Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ» (CHURCH LIFE).
Издается при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей.
XIV годъ изд. Январь 1948 г. № 1. (Мюнхенъ, 1948).

Прибавленіе къ оффиціальной части журнала «Церковная Жизнь».

СЛОВО
Предсѣдателя Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященнаго Митрополита Анастасія при врученіи жезла новорукоположенному Епископу Сантъ-Ягскому Серафиму
 [1].

Возлюбленный о Господѣ братъ, Преосвященный Епископъ Серафимъ.

Духъ Святый, Который дышитъ, идѣже хощетъ, и раздѣляетъ дарованія по Своему изволенію, помазалъ тебя нынѣ на пророческое и апостольское служеніе, каковымъ нерѣдко уподобляется у древнихъ Отцевъ Церкви призваніе епископа. На тѣсное сродство всѣхъ трехъ великихъ служеній ясно указываетъ и самый чинъ поставленія во епископа. Въ тайной молитвѣ, читаемой надъ главою посвящаемаго, послѣ совершительныхъ словъ таинства, первенствующій из епископовъ отъ лица всего собора ихъ проситъ Господа, чтобы Онъ «нашествіемъ и силою и благодатію» Святаго Духа укрѣпилъ возводимаго въ епископское достоинство «яко укрѣпилъ святые апостолы и пророки, яко помазалъ цари, яко освятилъ архіереи».

Но высота епископскаго достоинства особенно глубоко запечатлѣна во второй молитвѣ, произносимой вслѣдъ за первой. Она поучительна для пастырей и пасомыхъ. Поэтому мы повторимъ ее въ слухъ всѣхъ, кто молится съ нами въ этомъ храмѣ и черезъ то сталъ какъ бы соучастникомъ въ совершеніи таинства.

«Господи Боже нашъ, понеже невозможно человѣческому естеству Божественнаго понести существа, Твоимъ строеніемъ подобострастны намъ учители поставивый, Твой содержащій престолъ, во еже возносити Тебѣ жертву и приношеніе о всѣхъ людехъ Твоихъ, Ты, Господи, и сего явленнаго стро/с. 9/ителя архіерейскія благодати сотвори быти подражателя Тебе, истиннаго Пастыря, положившаго душу Свою за овцы Твоя».

Что означаютъ эти таинственныя и вмѣстѣ страшныя слова? То, что Господь по снисхожденію къ немощи нашего естества, не могущаго вынести непосредственнаго соприкосновенія съ Божествомъ Его, поставляетъ подобострастныхъ намъ людей, какъ посредниковъ и ходатаевъ между нами и Его Божественнымъ престоломъ, дабы они приносили за всѣхъ очистительную жертву и продолжали на землѣ дѣло Христово, посвященное спасенію рода человѣческаго. Епископы должны быть подражателями Его подвига, какъ истиннаго Пастыря, и носить въ себѣ Его образъ, свѣтящійся всѣми добродѣтелями и совершенствами Его.

Поистинѣ тайна сія велика есть, и кто можетъ вмѣстить такое пренебесное служеніе на землѣ?

Если бы люди не ослѣплялись внѣшнимъ величіемъ архіерейскаго сана и внимательнѣе вдумывались въ таинственный смыслъ епископскаго служенія, то немногіе стали бы такъ легкомысленно домогаться его, какъ это мы часто видимъ въ наше время. Большинство, напротивъ, предпочли бы бѣжать отъ него, какъ отъ опаляющаго, огня или непосильнаго бремени, какъ уклонялись отъ него въ свое время, вопреки призыву Церкви, Златоустъ и Амвросій, явившіе себя потомъ достойнѣйшими носителями святительскаго званія и ставшіе украшеніемъ Христовой Церкви. И ты самъ, какъ мы слышали изъ твоихъ устъ вчера на торжествѣ твоего нареченія во епископа, пытался слѣдовать примѣру ихъ, пока не побѣдилъ въ себѣ внутреннее сопротивленіе во имя церковнаго послушанія.

Церковь, однако, никого не принуждаетъ къ этому высокому и отвѣтственному служенію, а только побуждаетъ къ нему избранныхъ ею достойныхъ лицъ. Она хочетъ чтобы они доброю волею посвятили себя служенію спасенія своихъ ближнихъ и черезъ то приносили бы высшую жертву любви Самому Пастыреначальнику Христу, какъ Онъ Самъ сказалъ нѣкогда Петру при возстановленіи его въ апостольскомъ достоинствѣ: «аще любиши Мя, Петре, паси агнцы Моя, паси овцы Моя» (Евангельская стихира 8 гласа). И ты нареченъ былъ во епископа не прежде, какъ изъявилъ предъ лицемъ освященнаго Собора и всего церковнаго народа свободное согласіе принять на себя благое иго Христово установленными издревле словами: «благодарю, пріемлю и нимало вопреки глаголю».

Призывая къ епископскому званію достойнѣйшихъ изъ /с. 10/ клира, Церковь однако не тотчасъ же возводитъ ихъ на такую высоту, но предварительно испытываетъ ихъ предъ лицемъ сонма іерарховъ и церковнаго народа, дабы всѣ могли видѣть, насколько они соотвѣтствуютъ столь отвѣтственному служенію.

Замѣчательно, что ни діакона, ни пресвитера, при посвященіи ихъ, совершитель таинства не вопрошаетъ всенародно: «како вѣруеши?» Только поставляемый во епископа, по примѣру ученика апостола Павла — Тимоѳея, долженъ «исповѣдать доброе исповѣданіе предъ многими свидѣтелями». О чемъ говоритъ это, какъ не о томъ, что епископъ есть по-преимуществу носитель и блюститель чистоты вѣры? Онъ есть око Церкви и «если это око чисто, то и все тѣло будетъ свѣтло; если же око будетъ худо, то и все тѣло будетъ темно» (Мѳ. VI, 22).

Хотя ты въ своемъ прежнемъ служеніи успѣлъ явить себя «дѣятелемъ неукоризненнымъ, вѣрно преподающимъ слово истины» (2 Тим. II, 15), сильнымъ и противящихся обличати, особенно если они дерзко вздымаются на разумъ Божій, однако мы и отъ тебя потребовали, по уставу Церкви, всенароднаго исповѣданія догматовъ церковныхъ и отрицанія отъ всѣхъ осужденныхъ на Соборахъ еретиковъ, дабы ни для кого не было сомнѣнія, что ты будешь для своей паствы учителемъ правой отеческой вѣры, издревле хранимой св. Православной Церковью. Вмѣстѣ съ тѣмъ ты принесъ клятвенное обѣщаніе предъ всѣми крѣпко и нерушимо хранить каноны, уставы и чины церковные, ибо черезъ это обезпечивается непрерывность церковнаго преданія, главнымъ хранителемъ котораго опять же является православное епископство, и вмѣстѣ поддерживается должный порядокъ, единство и согласіе въ Церкви. На какую бы высоту ни былъ вознесенъ епископъ, онъ не можетъ стать выше церковныхъ законовъ и установленій, въ которыхъ дышитъ дыханіе самого Божественнаго Духа, всегда пребывающаго въ Церкви. Епископу первому надлежитъ исполнить всякую правду и дать примѣръ смиреннаго послушанія Церкви. Нужно ли напоминать о томъ, сколько зла причинили ей недостойные архіереи и даже первостоятели Церквей, дерзко попиравшіе священные каноны, отрывавшіеся отъ вселенскаго единства и составлявшіе свои самочинныя раскольничьи сборища? Не такое ли прискорбное явленіе мы наблюдали въ нѣдрахъ нашей отечественной Церкви въ эти дни церковной смуты, когда тамъ появились волки хищные, не щадящіе стада, возстали новые Кореи, Даѳаны и Авироны, возмутившіеся про/с. 11/тивъ законнаго главы Русской Церкви — Патріарха Тихона и разорвавшіе хитонъ церковный, будучи обуяны властолюбіемъ и гордостью, ища прежде всего своихъ си, а не блага Церкви и спасенія людей Божіихъ? Хотя эти такъ именуемые епископы всѣ давали обѣтъ при рукоположеніи «ничего не творить но нуждѣ (т. е. по принужденію), хотя бы и отъ сильныхъ лицъ или отъ множества народа понуждаемы бывали», они, однако, охотно склонили свои выи, подъ чужое ярмо и легкомысленно продавали не только свое первородство, но и свободу Церкви ради сквернаго прибытка, къ каковому относятся не только вожделѣнія корысти, но и погоня за удовлетвореніемъ суетнаго тщеславія.

Желая испытать каждаго вновь возводимаго на степень архіерейства до самой глубины его совѣсти, Церковь заставила тебя въ заключеніе засвидѣтельствовать съ клятвою, что всѣ произнесенныя тобою обѣщанія ты не иначе толковалъ въ умѣ своемъ, какъ произносилъ ихъ твоими устами, понимая «ихъ въ той силѣ и разумѣ, какую силу и разумъ эти слова являютъ всѣмъ читающимъ или слушающимъ ихъ». Если мы вспомнимъ, сколько теперь среди домогающихся священнической и особенно архіерейской чести и достоинства встрѣчается такихъ, которые не стѣсняются никакимъ лукавствомъ и лицемѣріемъ, — то оправданной является и эта предосторожность Церкви, дабы в среду служителей Христовыхъ не проникли новые Іуды-предатели.

Будучи искушенъ по всяческимъ, нареченный во епископа вводится архіереями въ положенное время въ священный алтарь, повергается предъ св. престоломъ и склоняетъ потомъ на него свою главу подъ руки не только предстоящаго собора епископовъ, но и Самого Небеснаго Первосвященника — Христа, присутствіе Котораго какъ бы знаменуетъ раскрытое и положенное на главу его Евангеліе. Св. Симеонъ Солунскій такъ изъясняетъ намъ таинственный смыслъ этого послѣдняго священнодѣйствія. «Это дѣйствіе означаетъ, что онъ (поставляемый) содѣлывается главою Церкви, имѣетъ своею главою Христа, что ему должно знать все Христово и имѣть всякое вѣдѣніе Его, сколько возможно, потому то Евангеліе и полагается на господственную часть его (голову), весь умъ, слово и чувство образовать по Христу, имѣть выю свою подъ легкимъ игомъ Христовымъ и не дѣлать ничего вопреки волѣ Его, потому что и Церковь Его онъ принялъ на главу и выю свою черезъ Евангеліе».

Когда надъ тобою совершено было все это великое тайнодѣйствіе, и ты, облеченный во все благолѣпіе своего сана, /с. 12/ торжественно предсталъ предъ Церковію, какъ Женихъ Церковный, она ликовала и радостно восклицала устами церковнаго клира и лика «аксіосъ» и тѣмъ свидѣтельствовала, что ты достоинъ пріятой тобою великой первосвященнической чести.

Величественное торжество поставленія новаго епископа заключается не прежде, какъ ему по окончаніи литургіи вручается жезлъ, какъ символъ его архипастырской власти, что и надлежитъ теперь сдѣлать намъ по установленію той же Церкви.

Если до сихъ поръ она напоминала тебѣ болѣе всего о твоихъ обязанностяхъ, то теперь она заявляетъ и о твоемъ начальственномъ положеніи надъ ввѣреннымъ тебѣ клиромъ и народомъ. Эта власть, конечно, не похожа на власть земныхъ владыкъ и начальниковъ, стремящихся болѣе господствовать надъ людьми, чѣмъ служить имъ, однако она одна, быть можетъ, въ наше время, когда такъ легко колеблются престолы сильныхъ, заслуживаетъ этого имени, ибо происходитъ отъ Того, отъ Кого всякое Начальство и Отечество нарицаются.

Въ древнія времена, когда у насъ процвѣтали Дворы Господни и когда благочестивый русскій народъ взиралъ на епископа подлинно какъ на образъ Христа на землѣ, съ врученіемъ жезла соединялись и другія символическія дѣйствія, знаменовавшія высокое уваженіе къ апостольскому званію его: его посаждали на нарочито приготовленный для него престолъ и устраивали шествіе его на осляти, дабы онъ объѣхалъ главные предѣлы града и преподалъ ему благословеніе отъ данной ему благодати. Теперь, когда Господь испытуетъ Свою Церковь, проводя ее черезъ тяжелыя скорби, гоненія, униженія, когда епископы, находящіеся въ разсѣяніи, не имѣютъ часто гдѣ главу подклонить и должны переходить съ мѣста на мѣсто, терпя всякаго рода лишенія и озлобленія, не остается, конечно, мѣста и самой возможности для устроенія такихъ торжествъ. Впрочемъ, они не имѣютъ отношенія къ существу чина поставленія во епископа, для котораго служатъ внѣшнимъ украшеніемъ. Что же касается благодатныхъ полномочій и канонической власти епископа въ Церкви, то они и нынѣ остаются такими же, какими издревле были установлены св. Апостолами и соборными опредѣленіями. Ихъ никто не можетъ умалить, а тѣмъ болѣе отнять у епископа — преемника апостоловъ, ибо они даются ему свыше Божіей милостію.

Съ этой мыслью и пріими теперь отъ нашихъ смирен/с. 13/ныхъ рукъ этотъ архіерейскій жезлъ.

Пусть не оставляетъ тебя при этомъ опасливая мысль о томъ, что всякая власть, даже духовная, можетъ стать для насъ источникомъ самопревозношенія, если мы будемъ увлекаться ею. Поэтому взирай на этотъ жезлъ не столько какъ на жезлъ правленія, сколько какъ на пастырскій посохъ, которымъ ты призванъ водить своихъ овецъ на пажити спасенія и защищать ихъ отъ нападенія хищныхъ волковъ.

Опираясь на него, тебѣ надлежйтъ совершить долгое путешествіе въ далекую, до сихъ поръ чуждую тебѣ, страну, которая привыкла мудрствовать больше о земномъ и тѣлесномъ, чѣмъ о небесномъ и вѣчномъ. Однако и тамъ вѣрующіе умѣютъ цѣнить явленіе пастырской силы и духа, какъ мы съ отрадою видимъ это на примѣрѣ почитаемыхъ своею паствою нашихъ мужественныхъ стоятелей за истину — Архіепископа Виталія, пребывающаго здѣсь съ нами и возложившаго на тебя свою руку Преосвященнаго Епископа Іеронима и другихъ единомысленныхъ съ ними епископовъ.

Вооружайся и ты этимъ духовнымъ оружіемъ ради защиты той же церковной правды и свободы Церкви, и «возмогай въ Господѣ и въ державѣ крѣпости Его» (Еф. VI, 10), восходя отъ силы въ силу, простираясь, какъ добрый дѣятель Христовъ, всегда впередъ и забывая задняя.

Исходя на служеніе свое въ силѣ Духа, излившагося на тебя въ таинствѣ рукоположенія, преподай теперь первое архипастырское благословеніе всей молящейся Церкви, которая воспріиметъ его, какъ благословеніе Самого Небеснаго Архіерея — Христа, Ему же слава во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Крестовоздвиженской церкви г. Женевы 24 февраля (9 марта) 1946 года.

Источникъ: «Церковная Жизнь». Издается ежемѣсячно при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. № 1. Январь. — Мюнхенъ, 1948. — С. 8-13.

Назадъ // Къ оглавленію // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.