Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
ИСТОРІЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

Часть шестая.
Расцвѣтъ церковной жизни.

Церковное управленіе до возстановленія патріаршества.

Къ началу XX столѣтія при Св. Сѵнодѣ существовали слѣдующія, подчиненныя ему учрежденія: 1) Сѵнодальныя Конторы Московская и Грузино-Имеретинская. Первая управляла ставропигіальными монастырями, за исключеніемъ Соловецкаго, Успенскимъ соборомъ въ Москвѣ и московскимъ сѵнодальнымъ домомъ съ его церковною библіотекой и ризницей; она же снабжала епархіи св. Мѵромъ. Въ 1892 г. при ней учреждено было Училище церковнаго пѣнія. Вторая — управляла церковными дѣлами въ Закавказскомъ краѣ и завѣдывала тамъ церковными имуществами; представляла Св. Сѵноду кандидатовъ на архіерейскія каѳедры. Предсѣдателемъ первой конторы былъ митрополитъ московскій, второй — экзархъ Грузіи. Членами первой — одинъ или два настоятеля московскихъ ставропигіальныхъ монастырей, второй — четверо настоятелей и протоіереевъ. При обѣихъ конторахъ состояли прокуроры. 2) Канцелярія. 3) Хозяйственное управленіе (съ 1839 г.). 4) Контроль. 5) Духовно-Учебный Комитетъ (съ 1867 г.). 6) Училищный Совѣтъ (съ 1885 г.). Всѣ эти вспомогательныя учрежденія находились въ вѣдѣніи Оберъ-Прокурора. Въ 1865 г. учреждена была должность Товарища Оберъ-Прокурора. Избраніе архіереевъ принадлежало Св. Сѵноду, который выбиралъ трехъ кандидатовъ. Государь утверждалъ одного изъ нихъ. Прежняго раздѣленія епархій на классы съ 1867 г. не существовало. Архіереи считались равными, исключая митрополитовъ Кіевскаго и Галицкаго, Московскаго и Коломенскаго, С.-Петербургскаго и Ладожскаго и Экзарха Грузіи, архіепископа Карталинскаго и Кахетинскаго. Въ нѣкоторыхъ епархіяхъ устанавливались викаріатства. Получивъ титулъ епископа одного изъ уѣздныхъ городовъ епархіи, викаріи не обладали правомъ на самостоятельное управленіе въ этомъ уѣздѣ (обыкновенно имъ давалось право поставлять въ уѣздѣ причетниковъ и смѣщать ихъ). (Заслуженный профессоръ прот. В. Г. Пѣвцовъ «Лекціи по церковному праву». СПБ. 1914).

Изъ учрежденій подчиненныхъ епархіальному архіерею (стр. 758) — консисторіи, дѣйствовавшія согласно уставу 1841 года, получили въ 1883 г. новый уставъ. Согласно таковому, «духовная консисторія есть присутственное мѣсто, черезъ которое, подъ непосредственнымъ начальствомъ епархіальнаго архіерея, производится управленіе и духовный судъ въ помѣстномъ предѣлѣ пра/с. 886/вославной россійской церкви, именуемомъ епархіей». При образованіи консисторій членами ихъ могли быть только монашествующіе, позднѣе получили доступъ и представители бѣлаго духовенства. Консисторіи находились въ вѣдѣніи Сѵнода. Дѣлилась консисторія на присутствіе и канцелярію. Число членовъ присутствія опредѣлялось штатами. Начальникъ канцеляріи назначался и увольнялся Сѵнодомъ.

Успѣшному усовершенствованію епархіальной администраціи долгое время мѣшало крайне бѣдное обезпеченіе ея органовъ матеріальными средствами. Нищенскіе оклады ея штатныхъ служащихъ, начиная съ отвѣтственныхъ за ходъ работы секретарей консисторій, и существованіе ряда должностей, остававшихся совсѣмъ безъ вознагражденія, неизбѣжно вызывало взяточничество и разные поборы. Зло это стало ослабѣвать съ конца шестидесятыхъ годовъ, когда были увеличены консисторскіе оклады. Тогдашнее царствованіе имп. Александра II, даровавшаго широкія права самоуправленія всѣмъ сословіямъ, отразилось и на духовенствѣ.

Важное значеніе въ епархіальной жизни получили съѣзды духовенства — епархіальные и окружные — для совѣщанія по сословнымъ и епархіальнымъ дѣламъ, оказывавшіе благотворное вліяніе на всѣ отрасли этой жизни, особенно въ отношеніи изысканія матеріальныхъ средствъ.

По Высочайше утвержденному положенію 12 іюня 1890 г. протопресвитеръ военнаго и морского духовенства (стр. 759) канонически зависитъ отъ епархіальной власти, какъ, равнымъ образомъ, и духовенство придворное, управляемое особымъ протопресвитеромъ, состоящимъ и духовникомъ Ихъ Величествъ. Причты заграничныхъ церквей, получая содержаніе отъ министерства иностранныхъ дѣлъ, управлялись с.-петербургскимъ епархіальнымъ начальствомъ, кромѣ іерусалимской, пекинской, японской и др. миссій, состоявшихъ въ непосредственномъ вѣдѣніи Сѵнода.

Выше (стр. 759) отмѣчалось улучшеніе матеріальнаго положенія духовенства. Къ концу царствованія имп. Николая I получали казенное жалованіе 55.163 священно-церковно служителя, при 13.214 церквахъ въ 32 епархіяхъ.

Съ 1860 г. вопросъ объ обезпеченіи духовенства подвергся особенно тщательному обсужденію и въ правительственныхъ сферахъ, и въ литературѣ, и среди самого духовенства. Въ 1862 г. образовано было особое присутствіе по дѣламъ духовенства изъ членовъ Сѵнода, оберъ-прокурора, министровъ внутреннихъ дѣлъ и государственныхъ имуществъ и др. лицъ (дѣйствовало до 1885 /с. 887/ года). Въ 1863 г. открылись въ губерніяхъ особыя присутствія изъ представителей мѣстной администраціи, духовенства и общества, подъ предсѣдательствомъ архіереевъ. Въ томъ же году уже намѣтился основной планъ послѣдующихъ работъ — расчетъ строился не столько на правительственныя, сколько на общественныя и, въ частности, на приходскія средства. Имѣлось въ виду вызвать самодѣятельность приходскихъ обществъ. Послѣднее проявилось въ созданіи по приходамъ съ 1864 г. приходскихъ попечительствъ, возстановленіи и открытіи при церквахъ братствъ, въ пожертвованіяхъ на причты, въ назначеніи имъ (напр. въ Таврической г.) годового приходского жалованія, въ разныхъ въ пользу ихъ постановленіяхъ земствъ и пр. Духовенство, съ своей стороны, предпринимало разныя мѣры самопомощи, изыскивая средства для образованія своихъ дѣтей, заводя свѣчные заводы (епархіальные), учреждая эмеритальныя кассы. Правительственныя мѣропріятія состояли въ новыхъ нормальныхъ штатахъ для соборныхъ и приходскихъ причтовъ и возвышеніи имъ окладовъ жалованія (съ 1864 г.), особенно въ западномъ и прибалтійскомъ краѣ, въ распоряженіяхъ объ отводѣ имъ земель, постройкѣ домовъ, отпускѣ лѣса, возвышеніи пенсіонныхъ окладовъ и т. д. (Знаменскій).

Въ церковной жизни, какъ уже отмѣчалось, ознаменовано существенными мѣропріятіями царствованіе императора Александра III Миротворца. Положено, на этотъ разъ, уже твердое основаніе обезпеченію всего духовенства жалованіемъ. На докладѣ объ этомъ оберъ-прокурора Побѣдоносцева, государь высказалъ желаніе возстановить порядокъ, начатый въ 1842 г., но подвергавшійся потомъ измѣненіямъ. 28 окт. 1892 г. было Высочайше утверждено мнѣніе Государственнаго Совѣта объ отпускѣ въ 1893 г. на обезпеченіе духовенства жалованіемъ 250.000 руб. и въ каждый послѣдующій годъ вновь по такой же суммѣ къ отпуску предшествовавшаго года до назначенія всѣмъ безъ исключенія причтамъ жалованія. 24 дек. 1892 г. имп. Александръ III писалъ Побѣдоносцеву: «Давно это была моя мечта, мое глубокое убѣжденіе, что необходимо придти на помощь и обезпечить сельское духовенство, и теперь, слава Богу, мнѣ это наконецъ удалось. Дѣдъ мой Николай Павловичъ началъ это дѣло въ сороковыхъ годахъ, а я его только продолжаю». Значительно улучшено было положеніе военнаго духовенства. Въ 1887 г. упорядочено назначеніе пенсій военному духовенству. Въ 1883 г. утвержденъ новый уставъ духовныхъ консисторій. Въ 1884 г. изданъ новый уставъ духовныхъ академій и семинарій. Профессорамъ и учителямъ увеличено содержаніе, примѣнительно къ вѣдомству народнаго просвѣщенія.

/с. 888/ По всеподданнѣйшему отчету оберъ-прокурора Св. Сѵнода за 1900 г. число протоіереевъ доходило до — 2.230, священниковъ — 43.784, діаконовъ — 14.945, причетниковъ — 43.857. По тому же отчету, кромѣ заграничнаго, придворнаго и военно-морского духовенства, причты 24.660 церквей получали казенное содержаніе. Средствомъ содержанія были и земельные надѣлы — отъ 33 до 99 десятинъ на причтъ, кромѣ усадебъ, каковыя земли никакимъ налогамъ не подлежали и могли быть отчуждаемы только съ Высочайшаго соизволенія.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 885-888.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.