Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИТОВСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНІЯ.

Глава VIII.
Подготовка православныхъ и уніатовъ къ предстоящему собору.

Въ мартѣ 1596 г. епископы Поцѣй и Терлецкій возвратились изъ Рима, обласканные папой, но встрѣчены были православными недружелюбно. Народъ не желалъ насильно навязанной ему уніи, и посему русскіе православные депутаты, во главѣ съ княземъ Острожскимъ, на Варшавскомъ сеймѣ (въ началѣ 1596 г.) потребовали отъ короля, чтобы принявшіе унію епископы были лишены сана, а на ихъ мѣсто поставлены другіе. Не дремали и Поцѣй съ Терлецкимъ и для укрѣпленія среди православныхъ своего пошатнувшагося положенія выпросили у короля новыя грамоты на свои еписко/с. 121/піи. Между тѣмъ православные настоятельно требовали созыва Собора, и таковой по волѣ короля былъ созванъ въ Новогрудкѣ. Проводя еще раньше ту мысль, что въ Соборахъ не должны участвовать міряне, король, зная настроеніе православныхъ и боясь вліянія на Соборѣ знатныхъ мірянъ, разрѣшилъ составить Соборъ только изъ одного духовенства. Соборъ этотъ, однако, дѣла уніи не рѣшилъ, а только занялся осужденіемъ защитниковъ Православія, особенно Стефана Зизанія. Естественно, что постановленія Собора не могли удовлетворить ни православныхъ, ни приверженцевъ уніи. Православные добивались созыва такого Собора, на которомъ могли бы присутствовать и міряне, т. е. вся Церковь, а не одно только духовенство, и на которомъ окончательно выяснилось бы дѣло объ уніи, а приверженцы уніи хотѣли созыва такого Собора, на которомъ возможно было бы торжественно узаконить все то, что было принято Поцѣемъ и Терлецкимъ въ Римѣ. Послѣднихъ поддерживалъ и король Сигизмундъ III. Онъ издалъ 14 іюля 1596 г. универсалъ (окружное посланіе), въ которомъ заявилъ, что не только епископы, ѣздившіе въ Римъ, но и онъ самъ имѣлъ желаніе соединить Церкви. Онъ писалъ далѣе, что желаетъ, дабы всѣ его подчиненные были въ одной вѣрѣ, такъ какъ только это соединеніе можетъ охранить цѣлость республики.

О народѣ же онъ выразился, какъ о «толпѣ», въ дѣлахъ вѣры ничего не смыслящей, и потому къ участію на Соборѣ недопустимой. Съ подобнымъ же окружнымъ посланіемъ выступилъ къ народу и митрополитъ Михаилъ Рагоза. Однако посланія эти не только не успокоили народа, но еще болѣе раздражили его, ибо онъ сознавалъ, что совершается надъ нимъ грубое насиліе. Народныя волненія охватили не только митрополичью каѳедру, но и епархіи Поцѣя и Терлецкаго. Въ особенности волновались православные въ Вильнѣ, и митрополитъ, видя свое безсиліе внести успокоеніе въ народъ, вынужденъ былъ обращаться къ защитѣ короля. Готовясь къ предстоящему Собору и не надѣясь на свои силы, такъ какъ большинство православныхъ епископовъ съ митрополитомъ во главѣ были явными уніатами, въ Православіи же осталось только два епископа: Перемышльскій Михаилъ и Львовскій Гедеонъ, — православные обратились за помощью къ восточнымъ патріархамъ, и тѣ прислали къ нимъ ученыхъ и твердыхъ въ Православіи мужей для участія въ предстоящемъ Соборѣ. Отъ патріаха Александрійской Церкви — Кириллъ Лукарисъ, а отъ Константинопольскаго — въ званіи экзарха высокоученый архидіаконъ Никифоръ. Пріѣздъ этихъ лицъ весьма обрадовалъ православныхъ, ибо въ лицѣ ихъ они надѣялись имѣть ученыхъ защитниковъ Православія противъ такого апологета уніи и /с. 122/ папства, какимъ былъ іезуитъ Петръ Скарга.

Наступило время созыва Собора, который по волѣ короля долженъ былъ состояться въ Брестѣ, и обѣ стороны стали готовиться къ нему. Православные, хотя и чувствовали, что истина и право на ихъ сторонѣ, но отъ Собора не ожидали ничего хорошаго, ибо видѣли, что враги Православія рѣшились во что бы то ни стало показать, что унію приняло законное представительство Западнорусской Церкви и что вопросъ о введеніи ея въ этой Церкви предрѣшенъ заранѣе, но не падали духомъ, уповая на милость Божію и на свою правду.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 120-122.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.