Церковный календарь
Новости


2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)

Протоіерей Константинъ Зноско (1865-1943), церковный историкъ, гимнографъ (авторъ литургическихъ сочиненій). Родился 1 апрѣля 1865 г. въ мѣст. Острына (въ 50 км. къ востоку отъ г. Гродно). Отецъ епископа РПЦЗ Митрофана (Зноско-Боровскаго) и протоіерея Алексія Зноско. Окончилъ Литовскую духовную семинарію въ г. Вильно. Въ 1907-1914 гг. — настоятель Свято-Николаевскаго Братскаго храма г. Брестъ-Литовска. Въ годы Первой міровой войны — полковой священникъ 8-го Финляндскаго стрѣлковаго полка; награжденъ тремя орденами и золотымъ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ. Съ 1922 г. — въ эмиграціи въ Польшѣ. Настоятель Свято-Николаевской Братской православной церкви въ г. Брестъ. Одинъ изъ организаторовъ «Русскаго дома», русской школы и гимназіи въ Брестѣ. Скончался 21 іюня 1943 г. въ Брестѣ. Осн. сочиненія: «Житіе и страданія св. препмуч. Аѳанасія, иг. Брестскаго» (Варшава, 1931), «Римская неправда о главѣ Вселенской Церкви» (Варшава, 1932), «Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божіей Матери». (Варшава, 1932), «Житіе и страданія свв. Виленскихъ мучениковъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія» (Варшава, 1932), «Житіе прп. Іова, игумена и чудотворца Почаевскаго». (Варшава, 1932), «Латинизація православнаго богослуженія въ уніатской церкви». (Варшава, 1932), «Историческій очеркъ церковной уніи: Ея происхожденіе и характеръ». (Варшава, 1933), Князь К. К. Острожскій и его дѣятельность въ пользу Православія» (Варшава, 1933). Богослужебные тексты: «Служба преп. Стефану, иг. Печерскому, еп. Владиміро-Волынскому» (Варшава, 1928), «Акаѳистъ св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929), «Служба св. препмуч. Аѳанасію, иг. Брестскому». (Варшава, 1929).

Сочиненія прот. Константина Зноско

Прот. Константинъ Зноско († 1943 г.)
Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ.

Часть первая. Флорентійская унія.

Глава IV.
Императоръ Михаилъ Палеологъ и его насильственныя попытки къ возсоединенію.

Послѣ смерти греческаго императора Іоанна Ватакиса престоломъ его малолѣтняго сына незаконно овладѣлъ Михаилъ Палеологъ. Дабы лишить своего соперника возможности возвратить отнятый престолъ, Палеологъ ослѣпилъ его, за что и былъ подвергнутъ патріархомъ Арсеніемъ церковному отлученію. То же подтвердилъ и преемникъ Арсенія Германъ, и только пять лѣтъ спустя, духовникъ его Іосифъ, поставленный на престолъ патріаршій, послѣ многихъ совѣщаній снялъ съ него отлученіе. Такая твердость патріарховъ по отношенію къ Палеологу вызвала въ послѣднемъ ненависть не только къ нимъ, но и къ самой Церкви. Проявленная жестокость Палеолога къ своему сопернику свидѣтельствуетъ о его звѣрскомъ и необузданномъ характерѣ, готовомъ при достиженіи извѣстныхъ цѣлей руководствоваться не общимъ благомъ, а личными интересами, проявленіе коихъ онъ впослѣдствіи обнаружилъ и при своихъ попыткахъ къ возсоединенію Церквей.

Въ 1261 г. Палеологу удалось отнять Константинополь у латинянъ, но, чувствуя свой престолъ нетвердымъ и опасаясь изгнаннаго изъ Константинополя императора Балдуина, онъ обратился къ папѣ Урбану IV съ грамотой, будто подъ предлогомъ соединенія Церквей, а на самомъ дѣлѣ съ цѣлью полученія отъ него поддержки въ борьбѣ за престолъ. Между прочимъ онъ писалъ папѣ: «Удивляюсь, что вы отлучили отъ Церкви генуезцевъ ради заключеннаго ими со мной мира, и что, содержа первую степень между епископами, предпочитаете кровопролитіе миру между христіанами, каковы генуезцы и греки. Поелику нельзя исправить прошедшаго, предупредимъ будущее. Вамъ бы, какъ отцу нашему, должно было предварить насъ, но я первый предлагаю миръ и не касаюсь теперь догматовъ и обрядовъ, что можно будетъ легко устроить послѣ». Папа отвѣчалъ Палеологу, что онъ съ радостью принимаетъ его мирныя предложенія, но не можетъ дать разрѣшенія латинскимъ князьямъ оказать помощь грекамъ, пока греки не подчинятся Римскому престолу. Въ цѣляхъ предложеннаго Палеологомъ соединенія, папа Урбанъ въ 1263 г. отправилъ къ нему четырехъ францисканскихъ монаховъ для соглашенія о вѣрѣ, но преемникъ Урбана Климентъ IV остался недоволенъ присланнымъ къ нему исповѣданіемъ Михаила, такъ какъ оно, выражая православные взгляды, было не согласно съ нововведеніями латинскими. Ввиду сего папа препроводилъ императору полное исповѣданіе Римской Церкви, содержащее въ себѣ подробное изложеніе догматовъ, таинствъ, а главное, ученія о папскомъ главенствѣ, заключивъ его такими словами: «Мы не намѣрены подвергать вѣру сію новымъ испытаніямъ, почему излагаемъ ее просто, безъ всякихъ доказательствъ и посылаемъ къ вамъ съ нашими избранными нунціями, съ коими можете прислать также своихъ мудрѣйшихъ, и обѣщаемъ, если нужно, созвать Соборъ для утвержденія союза» (Флери. Кн. LXXXV, гл. 55). Попытка папы навязать православнымъ свое исповѣданіе не удалась.

Въ 1272 г. Палеологъ опять обратился со своими предложеніями о соединеніи къ папѣ Григорію X и старался склонить къ тому патріарха Іосифа и епископовъ, но они, изъ боязни его жестокостей, хотя съ нимъ и соглашались, но внутренне были убѣждены, что покушенія императора останутся тщетными и Господь сохранитъ Церковь отъ напастей. Въ отвѣтъ на эти предложенія папа въ дружелюбныхъ письмахъ къ императору и патріарху приглашалъ ихъ прислать своихъ уполномоченныхъ на Соборъ, который предполагался въ Ліонѣ.

Неотступно преслѣдуя цѣль единенія съ Римомъ, хотя бы съ отступленіями отъ православныхъ догматовъ и каноновъ, императоръ на одномъ изъ собраній по поводу предстоящаго Собора сталъ склонять патріарха и бывшихъ съ нимъ епископовъ къ соединенію Церквей угрозами, утверждая, что, по его мнѣнію, ученіе Римской Церкви вполнѣ пріемлемо какъ не содержащее въ себѣ ничего еретическаго. Когда же по повелѣнію патріарха съ отвѣтомъ на слова императора выступилъ ученый книгохранитель Веккъ и сказалъ, что бываютъ еретики по имени, которые не суть таковы внутренно, и бываютъ тайные еретики, еще не обличенные симъ названіемъ, каковы римляне, то раздраженный этими словами императоръ распустилъ собраніе, а Векка заключилъ въ темницу. Затѣмъ, составивъ при помощи архидіакона Мелетіота писаніе, защищающее ученіе латинянъ, отправилъ его патріарху, требуя отъ него отвѣта, тоже основаннаго на текстахъ Св. Писанія. Патріархъ съ полнымъ собраніемъ духовенства опровергъ это писаніе. Тогда императоръ, зная, какую ему великую поддержку можетъ оказать своей ученостью Веккъ, освободилъ его изъ темницы и лестью и угрозами заставилъ его признать, что соединеніе возможно, если только латиняне исключатъ прибавленіе изъ Сѵмвола, и дѣйствовать въ этомъ смыслѣ на другихъ. Между тѣмъ монахъ Іовъ, писавшій отвѣтъ патріарха, совѣтовалъ ему разослать ко всѣмъ вѣрнымъ окружное посланіе съ клятвой, что онъ не хочетъ соединенія съ Римомъ на основахъ, высказанныхъ императоромъ, и таковое посланіе, за подписями большинства епископовъ, кромѣ убоявшихся мщенія императора, было разослано.

Полагая, что для возсоединенія все нужное уже сдѣлано, императоръ увѣдомилъ папу, что немедленно отправитъ своихъ пословъ на Соборъ и что греки расположены къ миру. Для извѣщенія объ этомъ папы онъ послалъ четырехъ довѣренныхъ ему лицъ во главѣ съ бывшимъ Константинопольскимъ патріархомъ Германомъ. Однако, опасаясь противодѣйствій со стороны патріарха Іосифа, императоръ заблаговременно убѣдилъ его временно удалиться изъ палатъ своихъ, обѣщая при этомъ сохранить за нимъ титулъ и принадлежащія ему права въ случаѣ, если соединеніе Церквей удастся, въ случаѣ же неудачи — предоставить ему возможность возвратиться туда обратно (Флери. Кн. LXXXVI, гл. 31, 39, 40).

Въ то же время совратившійся Іоаннъ Веккъ убѣждалъ епископовъ не противиться волѣ императора, но напрасно. Видя безсиліе Векка, императоръ еще разъ созвалъ епископовъ и сталъ упрекать ихъ въ непокорности его власти такими словами: «Я стараюсь о мирѣ только для того, чтобы избѣжать жестокихъ войнъ и пощадить кровь вашу, ничего не вводя вновь въ Церкви. Условія съ Римской Церковью ограничиваются тремя предметами: первенствомъ, апелляціями и поминовеніемъ, которыя всѣ обращаются въ ничто, если только внимательно разсудить о нихъ. Ибо когда придетъ папа занимать первое мѣсто? Кто рѣшится переплыть море и сдѣлать столь дальній путь, чтобы защищать права свои? И, наконецъ, что за нужда поминать имя папы, когда патріархъ служитъ въ Великой церкви? Сколько разъ отцы наши дѣлали подобныя снисхожденія, вы же ссоритесь и предаете насъ анаѳемѣ, какъ будто мы хотимъ идти далѣе и совершенно измѣнить обычаи по примѣру латинскому. Итакъ, пусть каждый скажетъ свое мнѣніе, имѣя въ виду общее благо».

Слыша такіе укоры, епископы единодушно отвѣчали, что никто изъ нихъ не проклиналъ императора и что имъ нельзя давать каноническихъ рѣшеній безъ патріарха. Спрошенные императоромъ поодиночкѣ, нѣкоторые епископы отвергли всѣ три предложенія; другіе же согласились на признаніе папскаго первенства и апелляціи, въ той, однако, надеждѣ, что это будетъ только на словахъ, а не на дѣлѣ, но отказались поминать имя папы на молитвѣ, дабы не имѣть общенія съ измѣнившими Сѵмволъ Вѣры. Великій же экономъ Ксифилинъ бросился къ ногамъ императора и умолялъ его отказаться отъ своихъ намѣреній устраивать дѣла внѣшнія, дабы не возбудить войны внутренней, для государства самой опасной.

Тогда императоръ сталъ требовать отъ епископовъ подписей въ томъ, что они не будутъ ослушниками и противниками выработанныхъ имъ условій для соединенія Церквей, и для устрашенія сталъ изгонять ихъ изъ домовъ, якобы принадлежащихъ казнѣ, и готовить корабли для разсылки ихъ въ заключеніе, въ силу чего нѣкоторые епископы, изъ-за страха и принужденія, покорились его волѣ. Напрасно весь клиръ умолялъ императора подождать по крайней мѣрѣ возвращенія пословъ съ Ліонскаго Собора, императоръ былъ неумолимъ и объявилъ всѣхъ, которые не дадутъ своихъ подписей, государственными измѣнниками. А чтобы успокоить ихъ совѣсть, онъ подъ страшной клятвой обѣщалъ, что, требуя признанія папскаго первенства, апелляцій и поминовенія, и то только на словахъ, никого не принудитъ признавать что-либо большее. Этимъ онъ добился, что малодушные подписались, а твердыхъ онъ изгналъ. Такъ предварительно подготовлялъ Палеологъ почву для признанія его подданными уніи въ надеждѣ, что таковую принесетъ ему Ліонскій Соборъ.

Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 26-29.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.