Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 50-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 49-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 48-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 47-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ» (CHURCH LIFE).
Издается при Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви Заграницей.
№№ 3-4: Май-Іюнь-Іюль-Августъ 1994 г. (Двойной номеръ).
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1994).

Неоффиціальная часть.

Архимандритъ Амвросій (Погодинъ).
Мануила Палеолога, благочестивѣйшаго и христолюбиваго царя любимѣйшему сыну своему и царю Іоанну Палеологу
НАСТАВЛЕНІЯ О ЦАРСКОМЪ ПОВЕДЕНІИ ВЫРАЖЕННЫЯ ВЪ 100 ГЛАВАХЪ,
краестрочія которыхъ: Царь — Царю, / Мануилъ — Іоанну, / Отецъ — Сыну: / Плодъ души моей / (Каковъ бы ни былъ онъ), / Пища крѣпкая душѣ твоей, / Которую я уготовляю тебѣ; / Богъ же да будетъ Устроителемъ.

(Продолженіе, начало см. въ №№ 1-2, 1994 г.)

17.

Думается, что и нижесказанное будетъ соотвѣтствовать вышеприведенной назидательной мысли. — Такъ, думаю, что слѣдуетъ радушно привѣтствовать тѣхъ, которые совѣтуютъ полезное дѣло, хотя бы совѣтующіе и не были выдающимися людьми и ничѣмъ инымъ не были тебѣ извѣстны. Если же кто-нибудь посовѣтуетъ тебѣ нѣчто вредное, то, если онъ сдѣлалъ это по злому умыслу, то этимъ онъ поступаетъ такъ, какъ это свойственно лютымъ врагамъ, а — если по невѣдѣнію, и ты знаешь, что онъ питаетъ къ тебѣ преданность, то да будетъ похвально самое его выраженіе добраго участія къ тебѣ, — потому что именно по качеству нашего произволенія и Богъ оцѣниваетъ наши дѣла, — недалекость же да не /с. 59/ будетъ ни презираема, ни порицаема. Потому что и Богъ не будетъ судить неразумныхъ и безумныхъ.

18.

Вотъ — способъ, благодаря которому узнаешь: кто — весьма хорошіе и полезные люди, а кто — обладаютъ противоположными качествами; такое умѣніе различать людей для правителей весьма — полезно. Такъ, узнавъ ихъ отношеніе къ Богу, къ жизни, къ друзьямъ, къ родственникамъ по крови, къ согражданамъ и къ не согражданамъ, и — какъ они управляютъ своими домами, къ чему имѣютъ склонность, а къ чему — нерасположеніе, — ты тѣмъ самымъ узнаешь и ихъ природу. И, смотри, не ненавидя никого, любя же тѣхъ, кто достоинъ любви и используя ихъ для благихъ цѣлей, не пренебрегай и прочими людьми.

19.

Не довѣряющій никому можетъ самъ стать виновникомъ своей гибели: потому что всѣ люди имѣютъ нужду другъ въ другѣ, если намъ желательно имѣть сносную жизнь. Но, съ другой стороны, довѣрять всѣмъ — губительно: потому что не представляется возможнымъ зло выдѣлить и устранить изъ этой жизни. Такъ что, въ равной мѣрѣ погубилъ бы себя, какъ всякій, кто всѣмъ довѣрялъ бы, такъ и тотъ — кто никому не довѣрялъ бы. Какое же изъ этихъ двухъ золъ болѣе гибельно? — Если бы была необходимость сдѣлать выборъ изъ этихъ двухъ (положеній), то лучше — страдать вслѣдствіе довѣрчивости, нежели — подозрѣвать всѣхъ людей подрядъ. Потому что первое является признакомъ неумѣреннаго простодушія, а второе — явнымъ показаніемъ того, что у человѣка подозрѣвающаго всѣхъ, господствуетъ порочный нравъ; между тѣмъ, какъ одна капля порока, дѣлающаго все со злой тщательностью, во много вреднѣе для человѣка, чѣмъ наивная простота. Въ общемъ же, наивная простота является зломъ не по самой своей природѣ, а когда бываетъ излишней; что же касается порока, то онъ является зломъ и самъ по себѣ и когда бываетъ чрезмѣрнымъ.

20.

Поскольку мы показали, что крайности въ дѣлѣ взаимнаго довѣрія достойны порицанія, то отсюда вытекаетъ, что не желающему по/с. 60/двергнуться гибели отъ того иди другого изъ этихъ двухъ золъ, должно идти среднимъ путемъ: я хочу сказать — нѣкоторымъ людямъ довѣрять, а нѣкоторымъ не довѣрять; именно — довѣряй порядочнымъ людямъ, а дурныхъ заботливо остерегайся. Потому что если не станешь довѣрять и хорошимъ людямъ, то, въ концѣ концовъ, довѣришься дурнымъ: потому что по необходимости приходится кому-то довѣрять, и можетъ случится такъ, что произойдетъ противное долженствующему порядку: ты довѣришься кому не слѣдуетъ, а кому слѣдуетъ не будешь довѣрять, и этимъ до такой степени повредишь себѣ, что и сказать не легко; потому что пшеница становится мукой, когда ее перетираютъ два жернова: это я говорю не въ томъ смыслѣ, что для того, чтобы погубить тебя необходимо наличіе обоихъ этихъ золъ; нѣтъ, и каждое изъ нихъ въ отдѣльности можетъ привести къ гибели.

21.

Да, несомнѣннымъ другомъ для тебя является тотъ, кто, принимая участіе съ тобою въ вѣдѣніи дѣлъ, пріятную сторону оставляетъ позади того, что имѣетъ принести пользу. Служащій же изъ вреднаго желанія угодить тебѣ, ничѣмъ не отличается отъ ненавистниковъ и самыхъ враговъ, и едва ли не хуже и враговъ, своею лестью сбивая съ пути и только губя долженствующее быть благоразуміе (у правителя государства). Да и не только это: въ извѣстной мѣрѣ онъ приноситъ большій вредъ, чѣмъ они. Потому что тѣ — намъ открыто тягостны, и всякій изъ насъ такъ сотворенъ, что желаетъ избавиться отъ того, что удручаетъ, — а этотъ (льстецъ), несмотря на то, что вредитъ, считается пріятнымъ и поэтому представляется достойнымъ скорѣе любви, чѣмъ непріязни. И врага можно примирить съ собою и невозможно сдѣлать его безвреднымъ; этотъ же (врагъ), могущій оставаться скрытымъ, остается внѣ досягаемости и прибѣгаетъ ко лжи, губя тѣхъ, отъ которыхъ кормится, и бѣшенствуетъ противъ нихъ. И это-то весьма страшно, что при помощи лжи онъ извлекаетъ себѣ пользу, а тѣмъ, что извлекаетъ отъ этого выгоду, побуждается къ (новой) лжи; а такимъ образомъ, наконецъ, зло неограниченно прогрессируетъ.

(Продолженіе слѣдуетъ).

Источникъ: «Церковная Жизнь» (Orthodox Life). Издается двухмѣсячно при Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. №№ 3-4. Май-Іюнь-Іюль-Августъ. (Двойной номеръ). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1994. — С. 58-60.

Назадъ // Къ оглавленію // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.