Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ.

Часть первая. Флорентійская унія.

Глава VI.
Великій расколъ Западной церкви (1378-1417).

Расколъ былъ подготовленъ слѣдующими событіями. По проискамъ и настоянію короля Филиппа IV, папа Климентъ V вынужденъ былъ въ 1305 году переселиться изъ Рима въ Авиньонъ, и съ этого года, въ продолженіе 72 лѣтъ, Авиньонъ становится папской резиденціей. Такое долговременное пребываніе папъ въ Авиньонѣ сильно подорвало нравственный и политическій ихъ престижъ. Между тѣмъ ослабленная смутами Франція перестала служить надежной покровительницей для авиньонскихъ папъ. Тогда папа Урбанъ V, уступая настойчивымъ просьбамъ римлянъ и императора Карла IV, переѣхалъ 16 октября 1367 года въ Римъ, несмотря на протесты французскихъ кардиналовъ, привыкшихъ къ роскошному Авиньону и ненавидѣвшихъ опустѣвшій, вѣчно безпокойный городъ. Вскорѣ бурный, раздираемый смутами Римъ сталъ тяготить Урбана, и онъ въ сентябрѣ 1368 г. вернулся въ Авиньонъ. Бѣгство папы изъ Рима вызвало всеобщее раздраженіе противъ французскаго вліянія. Миланъ, Флоренція, Неаполь и 80 городовъ составили лигу и начали конфисковать церковныя имущества. Въ Римѣ возобновились смуты, и буря грозила уничтожить плоды папства въ борьбѣ за свѣтскую власть. Тогда избранный послѣ смерти Урбана V папа Григорій XI (1371-1378) рѣшилъ для спасенія папства вернуться въ Римъ. Однако часть кардиналовъ осталась въ авиньонскомъ дворцѣ. Въ Римѣ Григорій пробылъ нѣсколько мѣсяцевъ и, разочаровавшись въ надеждѣ возстановить папское могущество и значеніе церкви, удалился въ Ананьи, гдѣ въ 1378 г. умеръ. Въ замкѣ Св. Ангела для избранія новаго папы собрался конклавъ, но замокъ былъ осажденъ римлянами, которые грозно требовали избранія на папскій престолъ итальянца. Въ спѣшномъ порядкѣ папой былъ избранъ архіепископъ г. Баръ Бартоломео, но не успѣли еще кардиналы обнародовать этого имени, какъ ворвалась шумная толпа и разогнала конклавъ. Четыре оставшихся кардинала провозгласили Бартоломео папой подъ именемъ Урбана VI (1378-1389). Урбана признали папой не только итальянскіе, но и авиньонскіе кардиналы, но этотъ суровый, надменный и мелочный человѣкъ, врагъ французовъ, вскорѣ вызвалъ своими дѣйствіями образованіе враждебной ему партіи. Оскорбленные Урбаномъ французскіе кардиналы удалились изъ Ананьи, объявили избраніе его неканоническимъ, какъ несвободное, и предложили ему сложить съ себя власть. Урбанъ попытался вступить съ ними въ переговоры, но неудачно, и кардиналы провозгласили вмѣсто него папой кардинала Роберта Женевскаго, принявшаго имя Климента VII (1378-1394). Такъ начался расколъ въ Римской церкви, продолжавшійся до окончательной его ликвидаціи почти 60 лѣтъ и доведшій уже давно поколебленное зданіе церкви до крайней степени нравственнаго и матеріальнаго разстройства. На папскомъ престолѣ очутилось двое папъ, и папы вступили между собой въ кровавую борьбу, раздѣливъ все западное христіанство на два враждебныхъ лагеря, причемъ Италія, Германія и сѣверо-восточныя государства тяготѣли къ Риму, а Франція, Неаполь, испанскія государства и Шотландія — къ Авиньону. Оба папы молили о возстановленіи мира и единства, но не думали поступиться своими правами и сыпали проклятіями и отлученіями на своихъ противниковъ, такъ что весь Западъ оказался отлученнымъ отъ церкви. Среди таковой церковной разрухи папы ищутъ поддержки свѣтскихъ властителей, что порождаетъ безконечныя кровавыя войны, и западные народы во время папскаго раскола раздѣляются на два вооруженныхъ враждующихъ лагеря. Постепенно на папскій престолъ въ Римѣ послѣ Урбана VI избираются Бонифацій IX (1389-1404), Иннокентій VII (1404-1406), Григорій XII (1406-1415), а въ Авиньонѣ послѣ Климента VII — Венедиктъ XIII (1394-1417), и великій расколъ въ Римской церкви не только не утихаетъ, но разгорается и приноситъ церкви весьма гибельныя послѣдствія. Расколъ этотъ также причинилъ огромный матеріальный вредъ Европѣ, разорявшейся на содержаніе двухъ расточительныхъ папскихъ дворовъ и на безконечныя войны. Это вынуждало папъ изощряться въ добываніи денежныхъ средствъ и создать сложную систему вымогательствъ подъ видомъ резервацій, конфирмацій, аннатовъ, коммендацій, уній, инкорпорацій, диспенсацій, индульгенцій, юбилеевъ, крестовыхъ налоговъ и т. п. Еще ужаснѣе былъ нравственный вредъ раскола. Во время раскола папство должно было молчаливо отказаться отъ своего важнѣйшаго права — нравственнаго контроля, вслѣдствіе чего духовенство и монастыри впали въ нравственное одичаніе, соперничая со своимъ духовнымъ главой въ алчности, развратѣ и безумной роскоши. Въ сферѣ церковныхъ отношеній царилъ настоящій хаосъ, такъ какъ претензіи на духовныя мѣста заявляли одновременно кандидаты изъ партій обоихъ папъ. Сильно пострадали и общественные интересы Европы; не проповѣдь мира среди христіанъ съ невѣрными стала дѣломъ важнѣйшимъ, а пріобрѣтеніе союзниковъ для борьбы съ врагами. Ближайшимъ результатомъ раскола было образованіе оппозиціи противъ омирщенной церкви и утратившаго свой мистическій авторитетъ папы, появленіе религіозныхъ сектъ (Виклефъ, Гусъ), усиленіе мистицизма и внезапныхъ взрывовъ болѣзненнаго религіознаго чувства (процессіи самобичевателей). Многіе умы усиленно работали надъ вопросомъ о способѣ устраненія раскола. Ни германскій, ни французскій, ни англійскій короли не были достаточно сильны и авторитетны для подобнаго дѣла, притомъ они отвлекались тягостной борьбой съ внутренними и внѣшними врагами. Отдѣльныя попытки въ этомъ направленіи не имѣли успѣха. Тогда иниціативу въ улаженіи схизмы взялъ на себя Парижскій университетъ, высшій въ то время авторитетъ въ вопросахъ вѣры и разума. Предложено было три способа улаженія раскола: 1) добровольное отреченіе обоихъ папъ; 2) соглашеніе ихъ и 3) созваніе собора. Первый способъ принятъ былъ большинствомъ, и университетъ тотчасъ примѣнилъ его, но натолкнулся на неодолимое упорство Климента VII Авиньонскаго, а затѣмъ и преемника его Венедикта XIII. Тогда отъ послѣдняго и папы Иннокентія VI потребовано было въ 1395 г. отреченіе. Цѣлыхъ три года тянулись переговоры, пока выведенный изъ терпѣнія университетъ и французское духовенство на собраніи въ 1398 г. не рѣшили прибѣгнуть къ репрессіямъ. Французская церковь отказала папѣ въ повиновеніи, и большинство кардиналовъ покинули его. Такъ какъ мѣра эта не помогла, обратились ко второму способу: обоюдному соглашенію папъ. Этотъ путь оказался, однако, еще болѣе затруднительнымъ и тоже не привелъ къ желанному результату. Тогда со всѣхъ сторонъ стали раздаваться голоса о необходимости созвать соборъ и на немъ уладить распаденіе церкви; особенно народныя массы съ тоской ждали окончанія схизмы. Итальянскіе и авиньонскіе кардиналы покинули своихъ папъ и на общемъ съѣздѣ въ Ливорно (1408) рѣшили собраться въ слѣдующемъ году въ Пизѣ, гдѣ назначенъ былъ вселенскій соборъ. Пизанскій соборъ началъ свои дѣянія 25 марта 1409 г. Папы Григорій и Венедиктъ осыпали проклятіями кардиналовъ и прелатовъ, собравшихся въ Пизѣ, и открыли свои соборы. Такимъ образомъ, одновременно засѣдали три собора, и всѣ три называли себя «вселенскими». На Пизанскомъ соборѣ, которому предстояло возстановить единство церкви, проведены были два тезиса: 1) что церковь самостоятельна и 2) что она властна низложить папу. На основаніи этихъ тезисовъ папы, отказавшіеся отъ повиновенія собору, были объявлены еретиками и низложенными. Конклавъ кардиналовъ собрался для выборовъ новаго папы, и на папскій престолъ избранъ былъ Миланскій архіепископъ Петръ Филарга, принявшій имя Александра V (1409-1410).

Однако Пизанскій соборъ оказался совершенно безплоднымъ, такъ какъ онъ не только не привелъ къ единству церкви, но и папскій престолъ изъ «двухглаваго» сдѣлался «трехглавымъ», ибо папы оставались на своихъ престолахъ, и, несмотря на то что общественное мнѣніе было на сторонѣ Александра V, ему не суждено было увидѣть Римъ: онъ черезъ годъ послѣ своего избранія скончался. Вмѣсто него былъ избранъ съ именемъ Іоанна XXIII кардиналъ Балтазаръ Косса (1410-1415), человѣкъ въ высшей степени развращенный, нажившій преступными путями огромныя деньги. Благодаря хитрости и богатству ему удалось образовать вокругъ себя сильную партію и вступить въ Римъ. Однако церковь этимъ не умиротворилась, и громкій голосъ всего христіанства взывалъ о необходимости созыва вселенскаго собора, какъ единственнаго цѣлительнаго средства противъ язвъ церкви и общества. Побуждаемый къ этому, но не сочувствующій идеѣ реформы церкви, папа Іоаннъ думалъ обмануть міръ, созвавъ соборъ въ Латеранѣ (1412), оказавшійся пустой комедіей. Поднялось противъ него сильное негодованіе, и онъ былъ выгнанъ изъ Рима. Во время скитаній онъ въ концѣ концовъ, въ силу необходимости, согласился созвать соборъ въ германскомъ городѣ Констанцѣ (1414). Явившись въ Констанцъ, Іоаннъ открылъ засѣданіе собора и далъ клятвенное обѣщаніе отказаться отъ своего сана, чтобы побудить къ тому и своихъ соперниковъ. Однако своей клятвы онъ не сдержалъ. Узнавъ, что до соборнаго слуха дошли свѣдѣнія о его неслыханномъ развратѣ и симоніи, папа Іоаннъ бѣжалъ изъ Констанца и объявилъ свое отреченіе вынужденнымъ, надѣясь такимъ образомъ разстроить соборъ, какъ обезглавленный имъ. Тогда соборъ, побуждаемый необходимостью, провозгласилъ новую теорію отношеній церкви къ папѣ, нарушавшую принципъ дѣйствовавшаго до тѣхъ поръ каноническаго права. Особымъ декретомъ соборъ объявилъ себя законно собравшимся и дѣйствующимъ по внушенію Св. Духа, а всѣ дѣйствія папы Іоанна незаконными, и что каждый, не исключая папы, обязанъ повиноваться собору во всемъ, что касается вѣры и внѣшняго преобразованія церкви.

Этимъ постановленіемъ Констанцскій соборъ показалъ, что наконецъ Западная церковь почувствовала нужду соборнаго управленія вмѣсто папскаго единодержавія, вовлекшаго ее въ такіе безпорядки, изъ коихъ она не могла уже выйти даже постановленіями соборными.

Папа Іоаннъ XXIII соборнымъ постановленіемъ былъ низложенъ и преданъ анаѳемѣ какъ симонистъ, развратникъ и еретикъ, не признающій безсмертія души (24 мая 1415 г.). Григорій XII, который, въ сущности, былъ законнымъ папой, оказался сговорчивѣе своихъ соперниковъ и прислалъ собору свое отреченіе (4 іюля 1415 г.). Только Венедиктъ упорствовалъ въ своемъ неповиновеніи собору. Оставленный членами своей партіи, присоединившимися къ собору, онъ послѣ тщетныхъ вызововъ къ суду былъ низложенъ какъ закоренѣлый еретикъ, схизматикъ и клятвопреступникъ.

Послѣ сего соборъ настаивалъ на введеніи реформъ въ Римской церкви, а затѣмъ избраніи папы. Торжественнымъ соборнымъ манифестомъ (14 сентября 1417 г.) было объявлено, что «необходимо прежде удалить порчу изъ Божьяго дома, а затѣмъ чистыми и святыми устами избрать чистаго и святого папу», но происходившія въ нѣмецкой партіи распри и вліянія членовъ Парижскаго университета, опасавшихся новаго раскола отъ замедленія выборовъ, склонили соборъ приступить къ избранію папы ранѣе реформированія церкви. На папскій престолъ былъ поставленъ Мартинъ V, и постановлено было для устроенія церковныхъ дѣлъ созывать соборы каждыя десять лѣтъ. Съ избраніемъ папы Мартина V прекратилась великая схизма, но, несмотря на стремленіе собора добиться реформированія Римской церкви, выполнить эту задачу собору не удалось. Поспѣшность собора въ избраніи папы оказалась для реформированія Римской церкви роковой. Новый папа, тяготясь опекой собора, поспѣшно объявилъ нѣсколько декретовъ относительно общихъ реформъ, заключилъ съ націями отдѣльные конкордаты и, закрывъ 22 апрѣля 1418 г. засѣданія собора, направился въ Римъ, не выполнивъ, такимъ образомъ, самаго главнаго, т. е. надлежащаго реформированія церкви. Оставалось ожидать разрѣшенія этого кардинальнаго вопроса для Римской церкви на слѣдующемъ вселенскомъ соборѣ, который былъ назначенъ папой Мартиномъ въ г. Базелѣ, но Мартинъ умеръ, не дождавшись его. На его мѣсто заступилъ папа Евгеній IV.

Нелишне отмѣтить, какъ глубоко къ тому времени вкоренились въ Римской церкви тѣ заблужденія, которыя ранѣе послужили причиной разрыва единенія церквей, и которыя возбудили столько смятенія и ересей. Примѣромъ тому можетъ служить слѣдующее постановленіе Констанцскаго собора: «Въ нѣкоторыхъ частяхъ міра есть люди, дерзновенно утверждающіе, что народъ христіанскій долженъ принимать св. таинство Евхаристіи подъ двумя видами хлѣба и вина, и дѣйствительно пріобщаютъ такимъ образомъ мірянъ. Почему настоящій соборъ объявляетъ и рѣшаетъ, что, хотя Іисусъ Христосъ учредилъ на вечери это достоуважаемое таинство и преподалъ оное ученикамъ Своимъ подъ двумя видами, и хотя въ первенствующей Церкви вѣрные принимали таинство это подъ двумя видами, однако впослѣдствіи для избѣжанія нѣкоторыхъ опасностей и соблазновъ (?) обычай благоразумно ввелъ, чтобы одни служащіе пресвитеры пріобщались подъ двумя видами, міряне же — подъ однимъ видомъ хлѣба; ибо несомнѣнно, что все Тѣло и вся Кровь Іисуса Христа содержится въ каждомъ изъ двухъ видовъ. Посему обычай сей, какъ благоразумно введенный въ церковь и долго въ ней соблюдаемый, долженъ сдѣлаться закономъ, который невозможно будетъ отринуть или измѣнить безъ согласія церкви. Итакъ, тѣ, которые упорно станутъ поддерживать противное, должны быть смиряемы какъ еретики и строго наказываться епархіальными епископами и инквизиторами» (Флери. Кн. CI, гл. 21).

Понятно, такое постановленіе сдѣлано было соборомъ съ цѣлью усилить передъ лицомъ народа виновность преданнаго суду собора Іоанна Гуса, не признавшаго нововведеній Римской церкви и, слѣдовательно, пріобщенія мірянъ подъ однимъ видомъ, но вмѣстѣ съ этимъ свидѣтельствуетъ оно и о той безапелляціонной свободѣ Римской церкви по человѣческимъ побужденіямъ нарушать даже заповѣди Христовы («Пійте отъ нея вси») и считать еретиками исполнителей этой заповѣди.

Постановленіе это, однако, было отмѣнено Базельскимъ соборомъ, и, согласно такъ называемымъ «Пражскимъ компактамъ», заключеннымъ на этомъ соборѣ Римомъ съ гуситами, послѣднимъ было разрѣшено Св. Причастіе подъ двумя видами.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 34-39.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.