреннемъ расположеніи блуднаго сына, по которому онъ, пришедши въ себя, рѣшается сказать отцу своему: отче, согрѣшихъ на небо и предъ тобою. «Постъ чистый и безгрѣшный, воззоветъ она, потщимся совершити нынѣ, да обрящемъ прегрѣшеній оставленіе».

/с. 156/ Научимся отселѣ, братія, что если мы будемъ въ теченіе великаго поста только воздерживаться отъ прихотливой пищи и изысканныхъ питій, станемъ только употреблять простую пищу и простое питіе; то такое воздержаніе не принесетъ намъ доставляемой истиннымъ постомъ пользы. Тѣлесный постъ совершенно необходимъ для насъ, какъ людей, коими обладаетъ діаволъ «насильствомъ смертнаго ихъ тѣлесе» [3]; но этотъ постъ непремѣнно долженъ быть спутникомъ пощенія нашего внутренняго. Тотъ только и можетъ спасительно не думать объ услажденіи своей чувственности, кто пораженъ скорбію о своей грѣховности. Вся душа такого человѣка проникнута скорбію о своихъ грѣхахъ; всѣ мысли его съ печалію обращены на прошедшую жизнь, проведенную на странѣ далече въ блудномъ житіи. «Сколько разъ я оскорбилъ своего Создателя, Промыслителя и Спасителя! Сколько разъ я платилъ ему неблагодарностію за безпредѣльную любовь Его ко мнѣ! Тѣлесный храмъ мой весь оскверненъ. Душа моя окаляна студными грѣхми. Всѣ мои силы истощены въ преступныхъ удовольствіяхъ. Нѣтъ во мнѣ ни одного члена, которого не осквернилъ бы я грѣхомъ. Нѣтъ у меня ни одной способности, которой не употребилъ бы я во зло. Искупленный драгоцѣнною кровію Христа, какъ непорочнаго и чистаго агнца (1 Петр. 1, 19), въ свободу славы чадъ Божіихъ (Гал. 5, 1; Рим. 8, 14), я попралъ кровь завѣтную, снова поработилъ себя діаволу, опять сдѣлался чадомъ врага Божія. Есть ли бо/с. 157/лѣзнь, какъ моя болѣзнь? Есть ли печаль, какъ моя печаль»? Такъ и подобнымъ образомъ бесѣдуетъ съ самимъ собою христіанинъ,проникающійся неизмѣннымъ покаяніемъ ко спасенію (2 Кор. 7, 10)! Вотъ первоначальный и естественный источникъ нашего тѣлеснаго воздержанія! Сокрушеніе о грѣхахъ, сознаніе своего отпаденія отъ Бога — вотъ, что должно одухотворять нашъ тѣлесный постъ! Безъ этого наше пощеніе, какъ бы оно ни было строго, будетъ тщетно предъ Богомъ. Самое изнурительное воздержаніе явится, безъ этого, негоднымъ. Сокрушеніе-то о грѣхахъ и составляетъ чистый постъ, котораго требуетъ отъ насъ православная Церковь. Обратитеся ко Мнѣ, говоритъ она отъ имени Господа, всѣмъ сердцемъ вашимъ въ постѣ, и въ плачѣ и рыданіи, и расторгните сердца ваша, да не ризы ваша (Іоил. 2, 12. 13). Усердно воззовите, каждый, къ Нему: «О, коликихъ благъ, окаянный, себе лишихъ! О, каковá царствія отпадохъ страстный азъ! Богатство изнуривъ, еже пріяхъ, заповѣдь преступихъ. Увы мнѣ, страстная душе! огню вѣчному прочее осудишися, тѣмже прежде конца воззошій [4] Богу: объятія отча отверсти ми потщися, блудно иждихъ мое житіе, на богатство неиждиваемое взираяй щедротъ Твоихъ, Спасе, нынѣ обнищавшее мое сердце не презри, Тебѣ бо, Господи, во умиленіи зову: согрѣшихъ, Отче, на небо и предъ Тобою» [5].

/с. 158/ Такъ поступилъ и блудный сынъ, образецъ «добраго покаянія» для насъ. Въ себе же пришедъ, сказано о немъ, рече: колико наемникомъ отца моего избываютъ хлѣбы, азъ же гладомъ гиблю! Воставъ, иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согрѣшихъ на небо и предъ тобою. И уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ твой: сотвори мя яко единаго отъ наемникъ твоихъ (Лук. 15, 17-19). Доселѣ младшій сынъ, предаваясь плотскимъ страстямъ и похотямъ, не замѣчалъ, что мало-по-малу доходилъ онъ до крайняго убожества. Великій голодъ, явившійся въ дальней сторонѣ изаставившій его нуждаться, привелъ его въ себя, остановилъ его вниманіе на тѣлесномъ и душевномъ его состояніи. Несчастный вспомнилъ, что нѣкогда онъ былъ любимымъ членомъ семейства, всегда пригрѣваемъ былъ отеческою любовію и милостію, всегда пользовался уваженіемъ отъ другихъ, а теперь явился блуднымъ сыномъ, не имѣющимъ насущнаго хлѣба, приставшимъ къ одному изъ жителей дальней стороны, пастухомъ его свиней: какая разность между тѣмъ и другимъ положеніемъ! Вспомнилъ несчастный, что въ домѣ богатаго его отца есть много людей, чужихъ и чуждыхъ для него, но ни въ чемъ не нуждающихся; а онъ, родной его сынъ, дошелъ до такой скудности, что радъ наполнить чрево свое рожками, которые ѣли свиньи: какое бѣдственное положеніе! Блудный сынъ заскучалъ, затосковалъ, сравнивая свое прежнее состояніе съ настоящимъ своимъ положеніемъ. Какъ вдругъ пришло ему на мысль, что когда онъ просилъ себѣ слѣдующую на его долю часть имѣнія, сердобольный отецъ его употреблялъ всѣ средства къ то/с. 159/му, чтобы удержать его при себѣ, и, послѣ неуспѣха въ томъ, отпустилъ его отъ себя съ печалію, со скорбію. Затѣмъ, пришедши къ мысли, что, можетъ быть, добрый отецъ его еще не разлюбилъ свое чадо, хотя и непокорное, блудный сынъ сказалъ въ себѣ: воставъ, иду ко отцу моему. Но какъ пойти къ отцу, который ненавидитъ тѣхъ, кои дѣлаютъ беззаконія? Какъ приблизиться къ дому такого отца, который любитъ окружать себя только людьми честными, благонравными, добродѣтельными? И реку ему: отче! Призри на меня, младшаго сына своего! Полюбви ко мнѣ, ты выдѣлилъ мнѣ слѣдующую на мою долю часть имѣнія, нажитаго не мною, но тобою; а я, по неразумію своему, расточилъ ее въ дальней сторонѣ, живя распутно. Я согрѣшилъ на небо и предъ тобою! Распутная жизнь довела меня до того, что я пасъ свиней и радъ былъ наполнить чрево свое рожками, которые онѣ ѣли, и никто не давалъ мнѣ ихъ. Я уже недостоинъ быть твоимъ сыномъ. Я не стóю даже и того, чтобы называться твоимъ сыномъ. Но, отче, теперь я оставилъ распутную жизнь: пересталъ заниматься многояденіемъ и многопитіемъ, не сталъ предаваться удовольствіямъ и прихотямъ, оставилъ роскошь и сладострастіе, бросилъ, вообще, все, чѣмъ только я могъ удовлетворять своему желанію вести жизнь распутную. Мало того, что я оставилъ распутную жизнь: я, отче, даже ушелъ съ дальней стороны, гдѣ проводилъ распутную жизнь, оставилъ лица, съ которыми жилъ распутно, удалился отъ предметовъ, которые способствовали моей распутной /с. 160/ жизни. Сотвори мя ради этого по крайней мѣрѣ яко единаго отъ наемникъ твоихъ!

Мало и для насъ, братія, воздерживаться отъ важныхъ и грубыхъ грѣховъ во время великаго поста, чтобы явиться чистыми отъ всякой скверны плоти и духа. При соблюденіи тѣлеснаго воздержанія, намъ нужно еще искоренять въ себѣ злыя желанія, отсѣкать и худые помыслы. «Не говори мнѣ, бесѣдуютъ св. отцы Церкви: столько-то дней я постился, того и другаго не ѣлъ, вина не пилъ, ходилъ въ рубищѣ; но скажи намъ, перемѣнился ли твой сварливый нравъ на незлобивый, и твоя нечувствительность на состраданіе? Ибо когда душа полна злобою, что пользы въ истощеніи тѣла? Когда въ сердцѣ зависть и любостяжаніе, что прибыли отъ питія воды? Если душа, госпожа въ тѣлѣ, блудодѣйствуетъ, то для чего наказываешь рабыню ея — чрево? Если душа распутна, то для чего изнуряешь тѣло [6]? Если мы, и приходя въ церковь каждый день, и постоянно слыша въ ней наставленія, и получая отъ поста помощь, не побѣдимъ вышесказанныхъ и другихъ возникающихъ въ насъ страстей: то какое будетъ намъ прощеніе, какое оправданіе» [7]? Какая, въ самомъ дѣлѣ, польза намъ отъ того, если, напримѣръ, мы тѣлесно не убиваемъ ближняго, даже не обнаруживаемъ своей ненависти противъ него, а между тѣмъ кроемъ гнѣвъ свой /с. 161/ на него въ глубинѣ души своей, не принимаемъ оскорбившаго насъ въ прежнюю любовь свою? Этимъ мы не прекращаемъ жизни его; но духовное убійство уже совершено нами: нашъ братъ, наша сестра не существуютъ уже для нашей любви. Что пользы, еще, отъ того, если мы не похищаемъ чужой собственности, а между тѣмъ тайно завидуемъ благосостоянію ближняго, радуемся просебя его потерямъ и лишеніямъ? Что пользы отъ того постническаго благочестія, если мы, устами не касаясь прихотливой пищи и пія одну воду, злорѣчіемъ будемъ уязвлять своихъ ближнихъ, плести коварство на нихъ и желать, чтобы они были въ худой славѣ? Нѣтъ, не такого воздержанія ожидаетъ отъ насъ православная Церковь. О такомъ воздержаніи она предъявила уже намъ судъ Жениха своего, сказавшаго: горе вамъ лицемѣри, яко подобитеся гробомъ повапленымъ, иже внѣуду являются красны, внутрьуду же полни суть костей мертвыхъ, и всякія нечистоты... Очистите прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будетъ и внѣшнее ихъ чисто (Матѳ. 23, 27. 26). «Постимся, — говоритъ православная Церковь чадамъ своимъ и отъ своего лица, — постимся, якоже въ снѣдехъ, отъ всякія страсти [8]. Да не сѣтуимъ, но омыимъ лица наша безстрастія водою [9]. Постимся постомъ пріятнымъ, благоугоднымъ Господеви. Истинный постъ есть злыхъ отчужденіе: воздержаніе языка, ярости отложеніе, похо/с. 162/тей отлученіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія: сихъ оскудѣніе постъ истинный есть и благопріятный [10]. Отъ брашенъ постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неяденіемъ: аще бо не вина ти будетъ ко исправленію, яко ложная возненавидѣна будеши отъ Бога, и злымъ демономъ уподобишися, николиже ядущимъ» [11]. Вообще, соблюдая внѣшнее воздержаніе во время великаго поста, мы должны, подобно блудному сыну, навсегда оставить мѣста, гдѣ дѣлали грѣхи, оставить лица, съ которыми грѣшили, оставить предметы, которые служили для насъ поводомъ ко грѣху. Мы должны даже забыть названія грѣховъ, какъ прилично святымъ (Ефес. 5, 3), помня, что евреи, питаясь ангельскимъ хлѣбомъ, погибли въ пустынѣ за то, что вздыхали о мясахъ египетскихъ, и что діаволъ, какъ духъ безтѣлесный, никогда не употребляетъ ни яствъ, ни питій, однако, по причинѣ злобы своей, ниспалъ съ неба.

Правда, всѣ святые Божіи вспоминали о грѣхахъ своихъ. Св. апостолъ Петръ, напримѣръ, до конца, жизни своей оплакивалъ свое отреченіе отъ Господа Іисуса [12]. Св. апостолъ Павелъ предъ всѣмъ міромъ исповѣдывалъ, что онъ нѣкогда жестоко гналъ Церковь Божію (1 Кор. 15, 9; Гал. 1, 13. 14), и въ сокрушеніи /с. 163/ сердца называлъ себя первымъ изъ грѣшниковъ (1 Тим. 1, 15), какъ нѣкіимъ извергомъ (1 Кор. 15, 8). Блудный сынъ, образецъ «добраго покаянія» для насъ, также вспоминалъ о своей распутной жизни въ дальней сторонѣ. Воставъ, разсуждалъ онъ, иду ко отцу моему и реку: отче, согрѣшихъ на небо и предъ тобою. Но мы говоримъ не о такомъ воспоминаніи грѣховъ. Такое воспоминаніе грѣховъ всегда благопотребно для насъ, но особливо нужно намъ во дни великаго поста. Въ эти дни мы чаемъ очистить себя отъ сквернъ плоти и духа; но въ чемъ будемъ мы окаявать себя предъ Богомъ, если не будемъ знать своихъ грѣховъ? Въ чемъ будемъ просить прощенія у Бога, если не возчувствуемъ, не сознаемъ всей тяжести своихъ беззаконій. Вѣрно слово, что предъ Господомъ, испытующимъ сердца и внутренности, нѣтъ твари, сокровенной отъ Него, но все обнажено и открыто предъ очами Его (Апок. 2, 23; Евр. 4, 13). Но не Господь ли благоволилъ, чтобы наше духовное врачеваніе совершалось чрезъ посредство людей, подобострастныхъ намъ, — чрезъ пастырей Церкви, которымъ Онъ далъ только власть связывать и разрѣшать грѣхи (Матѳ. 18, 18), но не далъ всевѣдѣнія? Поэтому, если каждый изъ насъ самъ долженъ раскрывать свою грѣховную совѣсть предъ духовнымъ отцемъ; то молитва ко Господу, чтобы далъ намъ видѣть свои прегрѣшенія, не должна ли сопутствовать намъ во всѣхъ подвигахъ поста? Мы придемъ на исповѣдь для того, чтобы очистить себя отъ всякой скверны плоти и духа. Но если мы сами не откроемъ грѣховъ своихъ отцу духовному; то какъ онъ возмо/с. 164/жетъ разрѣшить насъ отъ нихъ? Пусть онъ станетъ прощать намъ грѣхи безъ разсмотрѣнія, безъ различенія ихъ: въ такомъ случаѣ напрасно дана ему власть связывать ихъ. Пусть онъ будетъ связывать каждаго изъ насъ безъ разбору; но развѣ для того мы придемъ къ нему, чтобы быть связанными отъ него? Когда говоримъ, что мы должны забыть даже названія грѣховъ; то хочемъ внушить, что нашъ долгъ — вспомнивъ о грѣхахъ своихъ для того, чтобы передать ихъ на судъ отца духовнаго, послѣ того никогда уже не дѣлать ихъ. Блудный сынъ, рѣшившись разсказать отцу своему беззаконія свои, пошелъ къ нему, принятъ былъ имъ, и, конечно, навсегда остался въ его домѣ потому, что пересталъ вести распутную жизнь. Таковъ долженъ быть и нашъ покаянный постъ. Только рѣшительное намѣреніе вести жизнь благочестивую и усильное, за тѣмъ, тщаніе постоянно и неуклонно исполнять добрыя дѣла, для которыхъ мы созданы и возсозданы во Христѣ Іисусѣ (Ефес. 2, 10), покажетъ, что наше покаяніе есть истинное, нашъ постъ, плодъ этого покаянія, благопріятенъ Богу. Если же мы оставимъ свои грѣхи только на время великаго поста, то не пріобрѣтемъ отъ того никакой пользы. Въ такомъ случаѣ нашъ постъ будетъ не истиннымъ постомъ, «оскудѣніемъ злыхъ», а только временнымъ оставленіемъ ихъ. Въ такомъ случаѣ мы не разстанемся съ своими грѣхами совершенно, а только отложимъ ихъ на будущее время. Чтó же будетъ значить это? Чтó будетъ значить просить у Бога оставленія грѣховъ, и не рѣшаться перемѣнить худой образъ жизни на добрый? Не будетъ ли это явнымъ и /с. 165/ вмѣстѣ безумнымъ покушеніемъ — обмануть всевѣдущаго Бога? Молить о прощеніи грѣховъ, о непоминовеніи беззаконій, объ очищеніи отъ тайныхъ, о пощадѣніи отъ чуждихъ, о помилованіи, о новомъ всыновленіи, — чтобы снова огорчать Бога грѣхами и прегрѣшеніями, сквернами и беззаконіями!! На время перестать грѣшить, чтобы, получивъ прощеніе во грѣхахъ, снова возвратиться на путь неправды, который только кажется правымъ, а въ самомъ-то дѣлѣ ведетъ во дно адово (Притч. 16, 25)!! Приступать къ трапезѣ Господней, чтобы, обманомъ получивъ пречистое тѣло и честную кровь Искупителя, потомъ безбоязненно попирать этотъ безцѣнный бисеръ въ тинѣ страстей и пороковъ! Не будетъ ли это самою безумною, самою ужасною измѣною Богу? Не будетъ ли это лобзаніемъ Іуды предателя, продавшаго своего Учителя и Господа? Таковымъ, говоритъ одинъ изъ св. апостоловъ, лучше бы не познать пути правды, нежели познавъ возвратиться назадъ отъ преданной имъ святой заповѣди (2 Петр. 2, 21). Почему? Потому что, извѣщаютъ другіе св. апостолы, ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодѣи, ни скверные, ни малакіи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злорѣчивые, ни хищники, и невѣрные, и скверные и убійцы, и чародѣи и всѣ лжецы царства Божія не наслѣдуютъ: участь всѣхъ таковыхъ въ озерѣ, горящемъ огнемъ и сѣрою, чтó составляетъ смерть вторую (1 Кор. 7, 9. 10; Апок. 21, 8).

Да не сбудутся, братія, слова эти надъ нами, думающими поститься во спасеніе! Воздержимся отъ грѣ/с. 166/ховъ не на одно только время великаго поста. Всею своею будущею жизнію покажемъ, что мы, точно, сознали тяжесть своихъ грѣховъ и прегрѣшеній, истинно возненавидѣли ихъ, по-истинѣ желаемъ быть въ дому Отца небеснаго. Въ этомъ и состоитъ «безгрѣшный» постъ, требуемый и ожидаемый отъ насъ православною Церковію!

Труденъ для насъ такой постъ? Но и въ обыкновенныхъ занятіяхъ ничто не достается намъ безъ труда: ужели убоимся труда въ столь важномъ дѣлѣ, каково очищеніе наше отъ сквернъ плоти идуха, заграждающихъ намъ входъ въ царствіе небесное?!. Тяжело для насъ такое пощеніе? Но не напрасно же православная Церковь приготовляетъ насъ къ нему заблаговременно. Не напрасно она матернимъ гласомъ умоляетъ Бога, чтобы отверзъ намъ двери истиннаго покаянія. Не напрасно мы, съ своей стороны, такъ часто будемъ ходить въ церковь во время великаго поста. Припомнимъ, что мы ничего добраго не можемъ дѣлать безъ Господа (Іоан. 15, 5). Одинъ Господь — наша крѣпость, наше радованіе, наша сила и наше утвержденіе. Будемъ Его молить, чтобы удержалъ насъ непреклонными на пути истиннаго, благопріятнаго Ему, поста даже до дня своего, когда Онъ будетъ судить вселенную праведно и народы вѣрно (Псал. 97, 9). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Синакс. на недѣл. сына блудн. лист. 15 на обор. Москва. 1811.
[2] Во вторн. сырн. утр. по 2 пѣсн. канон. стих. 2. тріод. лист. 47 на обор. Москва. 1811.
[3] Смотр. Молитв. утрен. 9 молитвосл. лист. 42. Кіевъ. 1880.
[4] Въ недѣл. сын. блудн. вечеръ на Госп. воззв. слава: тріод. лист. 11 и на обор. Москва. 1811.
[5] Тамже утро по 4 п. кан. сѣдаленъ: — л. 12 на обор.
[6] Св. Златоустъ. Бесѣд. о пост. и милостынѣ: Христ. чт. 1830 г. ч. 37. стр. 267. Снес. св. Григор. нисск. Слов. о нищелюбіи и благотворительности: тамже 1835 г. ч. 2. стр. 233.
[7] Св. Златоуст. Бесѣд. на кн. Бытія 11: ч. 1. стр. 172. Спб. 1851.
[8] Въ недѣл. сырн. вечеръ, стихир. 3: тріод. лист.92 на обор. Москва. 1811.
[9] Въ понедѣл. перв. недѣл. св. поста канон. и трипѣснц. пѣсн. 8 стих. 1: — лист. 98.
[10] Въ понедѣл. перв. недѣл. св. поста, вечеръ, на стих. самогласенъ: тріод. лист. 106 на обор. Москва. 1811. Св. Васил. велик. Бесѣд. о постѣ 1. 2. твор. ч. 4. стр. 15. 28. Москва. 1846.
[11] Въ среду сырн. утро, на стих. самогласенъ: тріод. лист. 55 на обор.
[12] Игнат. Чтен. о св. первоверх. апост. Петрѣ, стр. 35. Спб. 1849.

Источникъ: О препровожденіи Великаго поста по уставу Православной Церкви. // «Православный Собесѣдникъ», издаваемый при Казанской Духовной Академіи. 1867. Часть первая. — Казань: Въ Университетской Типографіи, 1867. — С. 154-166.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.