Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)

Преосв. Серафимъ (въ мірѣ Николай Борисовичъ Соболевъ), архіепископъ Богучарскій, проповѣдникъ, духовный писатель. Родился 1 (14) декабря 1881 г. въ Рязани. По окончаніи духовной семинаріи въ 1904 г. поступилъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Принялъ монашество (1907). Іеромонахъ (1907). Въ 1908 г. окончилъ С.-Петербургскую духовную академію со степенью кандидата богословія и назначенъ преподавателемъ пастырскаго училища въ г. Житомирѣ. Съ 1909 г. помощникъ смотрителя Калужскаго духовнаго училища, а съ 1911 г. инспекторъ Костромской духовной семинаріи. Съ 1912 по 1919 гг. ректоръ Воронежской духовной семинаріи въ санѣ архимандрита. Посвященъ въ еп. Лубенскаго, викарія Полтавской епархіи (1/14 октября 1920 г.). Въ эмиграціи вначалѣ въ Константинополѣ, затѣмъ въ Болгаріи. Въ 1921 г. Зарубежнымъ Сѵнодомъ Русской Православной Церкви (РПЦЗ) назначенъ управляющимъ русскими приходами въ Болгаріи; въ апрѣлѣ того же года назначеніе было утверждено св. патр. Тихономъ, съ титуломъ «епископъ Богучарскій». Магистръ богословія (1937). До 1946 г. членъ русскаго Зарубежнаго Сѵнода. Въ 1946 г. вошелъ въ составъ Московской Патріархіи и принималъ участіе въ Московскомъ совѣщаніи Православныхъ Церквей въ 1948 г., выступая противъ участія въ экуменическомъ движеніи. Скончался 13 (26) февраля 1950 г. въ Софіи. Въ 2002 г. канонизированъ Старостильной Православной Церковью Болгаріи. Осн. труды: «Русская идеологія», сборникъ «Объ истинномъ монархическомъ міросозерцаніи», «О новомъ и старомъ стилѣ», «Новое ученіе о Софіи, Премудрости Божіей», «Защита софіанской ереси протоіереемъ С. Булгаковымъ» и др.

Сочиненія архіеп. Серафима (Соболева)

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Проповѣди [1920-1944].

Слово на Прощеное Воскресенье.
Объ истинномъ покаяніи
[1].

Конечно, такъ угодно бываетъ Богу только наше истинное покаяніе, которое состоитъ въ томъ, чтобы не возвращаться къ нашимъ прежнимъ грѣхамъ. Какъ жаль, что такое покаяніе рѣдко бываетъ среди насъ. Мы такъ сроднились со своими грѣхами, что предаваться имъ стало для насъ привычкою, а привычка есть вторая природа. Правда, мы сознаёмъ свои грѣхи и сокрушаемся о нихъ, но послѣ исповѣди опять возвращаемся къ нимъ и, такимъ образомъ, прололжаемъ жить до самой своей смерти безъ истиннаго покаянія. Поэтому въ загробной жизни насъ ожидаетъ вѣчная адская мука.

Очень много есть среди насъ и такихъ, которые не сознаю́тъ за собою никакихъ особыхъ грѣховъ и когда приходятъ на исповѣдь, то затрудняются сказать хотя нѣсколько словъ о своей грѣховности, не зная, въ какихъ грѣхахъ имъ надо каяться. А между тѣмъ, эти люди грѣшатъ постоянно эгоизмомъ, тщеславіемъ, осужденіемъ, завистью, гнѣвомъ, нарушеніемъ постовъ, разсѣянностію въ молитвѣ, стыдомъ молиться передъ вкушеніемъ пищи, отсутствіемъ страха Божія, ложью и клеветой, непочтительнымъ отношеніемъ къ старшимъ, къ пастырямъ и архипастырямъ и даже къ авторитету св. отцовъ Церкви и многими другими грѣхами, а болѣе всего нечувствіемъ своихъ грѣховъ. И такъ какъ всѣ эти грѣхи не сознаются ими, то остаются нераскаянными и, слѣдователыю, смертными. Однажды св. Макарія Великаго спросили: какой грѣхъ называется смертнымъ? «Тотъ, — отвѣтилъ онъ, — который остается нераскаяннымъ». О, если бы у насъ были духовныя очи! Тогда мы сознавали бы нашу грѣховность и такимъ образомъ могли бы избѣгнуть нераскаянности, которая приводитъ насъ къ вѣчной духовной смерти съ ея нескончаемыми адскими мученіями.

Къ сожалѣнію, много есть среди насъ и такихъ, которые, хотя и сознаю́тъ свои великіе грѣхи, но не сокрушаются въ нихъ, а напротивъ, оправдываютъ себя, говоря: «всѣ такъ живутъ, весь міръ такъ живетъ». Какъ бы слѣдовало этимъ несчастнымъ и погибающимъ людямъ всегда помнить слова Ап. Іакова: Прелюбодѣи и прелюбодѣйцы! не знаете ли, что дружба съ міромъ есть вражда противъ Бога? Итакъ, кто хочетъ быть другомъ міру, тотъ становится врагомъ Богу (Іак. 4, 4). Не міру грѣшному и прелюбодѣйному мы должны подражать въ сей жизни, и не всѣмъ людямъ, а очень немногимъ: подобни мнѣ бывайте, сказалъ Ап. Павелъ, якоже азъ Христу (1 Кор. 4, 16; сравн.: Флп. 3, 17). А Господь требуетъ отъ насъ, чтобы мы подражали Самому Богу, когда говоритъ: Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48). Если грѣхъ, не сознанный нами и нераскаянный, считается смертнымъ, то какимъ же великимъ является грѣхъ, сознаваемый нами, въ которомъ мы не только не каемся, но себя оправдываемъ?! Здѣсь мы совершаемъ грѣхъ дерзновенною рукою. Здѣсь мы самоутверждаемся въ своей гордой и злой волѣ и поистинѣ совершаемъ грѣхъ сатанинскій, за который мы въ будущей жазни раздѣлимъ участь сатаны и его злыхъ духовъ.

Къ весьма тяжкимъ грѣшникамъ надо отнести и тѣхъ, которые грѣшатъ противъ православной вѣры, несмотря на то, что не отрицаютъ ея основныхъ догматовъ. Но въ чемъ бы мы ни расходились съ Православною Церковію, мы одинаково подпадаемъ анаѳемѣ, по слову Ап. Павла, сказавшаго: аще мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8). А сколько среди насъ найдется людей, которые иначе мыслятъ, чѣмъ учитъ Православная Церковь: о бѣсахъ, объ Ангелахъ, о постѣ, о мощахъ, иконахъ, святыхъ угодникахъ Божіихъ, о монашествѣ, о Свящ. Писаніи Ветхаго Завѣта, о будущей загробной жизни, вѣчныхъ мученіяхъ и вѣчномъ блаженствѣ. Трудно теперь найти среди православныхъ такихъ людей, вѣра которыхъ всецѣло совпадала бы съ вѣрой Православной Церкви. И такъ какъ люди подъ вліяніемъ научнаго прогресса чрезвычайно возгордились, то покаяніе, особенно въ области вѣры, стало для нихъ почти недоступнымъ. А между тѣмъ, грѣхъ противъ православной вѣры есть самый опасный и гибельный. Поэтому тѣ, которые умираютъ безъ покаянія въ семъ грѣхѣ, испытываютъ въ аду болѣе тяжкія муки, чѣмъ всѣ другіе грѣшники.

Такъ, связанные тяжкими грѣхами, мы, живемъ безъ истиннаго покаянія, ибо не оставляемъ своихъ страстей и пороковъ и не отступаемъ отъ своихъ религіозныхъ заблужденій. За это Господь наказываетъ насъ великими несчастіями еще въ земной нашей жизни и даже внезапною смертью безъ покаянія. Вотъ какое великое зло происходитъ отъ нашей нераскаянности.

Поэтому возлюбимъ покаяніе. Будемъ подражать Апостоламъ и святымъ, жизнь которыхъ была однимъ непрерывнымь покаяннымъ подвигомъ. Используемъ для этого наступающій Великій постъ. Пусть онъ будетъ для насъ началомъ вступленія на путь истиннаго покаянія къ нашему обновленію.

Правда, подвигъ сей весьма труденъ, онъ труднѣе подвиговъ цѣломудрія и поста и всѣхъ другихъ христіанскихъ подвиговъ, ибо требуетъ отъ насъ, чтобы мы сломили свою гордость, оставили прежнюю жизнь и сдѣлались новою тварью о Христѣ.

Но покаяніе, будучи самымъ труднымъ, является самымъ угоднымъ Богу подвигомъ, въ которомъ Господь оказываетъ намъ особую Свою помощь. Поэтому не будемъ, возлюбленные, его страшиться. Только въ началѣ онъ будетъ для насъ путемъ узкимъ и тернистымъ, а потомъ онъ явится для насъ легкимъ и благимъ бременемъ Христовымъ, ибо Господь, ради нашей спасительной рѣшимости къ покаянію, будетъ являть намъ дивную Свою благодать. Не оставятъ насъ въ этомъ спасительномъ дѣлѣ и Пречистая Божія Матерь, нашъ Ангелъ Хранитель и всѣ святые.

Но не будемъ забывать, возлюбленные, что только тогда Господь изольетъ на насъ Свою милость въ дѣлѣ нашего покаянія, если мы окажемъ своимъ ближнимъ милость, о которой говорилось намъ нынѣ въ св. Евангеліи словами Христа: Аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный; аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14-15). Если мы не будемъ прощать ближнихъ въ ихъ согрѣшеніяхъ противъ насъ, то и Господь не проститъ нашихъ согрѣшеній. Тогда, какъ бы мы ни каялись, наше покаяніе не будетъ истиннымъ, Господь не приметъ его и будетъ для насъ не Отцомь милостивымъ, а грознымъ, карающимъ Судіею.

Вотъ почему наша Русская Православная Церковь, заботясь о нашемъ спасеніи и желая побудить насъ къ покаянію, установила для своихъ чадъ обычай, чтобы они въ прощеное воскресенье послѣ вечерни испрашивали другъ у друга прощеніе. Каждый годъ мы съ вами исполняли этотъ святой обычай. Для сего добраго христіанскаго дѣла мы собрались и сейчасъ. Поэтому я умоляю васъ, передъ вступленіемъ въ подвигъ покаянія, испросить другъ у друга прощеніе. Но прежде всего прошу васъ, мои возлюбленныя во Христѣ чада, простить меня, согрѣшившаго противъ васъ мыслью, или чувствомъ, словомъ, или дѣломъ, вольно или невольно. Съ своей стороны прощаю и васъ, если кто-нибудь согрѣшилъ противъ меня по невѣдѣнію или по злой волѣ. Молитвенно желаю вамъ всѣмъ, какъ и себѣ, отъ всего своего сердца истиннаго покаянія и вѣчнаго спасенія. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи въ 1925 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 28-31.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.