Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ» (CHURCH LIFE).
Издается при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей.
XIV годъ изд. Февраль-Мартъ 1948 г. № 2-3. (Мюнхенъ, 1948).

Прибавленіе къ оффиціальной части журнала «Церковная Жизнь».

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНІЕ ОРГАНИЗАЦІИ БѢЛОРУССКОЙ МИТРОПОЛІИ ВЪ 1941 ГОДУ И ПОЛОЖЕНІЕ ЕЯ ДО НАСТОЯЩАГО ВРЕМЕНИ ВЪ ЭМИГРАЦІИ.

Все православное населеніе территоріи Бѣлоруссіи, входившее въ составъ Россійской Имперіи до большевицкаго переворота, принадлежало въ церковномъ отношеніи къ Московской Патріархіи. Послѣ заключенія мира между большевиками и Польшею половина Бѣлоруссіи отошла къ Совѣтской Россіи, а другая половина — къ Польшѣ. Въ совѣтской Бѣлоpycсiи Церковь осталась въ подчиненіи Московской Патріархіи, а въ Польшѣ вошла въ юрисдикцію «Православной автокефальной Церкви въ Польшѣ» и въ такомъ положеніи пребывала около 20 лѣтъ — до сентября 1939 года, когда всю Бѣлоруссію заняли большевики. Съ этого времени до іюля 1941 года Церковь на Бѣлоруссіи снова находилась въ подчиненіи Московской Патріархіи. Въ іюлѣ 1941 года всю Бѣлоруссію оккупировали нѣмцы, кои, стремясь къ расчлененію Россіи и ища поддержки населенія, дали ей нѣкую видимость самостоятельности. Въ это время на всей Бѣлоруссіи оказалось только два епископа: Митрополитъ Пантелеимонъ и его викарій Венедиктъ, Епископъ Брестскій, при чемъ въ восточной Бѣлоруссіи не имѣлось ни епископовъ, ни священниковъ, ни храмовъ. Послѣднее обстоятельство и многочисленныя просьбы дать священниковъ заставили митрополита Пантелеимона войти въ переговоры съ нѣмецкимъ командованіемъ о предоставленіи ему права управлять всею Бѣлоруссіей. Генеральный комиссаръ поставилъ непремѣннымъ условіемъ введеніе автокефаліи, устроеніе Церкви самостоятельно безъ всякихъ сношеній съ Москвою, Варшавою и Берлиномъ. Основываясь на распоряженіи Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ 7/20 нб. 1920 года, ном. 362, Митрополитъ согласился самостоятельно устроить церковное Управленіе, но категорически заявилъ, что объ автокефаліи, можно говорить только въ мирныхъ условіяхъ жизни государства и послѣ достаточной подготовки въ смыслѣ широкаго развитія церковной жизни. Въ эти годы, до ухода нѣмцевъ (до іюля 1944 г.), было хиротонисано пять епископовъ, возстановлено шесть епархій, избранъ Сѵнодъ и созывались Соборы Епископовъ. Такимъ образомъ, въ силу военныхъ обстоятельствъ образовалась Бѣлорусская Митрополія — какъ отдѣльная церковная единица, обнимающая всю территорію Бѣлоруссіи.

Между тѣмъ, бѣлорусскіе сепаратисты, при помощи нѣмецкихъ властей, ссылаясь на примѣръ Церкви Болгарской, на М. Поликарпа, объявившаго автокефалію на Украинѣ, и другіе примѣры, рѣшительно настаивали на объявленіи автокефаліи и Бѣлорусской Церкви. Видя неу/с. 35/ступчивость Митрополита Пантелеимона въ этой затѣѣ, они отстранили его отъ управленія Митрополіею и Минскою епархіей, вынудивъ его передать свои права Архіеп. Филоѳею, и заключили его сначала въ глухую деревню Ляды — бывшій когда то, а теперь разоренный монастырь, а потомъ въ г. Вилейку подъ надзоръ гестапо. Пользуясь его отсутствіемъ и отстраненіемъ отъ фактическаго управленія Митрополіей, въ 1942 году, въ августѣ, созывается съѣздъ уполномоченныхъ отъ духовенства и мірянъ въ Минскѣ, подъ предсѣдательствомъ Архіеп. Филоѳея и при участіи двухъ епископовъ: Еп. Аѳанасія и Еп. Стефана. Означенный съѣздъ, названный «Всебѣлорусскимъ Соборомъ», объявилъ голосомъ всѣхъ участниковъ его желаніе имѣть автокефалію Бѣлорусской Церкви и постановилъ просить Бѣлорусскій Епископатъ провести автокефалію. Въ виду того, что теперешніе бѣлорусскіе дѣятели въ эмиграціи, сознательно и безсознательно старающіеся разрушить Православную Церковь или использовать ее въ своихъ цѣляхъ, говорятъ и настойчиво пишутъ, что «въ 1942 году Всебѣлорусскій церковный Соборъ объявилъ автокефалію Бѣлорусской Церкви», слѣдуетъ знать слѣдующее: 1) прежде всего, на этотъ «Соборъ» не были допущены старѣйшіе епископы — организаторы Бѣлорусской Митрополіи — Митрополиты Пантелеимонъ и Архіепископъ Венедиктъ; 2) на этомъ съѣздѣ не было ни одного представителя ни отъ духовенства, ни отъ мірянъ отъ епархіи Бѣлостокско-Гродненской; не было надлежащаго представительства отъ епархій Могилевской, Витебско-Полоцкой и Смоленской, такъ какъ они находились въ военной зонѣ и управлялись только что пріѣхавшимъ туда Епископомъ Стефаномъ; епархіальные же архіереи: Арх. Филоѳей Могилевскій и Еп. Аѳанасій Витебско-Полоцкій за все время ни разу не были въ предѣлахъ своихъ епархій, а управляли заочно, безъ какихъ-либо епархіальныхъ учрежденій на мѣстахъ. Естественно, что при такихъ условіяхъ неорганизованности эти епархіи не могли прислать и не прислали никакихъ «уполномоченныхъ» на Съѣздъ. 3) Фактически этотъ съѣздъ состоялъ изъ «уполномоченныхъ» только отъ двухъ (изъ шести) епархій: Минской и Новогрудско-Барановичской и въ малой степени отъ Смоленской. 4) Въ протоколахъ съѣзда зафиксировано было только пожеланіе автокефаліи и просьба къ Собору Епископовъ Бѣлорусскихъ исхлопотать автокефалію, а это не есть объявленіе автокефаліи. 5) Бывшій потомъ уже въ 1944-мъ году Соборъ всѣхъ Бѣлорусскихъ Епископовъ (8-ми), во главѣ съ Митрополитомъ, разсмотрѣвъ постановленія съѣзда 1942 года, не утвердилъ ихъ, никакой автокефаліи не объявлялъ, а разсмотрѣлъ только и разработалъ статутъ Бѣлорусской Митрополіи на предметъ планомѣрнаго развитія церковно-національной жизни въ Бѣлоруссіи и разрѣшилъ иныя текущія дѣла, одобривъ дѣйствія Митрополита и Сѵнода, между прочимъ, въ защитѣ ими правъ Церкви отъ вмѣшательства свѣтскаго правительства въ церковныя дѣла. Не прошло и двухъ мѣсяцевъ послѣ этого Собора, какъ Бѣлоруссія была занята совѣтскими войсками, а весь Епископатъ Бѣлоруссіи, во главѣ съ Митрополитомъ, оказался внѣ предѣловъ территоріи Бѣлоруссіи — въ Германіи; здѣсь же очутилась часть духовенства и нѣсколько десятковъ тысячъ ихъ паствы. Здѣсь, въ Германіи, единственно правомочной была Русская Заграничная Православная Церковь на челѣ съ Высокопреосвященнѣйшимъ Митрополитомъ Анастасіемъ, Предсѣдателемъ Заграничнаго Русскаго Сѵнода, въ юрисдикцію коей должна была войти и Бѣлорусская Митрополія, чтобы имѣть молитвенную связь со всею Вселенскою Православною Церковью.

Организаторы Бѣлорусской Митрополіи при нѣмцахъ — Митропо/с. 36/литъ Пантелеимонъ и Еп. Венедиктъ, — будучи до этого времени около 2-хъ лѣтъ въ юрисдикціи Московскаго (Сергіевскаго) Патріарха, лично и на опытѣ успѣли убѣдиться, что эта Патріархія находится во всецѣломъ порабощеніи у безбожной власти и является служанкою совѣтскаго правительства, а потому при нѣмцахъ постарались завязать связь и молитвенное общеніе (несмотря на запрещеніе нѣм. командованія) съ Церквами — Украинскою автономною, Польскою и особенно съ Загран. Русск. Сѵнодомъ. Архіеп. Венедиктъ, вступая въ управленіе Бѣлостокско-Гродненской епархіей, выдѣленною въ «бециркъ Бѣлостокъ» (Вост. Пруссія), испрашиваетъ разрѣшеніе на управленіе этой Бѣлор. епархіей у Митрополита Берлинскаго Серафима [1]; даетъ ему свѣдѣнія о положеніи Бѣлор. Церкви и своей епархіи, о постановленіи Соборовъ Епископовъ, спеціально ѣдетъ въ Вѣну на засѣданіе Сѵнода Р. Зарубежной Церкви; Соборъ Епископовъ въ Вѣнѣ хиротонисуетъ для Бѣлорусской епархіи Епископа Григорія и т. д. Такимъ образомъ, Бѣлорусская Митрополія, какъ, въ силу исключительныхъ обстоятельствъ, предусмотрѣнныхъ Святѣйш. Патріархомъ Тихономъ [2], отдѣльная національная церковная единица, существовала до фактическаго соединенія съ Русскою и Украинскою (автономною) Церквами заграницею въ уже давно организованномъ «Русск. Правосл. Загр. Сѵнодѣ» — независимомъ отъ порабощенной Моск. Патріархіи и признаваемомъ другими православными Церквами. Въ этомъ объединеніи Бѣлорусская Митрополія сохраняетъ свои права внутренняго самоуправленія, съ какими она выѣхала въ эмиграцію, и въ то же время состоитъ въ общеніи со Вселенскою Православною Церковію.

Итакъ, Бѣлорусская Церковь никогда нe была объявлена «автокефальной», — въ частности, и въ 1942 году, какъ лживо пишутъ и увѣряютъ враги православія, а объединеніе ея съ Украинскою и Русскою Церквами заграницею въ «Русскомъ Правосл. Загр. Сѵнодѣ» не лишаетъ ее правъ, полученныхъ ею прежде въ самоуправленіи, и не является измѣною Бѣлорусской національности и Церкви. Весь народъ бѣлорусскій здѣсь, въ эмиграціи, обслуживается, гдѣ это требуется, бѣлорусскимъ духовенствомъ и Епископатомъ и не нуждается въ иной іерархіи или иной юрисдикціи.

Примѣчанія:
[1] Спеціально съ этой цѣлью былъ посланъ къ нему прот. о. Котовичъ.
[2] 7/20 ноября 1920 г. ном. 362; М. Агаѳангела 5/18 іюня 1922 г. н. 14.

Источникъ: «Церковная Жизнь». Издается ежемѣсячно при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. № 2-3. Февраль-Мартъ. — Мюнхенъ, 1948. — С. 34-36.

Назадъ // Къ оглавленію // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.