Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)

Николай Дмитріевичъ Тальбергъ (1886-1967), русскій духовный писатель, публицистъ, историкъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился 10 (23) іюля 1886 г. въ мѣст. Коростышевъ ок. Кіева. Окончилъ въ 1907 г. Императорское училище правовѣдѣнія въ С.-Петербургѣ. Поступилъ на службу въ Министерство внутреннихъ дѣлъ, гдѣ по мѣрѣ силъ стоялъ на стражѣ православной монархіи и боролся съ революціоннымъ движеніемъ. Послѣ переворота 1917 г. — участникъ подпольнаго монархическаго движенія въ Россіи и на Украинѣ. Съ 1920 г. въ эмиграціи. Жилъ въ Берлинѣ, Парижѣ и Бѣлградѣ, а съ 1950 г. — въ США. Одинъ изъ лидеровъ Высшаго монархическаго совѣта, участникъ Второго Всезарубежнаго Собора 1938 г. Защищалъ монархическія и строго православныя идеи въ журналахъ «Двуглавый орелъ», «Отечество», «Россія», «Русская жизнь», «Православный Путь», «Православная Русь» и др. Ведущій церковный историкъ русскаго зарубежья. Съ 1950 г. преподавалъ русскую церковную и гражданскую исторію въ семинаріи при Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Скончался 16 (29) мая 1967 г. въ Нью-Іоркѣ. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря (Jordanville, USA). Основные труды: «Возбудители раскола» (Парижъ, 1927), «Церковный Расколъ» (Парижъ, 1927), «Святая Русь» (Парижъ, 1929), «Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ» (Jordanville, 1951), «Покаянный подвигъ Александра Благословеннаго» (1951), «Въ свѣтѣ исторической правды» (1952), «Къ 500-лѣтію паденія Второго Рима» (1953), «Полвѣка архипастырскаго служенія» (1956), «Императоръ Николай I-й» (1956), «Скорбный юбилей» (1956), «Мужъ вѣрности и разума» (1957), «Исторія Русской Церкви» (1959), «Отечественная быль» (1960), «Царская Россія и восточные патріархи» (1961), «Императоръ Николай I-й въ свѣтѣ исторической правды» (1961), «Исторія Христіанской Церкви» (1964), «Къ 40-лѣтію пагубнаго евлогіанскаго раскола» (1966).

Сочиненія Н. Д. Тальберга

Н. Д. Тальбергъ († 1967 г.)
Исторія Русской Церкви.

Часть третья.
Отъ раздѣленія митрополіи до учрежденія патріаршества.

Государственная власть и духовенство.

Въ изучаемое время продолжала существовать въ Россіи согласованность духовной и государственной власти, свойственная издревле православной Церкви.

Государи наши считали себя первѣйшими и ревностнѣйшими сынами Церкви, іерархи, во главѣ съ митрополитами, тогда уже исключительно русскими уроженцами, почитали себя вѣрнѣйшими подданными монарховъ, съ середины XVI вѣка Помазанниковъ Божіихъ.

Карамзинъ пишетъ: «Несмотря на свою знаменитость и важность, духовенство наше не оказывало лишняго властолюбія, свойственнаго духовенству западной церкви и, служа Великимъ Князьямъ въ государственныхъ дѣлахъ полезнымъ орудіемъ, не спорило съ ними о мірской власти. Въ раздорахъ княжескихъ митрополиты бывали посредниками, но избираемыми единственно съ обоюднаго согласія, безъ всякаго дѣйствительнаго права; ручались въ истинѣ и святости обѣтовъ, но могли только убѣждать совѣсть, не касаясь меча мірского, сей обыкновенной угрозы папъ на ослушниковъ ихъ воли...».

«Епископы доносили о состояніи монастырей митрополиту и великому князю»; пишетъ Соловьевъ, «до насъ дошло подобное донесеніе Новгородскаго владыки, замѣчательное по обращенію къ великому князю: "Благородному и христолюбивому и вседержавному царю и государю, великому князю, всея Руси самодержцу: занеже, государь отъ высшей Божіей десницы поставленъ ты самодержцемъ и государемъ всея Русіи; тебя государя, Богъ вмѣсто Себя избралъ на землѣ и на Свой престолъ вознесши посадилъ, тебѣ поручилъ милость и животъ всего великаго православія; то намъ слѣдуетъ, по царскому твоему остроумію и богопреданной премудрости, обращаться къ тебѣ, какъ государю и самодержцу царю"». Новгородской епархіей правилъ тогда владыка Макарій, будущій митрополитъ.

Церковный Соборъ 1551 г. разсматривалъ, въ значительной степени, вопросы, предложенные въ собственноручномъ «писаніи» царя Іоанна IV. Карамзинъ пишетъ: «Государь, устроивъ державу, предложилъ святителямъ устроить церковь: исправить не только обряды ея, книги, искажаемыя писцами-невѣждами, но и самые нравы духовенства въ примѣръ мірянамъ; ученіемъ образовать достойныхъ служителей алтаря; уставить правила благочинія, которое должно быть соблюдаемо въ храмахъ Божіихъ; искоренить соблазнъ въ монастыряхъ, очистить христіанство отъ всѣхъ остатковъ древняго язычества, и проч.» Конечно, царь писалъ съ вѣдома митрополита Макарія, но весь стиль писанія, являющій образецъ византійско-московскаго витійства, свойственнаго Іоанну, доказываетъ и личное его участіе въ составленіи такового.

Государи участвовали въ избраніи первосвятителей. Соловьевъ приводитъ начало чина поставленія въ 1539 г. митрополита Іоасафа: «Князь великій Иванъ Васильевичъ всея Россіи съ своими богомольцами, архіепископомъ Макаріемъ Великаго Новгорода и Пскова, съ епископами, со всѣмъ освященнымъ соборомъ, съ старцами духовными и всѣми боярами, избралъ на митрополію духовнаго старца, Троицкаго Сергіева монастыря игумена Іоасафа, и нарекъ его митрополитомъ всея Россіи». Порядокъ этотъ держался и дальше. Соловьевъ пишетъ: «Относительно избранія епископовъ въ лѣтописяхъ встрѣчаемъ выраженія: «Повелѣніемъ царя, по благословенію и рукоположенію митрополита, по совѣту освященнаго собора». Съ годами все болѣе увеличивалось значеніе государей въ выборѣ митрополитовъ. Извѣстны переговоры, которые велъ царь Іоаннъ IV сначала съ Германомъ, архіепископомъ Казанскимъ, потомъ съ Филиппомъ, игуменомъ Соловецкимъ, которыхъ предназначалъ къ занятію митрополичьей каѳедры, чего и достигъ въ отношеніи послѣдняго.

Принимая такое большое участіе въ дѣлахъ церковныхъ, государи считались съ мнѣніемъ первоіерарховъ. Видно это изъ подчиненія властнаго Іоанна III митрополиту Филиппу I въ отношеніи католическаго епископа, сопровождавшаго въ Москву царевну Софію Палеологъ, позднѣе, митрополиту Геронтію относительно порядка хожденія крестныхъ ходовъ. Внялъ онъ же доводамъ преп. Іосифа Волоколамскаго касательно принятія рѣшительныхъ мѣръ противъ жидовствующихъ.

Государи просили совѣта у митрополитовъ и Соборовъ. Произнося на Стоглавомъ Соборѣ проникновенное покаянное слово, Іоаннъ IV требовалъ отъ святителей «ревностнаго наставленія» и предложилъ на разсмотрѣніе Собора выработанные Земскимъ Соборомъ Судебникъ и Граматы Уставныя.

Іерархи не страшились рѣшительно выступать, когда грозила опасность государству. Проявилось это въ особенности въ 1480 г., когда ханъ Ахматъ двинулся на Русь и Іоаннъ III, по мнѣнію нѣкоторыхъ, проявлялъ мало рѣшимости въ борьбѣ съ нимъ и, по наущенію совѣтниковъ своихъ Ощера и Мамонова, готовъ былъ вести съ татарами переговоры. Часть духовенства и болѣе всѣхъ архіеп. Ростовскій Вассіанъ, еп. Пермскій Филоѳей и Троицкій игуменъ Паисій, призывали великаго князя проявить твердость и рѣшительность. Особенно ярки были выступленія владыки Вассіана, которыя воздѣйствовали на государя.

Извѣстно то огромное вліяніе, которое имѣлъ митрополитъ Макарій въ теченіе первой половины царствованія Іоанна IV, какъ цѣнилъ царь святителя Гурія Казанскаго. Въ первые года Іоанноваго правленія считался онъ очень съ наставленіями священника Сильвестра.

Митрополиты именовались «печальниками о всей Русской Земли». Государи считались съ ихъ заступничествомъ за невинныхъ и опальныхъ. Выслушивали великіе князья и укоризненныя словеса почитавшихся ими иноковъ. Преп. Мартиніанъ Бѣлозерскій, игуменъ Троицкій, лишилъ вел. кн. Василія III благословенія за неисполненіе даннаго ему обѣщанія не подвергать карѣ одного провинившагося боярина. Государь вскорѣ смирился передъ инокомъ. Царь Іоаннъ Грозный не подвергъ Пскова разоренію, вслѣдствіе образнаго обличенія его блаж. Николой, Христа ради юродивымъ.

Но, по мѣрѣ укрѣпленія власти государей, они все рѣже внимали «печальникамъ». Заступничество митрополита Варлаама и игумена Троицкаго Порфирія за князя Василія Шемячича повлекло за собой удаленіе ихъ Василіемъ III. Паденіе священника Сильвестра вызвано было недовольствомъ Іоанна IV его отстаиваніемъ мнѣній бояръ, неугодныхъ царю. За увѣщанія послѣдняго во время опричины пострадалъ св. митрополитъ Филиппъ II.

Удаленію съ митрополичьяго престола подверглись изъ-за боярскихъ смутъ во время малолѣтства Іоанна IV митрополиты Даніилъ и Іоасафъ. Въ царствованіе Ѳеодора Іоанновича та же участь выпала на долю митрополита Діонисія, заступавшагося за бояръ враждовавшихъ съ правителемъ Борисомъ Годуновымъ.

Источникъ: Н. Тальбергъ. Исторія Русской Церкви. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1959. — С. 270-273.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.