Церковный календарь
Новости


2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава XVIII.
Отношеніе Императора Петра Великаго къ участи православныхъ въ Польшѣ.

Въ силу заключеннаго Польшей въ 1686 г. договора съ Россіей, русскому правительству, какъ мы видѣли, предоставлено было право защищать интересы православныхъ, подвергавшихся въ Польшѣ гоненіямъ и притѣсненіямъ за вѣру. Казалось бы, что при этихъ условіяхъ православнымъ будетъ предоставлена вѣроисповѣдная свобода и гоненія за вѣру прекратятся. Этого слѣдовало бы еще болѣе ожидать въ силу складывавшихся въ Польшѣ въ началѣ XVIII столѣтія историческихъ событій. Императоръ Петръ Великій выступилъ на защиту Польши противъ шведскаго короля Карла XII. Въ силу союза съ Польшей, заключеннаго противъ Карла XII, русскія войска заняли въ 1704 г. многія области Польши, въ томъ числѣ Волынь и Кіевское воеводство. Съ появленіемъ ихъ православные жители этихъ областей почувствовали временное облегченіе отъ преслѣдованій со стороны латино-уніатовъ, тѣмъ болѣе что Петръ Великій не скрывалъ негодованія противъ религіознаго преслѣдованія православныхъ въ Польшѣ. Православные, опираясь на присутствіе /с. 179/ союзныхъ войскъ, стали смѣлѣе противодѣйствовать уніатамъ, но уходили русскія войска, и разнузданность уніатовъ и латино-польской шляхты противъ православныхъ усиливалась.

До какихъ предѣловъ доходила фанатическая ненависть уніатовъ къ Православію, можетъ служить иллюстраціей слѣдующій фактъ. Когда императоръ Петръ Великій прибылъ по военнымъ обстоятельствамъ какъ союзникъ короля Августа противъ Карла XII въ г. Полоцкъ (1705) и, посѣщая храмы и монастыри, хотѣлъ войти въ алтарь одного уніатскаго храма, то монахи-базиліане его туда не пустили на томъ основаніи, что онъ «схизматикъ». Затѣмъ, когда императоръ, увидѣвъ въ храмѣ прекрасно убранный образъ, спросилъ, чей онъ, фанатики базиліане отвѣтили: «Священномученика Іосафата (Кунцевича), котораго ваши единовѣрцы, богоотступники и еретики, умертвили». Полоцкимъ базиліанамъ пришлось жестоко расплатиться за это, но дѣло не окончилось расплатой ихъ однихъ. Петръ всей душой возненавидѣлъ всѣхъ уніатовъ и, занимая своими войсками многія области Польши, далъ приказаніе ловить уніатскихъ іерарховъ, такъ что тѣ сочли благоразумнымъ дѣломъ скрыться въ глубь Польши.

Если уніаты осмѣливались такъ грубо поступить съ могущественнымъ русскимъ императоромъ, то легко представить, что должны были испытывать православные отъ уніатовъ. Короли польскіе XVIII столѣтія не имѣли почти никакой власти — вся власть сосредоточивалась въ рукахъ аристократовъ и подстрекаемой ими шляхты, и всякій шляхтичъ могъ безнаказанно позволить себѣ всякое своеволіе. Избить, истязать православнаго, убить наповалъ — шляхтичу-католику того времени ничего не значило, ибо по праву сильнаго онъ всегда находилъ въ томъ измышленныя основанія.

Потерявъ всякое благоразуміе, нѣкоторые изъ патріотовъ подъ вліяніемъ іезуитовъ стали смотрѣть на несчастныхъ литовско-русскихъ православныхъ какъ на самыхъ ненавистныхъ людей и продолжали добиваться совершеннаго истребленія Православія въ Польшѣ. Однако въ данномъ дѣлѣ іезуитская партія дѣйствовала вовсе не въ пользу уніатовъ: уніаты почти вездѣ занимали второстепенное мѣсто, были больше подставными лицами. Доведенная до ничтожества унія не могла занять долженствующаго положенія въ Польшѣ, да это и не было цѣлью іезуитской партіи. Съ момента своего появленія въ Польшѣ іезуиты, какъ мы видѣли, задались цѣлью въ корнѣ уничтожить въ литовско-русскихъ областяхъ Православіе и пользовались для этого всякимъ удобнымъ случаемъ. Политическое положеніе Польши оказалось для нихъ положительной находкой, и вотъ въ 1717 году, на сеймѣ въ г. Гроднѣ, одинъ изъ іезуитовъ предложилъ проектъ совершеннаго истребленія въ Польшѣ не /с. 180/ только православной, но и уніатской вѣры, который былъ принятъ сеймомъ. Этимъ проектомъ предлагались различныя мѣры къ тому, чтобы обезсилить православное дворянство и принудить его къ переходу въ латинство. Съ этой цѣлью совѣтовалось латино-полякамъ не допускать православныхъ дворянъ къ занятію государственныхъ должностей; не допускать ихъ къ образованію, чтобы они въ невѣжествѣ своемъ сравнялись съ крестьянами; преслѣдовать ихъ при всякомъ удобномъ случаѣ насмѣшками; показывать передъ ними свое превосходство и не скрывать своего презрѣнія къ нимъ; дозволять жидамъ селиться среди русскихъ, въ надеждѣ, что «жиды, по прирожденной своей пронырливости, приберутъ въ свои руки всѣ доходы и, вытѣснивъ русскихъ изъ городовъ въ предмѣстья, вышлютъ ихъ на барщину». Чтобы скорѣе латинизировать православную іерархію и духовенство, проектъ предлагалъ допускать на епископскія православныя каѳедры только лицъ, находящихся въ родствѣ съ латинянами, а низшее духовенство держать въ темнотѣ и лишать всякаго образованія, дабы оно не было въ состояніи руководить въ дѣлахъ вѣры и наставлять свою паству. Рекомендовалось также держать духовенство въ бѣднотѣ, дабы оно, имѣя постоянныя заботы о насущномъ кускѣ хлѣба, менѣе всего думало о своей пастырской подготовкѣ и пастырскихъ обязанностяхъ. Съ этой цѣлью рекомендовалось патронамъ отдавать церкви въ аренду жидамъ и при всякомъ удобномъ случаѣ отнимать отъ церквей принадлежащія имъ имущества. Чтобы подорвать въ народѣ нравственный авторитетъ православнаго духовенства и навлечь на него гнѣвъ польскихъ патріотовъ и судебныя преслѣдованія, проектомъ рекомендовались слѣдующія мѣры: зорко слѣдить за поведеніемъ православнаго духовенства и все неодобрительное въ его поведеніи записывать и какъ можно больше разглашать въ народѣ; возводить на православныхъ епископовъ и рядовое духовенство ложныя обвиненія въ возстаніяхъ, подбрасывать отъ ихъ имени письма, оскорбительныя для римской церкви. Не оставилъ проектъ безъ вниманія и простой русскій народъ, совѣтуя отнять отъ него всякую возможность научиться грамотѣ и, держа его въ темнотѣ, такимъ образомъ парализовать въ немъ всякую возможность читать православныя книги и заставить поскорѣе забыть свою вѣру. Всѣ эти мѣры составитель проекта совѣтовалъ примѣнять и къ уніатамъ, потому что «при первой возможности эти недовѣрки съ холопскою вѣрою постараются снова перейти въ восточную схизматическую вѣру».

Послѣ Гродненскаго сейма преслѣдованія православныхъ еще болѣе усилились и ярость по отношенію къ нимъ шляхты не знала предѣловъ. Вотъ въ какихъ словахъ въ своемъ письмѣ къ примасу Польши /с. 181/ въ Литвѣ изображаетъ преслѣдованія православныхъ русскій резидентъ въ Варшавѣ, католикъ Голембовскій: «Ваше Высокопреосвященство! Посмотрите, что дѣлаетъ шляхта: забывши страхъ Божій, они врываются верхомъ въ церкви, стрѣляютъ въ алтари и иконы, рвутъ ихъ, ломаютъ кресты; на духовныхъ и мірянъ они нападаютъ въ церквахъ; они выбрасываютъ монаховъ изъ монастырей, а въ дѣвичьихъ монастыряхъ для посмѣшища раздѣваютъ монахинь до-нага и въ такомъ видѣ изгоняютъ ихъ; имущество и доходы монастырскіе отнимаютъ; церкви разрушаютъ: бьютъ въ нихъ окна и ломаютъ крыши, остальное же грозятъ предать пламени; изображеніе Спасителя они попираютъ ногами, рѣжутъ и прокалываютъ ножами, бросаютъ и таскаютъ по улицамъ, приговаривая богохульныя рѣчи: "Схизматическій Боже! Неужели же Ты не постоишь за Свою обиду"». Въ особенности эта ярость обрушилась на православныхъ единственной въ то время Бѣлорусской православной епархіи и ея епископа Святополка Четвертинскаго, человѣка умнаго и въ Православіи стойкаго, притомъ, по своему княжескому происхожденію и общественному положенію, болѣе другихъ гарантированнаго отъ грубыхъ насилій, тяготѣвшихъ надъ православнымъ духовенствомъ въ Польшѣ. Зная по опыту, съ какими трудностями приходится православнымъ, разсѣяннымъ по всей Польшѣ, бороться съ натискомъ латинства, Четвертинскій рѣшилъ объединить для борьбы съ латинствомъ всѣ силы православныхъ и организовать защиту, но такая роль организатора была не по душѣ врагамъ Православія, и на жизнь его было совершено покушеніе. Жалуясь императору Петру I на бѣдственное положеніе православныхъ въ Рѣчи Посполитой, онъ между прочимъ писалъ: «Тамъ бьютъ, на другомъ мѣстѣ церкви отъемлются, лошадей, рухлядь, доходы грабятъ, а самого меня въ заключеніи держатъ. Слезно прошу показать намъ бѣднымъ милосердіе и помощь, да не рекутъ языцы: гдѣ есть Богъ ихъ?»

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 178-181.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.