Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ» (CHURCH LIFE).
Издается при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей.
XIV годъ изд. Іюнь-Іюль 1948 г. № 6-7. (Мюнхенъ, 1948).

Прибавленіе къ оффиціальной части журнала «Церковная Жизнь».

ЖИЗНЬ И ДѢЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННѢЙШАГО МИТРОПОЛИТА АНАСТАСІЯ.
(Къ 50-лѣтію священнослуженія и 75-лѣтію жизненнаго пути).

Митрополитъ Анастасій — въ мірѣ Александръ Алексѣевичъ Грибановскій — родился 6 августа 1873 г. въ селѣ Браткахъ Борисоглѣбскаго уѣзда Тамбовской губерніи, гдѣ его дѣдъ по матери (Карамзиной), и потомъ отецъ были священниками.

По окончаніи Тамбовскаго духовнаго училища, а потомъ духовной семинаріи, онъ былъ на казенный счетъ посланъ въ Московскую духовную академію, ректоромъ которой былъ въ то время Архимандритъ Антоній (Храповицкій — впослѣдствіи Митрополитъ Кіевскій), а инспекторомъ сначала Архимандритъ Григорій (Борисоглѣбскій), а потомъ Архимандритъ Сергій (Старогородскій — впослѣдствіи Митрополитъ и Патріархъ Московскій).

Почти черезъ годъ по окончаніи академическаго курса, въ апрѣлѣ 1898 г., онъ былъ постриженъ Тамбовскимъ Епископомъ Александромъ въ Тамбовскомъ Казанскомъ монастырѣ въ монашество съ именемъ Анастасія. 23 апрѣля былъ посвященъ тѣмъ же Преосвященнымъ во іеродіакона и вскорѣ затѣмъ во іеромонаха. Въ августѣ того же года Ректоромъ Московской Духовной Академіи, Архимандритомъ Арсеніемъ (впослѣдствіи Митрополитомъ Новгородскимъ) былъ приглашенъ на должность помощника инспектора родной ему академіи, въ каковой оставался 2 года.

Въ 1900 году былъ назначенъ инспекторомъ Виѳанской духовной семинаріи (близъ Троицкой лавры), а въ іюлѣ 1901 года, по представленію Митрополита Московскаго Владиміра (вопреки проникшимъ въ печать невѣрнымъ свѣдѣніямъ, онъ не былъ родственникомъ послѣднему, какъ и Епископу Михаилу (Грибановскому), хотя происходилъ изъ одной губерніи съ нимъ), былъ переведенъ на должность Ректора Московской семинаріи послѣ посвященія во епископа его предшественника Архимандрита Трифона (князя Туркестанова), съ возведеніемъ въ санъ Архимандрита. Послѣ 5 лѣтъ службы въ Московской семинаріи, былъ назначенъ Епископомъ Серпуховскимъ, викаріемъ Московской епархіи, каковымъ до него былъ Епископъ Никонъ, перемѣ/с. 16/щенный на вологодскую каѳедру (впослѣдствіи бывшій Членомъ Государственнаго Совѣта). Хиротонія его состоялась 29 іюня въ Московскомъ Успенскомъ Соборѣ, а мѣсто пребыванія ему было указано въ Московскомъ Даниловомъ монастырѣ, гдѣ жилъ и его предшественникъ. Въ кругъ его обязанностей входило, кромѣ совершенія очередныхъ праздничныхъ богослуженій въ Большомъ Успенскомъ Соборѣ, храмѣ Христа Спасителя и многихъ другихъ Московскихъ монастыряхъ и храмахъ и посѣщеніе приходовъ епархіи по порученію Митрополита, завѣдываніе духовно-учебными мужскими и женскими заведеніями, наблюденіе надъ преподаваніемъ Закона Божія въ свѣтскихъ школахъ Замоскворѣцкаго района, предсѣдательство въ миссіонерскомъ Братствѣ Митрополита Петра, руководство работами Комиссій по устройству церковныхъ торжествъ прославленія Святителя Гермогена, празнованія 100-лѣтія Бородинской битвы, 300-лѣтія царствованія Дома Романовыхъ, въ участіи въ благотворительной работѣ разныхъ церковныхъ и общественныхъ организацій въ завѣдываніи комиссіей чтеній для рабочихъ и ея издательствомъ и т. п.

Въ должности викарнаго епископа онъ оставался до мая 1914 года, когда въ бытность уже Митрополитомъ Московскимъ Митрополита Макарія, былъ назначенъ на каѳедру Епископа Холмскаго и Люблинскаго, освободившуюся послѣ перевода Архіепископа Евлогія на Волынскую каѳедру. Черезъ полтора мѣсяца послѣ его прибытія въ Холмъ началась великая война, и весь этотъ край оказался въ предѣлахъ фронта. Вслѣдствіе этого, кромѣ занятія чисто епархіальными дѣлами, онъ значительную часть своего времени долженъ былъ посвящать посѣщенію дѣйствующей арміи Юго-Западнаго фронта, за что былъ награжденъ орденомъ Св. Владиміра II степени и Св. Александра Невскаго съ мечами. Ходъ военныхъ событій заставилъ его въ половинѣ 1915 года эвакуироваться вмѣстѣ съ Епархіальнымъ Управленіемъ изъ Холма внутрь Россіи. Поселившись временно въ Москвѣ, въ Чудовомъ монастырѣ, онъ оттуда часто выѣзжалъ въ Петроградъ по дѣламъ своей разсѣянной паствы и посѣщалъ холмскихъ бѣженцевъ въ мѣстахъ ихъ разселенія въ приволжскихъ губерніяхъ и далѣе за Ураломъ. Въ концѣ 1915 года онъ былъ перемѣщенъ на Кишиневскую каѳедру, послѣ оставленія ея Архіепископомъ Платономъ, назначеннымъ Экзархомъ Грузіи.

Вскорѣ возникъ новый Румынскій фронтъ и Архіепископъ Анастасій снова оказался въ непосредственномъ со/с. 17/прикосновеніи съ театромъ военныхъ дѣйствій, требовавшимъ отъ него частыхъ посѣщеній военныхъ частей для пастырскаго одушевленія ихъ въ дни военной страды (въ санъ Архіепископа епископъ Анастасій былъ возведенъ въ 1916 г.).

Въ августѣ 1917 года онъ выѣхалъ изъ Бессарабіи въ Москву на созванный тогда Всероссійскій Помѣстный Соборъ. Участвуя вмѣстѣ съ другими епископами въ общей работѣ Собора, онъ состоялъ, кромѣ того, предсѣдателемъ Хозяйственнаго Отдѣла Собора и возглавлялъ Комиссію по устройству торжества избранія и настолованія (интронизаціи) Патріарха. Послѣ реорганизаціи Высшаго Церковнаго Управленія, былъ избранъ Членомъ Священнаго Сѵнода и одновременно Высшаго Церковнаго Совѣта. Въ мартѣ 1918 г. Святѣйшимъ Патріархомъ и Сѵнодомъ былъ награжденъ брилліантовымъ крестомъ для ношенія на клобукѣ.

Въ октябрѣ 1918 г. съ благословенія Патріарха Тихона, выѣхалъ изъ Москвы въ Одессу въ надеждѣ возстановить прерванныя сношенія съ Бессарабіей, занятой Румыніей. Возвратъ въ Кишиневъ оказался, однако, для него невозможнымъ, въ виду усиленной румынизаціи, которую стало проводить тамъ Румынское правительство и особенно вслѣдствіе поставленнаго ему румынскою церковною и гражданскою властью категорическаго требованія выйти изъ каноническаго подчиненія Русской Церкви и войти вмѣстѣ съ Кишиневской епархіей въ составъ Церкви Румынской, на что отнюдь не соглашался Святѣйшій Патріархъ Тихонъ и что было непріемлемо для самого Архіепископа Анастасія, не желавшаго порывать канонической связи съ Матерью Церковью.

Въ виду угрожающаго положенія Юга Россіи, въ 1919 г. Владыка долженъ былъ выѣхать изъ Одессы въ Константинополь. Возвратившись на короткое время въ Россію, онъ посѣтилъ Новороссійскъ, Ростовъ и Новочеркасскъ, гдѣ вошелъ въ сношеніе съ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ, возглавляемымъ Митрополитомъ Антоніемъ, исполнялъ нѣкоторыя его порученія и въ 1920 году снова выѣхалъ черезъ Одессу въ Константинополь, гдѣ ему было поручено управленіе православными русскими общинами Константинопольскаго округа. Число послѣднихъ здѣсь чрезвычайно возросло послѣ великаго исхода арміи Врангеля и съ нею множества другихъ русскихъ людей, не пожелавшихъ подчиниться Совѣтской власти.

Въ 1921 году, по порученію Высшаго Церковнаго Управленія, посѣтилъ Аѳонъ и Палестину, съ цѣлью ознаком/с. 18/ленія съ положеніемъ аѳонскихъ монастырей послѣ войны и особенно съ состояніемъ Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ, экономическія дѣла которой были совершенно разстроены военными потрясеніями, оставившими свой тяжелый слѣдъ и во внутренней жизни имѣющихся въ Палестинѣ русскихъ женскихъ монастырей.

Въ 1923 году Архіепископъ Анастасій присутствовалъ въ качествѣ представителя Русской Церкви на т. наз. «Всеправославномъ Конгрессѣ», созванномъ Патріархомъ Meлетіемъ въ Константинополѣ. Вслѣдствіе послѣдовавшаго потомъ неблагопріятнаго поворота въ отношеніяхъ Вселенскаго Престола къ Русской Церкви и Патріарху Тихону, имя котораго Константинопольскій Патріархъ запретилъ возносить въ русскихъ приходахъ въ Константинополѣ, и запрещенія сноситься съ Архіерейскимъ Сѵнодомъ заграницей, онъ, послѣ Пасхи 1924 г., вынужденъ былъ покинуть Царьградъ и выѣхать черезъ Францію въ Болгарію, гдѣ принималъ участіе въ освященіи Александро-Невскаго Собора въ Софіи, а потомъ переѣхалъ въ Югославію, для участія въ очередномъ Архіерейскомъ Соборѣ. По порученію послѣдняго, онъ отправился въ Іерусалимъ, въ качествѣ наблюдающаго надъ дѣлами Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ. Посѣтивъ предварительно Лондонъ для переговоровъ съ представителями англійскаго правительства, имѣвшаго тогда мандатъ на управленіе Палестиной, онъ прибылъ въ Св. Землю въ декабрѣ 1924 г. и оставался здѣсь потомъ въ теченіе 10 лѣтъ, выѣзжая ежегодно въ Сремскіе Карловцы на Архіерейскій Соборъ, а также иногда въ Сирію, для посѣщенія Патріарха Григорія VII, и его преемника, Патріарха Александра.

Отсюда онъ ѣздилъ также во Францію, для переговоровъ съ Митрополитомъ Евлогіемъ, послѣ его выхода изъ юрисдикціи Архіерейскаго Сѵнода. Изъ Палестины онъ совершилъ паломничество на Синай, гдѣ настоятельствовалъ Архіепископъ Порфирій.

Во время Собора 1935 г. онъ принялъ участіе въ нарочитомъ совѣщаніи, устроенномъ Патріархомъ Варнавой для возстановленія единства въ Зарубежной Церкви, въ составъ котораго входили также Митрополиты Евлогій и Ѳеофилъ и Епископъ Димитрій (Вознесенскій) въ качествѣ представителя Дальне-Восточнаго округа: на немъ было выработано Временное положеніе объ управленіи Русской Церковью заграницей.

Тогда же онъ возведенъ былъ въ санъ Митрополита /с. 19/ и оставленъ на постоянное пребываніе въ Сремскихъ Карловцахъ, въ качествѣ помощника Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія.

По кончинѣ послѣдняго, послѣдовавшей 28 іюля 1936 г., онъ былъ избранъ Соборомъ Епископовъ преемникомъ Митрополита Антонія по должности Предсѣдателя Архіерейскаго Собора и Сѵнода.

Въ 1938 г., въ Сремскихъ Карловцахъ, подъ его предсѣдательствомъ, состоялся Всезарубежный Соборъ Епископовъ, клира и мірянъ, дѣянія котораго были напечатаны отдѣльнымъ изданіемъ.

Съ перемѣщеніемъ Архіерейскаго Сѵнода въ Бѣлградъ, сюда переѣхалъ и его Предсѣдатель, Митрополитъ Анастасій, управлявшій одновременно, на правахъ епархіальнаго епископа, русскими приходскими общинами въ Югославіи. Здѣсь онъ провелъ и первые годы войны, повлекшей за собою германскую оккупацію Бѣлграда и всей Югославіи.

Приближеніе совѣтскихъ войскъ къ границамъ Югославіи заставило его въ сентябрѣ 1944 г. эвакуироваться вмѣстѣ со всѣмъ составомъ Архіерейскаго Сѵнода и его канцеляріи въ Германію, гдѣ онъ имѣлъ пребываніе сначала въ Вѣнѣ, потомъ въ Карлсбадѣ и въ Фюссенѣ.

Послѣ прекращенія войны, онъ переѣхалъ въ Мюнхенъ, гдѣ имѣлъ свое пребываніе и прибывшій туда Митрополитъ Берлинскій и Германскій Серафимъ. Здѣсь ими былъ хиротонисанъ во Епископа Архимандритъ Александръ (Ловчій), назначенный викаріемъ Германской епархіи. Въ сентябрѣ того же года, Митрополитъ Анастасій выѣхалъ въ Женеву для непосредственныхъ сношеній съ представителями другихъ зарубежныхъ епархій и приходами, непосредственно подчиненными Архіерейскому Сѵноду, что было невозможно осуществить изъ Мюнхена, по обстоятельствамъ военнаго времени отрѣзаннаго въ то время отъ всего міра.

Въ Швейцаріи онъ оставался въ теченіе 7 мѣсяцевъ. По его приглашенію сюда прибылъ Епископъ Детройтскій Іеронимъ, вмѣстѣ съ которымъ имъ были совершены двѣ архіерейскихъ хиротоніи — Архимандрита Серафима (Иванова), назначеннаго Епископомъ Сантъ-Ягскимъ, и Архимандрнта Наѳанаила (Львова) — нынѣ Епископа Брюссельскаго и Западно-Европейскаго.

Къ Пасхѣ 1946 г. онъ возвратился въ Мюнхенъ, гдѣ вскорѣ, 23 апрѣля, имъ созванъ былъ Соборъ Зарубежныхъ Епископовъ, въ которомъ приняли участіе и епископы Автономной Украинской и Бѣлорусской церкви, на одина/с. 20/ковыхъ правахъ съ представителями другихъ округовъ.

Съ тѣхъ поръ мѣстомъ пребыванія Архіерейскаго Сѵнода и вспомогательныхъ учрежденій при немъ сталъ Мюнхенъ, откуда онъ сносится черезъ своего Предсѣдателя со всѣми заграничными церквами, находящимися въ Европѣ, Африкѣ, въ Сиріи и Палестинѣ, въ Сѣверной и Южной Америкѣ, въ Австраліи и на Дальнемъ Востокѣ и объединенными подъ его юрисдикціей.

Въ настоящее время дѣятельность Сѵнода и его Предсѣдателя направлена по преимуществу на облегченіе и урегулированіе дѣла переселенія русскихъ православныхъ бѣженцевъ въ заокеанскія страны и на организацію церковной жизни на мѣстахъ ихъ поселенія, для чего созданы три новыя самостоятельныя епархіи въ Аргентинѣ, Парагваѣ и Австраліи.

Источникъ: «Церковная Жизнь». Издается ежемѣсячно при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. № 6-7. Іюнь-Іюль. — Мюнхенъ, 1948. — С. 15-20.

Назадъ // Къ оглавленію // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.