Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава XVI.
Присоединеніе Малороссіи къ Москвѣ. Соединеніе Кіевской митрополіи съ Московской.

Изъ предыдущихъ очерковъ мы видѣли, что уже въ царствованіе Владислава IV нѣсколько разъ вспыхивали казацкія возстанія, и хотя они имѣли, главнымъ образомъ, сословный характеръ, но оказывали вліяніе и въ вопросахъ вѣры. Послѣ возстанія 1638 г. начались репрессіи польскаго правительства противъ казачества, отразившіяся и на положеніи православныхъ вообще. Польское правительство съ лихорадочной торопливостью забираетъ въ свои руки власть надъ казаками, жестоко наказываетъ ихъ за неповиновеніе, уменьшаетъ ихъ число, отнимаетъ право независимаго управленія, наводняетъ казацкія области своими войсками и чиновниками — словомъ, стремится къ тому, чтобы въ корнѣ уничтожить вольное казачество. Всѣ эти несправедливости, наконецъ, узакониваются сеймовымъ постановленіемъ 1638 г., по которому у казаковъ уничтожаются всѣ ихъ права, и они низводятся на положеніе простыхъ крестьянъ. Возможно, что Польшѣ удалось бы задавить казачество совершенно, если бы съ угнетеніемъ его не совпадало и угнетеніе всего литовско-русскаго народа изъ-за уніи. Унія затронула въ народѣ священнѣйшую сторону жизни — убѣжденія вѣры, — и посему сблизила его съ казачествомъ въ борьбѣ съ деспотизмомъ Польши, что оживило казачество небывалой до сихъ поръ силой. Имѣя поддержку въ народѣ, казачество опять вдохновилось идеей спасти отъ поляковъ народность, вѣру, независимость свою и народа. И вотъ, среди такихъ историческихъ обстоятельствъ, на арену борьбы казачества съ поляками за вѣру и народность выступаетъ Богданъ Хмѣльницкій. Въ этой борьбѣ сначала, еще при жизни короля Владислава и въ началѣ царствованія его преемника Яна Казимира (1648-1668), Хмѣльницкій имѣлъ большой успѣхъ, плоды котораго явно обнаружились послѣ одержанныхъ имъ надъ поляками побѣдъ при заключеніи Зборовскаго договора (1649). Въ договоръ этотъ были включены постановленія о томъ, чтобы евреи не были жителями тѣхъ городовъ, гдѣ живутъ казаки; чтобы они не были «державцами, откупщиками и закупщиками христіанъ»; чтобы о правахъ Православной Церкви были составлены постановленія на ближайшемъ сеймѣ, сообразно съ желаніями митрополита и всего /с. 169/ духовенства; чтобы въ сенатѣ было представлено мѣсто митрополиту Кіевскому; чтобы чиновники въ воеводствахъ Кіевскомъ, Черниговскомъ и Брацлавскомъ назначались королемъ изъ православныхъ; чтобы іезуиты не имѣли права основывать своихъ школъ въ Кіевѣ и въ другихъ мѣстахъ рядомъ съ іезуитскими могли существовать и школы православные. Православнымъ, такимъ образомъ, улыбалась надежда окончательно освободиться отъ угнетеній за вѣру. Но надежда ихъ оказалась преждевременной. Сеймъ 1650 г. ясно показалъ, что казакамъ нечего ждать отъ Польши исполненія договора Зборовскаго. Война снова запылала, только съ еще меньшимъ успѣхомъ для народнаго дѣла. Хмѣльницкій сталъ терпѣть пораженія, и православные опять очутились въ бѣдственномъ положеніи. Послѣ пораженія казаковъ подъ Берестечкомъ, въ Бѣлоцерковскомъ трактатѣ, заключеннымъ Хмѣльницкимъ съ Польшей, постановленія Зборовскаго договора были значительно видоизмѣнены; сказано только, что «вѣра греческая, которую войско запорожское исповѣдуетъ, въ давныхъ вольностяхъ и по давнымъ правамъ имѣетъ быть»; другими словами, православнымъ предоставлялось право требовать только свободы вѣры и уравненія въ правахъ съ уніатами. Этимъ трактатомъ нанесенъ былъ тяжелый ударъ и казачеству. Ему разрѣшалось содержать только двадцатитысячное число казаковъ, ставилось въ обязанность возвратить лишнихъ казаковъ въ крестьянство и подчинить все крестьянство прежнимъ помѣщикамъ. Однако и этими условіями, весьма выгодными для поляковъ, поляки были недовольны. Послѣ одержанной побѣды они ободрились и стали опять подвергать православныхъ насиліямъ за вѣру. Само собой разумѣется, недоволенъ былъ и православный народъ, жестоко обманувшійся въ своихъ надеждахъ и проклинавшій Хмѣльницкаго. Тогда выступила наружу мысль о подчиненіи Малороссіи Россіи, — мысль не новая, проблески коей проявились еще во времена Сигизмунда III, при гетманѣ Сагайдачномъ и митрополитѣ Іовѣ Борецкомъ, и которую партія казаковъ съ самаго начала возстанія Хмѣльницкаго (1648) проводила и въ Москвѣ, и въ Малороссіи. Эта мысль, наконецъ, осуществилась, и въ 1654 г., при Московскомъ царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ, Малороссія вошла въ составъ Россійскаго государства. Вслѣдъ за этимъ между Россіей и Польшей изъ-за Малороссіи послѣдовало нѣсколько войнъ. Походъ Алексѣя Михайловича въ Литву (1655) походилъ на торжественное путешествіе давняго природнаго государя; съ великой радостью встрѣчалъ православно-русскій народъ своего избавителя отъ латино-польскаго ига. Города сдавались русскимъ одинъ за другимъ, и Польша лишилась болѣе 20 русскихъ городовъ, какъ напр. Смоленска, Полоцка, /с. 170/ Минска, Гродны, Ковны и даже столицы Литвы — Вильны. Въ занятыхъ русскими городахъ православные возвращали себѣ отнятые у нихъ уніатами храмы, и латино-уніаты сильно поплатились за прежнее господство и притѣсненія. Потерпѣвъ рядъ неудачъ, поляки согласились, по перемирію 1655 г., признать за Россіей всю Малороссію и представить свободу вѣроисповѣданія православнымъ въ остальныхъ русскихъ областяхъ, оставшихся подъ властью Польши. Польша, казалось, неминуемо погибнетъ, тѣмъ болѣе что ее наводнили шведы. Но этого, однако, не случилось; не погибла Польша, и не остались за Россіей и всѣ тѣ, которые въ 1654-1655 годахъ считали себя русскими подданными. Польшу спасла ссора Москвы со Швеціей изъ-за обладанія Лифляндіей.

Въ Малороссіи послѣ смерти Хмѣльницкаго (1657) обнаружилась рознь партій и въ дѣлѣ окончательнаго объединенія ея съ Москвой стали проявляться нестроенія и неудачи. Казачество не нашло въ Россіи той воли, къ какой привыкло, и мало-по-малу охладѣвало къ Москвѣ, главнымъ образомъ изъ-за необузданности и хищничества московскихъ бояръ. Въ особенности тяготились зависимостью отъ Москвы представители казацкой старшины (гетманъ, его штатъ, полковники и сотники). Воспользовавшись этимъ, гетманъ Выговскій отложился отъ Москвы и заключилъ съ Польшей Гадячскій договоръ (1658), по которому Польша соглашалась вполнѣ возстановить западнорусское Православіе, поставивъ его наряду съ латинствомъ, и истребить унію во всемъ государствѣ. Все это торжественно было подтверждено сеймомъ 1659 года, но ненадолго; вскорѣ латинская партія снова взяла перевѣсъ. Главнымъ руководителемъ ея былъ уніатскій митрополитъ Гавріилъ Коленда. Гетманъ Выговскій призвалъ на помощь татаръ и при ихъ содѣйствіи нанесъ московскимъ войскамъ тяжелое пораженіе при Конотопѣ. Между тѣмъ простые казаки и крестьяне тянули къ Москвѣ; во множествѣ бѣжали они съ праваго берега Днѣпра, Волыни и Кіевщины на лѣвый берегъ, въ Украйну Московскую. Внутренніе споры въ Малороссіи привели ее къ раздѣленію. Полки, находившіеся на лѣвомъ берегу Днѣпра, избрали гетманомъ запорожца Брюховецкаго и остались за Москвой; вся же правобережная Украйна, кромѣ Кіева, отошла опять къ Польшѣ со своимъ гетманомъ. Послѣ этого распада Малороссіи война съ Польшей не дала успѣха ни той, ни другой сторонѣ. Наконецъ оба государства помирились на установившемся положеніи (status quo), и по Андрусовскому договору (1667) за Москвой остался Смоленскъ, Сѣверская земля и лѣвобережная Украйна, а также Кіевъ (на два года). Послѣ Андрусовскаго договора агитація латино-уніатовъ противъ возстановленія въ /с. 171/ Польшѣ западнорусскаго Православія все болѣе и болѣе усиливалась. Янъ Казимиръ сдѣлалъ нѣсколько уступокъ общему теченію и наконецъ, благодаря составленнымъ противъ него нѣсколькимъ конфедераціямъ, отказался отъ престола. На его мѣсто въ 1669 г. былъ избранъ Михаилъ Вишневѣцкій, ближайшій другъ Коленды. При Вишневѣцкомъ въ польское законодательство было внесено слѣдующее постановленіе генеральной конфедераціи, дѣйствовавшей въ 1668 г., во время междуцарствія: «Аріане и отступники отъ католической вѣры, равно какъ и отъ уніи, перешедшіе въ другое исповѣданіе, не должны пользоваться покровительствомъ сеймовыхъ конституцій, обезпечивающихъ свободу исповѣданій..., отступниковъ же вышеупомянутыхъ должно наказывать изгнаніемъ изъ отечества, если вина ихъ будетъ доказана судебнымъ порядкомъ». Это постановленіе сдѣлалось руководящимъ въ политикѣ Польскаго государства. При королѣ Янѣ Собѣсскомъ (1674-1696) постановленіемъ сейма 1676 года были уничтожены и права братствъ.

Такъ какъ ослабѣвшая отъ шляхетской анархіи Польша не могла оказать защиты партіи независимаго казачества, гетманъ правобережной Украйны Дорошенко предался туркамъ, и султанъ Магометъ IV предпринялъ походъ для покоренія всей Украйны. Такимъ образомъ, у Москвы и Польши появился общій врагъ; однако они не могли столковаться для совмѣстной борьбы съ Турціей, а въ отдѣльности ихъ дѣйствія противъ турокъ были безсильны. Ни побѣды воинственнаго польскаго короля Яна Собѣсскаго, ни походы московскихъ воеводъ къ Чигирину, столицѣ правобережнаго гетмана, не заставили турокъ уйти изъ южной части Украйны. Ради борьбы съ Турціей между Москвой и Польшей въ 1686 г. былъ заключенъ «вѣчный миръ» (Московскій договоръ), въ силу котораго Польша отказалась отъ притязаній на владѣніе восточной частью Малороссіи и г. Кіевомъ. Въ другихъ же русскихъ областяхъ, остававшихся за Польшей, поляки обязались дать православнымъ свободу вѣры и оставить за ними тѣ епархіи, которыя были даны имъ при королѣ Владиславѣ IV, именно: Луцкую, Львовскую, Перемышльскую, Могилевскую, или Мстиславскую. Православные епископы въ Польскомъ государствѣ ставились въ зависимость отъ Кіевскаго митрополита. Русское правительство получало право наблюдать за исполненіемъ этихъ обѣщаній польскаго правительства и право заступаться и ходатайствовать за православныхъ, если бы послѣдніе подверглись притѣсненіямъ.

Внутреннія казацкія смуты отразились и на церковномъ управленіи Западнорусской Церкви. Еще до заключенія «вѣчнаго мира» вмѣстѣ съ Заднѣпровьемъ, населеннымъ казаками, фактически /с. 172/ перешло подъ власть Россіи и средоточіе іерархическаго управленія Западнорусской Церкви — Кіевъ. Митрополитъ всей Западнорусской Церкви очутился внѣ предѣловъ западнорусскихъ областей, оставшихся подъ властью Польши. Сношенія его съ этой частью паствы и паствы съ нимъ затруднялись до крайности. Между тѣмъ русское правительство стремилось къ тому, чтобы Кіевскій митрополитъ зависѣлъ отъ Московскаго патріарха. Еще въ 1661 г., послѣ смерти митрополита Сильвестра Коссова, русское правительство приказало быть блюстителемъ Кіевской митрополіи посвященному въ Москвѣ Мстиславскому епископу Меѳодію, несмотря на то что въ Кіевѣ былъ избранъ и посвященъ въ митрополита Діонисій Балабанъ. Та же исторія повторялась и послѣ 1663 г., когда умеръ Діонисій. Внутренняго порядка въ Западнорусской Церкви не было, тѣмъ болѣе что западнорусская іерархія раздѣлилась на партіи, изъ коихъ одна стремилась своими симпатіями къ Москвѣ, другая же ратовала за прежнее положеніе, т. е. за подчиненіе митрополіи Константинопольскому патріарху. Каждая изъ этихъ партій старалась имѣть на митрополичьемъ престолѣ своего человѣка. Поэтому вскорѣ случилось такъ, что въ то время какъ русская половина Западной Россіи избирала своего кандидата, польская выставляла своего. Такъ это случилось въ 1664 г., когда одна сторона избрала митрополитомъ Могилевскаго епископа Іосифа Нелюбовича-Тукальскаго, а другая — Перемышльскаго епископа Антонія Вишнецкаго. Конецъ этому ненормальному положенію былъ положенъ только послѣ заключенія такъ называемаго «вѣчнаго мира», когда Московскій патріархъ Іоакимъ рѣшилъ подчинить Кіевскую митрополію Московскому патріаршему престолу и когда Константинопольскій патріархъ согласился на это, и на Кіевскую митрополію былъ поставленъ въ 1686 г. патріархомъ Іоакимомъ Луцкій епископъ Гедеонъ Четвертинскій.

Такимъ образомъ, въ 1686 г. окончилось раздѣленіе Русской Церкви, продолжавшееся около двухъ столѣтій. Единство Церкви возстановилось, однако, не вполнѣ, такъ какъ къ Московскому патріарху перешла только та часть Западнорусской митрополіи, которая лежала къ востоку отъ Днѣпра, и городъ Кіевъ. Вся же Кіевская область, Волынь, Подолія, литовскія области и Галиція остались по-прежнему подъ властью польскаго короля, и тамъ опять разразилась опустошительнымъ ураганомъ унія, и православные, испытавъ на себѣ ея тяжелые удары, вездѣ были подавлены настолько, что сами, своими собственными силами не могли уже противопоставить ей серьезныхъ затрудненій.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 168-172.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.