Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ» (CHURCH LIFE).
Издается при Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви Заграницей.
XIII годъ изд. Октябрь-Ноябрь 1947 г. № 3-4. (Мюнхенъ, 1947).

Часть оффиціальная.

ОПРЕДѢЛЕНІЕ АРХІЕРЕЙСКАГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ 25 АПРѢЛЯ (8 МАЯ) 1946 ГОДА.

Духовенство и вѣрующіе изъ разныхъ мѣстъ неоднократно обращались къ церковной власти съ просьбой о разъясненіи относительно каноничности и благодатности, такъ называемой, Украинской Автокефальной Церкви.

Исторія возникновенія этой организаціи такова.

Когда въ 1939 году большевики заняли части Россіи, бывшія подъ властью Польши, то находившіеся тамъ Преосвященные, принадлежавшіе къ Православной Церкви въ Польшѣ, возсоединились съ Россійской Церковью, возглавленной тогда Мѣстоблюстителемъ Патріаршаго Престола Митрополитомъ Сергіемъ. Послѣ занятія тѣхъ же областей германскими войсками, они, естественно, должны были порвать эту связь и вновь организовать тамъ церковную жизнь на основѣ каноновъ. Поэтому, на основаніи постановленія Святѣйшаго Патріарха Всероссійскаго, Священнаго Сѵнода и Высшаго Церковнаго Совѣта отъ 7 (20) ноября 1920 г. о порядкѣ устройства церковнаго управленія на началахъ автономіи въ оторванныхъ отъ Москвы военнымъ фронтомъ областяхъ, они собрали Соборъ подъ предсѣдательствомъ старѣйшаго изъ нихъ Архіепископа Волынскаго Алексія и образовали Автономную Украинскую Церковь, старавшуюся соблюдать полную чистоту вѣры и поддерживать въ своемъ внутреннемъ управленіи строго каноническій порядокъ. Однако, украинскихъ политическихъ дѣятелей такое рѣшеніе не удовлетворяло, ибо въ числѣ прочихъ политическихъ требованій ихъ стояло объявленіе Церкви на Украинѣ автокефальною, что имъ не удавалось осуществить въ виду противодѣйствія какъ всей Іерархіи, такъ и большинства вѣрующихъ. Желая, во что бы то ни стало, добиться своей цѣли, они еще въ 1921 году образовали, такъ называемый, Липковскій расколъ, о которомъ Святѣйшій Патріархъ Тихонъ подробно освѣдомилъ Вселенскую Патріархію въ грамотѣ отъ 12 (25) марта 1922 г. за № 340. Какъ сообщаетъ Патріархъ Тихонъ, украинскіе политическіе дѣятели, тѣснѣйшимъ образомъ связанные съ галиційскими уніатскими кругами, неудовлетворенные автономіей, дарованной Церкви на Украинѣ Всероссійскимъ Соборомъ, послѣ неудачи склонить къ автокефаліи кого бы то ни было изъ епископовъ, постави/с. 2/ли себѣ цѣлью создать независимую украинскую іерархію, хотя бы и ложную. По выраженію Патріарха, они добивались этой цѣли, дѣйствуя, самочинно, съ дерзновеннымъ попраніемъ при этомъ освященныхъ вѣками древнихъ апостольскихъ правилъ, отвергая преемственность неоскудѣвающей въ Святой Церкви Божественной благодати и глумясь надъ вѣрой православныхъ людей и святостью церковныхъ установленій. Какъ видно изъ той же грамоты, основаніе этой лже-іерархіи совершено было съ небывалымъ въ церковной исторіи даже со стороны злѣйшихъ еретиковъ и раскольниковъ нарушеніемъ церковнаго порядка: «10 (23) октября 1921 г. въ Кіево-Софійскомъ соборѣ, еще ранѣе сего захваченномъ украинцами-автокефалистами, лишенный по суду церковному священнаго сана бывшій протоіерей Несторъ Шараевскій, съ участіемъ другихъ такихъ же пресвитеровъ и нѣкотораго числа мірянъ, въ томъ числѣ и женщинъ, поставилъ, черезъ возложеніе ихъ рукъ, во епископа такъ же, какъ и онъ самъ, лишеннаго сана бывшаго протоіерея Василія Липковскаго и возвелъ его въ званіе Всеукраинскаго Архіепископа и Кіевскаго Митрополита. На другой день уже Липковскій поставилъ Шараевскаго во епископа». Такимъ образомъ, извергнутые изъ священнаго чина люди сдѣлали видъ поставленія другъ друга при участіи народа во епископа, а затѣмъ стали съ поспѣшностью ставить и другихъ лжеепископовъ, лжесвященниковъ и лжедіаконовъ.

Использовавъ это движеніе, поскольку оно было направлено противъ Православной Церкви, Совѣтская власть потомъ почти ликвидировала его, арестовавъ и пославъ въ ссылку всѣхъ епископовъ-липковцевъ, въ которыхъ она увидѣла опасныхъ для нея носителей крайнихъ самостійныхъ украинскихъ тенденцій. Но Липковство возродилось въ 1944 году при слѣдующихъ обстоятельствахъ: По иниціативѣ Украинскаго Комитета въ Кіевѣ, состоявшаго частью изъ галиційскихъ уніатовъ, а частью изъ бывшихъ липковцевъ, Архіепископъ Пинскій Александръ и викарій Волынской епархіи Епископъ Поликарпъ съѣхались въ Пинскѣ и съ участіемъ двухъ членовъ Украинскаго Комитета, бывшихъ липковцевъ, образовали «Соборъ», на которомъ поставили трехъ епископовъ. Двое изъ нихъ — Никаноръ Абрамовичъ и Иванъ Губа, будучи въ то время клириками Камень-Каширской епархіи, находились подъ запрещеніемъ въ священнослуженіи. Вышеназванныя лица объявили себя іерархіей «Автокефальной Украинской Церкви», опираясь на актъ о дарованіи таковой автокефаліи со стороны Митрополита Варшавскаго Діонисія, который, неизвѣстно по какому праву, назначилъ Преосвященнаго Поликарпа администраторомъ означенной Церкви. Вслѣдъ за хиротоніями Никанора Абрамовича и Ивана Губы послѣдовали другія многочисленныя хиротоніи.

Очевидно, что объявленная вышеозначенной іерархіей автокефалія не можетъ быть признана законною, независимо отъ указанной канонической неправоспособности этой іерархіи. Въ свое время, 7 (20) сентября 1918 г., Всероссійскій Церковный Соборъ, который одинъ только могъ бы имѣть каноническое право на дарованіе такой автокефаліи, утвердилъ выработанное Всеукраинскимъ Соборомъ Положеніе, согласно которому «Православныя епархіи на Украинѣ, оставаясь неразрывною частью единой Православной Россійской Церкви, образуютъ /с. 3/ церковную область ея съ особыми преимуществами на началахъ автономіи». Права автокефаліи организація Преосвященнаго Поликарпа получила отъ Митрополита Варшавскаго Діонисія со ссылкой на право, якобы данное ему Томосомъ Вселенской Патріархіи отъ 13 ноября 1924 года.

Не касаясь сейчасъ каноническаго значенія этого Томоса вообще, ибо взглядъ Россійской Церкви на автокефалію Церкви въ Польшѣ уже высказанъ былъ Патріархомъ Тихономъ (грамота его Митрополиту Варшавскому Діонисію отъ 21 мая 1923 г. за № 244) и Предсѣдателемъ Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей Митрополитомъ Кіевскимъ Антоніемъ (посланіе его Патріарху Вселенскому Константину VI отъ 4 (17) февраля 1925 г. за № 2546), необходимо отмѣтить, что, какъ бы ни относиться къ означенному Томосу, онъ не можетъ почитаться документомъ, дающимъ Митрополиту Варшавскому Діонисію право на дарованіе автокефаліи Церкви на Украинѣ. Томосъ Вселенской Патріархіи имѣлъ въ виду установить автокефалію только въ епархіяхъ Православной Россійской Церкви, вошедшихъ въ предѣлы б. Польскаго государства, «полагая, что при новыхъ условіяхъ политической жизни такое устройство одно только могло бы удовлетворить и обезпечить ея нужды». Томосъ имѣлъ отношеніе только къ Польшѣ и при томъ при опредѣленныхъ политическихъ условіяхъ, въ которыхъ она находилась въ моментъ его изданія. Въ свое время самъ Митрополитъ Діонисій указывалъ въ письмѣ на имя Министра Исповѣданія Народнаго Просвѣщенія Польши отъ 3 августа 1928 г., что автокефалія, несмотря на значительныя затрудненія и протесты противъ нея внутри самой Церкви въ Польшѣ, была проведена по желанію Правительства. Іерархія пошла по этому пути въ надеждѣ, что «вслѣдъ за автокефаліей послѣдуетъ столь желанное урегулированіе жизни Православной Церкви въ Польшѣ въ смыслѣ благопріятнаго нормированія отношеній государства къ этой Церкви». Митрополитъ Діонисій писалъ, что кровь Митрополита Георгія была пролита «ради организаціи Церкви въ согласіи съ правительствомъ». Такимъ образомъ, при полномъ измѣненіи политическихъ условій въ б. Польшѣ исчезаютъ и основанія, по которымъ былъ изданъ Томосъ. Онъ менѣе всего можетъ быть примѣненъ къ епархіямъ Русской Православной Церкви на Украинѣ. Въ сдѣланномъ въ скобкахъ примѣчаніи Томосъ различаетъ Кіевскую митрополію и православныя митрополіи Польши и Литвы и даруетъ автокефалію Польской митрополіи, не распространяя ее на митрополію Кіевскую. Въ Томосѣ нѣтъ ни слова о предоставленіи Митрополиту Варшавскому какихъ бы то ни было особыхъ административныхъ правъ по отношенію къ Украинской Церкви (т. е. митрополіи Кіевской), изъ которой только меньшая часть (Холмская епархія и часть Волынской епархіи) входила въ составъ Церкви въ Польшѣ, будучи включена въ границы б. Польскаго государства.

Дѣяніе Митрополита Діонисія въ свое время было подвергнуто критикѣ со стороны Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей, который и въ опредѣленіи отъ 27 апрѣля (10 мая) 1944 г., и въ посланіяхъ на имя Патріарха Вселенскаго, Замѣстителя Патріарха Сербскаго и Предсѣдателя Сѵнода Болгарской Церкви, вы/с. 4/яснилъ неканоническій характеръ вмѣшательства Митрополита Діонисія въ дѣла Православной Церкви на Украинѣ и высказалъ приведенныя выше соображенія относительно неосновательности ссылокъ украинскихъ автокефалистовъ на Патріаршій Томосъ. Совершенно ту же точку зрѣнія высказалъ Митрополиту Діонисію Архіепископъ Холмскій Иларіонъ въ письмѣ отъ 12 февраля 1942 г. за № 450. Предупреждая, что вмѣшательство Митрополита Діонисія внесетъ разладъ въ жизнь Православной Церкви на Украинѣ, Архіепископъ Иларіонъ высказывалъ слѣдующіе доводы: 1) св. каноны (2 прав. II, 3 прав. III Всел. Соборовъ, 9 Антіох., 64 и 67 Карѳаг.) строго запрещаютъ вмѣшательство одной Церкви въ дѣла другой; 2) на Украинѣ, въ согласіи съ указаніемъ св. каноновъ (34 Апост., 2 прав. II и 6 прав. VII Всел. Соборовъ и 20 прав. Антіох. Пом. Соб.), возникла совсѣмъ другая, своя областная Церковь, соотвѣтственно образованію новой административной единицы; 3) Патріаршій Томосъ отъ 13 ноября 1924 г. не только не разрѣшаетъ данный вопросъ, но, напротивъ, запрещаетъ нашей Церкви вмѣшательство въ церковныя дѣла Украины, ибо данъ былъ только для Церкви въ Польшѣ, и 4) Церковь въ Польшѣ имѣетъ опредѣленно очерченныя границы, на которыя св. Соборъ Епископовъ въ Польшѣ со своимъ Митрополитомъ добровольно согласился.

Предупрежденія Архіепископа Иларіона вполнѣ оправдались: организаціей т. н. Автокефальной Церкви въ церковную жизнь Украины была внесена тягчайшая смута, потребовавшая многихъ человѣческихъ жертвъ во главѣ съ самимъ Митрополитомъ Алексіемъ.

Корень этого зла заключается въ томъ, что крайнія украинскія политическія группы ставили свои политическія цѣли выше Церкви, сохраненія ею неповрежденнаго православнаго ученія и существующаго въ ней со временъ св. Апостоловъ благодатнаго строя.

Именно въ этомъ была причина появленія липковщины и именно поэтому автокефалисты приняли въ свою среду б. липковцевъ и начало липковскаго движенія включаютъ въ число памятныхъ датъ въ исторіи своей организаціи. Имя Липковскаго, анаѳематствованнаго Патріархомъ Тихономъ раскольника, считается у нихъ настолько священнымъ, что бывшій въ составѣ ихъ іерархіи Епископъ Сергій Охотенко актомъ Митрополита Поликарпа отъ 26 октября 1944 г. былъ преданъ суду съ запрещеніемъ въ священнослуженіи и 7 ноября того же года даже исключенъ изъ епископовъ іерархіи Украинской Автокефальной Церкви за непочтительный отзывъ о немъ. Непризнаваемая ни одною Православною Церковью, эта организація является, такимъ образомъ, продолженіемъ липковскаго раскола, вслѣдъ за нимъ попирая св. каноны.

Такъ, извѣстно, что нѣкоторые епископы этой организаціи женаты, что тамъ допускаются, если не принципіально, то, во всякомъ случаѣ, фактически второбрачные священники, что, въ погонѣ за возможно болѣе быстрымъ пополненіемъ рядовъ духовенства, у нихъ совершалось одновременное рукоположеніе нѣсколькихъ клириковъ за одной литургіей, вопреки церковнымъ правиламъ.

Все изложенное вынуждаетъ разсматривать церковную организацію т. н. автокефалистовъ, какъ безблагодатное сообщество, отъ общенія съ которымъ надо всячески оберегать православную паству.

/с. 5/ Въ виду сего Архіерейскій Соборъ предлагаетъ православнымъ пастырямъ какъ самимъ избѣгать какого-либо молитвеннаго общенія съ клириками и епископами т. н. Украинской Автокефальной Церкви, такъ и предупреждать паству противъ такого общенія и особенно обращенія къ нимъ за какими-либо таинствами и требами. Въ случаѣ же обращенія клириковъ этой организаціи за принятіемъ въ лоно Православной Церкви, имъ надлежитъ разъяснять, что полученная ими отъ іерархіи ея хиротонія недѣйствительна и что они могутъ приниматься въ общеніе только какъ міряне. Только въ исключительныхъ случаяхъ такія лица могутъ получать священническія и діаконскія должности, послѣ совершенія надъ ними законнаго рукоположенія.

Подлинный подписали Предсѣдатель Собора и члены его.

Источникъ: «Церковная Жизнь». Издается ежемѣсячно при Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. № 3-4. Октябрь-Ноябрь. — Мюнхенъ, 1947. — С. 1-5.

Назадъ // Къ оглавленію // Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.