Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 50-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 49-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 48-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 47-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ» (CHURCH LIFE).
Издается при Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви Заграницей.
№№ 3-4: Май-Іюнь-Іюль-Августъ 1994 г. (Двойной номеръ).
(Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1994).

Неоффиціальная часть.

Архимандритъ Леонидъ (Кавелинъ).
ВРАЖДЕБНЫЯ ДѢЙСТВІЯ ЗЛЫХЪ ДУХОВЪ ПРОТИВЪ ЧЕЛОВѢКА.

(Печатается по тексту журнала «Маякъ», т. 16, отдѣлъ «Матеріалы», 1844 г., стр. 4-31).
(Окончаніе, начало см. въ «Церковной Жизни» №5-6, 1991 г.)

Обращаясь теперь къ психологическимъ фактамъ одного рода съ представленными отцомъ протоіереемъ Росницкимъ, и предложу здѣсь разрѣшенія нѣкоторыхъ вопросовъ и возраженій, которыя удалось мнѣ слышать отъ разныхъ лицъ, когда заходила рѣчь о подобныхъ «чудныхъ приключеніяхъ».

Сперва отвѣчу тѣмъ, которые не отвергая дѣйствительности подобныхъ фактовъ, признаютъ ихъ стоющими вниманія и изслѣдованія, и съ этой цѣлью предлагаютъ различные вопросы и мнѣнія, обличающія основательность, которая увѣряется въ истинѣ достаточными причинами. Не упорное невѣріе и не безотчетное сомнѣніе выражается въ словахъ ихъ, но желаніе познать сущность дѣла, выслушать вѣрное объясненіе поразительныхъ событій; вотъ что скрывается въ основаніи ихъ недоумѣнія. Пріятно бесѣдовать съ подобными людьми и удовлетворять ихъ вопросамъ! Главный изъ нихъ состоитъ въ томъ: какимъ образомъ послѣ пришествія Богочеловѣка Іисуса Христа на землю, злые духи могутъ физически вредить человѣку?

Отвѣчаю: злые духи не истреблены Имъ съ лица земли. Пришествіе Іисуса Христа на землю было не для того, чтобы уничтожить на ней бытіе злыхъ духовъ, но чтобы «разрушить дѣла ихъ» (1 Іоан. 3, 8); чтобы дать возможность человѣку сражаться съ ними и побѣждать ихъ силу; чтобы заставить насъ тѣмъ болѣе бодрствовать въ духовной жизни и тѣмъ тверже стоять на пути правды, чѣмъ сильнѣе врагъ нашъ — искуситель. Правда, что по Воскресеніи Іисуса Христа власть діавола весьма умалилась. Это видно изъ словъ Самаго Спасителя: «нынѣ князь міра сего изгнанъ будетъ вонъ» (Іоан. 12, 31). Но, впрочемъ, не совсѣмъ уничтожена, какъ /с. 49/ видно изъ того, что много людей во времена Апостоловъ страдало отъ злыхъ духовъ, какъ пишетъ св. евангелистъ Лука (Дѣян. 8, 7): «Дуси нечистіи отъ многихъ имущихъ я, вопіюще гласомъ веліимъ исхождаху» по гласу Апостоловъ. Іисусъ Христосъ Самъ сказалъ въ притчѣ о сѣмени, что діаволъ дѣйствуетъ въ мірѣ, посѣвая плевелы среди пшеницы, а въ другое время, обѣщая апостолу Петру «на камнѣ» его вѣры «создать Церковь, коей не одолѣютъ врата адовы» (Матѳ. 16, 18). Онъ ясно далъ черезъ сіе разумѣть, что врагъ человѣческій будетъ воевать до скончанія міра. Тоже самое внушали христіанамъ и всѣ св. Апостолы. Апостолъ Павелъ, въ посланіи своемъ къ Ефесянамъ, побуждаетъ вѣрныхъ облещись во вся оружія Божія, и потому что брань предстоитъ сильная, — «не съ плотію и кровію, но съ начальствами, властями, съ міроправителями тьмы вѣка сего, съ поднебесными духами злобы» (6, 12). «Вѣмы, — говоритъ св. Іоаннъ Богословъ, — яко всякъ рожденный отъ Бога не согрѣшаетъ; но рожденный отъ Бога блюдетъ себя и лукавый не прикасается ему» (Іоан. 5, 18). «Трезвитеся и бодрствуйте», пишетъ ап. Петръ (1 Петр. 5, 8), но нѣкоторые, погрязши въ сластяхъ растлѣннаго естества своего, сими средствами не пользуются и пренебрегаютъ ими, а потому князь власти воздушныя также въ нихъ дѣйствуетъ, какъ и въ сынахъ противленія (Ефес. 2, 1-3).

Конечно, мы не можемъ опредѣлить мѣста бытія злыхъ духовъ, также какъ не можемъ понять способа ихъ вліянія на насъ и дѣйствія. Нельзя сказать, чтобы то или другое мѣсто на землѣ, или подъ землею, или въ воздухѣ было особеннымъ, постояннымъ ихъ жилищемъ. Преисподняя или адъ, гдѣ они находятся по словамъ Св. Писанія, есть духовная область ихъ отверженнаго состоянія, не опредѣляемая пространствомъ мѣста и времени, ибо бѣсы появляются и исчезаютъ въ разныхъ мѣстахъ и въ разное время. Они вездѣ, гдѣ только нѣтъ свѣта Божія, нѣтъ добра и блаженства. Число ихъ очень велико, ибо у св. евангелиста Луки (Лук. 8, 30) читаемъ, что на вопросъ Господа Іисуса Христа: «что ти есть имя? Онъ рече: легіонъ: яко бѣси мнози внидоша въ онь». Когда же злые духи вносятъ свои дѣйствія въ міръ чувственный, тогда выражаютъ бытіе свое опредѣленнымъ для насъ образомъ, и дѣйствія ихъ становятся тогда видимыми, и по симъ дѣйствіямъ мы несомнѣнно заключаемъ о бытіи ихъ на землѣ, о близости и сообщеніи съ духомъ человѣческимъ. Многіе спрашиваютъ: почему особенно во время Іисуса Христа было множество бѣсноватыхъ? — отвѣчаю: «да проявятся дѣла Божіи»: такъ какъ во время земной жизни Іисуса Христа большая часть людей слѣдовала внушеніямъ діавола, и по своимъ внутреннимъ расположеніямъ была подобна ему, то Богъ попустилъ діаволу и его ангеламъ вселяться въ тѣла многихъ изъ людей и мучить ихъ болѣзнями, но въ то же время далъ Господу Іисусу Христу и Его /с. 50/ Апостоламъ власть торжествовать очевиднымъ образомъ надъ столь очевидною силою діавола, дабы такимъ образомъ люди осязательно узнали враждебныя противъ нихъ дѣйствія діавола, и чтобы яснѣе уразумѣли величіе благодѣянія Господа Іисуса Христа, Своею Божественною силою исцѣляющаго всѣ наши болѣзни и уничтожающаго злые противъ насъ замыслы высшихъ духовъ.

Удовлетворивъ, такимъ образомъ, вопросамъ вѣрующихъ, предложеннымъ съ искреннимъ желаніемъ познать истину, остается поблагодарить ихъ за внимательность. Эта внимательность, съ одной стороны, предостережетъ отъ вреднаго вліянія тѣхъ духовъ, которые не суть отъ Бога (1 Іоан. 4, 1), и однако же, для уловленія неосторожныхъ, иногда преобразуются въ ангеловъ свѣтлыхъ (2 Кор. 11, 14), съ другой, отличить истинныя вѣщанія отъ обольщенія духовъ лестчихъ. «Душевно желаю имъ, дабы Утѣшитель Духъ истины, наставилъ ихъ на всяку истину» (Іоан. 16, 13), и опытомъ и временемъ прояснилъ имъ, отъ чего и для чего «подобаетъ всѣмъ симъ быти». Обращаюсь теперь къ тѣмъ людямъ, которые обо всемъ судятъ по тѣсному кругу своего ежедневнаго опыта, все измѣряютъ малою мѣрою своего недальновиднаго ума, и въ гордой самоувѣренности издѣваются надъ всѣмъ, чего не могутъ осязать своими руками и подвести подъ сферу своего ограниченнаго вѣдѣнія. Они-то составляютъ тотъ родъ строптивый, который будучи не способенъ къ высшему разумѣнію истинъ, подтверждаемыхъ откровеніемъ, умѣетъ представлять ихъ въ превратномъ видѣ и осмѣивать. Смотря на ихъ самоувѣренность, важный, или, къ случаю, насмѣшливый тонъ рѣчи, замысловатыя укоризны другихъ за простоту и скудоуміе или за жалкое, по ихъ мнѣнію, простосердечіе, можно подумать: вотъ люди, къ которымъ надобно прибѣгать въ случаѣ какихъ-либо недоумѣній! Но познакомьтесь съ ними ближе, обратите особенное вниманіе на ихъ образъ мыслей и на ихъ свѣдѣнія, оставьте безъ вниманія лукавый тонъ ихъ рѣчи, хитрыя обороты и выраженія, въ которыя умѣютъ они облекать свои мысли, ищите въ ихъ сужденіяхъ и мысляхъ одной основательности, и вы скоро разувѣритесь въ ихъ многовѣдѣніи, скоро узнаете, что сіи толкователи всего дивнаго и непонятнаго также относятся къ сомнящимся и недоумѣвающимъ, а потому постараемся отвѣтить и на нѣкоторыя ихъ возраженія и вопросы.

Ученіе о бѣсноватыхъ и о вліяніи злыхъ духовъ на природу человѣка, они прямо относятъ къ порожденію народнаго суевѣрія и предразсудковъ. Замѣтимъ предварительно, что на языкѣ этихъ людей слова «суевѣріе и предразсудки» играютъ чрезвычайно важную роль, — ими они безъ различія величаютъ все, чему упрямо не хотятъ вѣрить, что не подходитъ подъ мѣрку ихъ «всеобъемлющаго ума». Незнакомые съ бытомъ простого народа, они довольствуются свѣдѣніемъ, что не образованъ. Отсюда исте/с. 51/каетъ голословный приговоръ всему остальному: горячо и неосновательно подвизаются они противъ суевѣрія и предразсудковъ, не углубляясь въ ихъ причины и не отличая ихъ отъ чистыхъ христіанскихъ вѣрованій нашего народа. Они забываютъ, что нашъ народъ, хотя и не образованъ научнымъ образомъ, но о предметахъ религіи имѣетъ необходимыя свѣдѣнія. Въ нравственномъ отношеніи благочестивъ, религіозенъ и вообще добродѣтеленъ. Посмотрите на тѣ изъ христіанскихъ вѣрованій, которыя по недостатку просвѣщенія и образованности нашъ простолюдинъ затемнилъ предразсудками, полученными отъ своихъ дѣдовъ и отцовъ. Посмотрите, и вы найдете, что эти предразсудки не охлаждаютъ религіозныхъ чувствъ его: онъ вѣритъ, напримѣръ, въ бытіе вѣдьмъ, русалокъ, вовкулаковъ и другихъ бѣсо-человѣко-олицетвореній, но все это основывается на опытной вѣрѣ въ мощь бѣсовскую. Онъ вѣритъ ей и не боится ея, потому что прежде всего вѣруетъ во имя Христа распята, передъ Которымъ, по словамъ Священнаго Писанія, бѣсы исчезаютъ, яко дымъ, таютъ, яко воскъ отъ лица огня. Онъ знаетъ, что есть злые люди, которые, предавши себя сатанѣ, могутъ причинять людямъ ужасныя бѣдствія — люди, могущіе по выраженію «испортить» человѣка. Но онъ не боится ихъ порчи: крестъ и молитва ограждаютъ его: одолѣваетъ-ли его кручина — онъ идетъ въ церковь Божію и въ краткой молитвѣ: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя, грѣшнаго», изливаетъ передъ Богомъ скорбь сердечную, и Богъ милуетъ его, какъ древле мытаря, помимо многихъ фарисеевъ. Случись съ нимъ бѣда житейская, онъ не обратится къ знахарю, по его мнѣнію, заживо запродавшему свою душу сатанѣ, а обратится къ священнику: отслужитъ молебенъ, призоветъ имя Божіе. Зная, что онъ отвсюду окруженъ врагами видимыми и невидимыми, тѣмъ опаснѣе ходитъ во всѣхъ путяхъ своихъ, тѣмъ паче блюдетъ свою душу отъ соблазна. Разумѣется, все это относится къ набожному, истому христіанину, каковы большая часть русскихъ поселянъ. Одна надежда, одна отрада для него всюду — вѣра. Страдая онъ молится, молясь надѣется, надѣясь вѣритъ. Загляните поглубже въ жизнь нашего народа: малымъ чѣмъ найдете вы укорить его, — онъ бережетъ чистоту своей Церкви, какъ вѣковѣчную истину, какъ драгоцѣнное наслѣдіе предковъ. Самые даже расколы, суть свидѣтельство этой ревности къ чистотѣ Церкви, но ревности ложно направленной, ревности не по разуму. Даже тотъ изъ простолюдиновъ, кто уже началъ отклоняться отъ стада Христова по своей жизни, рѣдко становится такою заблудшею овцою, которую заботливый пастырь не могъ бы снова вернуть восвояси. Есть изувѣры, суевѣры, отщепенцы отъ Православія, но прямыхъ безбожниковъ въ простомъ народѣ (развѣ въ господской дворнѣ) встрѣтить въ рѣдкость. Оставьте же свои крики, пользуйтесь преимуществомъ, которое вамъ предоставляетъ образованность, па/с. 52/мятуя: чѣмъ больше кому дано, тѣмъ болѣе взыщется; если вредно суевѣріе, то, конечно, безвѣріе стократъ опаснѣе... Да и какой народъ безъ предразсудковъ и слабостей? Странно-ли, что человѣкъ простой въ иныхъ понятіяхъ заблуждается? И лучше-ли, спрашиваю, состояніе тѣхъ мнимо-образованныхъ людей, которые въ гордомъ ослѣпленіи ума не хотятъ вѣрить ничему священному, и съ умомъ, свободнымъ, по ихъ мнѣнію, отъ предразсудковъ, безразсудно отвергаютъ вѣчныя истины откровенія, а сами, подобно Наполеону, ходятъ съ вѣрою къ ворожеямъ, и вѣрятъ примѣтамъ!

Какъ возраженіе противъ ученія о бѣсноватыхъ, мнѣ часто случалось слышать вопросъ: «Отчего, дескать, нѣтъ ихъ въ образованномъ обществѣ?» Гдѣ больше невѣрія, въ образованномъ или необразованномъ? Къ сожалѣнію, невѣріе — повальный недугъ образованнаго общества, а всякій невѣрующій — уже вѣрная добыча діавола. Зачѣмъ же еще діаволу насиловать таковыхъ видимымъ образомъ? Какая польза сатанѣ напоминать о себѣ образованному обществу посредствомъ бѣсноватыхъ этого круга, когда онъ всячески старается скрыть себя отъ его знанія и вѣры? Короче, разрѣшеніе этого вопроса заключается въ различномъ образѣ дѣйствія злыхъ духовъ на людей разнаго образованія, качествъ и состояній. Изъ исторіи жизни какъ святыхъ, такъ и грѣшныхъ людей мы ясно видимъ кромѣ опытныхъ доказательствъ бытія и дѣйствія злыхъ духовъ, еще и различіе этихъ дѣйствій. Они стараются искушать благочестивыхъ, или причиняя имъ беспокойство и вредъ въ дѣлахъ, или обольщая самолюбіемъ, или вводя въ сомнѣніе, уныніе и ропотъ. Въ жизни грѣшныхъ людей, особенно преданныхъ плотскимъ страстямъ и порокамъ, они обнаруживаютъ свое бытіе и дѣйствіе непрестаннымъ побужденіемъ ихъ ко грѣху, сильнымъ влеченіемъ во глубину зла, въ бездну погибели. Если же въ жизни грѣшныхъ людей, видимыя явленія злыхъ духовъ рѣже примѣчаются, нежели въ жизни праведныхъ, то, конечно, потому, что первые уже сами по себѣ — жертвы діавола, для коего нужнѣе и славнѣе совратить послѣднихъ съ пути правды.

То же различіе въ дѣйствіяхъ замѣтно и въ отношеніи къ людямъ простымъ и образованнымъ. Съ одной стороны живая младенческая вѣра, сохранившаяся неколебимо среди нашего простого народа, служитъ ему надежнымъ оплотомъ противъ козней діавола, такъ что для простыхъ, по словамъ автора Свѣтлой Седмицы, «ужасныя рыканія діаволовы дѣлаются подобны гласу животнаго, стерегущаго наши домы». Съ другой стороны, невѣжество, пораждая суевѣрія и предразсудки, подаетъ врагу рода человѣческаго надежное средство, уклонившихся съ пути правды уловлять въ свои сѣти, питая и развивая это суевѣріе, легко могущее довести до нечестія, и склонять на всякое зловредное дѣло. Тѣхъ изъ своихъ слугъ, кото/с. 53/рые сѣютъ плевелы на этой плодоносной нивѣ, онъ вооружаетъ силою чародѣянія: силою не опасною для истинныхъ христіанъ уже по одному тому, что они знаютъ ея источникъ; тѣ же, которые ожесточивъ свое сердце во злѣ, прибѣгаютъ къ ея помощи для лучшаго преуспѣянія въ своихъ грѣшныхъ замыслахъ, гибнутъ произвольно и самосознательно, по пословицѣ; «Вольному воля, а спасенному Рай». Удивительно-ли, что живая непоколебимая вѣра нашихъ простолюдиновъ, дѣлая ихъ крѣпкими со стороны нравственной, заставляетъ искусителя преимущественно обращать вниманіе на ихъ физическую сторону и дѣйствовать на нее, какъ на слабѣйшую, своимъ злоумышленіемъ?...

Совершенно иной образъ дѣйствія замѣчаемъ со стороны духа тьмы относительно людей образованныхъ; адская мудрость знаетъ, что здѣсь стоитъ только ослѣпить умъ и — побѣда рѣшена! И сколько разнообразныхъ, истинно адскихъ уловокъ употребляетъ она на пути къ достиженію этой цѣли; какъ искусно губитъ она этотъ гордый умъ, — обольщая, искушая его всѣми прелестями міра сего! Какими незамѣтными стезями она приводитъ человѣка къ паденію, обѣщая его уму вожделѣнное всезнаніе. Посѣявъ плевелы своей бѣсовской мудрости въ умахъ нѣсколькихъ избранныхъ жертвъ, она обращаетъ въ свою очередь ихъ умственную дѣятельность на прельщеніе другихъ, не чающихъ погибели. Вооруженные силою духа лжи, дѣятели эти ревностно совершаютъ дѣло своего служенія, распространяя зло въ сочиненіяхъ, гдѣ бываютъ поруганы основанія жизни нашей — вѣра и благочестіе. «Какая бездна премудрости, какая поэзія!» — восклицаетъ несчастный безумецъ, читая эти порожденія ехидниной злобы, и закрывши глаза погружается въ эту бездну, откуда нѣтъ возврата. Подобные слуги и совѣтники князя сатаны, мыслители и поэты, право стоятъ всякаго колдуна, а порча умственная, духовная, стократъ гибельнѣе порчи физической: тѣло тлѣнно, а душа безсмертна. Адская мудрость знаетъ это и уловляетъ чаще душу, нежели тѣло. Наконецъ, есть и другая причина, почему для нѣкоторыхъ вліяніе злыхъ духовъ на человѣка кажется химерою, вѣрованіемъ «увлекающимъ нашъ народъ въ туманные образы поэзіи», это — то самое гибельное состояніе души, въ которомъ отступаетъ отъ насъ благодать Божія, какъ отъ нераскаянныхъ грѣшниковъ, а присѣдитъ сила бѣсовская, потому что такія души съ быстротою камня верженнаго въ пропасть, стремятся къ своей погибели. Словомъ, то состояніе, въ которомъ душа наша дѣлается пустынею, ничто не живетъ въ ней: тутъ врагу одна забота: убаюкивать преступный сонъ своихъ жертвъ. Пугать ихъ онъ не станетъ: чего добраго и впрямь испугаются, да бросятся въ другую сторону ища спасенія. Итакъ, никто изъ насъ не долженъ выводить сомнѣнія въ бытіи и близости къ намъ злыхъ духовъ, изъ того, что нынѣ мало, или почти совсѣмъ не видно между «образованны/с. 54/ми» людьми ихъ явленій. Это значитъ, что діаволу не надо являться для насъ, когда мы и безъ того творимъ ему угодное всею жизнью своею: философіей, поэзіей и дѣлами. Будемъ же помнить, что въ то время, когда мы грѣшимъ, мы служимъ и работаемъ діаволу и онъ непримѣтно для насъ живетъ съ нами, ибо гдѣ грѣхъ, тамъ и отецъ грѣха — діаволъ; гдѣ зло и мракъ, тамъ и жилище его. Святой евангелистъ Іоаннъ говоритъ, что «всякій творящій грѣхъ, отъ діавола есть» (1 Іоан. 3, 8).

Мнѣ еще случалось встрѣчаться съ вопросомъ, который не хочу оставить безъ разрѣшенія. Именно, нѣкто, признающій ученіе о вліяніи злыхъ духовъ, спросилъ меня: какимъ образомъ, однако же, злой духъ можетъ простирать вліяніе свое на человѣка до насильственныхъ, зловредныхъ и мучительныхъ дѣйствій, какъ показано въ «двухъ приключеніяхъ», описанныхъ отцомъ протоіереемъ Росницкимъ?

Это бываетъ или попущеніемъ Божіимъ или собственнымъ ожесточеніемъ человѣка во злѣ. Попущеніемъ Божіимъ бываетъ иногда для испытанія и славы благочестія какъ видимъ то на Іовѣ, коего тѣло Господь предалъ діаволу, запретивъ касаться его души. И помните-ли, что сказалъ Богъ друзьямъ Іова, когда они, недоумѣвая о причинѣ столь ужасныхъ приключеній съ ихъ другомъ, думали наконецъ изъяснить злосчастную судьбу его тѣмъ, что вѣрно онъ наказывается за какіе-нибудь тайные грѣхи. «Согрѣшилъ еси ты, — сказалъ Господь Елифазу, одному изъ друзей Іова, — и оба друзи твои: не глаголаста бо истины на раба Моего Іова. Нынѣ же идите къ нему, и сотворитъ жертву о васъ, понеже точію лице его пріиму; аще бы не его ради, погубилъ быхъ убо васъ» (Іов. 42, 7). Также видимъ это на апостолѣ Павлѣ, коему по собственному его признанію, данъ былъ «пакостникъ плоти ангелъ сатанинъ» (2 Кор. 13, 7). Иногда бываетъ и для исправленія человѣка развращеннаго, коего церковная власть, отлучая отъ Церкви, «предаетъ сатанѣ во изможденіе плоти, да духъ спасется» (1 Кор. 5, 5), а иногда по особеннымъ, тайнымъ для насъ судьбамъ Промысла. Вообще же для нашего вразумленія и предостереженія. Помните-ли, что отвѣтилъ Господь Іисусъ Христосъ на вопросъ учениковъ Своихъ: «Равви, кто согрѣши, сей или родители его, яко слѣпъ родися?» (Іоан. 9, 2). «Ни сей согрѣши, ни родители его; но да явятся дѣла Божія на немъ». Въ сихъ словахъ, сказанныхъ Господомъ ученикамъ Своимъ, и обличающихъ неправильность сужденія ихъ о причинѣ несчастнаго состоянія слѣпорожденнаго, Евангеліе, вмѣстѣ съ утѣшеніемъ, преподаетъ намъ и то полезное наставленіе, чтобы по внѣшнему состоянію нашихъ ближнихъ не судили о нравственномъ состояніи ихъ, — наставленіе, которое каждый изъ насъ долженъ глубоко напечатлѣть въ сердцѣ своемъ. Такъ и въ одномъ изъ примѣровъ, приведенныхъ отцомъ протоіереемъ Росницкимъ, мѣщанинъ, испытавшій на себѣ гибельныя послѣдствія по/с. 55/рчи, названъ «набожнымъ и добрымъ человѣкомъ». Можно-ли въ этомъ случаѣ оскорблять какими-нибудь сомнѣніями безконечно милосерднаго Отца человѣковъ, Который показалъ намъ столь много опытовъ безконечной любви Своей; можно-ли дерзнуть помыслить, чтобы Онъ хотя на минуту отвратилъ взоръ Свой отъ человѣка и оставилъ бы его на всякій произволъ? НѢТЪ. Прейдетъ небо и земля, но не пройдутъ словеса Божественнаго Учителя, Который открываетъ намъ, что Богъ есть нашъ Отецъ, и что безъ воли Его и власъ главы нашей не погибнетъ. Несчастія, постигающія въ сей жизни добродѣтельныхъ, нимало не опровергаютъ той истины. Ибо несчастія для человѣка есть горькія, но спасительныя врачевства отъ непрестанныхъ уязвленій искони враждебнаго змія, и вѣрныя средства для предохраненія людей отъ пагубной привязанности къ удовольствіямъ міра сего, и для обращенія людей къ Богу, единственному Источнику блаженства. Итакъ, всѣ неисповѣдимыя для насъ попущенія Божіи, тяжкія на время, имѣютъ конецъ спасительный. Но когда человѣкъ доходитъ до такой степени развращенія, что ожесточаетъ сердце свое во злѣ, тогда онъ самъ дѣлается добровольно жертвою обладанія злого духа. Сіе ожесточеніе происходитъ всегда отъ пагубныхъ страстей, коимъ онъ безразсудно предается. Такъ страсть пьянства ввергаетъ человѣка въ лютые недуги тѣла и души; несчастная страсть къ игрѣ влечетъ за собою мрачное отчаяніе; жажда мщенія доводитъ до безумія и бѣшенства. Въ этомъ состояніи ожесточенія человѣкъ отчуждается отъ всего святого, изрыгаетъ хулы на Бога, проклинаетъ свою участь и посягаетъ на жизнь свою или на жизнь другихъ. Не дай Господи никому изъ насъ не только впасть, но и слышать о такомъ ужасномъ состояніи, которое губитъ душу навѣки, предавая ее мученіямъ адовымъ!

Мы не можемъ представить всѣхъ дѣйствій злыхъ духовъ вполнѣ и въ большей ясности потому, что они большею частью не подлежатъ нашимъ чувствамъ, но должны быть увѣрены, что они тѣмъ опаснѣе для насъ, чѣмъ сокровеннѣе и непримѣтнѣе. Злой духъ, подобно тонкой, проницающей тѣло язвѣ, заражаетъ нашу душу. Онъ сѣетъ въ умахъ плевелы своей бѣсовской мудрости, развращаетъ литературу, возжигаетъ пламя брани въ обществахъ, рождаетъ ереси и расколы въ нѣдрахъ Христовой Церкви, колеблетъ самыя основанія жизни нашей — вѣру и благочестіе.

Приложеніе ученія «О враждебномъ вліяніи злыхъ духовъ на человѣка» и свободной дѣятельности христіанина.

Зная враждебныя противъ насъ дѣйствія злыхъ духовъ, мы не должны сокрушаться и жаловаться на свое положеніе. Ибо смертію Господа /с. 56/ Іисуса Христа власть діавола надъ нами разрушена, ежели только мы сами добровольно не будемъ подчинять себя его владычеству. Посему мы должны пользоваться всѣми дарованными намъ отъ Бога средствами побѣждать его и особенно всячески отвращаться грѣха, который насъ дѣлаетъ подобными діаволу и подвергаетъ его вліяніямъ. Будемъ же внимательны къ тому, что совершается внутри и внѣ насъ! Будемъ различать внушенія Ангеловъ-Хранителей отъ внушеній духа лестча! Для этого вѣрное руководство — слово Божіе и добрая совѣсть. Всего же болѣе да блюдемся безпечности, холодности въ дѣлахъ вѣры и благочестія, какъ такого состоянія, въ коемъ душа наша дѣлается безплодною пустынею и жилищемъ духовъ темныхъ. Пусть каждый обратитъ строгій, безпристрастный взоръ внутрь себя и увидитъ, что растетъ въ немъ: благословенная-ли пшеница Христова — спасительные плоды небеснаго ученія, или проклятые плевелы діавола — погибельные плоды грѣха и смерти? Да не умедлимъ исторгать въ самомъ началѣ дикій корень, дабы онъ не возросъ въ исполинское дерево. Будемъ изгонять и одно злое внушеніе, дабы оно не размножилось въ легіонъ!

Приложеніе сего ученія къ пастырю Церкви.

Пастырю Церкви особенно предлежитъ преподавать сіе ученіе своимъ пасомымъ, хотя кратко, и направлять оное къ ихъ нравственному спокойствію, истреблять господствующіе въ нихъ предразсудки, невѣріе и суевѣріе, особенно относительно явленія злыхъ духовъ, ихъ враждебныхъ дѣйствій на тѣла людей. Но преимущественно пастырь Церкви долженъ возставать противъ тѣхъ безумныхъ средствъ, какія невѣжество употребляетъ противъ вліянія злыхъ духовъ. Сюда относятся разныя привѣски, шептанія и прочая.

Оканчиваю этимъ статью, заключающую въ себѣ очеркъ ученія о враждебномъ вліяніи злыхъ духовъ на человѣка въ томъ видѣ, какъ оно понимается и преподается Православною Церковью. Думаю, что сказаннаго мною будетъ достаточно для подтвержденія и объясненія событій, подобныхъ тѣмъ, какія представлены отцомъ протоіереемъ Росницкимъ. Желательно, чтобы кто-нибудь изъ господъ раціоналистовъ предложилъ имъ свое объясненіе. Давно уже они несправедливо упрекаютъ такъ называемыхъ ими анти-раціоналистовъ за совершенное будто бы отрицаніе достоинства человѣческаго ума. Говорю: несправедливо, потому что тѣ, которые возстаютъ на раціоналистовъ, возстаютъ только на злоупотребленіе ума, на приложеніе его къ той силѣ, къ той тяжести, которую онъ двинуть не въ состояніи, а не на самое употребленіе его. Есть сфера, въ которой умъ человѣческій долженъ и можетъ дѣйствовать, но есть граница и этой /с. 57/ сферѣ, переступивъ которую безъ проводника, онъ каждый разъ заблуждается. Для опроверженія тѣхъ, которые слишкомъ много разглагольствуютъ о силѣ ума, достаточно остановиться подолѣе надъ выводами, такъ сказать, «нагого ума», дабы убѣдиться, что не только всѣхъ вопросовъ философскихъ и моральныхъ, а даже и житейскихъ этимъ однимъ орудіемъ разрѣшить невозможно. Въ самомъ человѣкѣ есть и другія силы, безъ помощи которыхъ умъ не обойдется. Въ настоящемъ же порядкѣ вещей не все то принадлежитъ уму, что онъ причитаетъ на долю своихъ открытій.

Посмотрите, что сдѣлалъ этотъ человѣческій умъ, когда попробовалъ созидать и творить: посмотрите, какъ описываетъ г. Женилъ человѣческій умъ: «Нѣтъ столь безумной вещи, которой бы умъ не готовъ былъ всегда принять. Онъ увѣрилъ многихъ, что нѣтъ Бога; другихъ, что нѣтъ будущей жизни; иныхъ научалъ, что нѣтъ никакой разности между порокомъ и добродѣтелью и что зарѣзать человѣка, или помочь ему въ нуждѣ, равно ничего не значитъ. Онъ увѣрялъ людей, противъ собственнаго понятія ихъ, что не существуетъ ни духа, ни души, а другихъ, вопреки собственнымъ ихъ чувствамъ, что нѣтъ ни тѣла, ни вещества. Разбирая все, онъ можетъ доказать, что все есть ничто; безпрестаннымъ просѣеваніемъ всего, можетъ довести всякое существо до невидимаго праха; и доходя до перваго начала, докажетъ послѣдователямъ своимъ, наконецъ, что нѣтъ никакого начала вовсе». Какъ ни обезображенно покажется съ перваго взгляда это описаніе, однако, не менѣе того, оно совершенно справедливо, ибо руководствомъ сего столь уважаемаго «наставника», ученый Пристлей доказалъ тысячамъ (желающихъ, чтобы сіе ученіе было истинное), что ни душа, ни духъ не существуютъ. И извѣстный покойный англійскій епископъ Берклей, еще сильнѣйшими доказательствами увѣрялъ, что не существуетъ ни тѣла, ни матеріи, такъ что по заключенію этихъ двухъ любимыхъ «воспитанниковъ» человѣческаго ума, мы не имѣемъ ни тѣла, ни души...

Посмотрите на послѣдніе выводы новѣйшей философіи, которую принимаютъ какъ изысканіе «абсолютной правды въ области духа». Эти послѣдніе выводы, эта абсолютная правда мѣняются ежеминутно. Какъ же прикажете вѣрить въ правду, которая то и дѣло колеблется, мѣняется? Какъ вѣрить сегодня въ то, что на утро стеченіемъ новыхъ предположеній можетъ сдѣлаться фальшивымъ!

А посмотрите на Откровеніе Божіе: въ теченіе семи тысячъ лѣтъ оно пребывало само себѣ равнымъ, творило и творитъ людей въ него вѣровавшихъ святыми и мудрыми: и всѣ они одинаково мыслили, къ одной цѣли стремились, одинаково служили и покланялись своему Создателю. И все это потому, что оно — истина, а «истина Господня пребываетъ во вѣкъ».

Источникъ: «Церковная Жизнь» (Orthodox Life). Издается двухмѣсячно при Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. №№ 3-4. Май-Іюнь-Іюль-Августъ. (Двойной номеръ). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1994. — С. 48-57.

Назадъ // Къ оглавленію // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.