Церковный календарь
Новости


2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 2-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 1-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Собесѣдованіе о Псалмахъ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Предисловіе къ бесѣдамъ на Псалмы (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда о Давидѣ царѣ и Павлѣ апостолѣ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда, сказанная въ великую седмицу (1899)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 19-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 18-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 17-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 16-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Виталій (Устиновъ) († 2006 г.).

Митр. Виталій (въ мірѣ Ростиславъ Петровичъ Устиновъ), четвертый Первоіерархъ РПЦЗ, безкомпромиссный хранитель истиннаго Православія. Родился въ С.-Петербургѣ 18 (31) марта 1910 г. въ семьѣ морского офицера. Въ 1920 г., во время Гражданской войны, переѣхалъ въ Крымъ и поступилъ въ Кадетскій корпусъ, основанный ген. Врангелемъ. Въ концѣ того же года корпусъ эвакуировали въ Константинополь, впослѣдствіи — въ Югославію. Съ 1923 г. жилъ во Франціи. Окончилъ колледжъ въ г. Леманъ. Въ 1938 г. поступилъ послушникомъ въ монастырь преп. Іова Почаевскаго в Ладомірово (Чехословакія). Въ 1939 г. постриженъ въ рясофоръ съ именемъ Виталій, черезъ годъ — въ малую схиму. Въ 1941 г. въ Братиславѣ рукоположенъ въ санъ іеромонаха. Послѣ окончанія Второй міровой войны вмѣстѣ съ архим. Наѳанаиломъ (Львовымъ) занимался миссіонерской дѣятельностью въ средѣ русскихъ бѣженцевъ въ Берлинѣ и Гамбургѣ. Съ 1947 по 1951 гг. настоятель Лондонскаго прихода РПЦЗ. Епископъ Бразильскій (1951). Въ 1955 г. переведенъ въ Канаду епископомъ Монреальскимъ и Канадскимъ. Съ 9 (22) января 1986 г. Митрополитъ и Первоіерархъ РПЦЗ. При митр. Виталіи въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: соборъ преподобныхъ Оптинскихъ старцевъ и преп. Паисій Величковскій (1990), святители Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, Иннокентій Московскій и Николай Японскій (1994), свят. Іона Ханькоусскій (1996), свящмуч. Максимъ, іерей Горлицкій (1998), святители Филаретъ Московскій, Игнатій Кавказскій, Ѳеофанъ Затворникъ, блаж. Ѳеофилъ Кіевскій (2000). Въ 2001 г. не призналъ избранія архіеп. Лавра и своего отправленія на покой. Скончался 12 (25) сентября 2006 г. Погребенъ въ Спасо-Преображенскомъ скитѣ въ Мансонвиллѣ (Канада).

Сочиненія митрополита Виталія (Устинова)

МИТРОПОЛИТЪ ВИТАЛІЙ, ПЕРВОІЕРАРХЪ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. [New York, 2001].

«СИЛА МОЯ ВЪ НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ» (2 КОР. 12, 9).

Мы часто получаемъ письма изъ Россіи отъ людей, которые или больны хронической болѣзнью, или еще инвалиды отъ Второй Міровой Войны, доживающіе свой вѣкъ, раненые, калѣки, полукалѣки, съ незажившими ранами, или просто больные люди, почти что лишенные всякой медицинской помощи. Всѣ они, конечно, жалуются на свою судьбу. Кромѣ того, всегда слышится въ ихъ жалобѣ какой-то прикровенный укоръ всему обществу, всѣмъ окружающимъ, какъ-будто всѣ виноваты въ постигшемъ ихъ горѣ.

Такое ихъ состояніе, конечно, накладываетъ нѣкое бремя на всѣхъ окружающихъ этихъ несчастныхъ больныхъ. Всѣ понимаютъ ихъ печальное положеніе и въ большинствѣ случаевъ молчатъ. Создается очень гнетущая атмосфера семейная, или даже, если они не въ семьѣ, то тѣ, кто ихъ посѣщаютъ, уходятъ съ тяжелымъ чувствомъ.

Тутъ хочется обратиться къ этимъ всѣмъ несчастнымъ и больнымъ и преподать имъ духовный совѣтъ, ибо если они страдаютъ тѣломъ, то и душой они сильно больны. А почему бы имъ не задуматься и не понять такую простую истину, что абсолютно ничего не совершается подъ небомъ безъ всеблагой, всемогущей воли Божіей? Почему бы имъ не принять эту болѣзнь, какъ испытаніе Богомъ имъ посланное, и попытаться сколько есть силъ превратить печаль въ радость, горе въ благость, несчастье въ счастье? Призывая къ этому, мы призываемъ къ молитвенному подвигу. Вѣдь нужно когда-то же съ чего-то начать. Попробуемъ глубоко понять незатѣйливую русскую пословицу народной духовной мудрости: «Безъ Бога не до порога». Понявъ это, уже что-то сдѣлано — первый шагъ къ оздоровленію.

/с. 127/ Затѣмъ, попытаемся перейти на слѣдующую степень духовнаго роста: принять эту болѣзнь, соглашаясь съ волей Божіей въ своемъ сердцѣ. Вѣдь все наше горе въ томъ, что мы ропщемъ именно противъ воли Божіей. Получается, что мы въ конфликтѣ съ промысломъ Божіимъ. А что можетъ быть хорошаго, если мы не согласны съ Самимъ Богомъ? Оттуда всѣ наши волненія, безсонныя ночи и вѣчныя безплодныя думы; оттуда и наша раздражительность. Не выйдемъ мы изъ этого окаяннаго тупика пока не согласимся съ Божіей волей и не скажимъ отъ всего сердца: «Слава Богу за все!» А ежели и возблагодаримъ Господа, то вотъ и конецъ всему внутреннему нашему несчастью. Господь только этого и ожидаетъ отъ насъ и сразу осѣнитъ насъ такой Своей благодатью, что мы и заплачемъ, но слезами сладкими, и исполнитъ Господь душу нашу миромъ, тишиной и тихой радостью. Душа наша, жительница въ нашемъ тѣлѣ, непремѣнно отразитъ свое счастье больному нашему тѣлу, и уже не будетъ такъ больно, такъ страшно. Все сказанное не пустыя слова, а опытъ, пройденный многими праведными людьми.

Мы, русскіе люди, очень счастливый народъ. У насъ милліоны мучениковъ, тысячи и тысячи преподобныхъ, которые прошли всю землю русскую, окропляя ее своей мученической кровью, или орошая ее своими слезами, плача о грѣхахъ своихъ. У насъ еще есть, помимо прославленныхъ святыхъ, тринадцать книгъ на всѣ двѣнадцать мѣсяцевъ, почти что на каждый день, еще не прославленныхъ святыхъ отъ XVIII и XIX столѣтій.

Теперь попытаемся вспомнить одно житіе изъ этихъ книгъ. Это былъ простой мужичекъ, русскій бѣдный пахарь. У него была своя семья, жена, трое дѣтей, своя хатка, коровка, лошаденка и былъ онъ кормильцемъ своей семьи. Представьте себѣ, что этотъ кормилецъ заболѣваетъ непонятной по тѣмъ временамъ болѣзнью. Онъ ложится, лежитъ и не можетъ двигаться, повсюду боли и онъ почти-что парализованъ. Но этотъ простой русскій мужичекъ оказался твердымъ адамантомъ вѣры. Жена его, конечно, пала духомъ, причетала, кто /с. 128/ будетъ, молъ, кормить ее и дѣтей, а въ немъ выразилось все воспитаніе Святой Руси. Онъ, лежа, какъ бы сталъ на молитву. Молитва была его главнымъ непрестаннымъ подвигомъ. Поститься онъ уже почти не могъ, да и гдѣ же тамъ поститься, когда вообще ѣсть нечего? Онъ сталъ молиться день и ночь. Онъ, конечно, кротко принялъ отъ Бога эту болѣзнь, согласился съ нею. Вѣроятно онъ Бога даже благодарилъ за свою болѣзнь, потому что вдругъ стали къ нему приходить люди. Праведника всегда отмѣтятъ, онъ скрыться не можетъ. Какъ сказано въ Евангеліи, зажигаютъ свѣчу не для того, чтобы ее поставить подъ спудомъ, а для того, чтобы она стояла на столѣ и свѣтила всѣмъ. Такъ и онъ оказался свѣтильникомъ. Непонятно какъ, но всѣ потянулись къ нему, ибо святость и праведность чувствуется всякой душой человѣческой. Ее нельзя скрыть. Стали къ нему люди приходить и приходить, нѣкоторые только чтобы его пожалѣть, но когда они его утѣшали, то, уходя, получалось все наоборотъ: онъ ихъ пожалѣлъ, а они уносили отъ него радость, тишину и миръ душевный. Хата все больше и больше наполнялась людьми, которые не приходили съ пустыми руками. Уже семья его ни въ чемъ не нуждалась. Они все имѣли, даже больше чѣмъ нужно, а жена его бѣднымъ помогала. Лежа на боку, спиной ко входу, какъ только онъ слышалъ скрипъ двери, онъ, не видя человѣка, называлъ его по имени. Онъ исполнился дара Духа Святого прозорливости. Тогда на большомъ сходѣ деревни было вынесено рѣшеніе, что надо ему поставить новую избу, чтобы было мѣсто для всѣхъ посѣтителей, даже изъ сосѣднихъ селъ. Кто это все сдѣлалъ возможнымъ? Разбитый параличемъ, страждущій человѣкъ! Воистину сила Божія въ немощи совершается.

Вотъ какъ можно всякое несчастье превратить въ счастье, въ источникъ всякаго блага, въ источникъ назиданія, ибо въ назиданіи, въ духовныхъ совѣтахъ нуждаются поголовно всѣ люди. Вотъ вамъ живой примѣръ изъ русской исторіи.

Тутъ вспомнимъ другой примѣръ. Прочитайте хотя бы повѣсть Тургенева «Живые мощи». Это тоже полезный раз/с. 129/сказъ. Прочитавъ его вы увидите, что это изъ жизни взятое, написанное нашимъ большимъ писателемъ: какъ одна дѣвушка, красавица, которую мѣстный помѣщикъ полюбилъ, вдругъ заболѣваетъ и постепенно дѣлается сухими мощами, покорно принимая свое горе. Вотъ этихъ примѣровъ очень много. Почему бы и вамъ, всѣмъ больнымъ, не встать на этотъ путь? Сколько вы сможете принести добра и сколько утѣшенія окружающимъ, а не тотъ ропотъ, который васъ же и огорчаетъ и угнетаетъ.

Вамъ предлагаемъ такую новую жизнь. Начните посильно подвизаться, обратитесь къ Господу нашему Іисусу Христу, къ Его Пречистой Матери, ко всѣмъ святымъ въ Россіи просіявшимъ. Ибо, посылая вамъ эту болѣзнь, Господь призываетъ васъ къ подвигу, къ перерожденію, къ настоящему христіанству. Вы почувствуете себя не забытымъ калѣкой, никому ненужнымъ, а скорѣе орудіемъ Промысла Божія, почти что Божіимъ избранникомъ.

† Митрополитъ Виталій.       

Источникъ: Митрополитъ Виталій, Первоіерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви: Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. Свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. — Б. м., б. г. [New York, 2001]. — С. 126-129.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.