Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ» (CHURCH LIFE).
Издается при Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви Заграницей.
XIII годъ изд. Октябрь-Ноябрь 1947 г. № 3-4. (Мюнхенъ, 1947).

Прибавленіе къ оффиціальной части журнала «Церковная Жизнь».

ИЗЪ ОБЩЕСТВЕННО-РЕЛИГІОЗНОЙ МЫСЛИ И ЖИЗНИ ЗАПАДА.

Во второй части «Преступленія и наказанія» разсказанъ сонъ Раскольникова въ Сибири послѣ кризиса тяжелой его болѣзни. Какія-то бациллы-«трихины», представляющіяся ему разумными одушевленными существами, неисчислимой массой надвигаются, какъ чума, съ востока на Россію. Россія заболѣваетъ общимъ безуміемъ, люди перестаютъ понимать одинъ другого, взаимно въ злобѣ и ненависти уничтожаютъ другъ друга. Пожары, голодъ, вымираніе. Не видно опамятованія. Губительныя массы бациллъ — разумныхъ существъ передвигаются на западъ, и тамъ начинается еще большее безуміе, чѣмъ то, какое было въ Россіи.

Если только Достоевскій правъ въ своемъ предвидѣніи, то мы находимся въ исторической полосѣ, когда можетъ произойти это продвиженіе болѣзни на западъ. Западъ находится въ состояніи какого-то тревожнаго ожиданія, въ предчувствіи большихъ внутреннихъ потрясеній и борьбы.

Мы, русскіе, по сравненію съ людьми Запада, по разному настраиваемся въ отношеніи къ этой чумѣ 20 вѣка, страшной чумѣ всей нашей эры. Для насъ уже «совершилось» то, что ихъ, можетъ быть, ждетъ. Для насъ было нежданно; для нихъ «иду на вы» вѣщается съ востока открыто и надменно. Мы были неподготовлены, они, кто не слѣпъ, могутъ лучше насъ видѣть необходимость окопаться и защищаться. Видятъ — и хотятъ вооружиться, собрать силы, сдѣлать прививки противъ болѣзни.

/с. 26/ Мы и они въ разномъ положеніи. По иному дѣйствуютъ тѣ, предъ чьими глазами дымящіяся головешки на мѣстѣ домовъ, и по иному — тѣ, кто, сидя на крышахъ, думаютъ о защитѣ своихъ домовъ отъ надвигающагося огня. Однако, есть и общее, ибо врагъ одинъ. Во многихъ случаяхъ мы наблюдаемъ, что на Западѣ есть уже тѣ болѣзни, какія у насъ пришли съ коммунизмомъ. И потому не только съ однимъ любопытствомъ, но и нарочито присматриваясь къ чужой жизни и чужому опыту, можемъ мы наблюдать шаги и дѣйствія людей Запада и думать при этомъ о томъ, какъ на ихъ мѣстѣ поступали бы мы, и чего намъ слѣдуетъ избѣгать, и какіе пути и способы при одинаковыхъ цѣляхъ подсказываютъ намъ наши собственныя, иныя чѣмъ у нихъ, національныя и религіозныя основы.

Какъ же на Западѣ оцѣниваютъ свое нынѣшнее положеніе?

*     *     *

Въ 1943 году во Франціи появилась книга, вызвавшая сильное эхо среди французскихъ католиковъ. Она носитъ заглавіе: «Является ли Франція страной миссіи?» [1]. Два католическихъ священника, оба — руководители христіанской молодежи, аббатъ Годэнъ и аббатъ Даниэль, пришли къ опредѣленному выводу, что ихъ ревностная десятилѣтняя работа по христіанизаціи народныхъ рабочихъ массъ не удалась, она уткнулась въ глухую стѣну. При этомъ они категорически утверждаютъ, что то же постигаетъ всѣхъ — священниковъ и мірянъ — берущихъ на себя такую же задачу. И они сочли долгомъ своей совѣсти установить, чтó это за стѣна, о которую разбиваются всѣ усилія. Они открываютъ въ своей странѣ цѣлую языческую область: это міръ городского рабочаго класса. Въ этой языческой области отъ христіанства почти ничего больше не осталось. «Мало дѣтей участвуетъ въ первомъ причащеніи. Ни одинъ не остается вѣрнымъ. Ни одинъ мужчина не является «религіозно-практикующимъ». Въ этихъ рабочихъ кругахъ не знаютъ, откуда человѣкъ, куда идетъ, зачѣмъ онъ на свѣтѣ. Нѣтъ понятій о смыслѣ жизни, о руководящихъ принципахъ, о масштабѣ цѣнностей. Въ этихъ кругахъ вы не найдете болѣе того ядра христіанской морали, которое давало бы право назвать людей хотя бы «несознательными христіанами». Здѣсь не приходится говорить о законахъ естественной морали, которую въ себѣ находятъ лишь философы и великіе люди. Да, это подлинно, «страна миссіи». «Если здѣсь нѣтъ язычества въ обычномъ смыслѣ слова, съ его моралью и ритуаломъ, то зато есть худшее: у всѣхъ отсталыхъ народовъ сохранилось что-то отъ первоначальнаго «откровенія»; здѣсь — чистое «ничего», но зато соединенное съ цивилизаціей».

Кто возьмется христіанизировать эту область, тому всюду перегораживаетъ дорогу врагъ, ликвидирующій всѣ его усилія. Этотъ врагъ — языческій воздухъ. Вотъ примѣры. Въ нашихъ большихъ городахъ работницы свыше 30 лѣтъ считаютъ всякаго мужа, который бы желалъ въ современныхъ условіяхъ имѣть ребенка, дуракомъ, болваномъ, если не слабоумнымъ: у женщины-пролетарки нѣтъ стремленія къ материнству. Относительно поведенія молодыхъ дѣвушекъ «серьезные наблюдатели и мы сами установили въ женскихъ санаторіяхъ такого рода факты, что мы ихъ не рѣшаемся оглашать, такъ какъ надѣемся, что между больницами парижскими и другими есть еще разница»... «Грѣхи есть и въ христіанскомъ мірѣ, но тамъ они сознаются, какъ грѣхи; наши же язычники не знаютъ ни добра ни зла, они слѣдуютъ за теченіемъ, ихъ несущимъ, они имѣютъ языческій образъ мыслей».

/с. 27/ Какъ же христіане реагируютъ на этотъ распространяющійся міръ язычества? Ихъ забота только о самозащитѣ, и жизнь прихода отдѣлена рѣзко отъ широкаго міра. Христіанскія дѣти посѣщаютъ христіанскія школы, юношество собирается въ христіанскихъ домахъ юношества, гдѣ у нихъ свой кругъ; спортъ — футболъ и баскетболъ, товарищество — все замкнуто въ предѣлахъ ихъ приходскаго круга; свое приходское кино, свой кругъ знакомыхъ, и закупки — у добропорядочныхъ лавочниковъ. «Раздѣленіе совершенно очевидное». Какъ проникнуть изъ этого міра въ «тотъ» съ проповѣдью? Для приходскаго клира и прихода вообще доступъ въ языческій общественный кругъ сопряженъ съ огромными трудностями, больше того — онъ невозможенъ. Почему?

Съ одной стороны, очень труденъ для язычника входъ въ область христіанскаго прихода. Лучшіе изъ того міра, ищущіе, ждутъ «мистики», того, чему они могли бы служить беззавѣтно. Но церковь ихъ околотка имъ представляется чѣмъ-то незначительнымъ, «лавочкой», не отвѣчающей ихъ мечтамъ, и они идутъ со своими исканіями куда-нибудь въ сторону. «Это не для насъ, это для богатыхъ, у васъ таинства даются за деньги»; ихъ глубоко раздражаютъ и оскорбляютъ приходскіе и клерикальные обычаи и установленія. Приходъ долженъ быть миссіонерскимъ: сейчасъ онъ представляетъ собой нѣчто совсѣмъ другое. Если ему и удается пріобрѣсти пару душъ, то больше ему не по силамъ: онъ не въ состоянія, привести пролетаріатъ къ Евангелію. И это потрясающая драма современности.

«Вотъ большое церковное торжество въ пригородномъ храмѣ. Рядъ богослуженій, пѣніе профессіональнаго хора, много электричества на престолѣ, все духовенство въ креслахъ на возвышеніи — и «аудиторія» изъ 300 человѣкъ... И если представить себѣ, что этотъ приходъ несетъ духовную отвѣтственность болѣе чѣмъ за 55.000 душъ; если посмотрѣть на заполненныя народомъ аллеи, на кишащія толпой улицы, на хвосты у входовъ въ кинотеатры... и если сравнить, то есть основаніе заплакать».

Если бы язычники изъ народа захотѣли быть обращенными, они должны были бы отказаться отъ привычныхъ радостей, своихъ связей, своихъ обычаевъ, своего праздничнаго времяпрепровожденія. Имъ нужно было бы измѣнить образъ своей жизни и вступить въ другую сферу, вернуться къ буржуазной психологіи, потому что ею въ дѣйствительности пропитана сфера прихода. И получается неопровержимый фактъ: «милліоны людей во Франціи Евангелія не слышатъ».

И, наоборотъ, доступъ для «приходскаго круга» въ языческій кругъ встрѣчаетъ трудности и опасности. Кто хочетъ быть тамъ миссіонеромъ, тѣ должны стать сами рабочими, должны принять весь пролетарскій образъ жизни, распорядокъ свободныхъ часовъ рабочаго, его обычаи, его языкъ, все, кромѣ грѣха, подобно тому, какъ Господь сталъ «человѣкъ какъ мы», во всемъ подобный намъ, кромѣ грѣха. Легко ли это?

Одинъ пфарреръ послалъ христіанскихъ юношей изъ организаціи J.O.C. (организація христіанской рабочей молодежи), чтобы они въ средѣ чисто пролетарской молодежи образовали ячейки J.O.C. И бѣдный пфарреръ подвергся штурму родителей: «мы довѣрили вамъ нашихъ дѣтей, чтобы быть спокойными за ихъ воспитаніе. А вы ихъ посылаете нарочно въ среду уличной молодежи!».

Да и при самой встрѣчѣ этихъ двухъ міровъ возникаютъ трудности. Нельзя ли опасаться, дѣйствительно, что христіане «старой даты» потерпятъ ущербъ для своей ревности и своего благочестія при тѣсномъ соприкосновеніи съ новообращенными изъ языческаго круга? И не потеряютъ ли сами новообращенные настроенія, увидѣвъ то здѣсь, то тамъ /с. 28/ убожество и узколобость, которыхъ оно исполнять не въ состояніи?». И всюду имъ покажутся пфарреры буржуазными, а приходы устарѣлыми».

Проблема говоритъ сама за себя. Во Франціи болѣе 9.000.000 язычниковъ въ большихъ городахъ, въ промышленныхъ центрахъ, на фабрикахъ, въ рабочихъ кварталахъ. Это если не считать буржуазіи и крестьянства!

Какъ же разрушить эту стѣну? Авторы книги отказываются дать готовое рѣшеніе этого вопроса. Дѣло всѣхъ — его искать.

Но при этомъ авторы показываютъ, что среди пролетаріата обнаруживаются удивительныя «христіанскія возможности». И дѣло не столько въ томъ, чтобы разбудить въ душахъ высшее чувство, сколько въ томъ, чтобы найти для этихъ людей дорогу въ христіанскую общину и ихъ въ нее включить. Авторы даютъ психологическіе портреты рабочихъ, это подтверждающіе.

Однако, для этого дѣла недостаетъ организованнаго миссіонерскаго органа, не создано миссіонерскихъ методовъ. Нужно отказаться вовсе отъ мысли обращенія языческаго круга, если упорствовать въ примѣненіи недѣйствительныхъ, невѣрныхъ методовъ.

«Чтобы подойти къ язычникамъ нашей страны, миссіонеры должны предлагать имъ религію «въ чистомъ видѣ», которая была бы свободна отъ всѣхъ для нея несущественныхъ, проникнутыхъ буржуазной культурой составныхъ частей. Слишкомъ часто долженъ фактически язычникъ, почувствовавшій божественный призывъ, разрывать съ обычаями и привычками только потому, что они вызываютъ протестъ у буржуа и христіанъ «стараго образца, хотя они могутъ по существу не быть несовмѣстимыми съ христіанствомъ».

Если хотѣть покончить съ «никакихъ результатовъ», то нужно идти дальше, найти «активистовъ», активистовъ-посредниковъ, т. е. людей изъ того же языческаго круга, людей, пусть несовершенныхъ, часто еще грѣшниковъ, но такихъ, которые достаточно внутренне настроены, чтобы полученное добро передать другимъ. Такіе активисты — средняго состоянія — нужны всюду. И ихъ нельзя замѣнить святыми, людьми высокой жизни, подобно тому какъ въ опредѣленныхъ случаяхъ священникъ не можетъ замѣнить мірянина. И если они неполные христіане, нужно взять отъ нихъ то, что они могутъ дать. «Мы говоримъ: эти христіанскіе активисты незамѣнимы».

Почему же этой задачи не могутъ исполнить рабочія группы извѣстной, готовой уже «католической акціи?».

Потому, отвѣчаютъ авторы, что церковь католическая во Франціи къ этому не оказалась готовой. Она не имѣла для этого соотвѣтствующаго аппарата и, можетъ быть, того духа, какой для этого аппарата необходимъ. Рабочія группы католической акціи для этой цѣли не подходятъ, такъ какъ онѣ не представляютъ собой мощнаго и прочнаго движенія, пустившаго корни въ пролетаріатъ. Послѣ десятилѣтнихъ, все вновь повторяющихся попытокъ, борьбы и усилій всякаго рода, авторы, подлинные J.O.C. — въ духовномъ санѣ, были вынуждены признать неуспѣхъ рабочей вѣтви католической акціи и даже самого J.O.C.

И отсюда выводъ: «Безъ особой миссіонерской общины нельзя создать миссіонерскаго движенія. Этой миссіонерской общиной не является приходъ, и онъ не можетъ ею быть».

Чтобы спасти рабочія массы, нужна миссіонерская акція, независимая отъ приходскаго духовенства, такъ какъ эта масса, если она будетъ завоевана для Христа, не можетъ быть включена въ приходы въ /с. 29/ ихъ современномъ состояніи. Организація такого рода требуетъ спеціальнаго клира, миссіонерскаго клира.

Гдѣ его взять? Гдѣ взять спеціальныхъ для этого священниковъ? Развѣ клиръ и такъ не переобремененъ? Положеніе заставляетъ задуматься и искать выхода.

Книга «Является ли Франція страной миссіи?» имѣла огромный успѣхъ. Первое ея изданіе разошлось въ двѣ недѣли. Среди духовенства она подѣйствовала какъ бомба и вызвала самые разнообразные толки и сужденія, одобренія, возмущенія, протесты и открытыя письма, какъ въ защиту «приходовъ», такъ и въ защиту «пролетарскихъ массъ» отъ сплошного обвиненія въ язычествѣ. Однако, книга дала сразу и реальные результаты. Черезъ два-три мѣсяца послѣ появленія книги архіепископомъ парижскимъ учреждена «Миссія Парижа», какъ новое средство для борьбы противъ современнаго язычества на новыхъ началахъ въ столицѣ Франціи.

Апостолами рабочихъ должны быть сами рабочіе. Это положеніе принято за принципъ при основаніи «Миссіи Франціи», названной такъ въ отличіе отъ миссій, направляемыхъ въ языческія страны за границу. Но чтобы задержать уходъ массъ отъ христіанства, недостаточно привлекать свѣтскихъ лицъ для этой акціи; нужно позаботиться объ образованіи миссіонерскаго клира, который былъ бы на высотѣ новыхъ требованій жизни. Съ этой цѣлью открыта недавно особая спеціальная семинарія въ Лизье.

Вотъ какъ формулируетъ новыя требованія жизни руководитель семинаріи въ Лизье Л. Ангро въ статьѣ, помѣщенной въ одномъ изъ французскихъ журналовъ [2].

Только рабочіе могутъ вновь сдѣлать изъ своихъ братьевъ христіанъ, такъ какъ лишь они пользуются довѣріемъ и лишь они въ состояніи вліять на ихъ духъ, на ихъ психику. Но что говорится о мірѣ рабочихъ, то подтверждается и въ отношеніи другихъ классовъ общества: церковь перестала быть современной обществу; она болѣе не можетъ играть роль закваски. Чтобы Христосъ занялъ мѣсто въ жизни снова и всю ее одушевилъ своимъ духомъ — жизнь личную, семейную, профессіональную — для этого нужно «свѣтское служеніе», внѣдренное въ жизнь общества и само глубоко наполненное христіанскимъ духомъ.

Если церковь несовременна жизни, то это оттого, что церковь въ своей совокупности (духовенство, богослуженіе и т. д.) отошла отъ жизни. Потому и католическая акція сама во многихъ отношеніяхъ хромаетъ.

Откуда же идетъ этотъ недостатокъ, это раздѣленіе между церковью и обществомъ? Они являются слѣдствіемъ происходившихъ втеченіе послѣднихъ 3-4 столѣтій, а въ особенности XX вѣка, быстраго и глубокаго прогресса цивилизаціи, подъ вліяніемъ развитія науки и выдвинувшейся на первое мѣсто техники; церковь, замкнутая въ старыхъ рамкахъ мысли и дѣйствій и занятая защитой отъ всякаго рода ересей и заблужденій, не могла идти въ ногу съ этимъ прогрессомъ. Въ XX столѣтіи, когда мы видимъ все измѣняющимся съ головокружительной быстротой, она осталась при томъ вооруженіи, которое соотвѣтствуетъ эпохѣ рыцарства.

Современныя нужды церкви настойчиво требуютъ не просто мощныхъ спеціальныхъ организацій, а необычнаго миссіонерскаго послан/с. 30/ничества, имѣющаго цѣлью не духовное завоеваніе новыхъ областей въ въ Китаѣ или Африкѣ, а завоеваніе новой цивилизаціи.

Почему христіанство такъ тяжело прививается въ Китаѣ? Не столько потому, что Китай далеко за моремъ, сколько изъ-за встрѣчи съ иной культурой, совершенно отличающейся отъ нашей греко-латинской цивилизаціи. Рѣчь идетъ о томъ, чтобы христіанство сняло съ себя европейскую или французскую одежду и вошло въ совершенно новую психологію. Это страшно тяжелая работа, которая еще не исполнена, и только тогда она будетъ проведена, когда окажется достаточнымъ число обращенныхъ китайцевъ. Они создадутъ христіанскую культуру въ Китаѣ, въ которой христіанство сольется съ ихъ собственной ментальностью. «Подобную задачу съ подобными трудностями и препятствіями нужно преодолѣть и намъ. Только у насъ еще больше основаній ее предпринять и провести ее соотвѣтствующими задачѣ средствами. Вотъ съ этой цѣлью и основана семинарія въ Лизье. Она должна дать возможность воспитанія пастырей, единственно и только — съ точки зрѣнія такой миссіи, безъ всякой примѣси другихъ цѣлей и свободную отъ тираническаго давленія прошлаго, свободную отъ давленія старыхъ, хотя бы и почтенныхъ, однако тормозящихъ традицій».

«Рѣчь идетъ о совсѣмъ молодомъ жизненномъ движеніи, развивающемся непрестанно и выливающемся во всѣ стороны поверхъ тѣхъ рамокъ и формъ, какія подъ угломъ зрѣнія богословія, богослуженія, пастырства, каноновъ и т. д. были созданы совсѣмъ для другого времени». «Мы стоимъ у новой весны церкви». «Между задачей церкви окрестить во всемъ западномъ мірѣ строющуюся цивилизацію — и усиліями ея насадить христіанство въ старомъ человѣчествѣ Дальняго Востока или черной Азіи — есть неразрывная связь, такая, какъ между язычествомъ французскимъ или вообще западно-европейскимъ и тѣмъ, которое разсѣяно по всему свѣту».

«Міровая миссія для пораженія мірового язычества! Во всемъ мірѣ идетъ борьба Христа съ сатаной. Священная драма разыгрывается теперь уже не въ сердцѣ Адама или въ душѣ іудейскаго народа, а по всему земному шару, до границъ земли. Она найдетъ для себя конецъ въ полной побѣдѣ Христа!».

«Такимъ образомъ, миссія есть ничто иное, какъ та же церковь, которая передъ лицомъ особой опасности и новыхъ требованій, въ живомъ сознаніи мобилизаціи своихъ силъ и средствъ, лучше упорядочивается и организуется, чтобы выиграть битву».

И какъ трудно при этихъ новыхъ задачахъ священнику оставаться вполнѣ на своемъ мѣстѣ, строго держаться границъ своей роли... Какъ велика остается и теперь опасность клерикализма и въ католической акціи въ цѣломъ и во всѣхъ ея развѣтвленіяхъ!.. Какъ часто организаціи «христіанской рабочей молодежи» и «христіанской крестьянской молодежи» — едва представляютъ собой что-то другое, чѣмъ кружокъ молодежи при настоятелѣ, гдѣ онъ всѣмъ или почти всѣмъ дирижируетъ!»

Переводить дѣло на новые пути и предназначена новая католическая школа. Молодое дѣло, созданное въ 1942 году, на которое возлагаются большія надежды, еще не получило окончательнаго статута и не закончено въ своей организаціи; подчеркивается лишь одно, что оно не будетъ представлять собой «ордена», а будетъ лишь опредѣленнымъ миссіонерскимъ направленіемъ.

*     *     *

Что натыкается на глухую стѣну во Франціи, то легче удается въ странѣ «христіанскаго соціализма» — Бельгіи. Первый опытъ въ крупномъ масштабѣ вхожденія въ рабочія массы для ихъ христіанизаціи, /с. 31/ начатый 20 лѣтъ назадъ въ Бельгіи, связанъ съ именемъ аббата Година. Его дѣятельность представлена въ книгѣ подъ заглавіемъ: «Ловцы человѣковъ», изданной въ 1940 году въ Парижѣ [3]. Самъ изъ рабочихъ (отецъ до конца дней и мать служили на фабрикахъ), онъ остался священникомъ рабочихъ. Онъ умѣлъ подчинить своему вліянію, объединить вокругъ себя и христіанизировать тысячи рабочей молодежи, привязавшейся къ нему такъ, что она готова за него идти въ огонь. Такъ образовалось упомянутое движеніе «Іоцистовъ» (J.O.C. — христіанской рабочей молодежи). Въ своемъ собственномъ самосознаніи, какъ изображается въ книгѣ, эта молодежь — никакіе «фашисты», никакіе «желтые» или «дезертиры рабочаго фронта», и ставятъ они требованія не меньше, а наоборотъ, больше, чѣмъ всѣ другіе. Это большее есть требованіе свободы ихъ религіозной совѣсти, нравственно-чистой атмосферы на фабрикахъ, они противъ демагогіи и разнузданности, за достоинство и справедливость. «Рабочій, будь гордъ, высоко неси голову! Ты не рабъ и не машина!» «Мы хотимъ Бога въ нашихъ фабрикахъ, мы хотимъ матерей въ домахъ», поютъ они въ своихъ пѣсняхъ. Они рабочіе и остаются рабочими, они глубоко убѣждены, что христіанская миссія среди рабочихъ требуетъ апостоловъ изъ нихъ самихъ, требуетъ людей, испытавшихъ судьбу пролетаріата на своихъ плечахъ. Вотъ силуэтъ такого авангардиста (они называютъ себя «авангардомъ царства Христова»), выхваченный изъ названной книги. Подмастерье изъ прядильни — разорванная, замасленная фуражка на затылкѣ, заплатанныя штаны, короткіе рукава куртки и бренчащій велосипедъ, на которомъ вѣчно въ дорогѣ, чтобы развезти летучки, посѣтить отдѣльныя группы, объявить собранія, участвовать въ дискуссіяхъ, подбодрить товарищей, «уловить» товарищей для J.O.C. Жестокое дѣтство и энергія его воли, очевидно, предназначали его въ авангардисты революціи, но J.O.C. его «уловило», и онъ вошелъ въ «авангардъ царства Божія». «Попади онъ въ кругъ «буржуазныхъ» христіанъ, онъ задушился бы, взорвался бы какъ вулканъ, качая головой, оставилъ бы ихъ. Нѣтъ, эти здѣсь его не поймутъ. Но онъ знаетъ, и хочетъ того, что онъ знаетъ: рабочіе нуждаются въ Евангеліи, и Христосъ его призвалъ быть ловцомъ человѣковъ въ сѣромъ морѣ пролетаріата».

Поворотъ лицомъ къ рабочему классу въ католичествѣ характеризуется такимъ маленькимъ эпизодомъ. Когда въ обществѣ въ Бельгіи появились недавно жалобы на народную католическую газету «Популэръ» за «недостатокъ такта» и «духъ враждебности» въ этомъ органѣ, то епископъ взялъ подъ защиту ея издателя, указывая, что, если наше время ставитъ требованіе нести соціальную миссію въ рабочія массы, то приходится проводить ее на языкѣ рабочихъ. Въ открытомъ письмѣ по этому поводу епископъ говоритъ: «Священникъ сегодня долженъ быть апостоломъ для всѣхъ. Если онъ хочетъ кому-нибудь вообще оказать особое предпочтеніе, то ему естественно выразить его тѣмъ самымъ бѣднымъ изъ человѣческаго общества, кто принужденъ вести свою жизнь въ очень тяжелыхъ условіяхъ». Не такъ ли бываетъ въ семьѣ? Кто поставитъ въ вину родителямъ, если они станутъ обращаться съ особымъ вниманіемъ и любовью къ больному или обиженному природой своему ребенку, не отказывая, конечно, въ любви и другимъ дѣтямъ? У священника такое же положеніе. Въ немъ живетъ духъ Того, Кто началъ Свое посланничество проповѣдью: «блаженни нищіе» и поставилъ «мотто» своей миссіи «благовѣстить нищимъ...» «Чтобы рабочія массы не попали изъ рукъ ведущихъ /с. 32/ ихъ пастырей въ руки матеріалистическаго марксизма, церковь должна все сдѣлать, чтобы понятнымъ языкомъ обращаться къ массамъ. Отъ нихъ церковь должна получить свидѣтельство и имъ дать доказательство, что она симпатизируетъ всѣмъ здоровымъ стремленіямъ рабочаго класса... Теперь пробилъ часъ обновленнаго самосознанія. Съ новой живой силой должно проникать въ жизнь и распространяться соціальное посланничество церкви. Только тогда она будетъ въ состояніи противостоять угрожающей опасности нашихъ дней.., чтобы современный ходъ событій не привелъ къ революціи и не закончился государственнымъ капитализмомъ» [4].

Во всѣхъ приведенныхъ здѣсь взглядахъ, планахъ, самокритикѣ и достиженіяхъ ясно одно: усиліе найти общій языкъ съ рабочими массами, получить доступъ къ ихъ сердцамъ, получить возможность хотя бы частичнаго вліянія на нихъ. Отсюда крутой поворотъ въ соціально-политическихъ концепціяхъ западныхъ церковныхъ круговъ. Руководитель католическаго христіанско-демократическаго движенія Бразиліи Амороза Лима заявляетъ: «Съ коммунизмомъ, конечно, бороться необходимо; но попытка сдѣлать изъ церкви просто антикоммунистическую партію представляется мнѣ грубой ошибкой, такъ какъ это вызываетъ мнѣніе, что церковь есть ничто иное, какъ «бастіонъ латинства», «башня цивилизаціи» и т. д. Всѣ такія названія исходятъ изъ еретическихъ или позитивистическихъ представленій. Думать, что можно отожествить «Западъ» или «латинство» съ церковью, значитъ впадать въ огромное заблужденіе» [5].

Какъ видимъ, ставятся трудныя проблемы, исключительныя по своей важности задачи... И при самой постановкѣ этихъ проблемъ грустно становится отъ сознанія того, что констатируется: два духовно чуждыхъ другъ другу міра — христіанство и пролетаріатъ... Какъ могло произойти, что рабочая среда, классъ бѣдняковъ оказался такъ далекимъ отъ Христа? Развѣ, по Евангелію, бѣдному не легче войти въ царство небесное, чѣмъ богатому? Развѣ не изъ рабочей среды вышли первые апостолы Христовы? Рабочій — христіанинъ: развѣ это не самое естественное сочетаніе понятій? Какъ могли христіанскія исповѣданія безъ борьбы оставить поле и спокойно предоставить его врагу для антихристіанскаго посѣва? И не слишкомъ ли поздно открыта въ Европѣ языческая страна, оказавшаяся безъ христіанской миссіи?

Среди этихъ недоумѣній сознаніе, въ особенности, не можетъ помириться съ фактомъ противоположенія именованій: «пролетарій» и «христіанинъ», не можетъ признать его по природѣ нормальнымъ и потому долговѣчнымъ. Оглушеніе душъ должно пройти: въ это нельзя не вѣрить. Стѣна должна пасть, языкъ христіанства долженъ стать вновь понятнымъ для переболѣвшей духовной чумой рабочей среды. Этого нужно чаять, страстно желать, надѣяться, искать дѣйствительныхъ средствъ, для этого нужно работать.

Прот. М. П-скій.       

Примѣчанія:
[1] Dokumente: Internationale Beiträge zu Kultur.-sozial.-wirtschaftl. Fragen. 11. 3. 1947.
[2] L. Angros in “Masses ouvrières”, 12/1946 (Dokumente: Intern. Beiträge zu kult.-soz.-wirtsch. Fragen. 11. 4. 1947.
[3] “Pêcheurs d'hommes”. Paris. 1940 (Internat. Beiträge zu kult.-soz.-wirtsch. Fragen. 11. 4. 1947).
[4] Dokumente (Intern. Beiträge) 11. 4. 1947.
[5] Ibid.

Источникъ: «Церковная Жизнь». Издается ежемѣсячно при Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. № 3-4. Октябрь-Ноябрь. — Мюнхенъ, 1947. — С. 25-32.

Назадъ // Къ оглавленію // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.