Церковный календарь
Новости


2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Іером. Серафимъ (Роузъ) († 1982 г.).
ДУША ПОСЛѢ СМЕРТИ. СОВРЕМЕННЫЕ «ПОСМЕРТНЫЕ» ОПЫТЫ ВЪ СВѢТѢ УЧЕНІЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
(Пер. съ англ., съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ. М., 1991).

ПРЕДИСЛОВІЕ.

Эта книга имѣетъ двоякую цѣль: во-первыхъ, съ точки зрѣнія православнаго христіанскаго ученія о загробной жизни, дать объясненіе современныхъ «посмертныхъ» опытовъ, возбудившихъ такой интересъ въ нѣкоторыхъ религіозныхъ и научныхъ кругахъ, во-вторыхъ, привести основные источники и тексты, содержащіе православное ученіе о загробной жизни. Если нынѣ это ученіе такъ плохо понимаютъ, то это во многомъ слѣдствіе того, что въ наши «просвѣщенныя» времена эти тексты находятся въ забвеніи и совсѣмъ «вышли изъ моды». Мы попытались сдѣлать эти тексты болѣе понятными и доступными современному читателю. Нѣтъ нужды говорить о томъ, что они представляютъ безконечно болѣе глубокое и полезное чтеніе, чѣмъ популярныя сейчасъ книги о «посмертномъ» опытѣ, въ которыхъ, даже если онѣ и не являются лишь обычной сенсаціей, все равно не можетъ быть ничего, кромѣ внѣшней эффектности, потому что въ нихъ нѣтъ цѣльнаго и истиннаго ученія о загробной жизни.

Изложенное въ этой книгѣ православное ученіе, несомнѣнно, подвергнется критикѣ со стороны нѣкоторыхъ лицъ, какъ слишкомъ «простое» и «наивное», чтобы въ него могъ повѣрить человѣкъ XX вѣка. Поэтому слѣдуетъ подчеркнуть, что это ученіе есть ученіе не нѣсколькихъ изолированныхъ или нетипичныхъ учителей Православной Церкви, а ученіе, которое Православная Церковь Христова предложила съ самаго начала, которое изложено въ безчисленныхъ святоотеческихъ твореніяхъ, въ житіяхъ святыхъ и богослуженіяхъ Православной Церкви, и которое Церковь непрерывно передаетъ вплоть до нашихъ дней. «Простота» этого ученія — это простота самой истины, которая, будь она выражена въ томъ или иномъ ученіи Церкви, оказывается освѣжающимъ источникомъ ясности среди путаницы, вызванной въ современныхъ умахъ различными заблужденіями и пустыми спекуляціями послѣднихъ столѣтій. Въ каждой главѣ настоящей книги дѣлается попытка указать на святоотеческіе и агіографическіе источники, содержащіе это ученіе.

Основнымъ источникомъ вдохновенія при написаніи этой /с. 11/ книги послужили труды епископа Игнатія (Брянчанинова), который былъ, возможно, первымъ крупнымъ русскимъ православнымъ богословомъ, непосредственно занимавшимся именно этой проблемой, которая встала такъ остро въ наши дни: какъ сохранить подлинное христіанское преданіе и ученіе въ мірѣ, который сталъ совершенно чуждъ православію и стремится или къ тому, чтобы опровергнуть и отбросить его, или перетолковать его такимъ образомъ, чтобы оно стало совмѣстимо съ мірскимъ образомъ жизни и мышленія. Остро ощущая римо-католическія и другія западныя вліянія, которыя стремились «модернизировать» православіе даже въ его дни, преосвященный Игнатій готовился къ защитѣ православія какъ путемъ углубленнаго изученія православныхъ первоисточниковъ (чье ученіе онъ впиталъ въ рядѣ лучшихъ православныхъ монастырей своего времени), такъ и путемъ ознакомленія съ наукой и литературой своего времени (онъ учился въ военно-инженерномъ училищѣ, а не въ духовной семинаріи). Вооруженный, такимъ образомъ, знаніемъ какъ православнаго богословія, такъ и свѣтскихъ наукъ, онъ посвятилъ свою жизнь защитѣ православія и разоблаченію современныхъ уклоненій отъ него. Не будетъ преувеличеніемъ сказать, что ни въ одной изъ православныхъ странъ XIX вѣка не было такого защитника православія отъ искушеній и заблужденій современности; единственнымъ его соперникомъ былъ только лишь его соотечественникъ епископъ Ѳеофанъ Затворникъ, который въ общемъ-то дѣлалъ то же самое дѣло, но на менѣе «высокомъ» уровнѣ.

Одинъ томъ собранія сочиненій еп. Игнатія (томъ III) спеціально посвященъ церковному ученію о загробной жизни, которое онъ защищалъ отъ римо-католическихъ и другихъ современныхъ искаженій. Именно изъ этого тома, главнымъ образомъ, мы взяли для нашей книги обсужденіе такихъ вопросовъ, какъ мытарства [и явленія] духовъ, — ученій, которыя, по ряду причинъ, «современный умъ» не можетъ принять, но настаиваетъ на ихъ перетолкованіи или полномъ отверженіи. Преосвященный Ѳеофанъ, конечно, училъ тому же, и мы также воспользовались его словами; а въ нашемъ вѣкѣ другой выдающійся русскій православный богословъ, блаженной памяти архіепископъ Іоаннъ (Максимовичъ) столь ясно и просто повторилъ это ученіе, что мы использовали его слова какъ основу заключительной главы настоящей книги. То, что православное ученіе о загробной жизни столь ясно и четко излагалось современными учителями православія вплоть до нашихъ дней, оказываетъ огромную пользу намъ, стремящимся сегодня со/с. 12/хранить отеческое православіе не просто путемъ правильной передачи словъ, но больше того — путемъ подлинно православнаго толкованія этихъ словъ.

Въ книгѣ, помимо упомянутыхъ выше православныхъ источниковъ и толкованій, мы широко использовали современную неправославную литературу о «посмертныхъ» явленіяхъ, а также рядъ оккультныхъ текстовъ по этому вопросу. Въ этомъ мы слѣдовали примѣру владыки Игнатія — излагать лжеученія настолько полно и безпристрастно, насколько это нужно для разоблаченія его ложности, чтобы православные христіане не соблазнялись имъ; какъ и онъ, мы обнаружили, что неправославные тексты, когда дѣло касается описанія фактическаго опыта (а не мнѣній и толкованій), даютъ зачастую потрясающее подтвержденіе истинъ православія. Главной нашей цѣлью въ этой книгѣ было дать настолько детальное противопоставленіе, насколько нужно, чтобы показать полное различіе между православнымъ ученіемъ и опытомъ православныхъ святыхъ, съ одной стороны, и оккультнымъ ученіемъ и современными опытами, съ другой. Если бы мы просто изложили православное ученіе безъ этого противопоставленія, оно было бы убѣдительно лишь для немногихъ, не считая тѣхъ, кто уже придерживался этихъ убѣжденій; но сейчасъ, возможно, даже кое-кто изъ тѣхъ, кто вовлеченъ въ современные опыты, осознаетъ огромную разницу между ними и подлинно духовнымъ опытомъ.

Однако уже то, что значительная часть этой книги посвящена обсужденію опытовъ, какъ христіанскихъ, такъ и нехристіанскихъ, означаетъ, что здѣсь не все представляетъ собой простое изложеніе церковнаго ученія о жизни послѣ смерти, но что такъ же дается и авторская интерпретація этихъ разнообразныхъ опытовъ. А въ томъ, что касается самихъ интерпретацій, конечно, есть мѣсто для законнаго разномыслія между православными христіанами. Мы постарались, насколько это возможно, дать эти интерпретаціи въ условной формѣ, не пытаясь «опредѣлить» эти стороны опыта также, какъ можно опредѣлить общее ученіе Церкви о загробной жизни. Въ частности, что касается оккультныхъ опытовъ «внѣ тѣла» и въ «астральной плоскости», мы просто привели ихъ въ такомъ видѣ, въ какомъ они были изложены самими ихъ участниками, и сравнили ихъ съ аналогичными случаями въ православной литературѣ, не пытаясь точно опредѣлить природу этихъ опытовъ; но мы принимаемъ ихъ какъ реальные опыты, въ которыхъ дѣйствительно имѣетъ мѣсто контактъ съ демоническими силами, а не простыя галлюцинаціи. Пусть читатель самъ судитъ о /с. 13/ томъ, насколько справедливъ этотъ подходъ.

Должно быть ясно, что данная книга ни въ коемъ случаѣ не претендуетъ на исчерпывающее изложеніе православнаго ученія о загробной жизни, это лишь введеніе въ него. Однако, на самомъ дѣлѣ не существуетъ «полнаго ученія» по этому вопросу, какъ нѣтъ и православныхъ «экспертовъ» въ этой области. Мы, живущіе на землѣ, врядъ ли можемъ даже начать постиженіе реальности духовнаго міра, пока сами не будемъ тамъ обитать. Это процессъ, который начинается сейчасъ, въ этой жизни, а завершается въ вѣчности, гдѣ мы «лицомъ къ лицу» будемъ созерцать то, что сейчасъ видимъ «сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12). Но православные источники, на которые мы указывали въ этой книгѣ, даютъ намъ основной очеркъ этого ученія, достаточный, чтобы побудить насъ не къ пріобрѣтенію точнаго знанія о томъ, что, въ концѣ концовъ, внѣ насъ, а къ тому, чтобы начать борьбу за достиженіе цѣли христіанской жизни — Царствія Небеснаго, и избѣжать бѣсовскихъ ловушекъ, которыя врагъ нашего спасенія разставляетъ на пути христіанской борьбы. Потусторонній міръ реальнѣе и ближе, чѣмъ мы обычно думаемъ, а путь къ нему открывается намъ черезъ жизнь духовнаго подвига и молитвы, которую Церковь дала намъ какъ средство спасенія. Эта книга посвящена и адресована тѣмъ, кто хочетъ вести такую жизнь.

Отъ переводчика.

И переводилась эта книга на русскій языкъ для тѣхъ, кто искренне стремится къ тому, чтобы вести духовную жизнь православнаго христіанина. Съ Божіей помощью удалось завершить переводъ всего за полтора мѣсяца, и всегда въ этой работѣ меня укрѣпляла мысль о нашей прекрасной православной молодежи, которой такъ нужны такія «простыя» книги, которыя говорятъ о «единомъ на потребу» и учатъ жить съ мыслью о смерти, чтобы войти въ Жизнь, тогда какъ обезумѣвшій міръ живетъ все болѣе и болѣе плотской жизнью, ѣстъ и пьетъ, ибо знаетъ, что завтра умретъ (1 Кор. 15, 32). Отъ души хочется пожелать всѣмъ серьезнымъ читателямъ принять эту отеческую вѣру со всею искренностью и простотою, съ какой хранили ее христіане отъ первыхъ до нашихъ дней.

Моя сердечная безграничная благодарность всѣмъ друзьямъ, чья заинтересованность въ этой работѣ и помощь — молитвенная и дѣйственная — такъ были нужны и дóроги. Въ основномъ удалось найти всѣ русскіе первоисточники, цитируемые о. Серафимомъ, но нѣкоторыя выдержки приходится давать въ обратномъ перево/с. 14/дѣ. Учитывая малую доступность ряда полезныхъ книгъ, я счелъ необходимымъ сдѣлать нѣсколько добавленій къ приложенію, чтобы яснѣе проиллюстрировать матеріалъ книги. Заранѣе приношу извиненія за всѣ возможныя неточности и ошибки.

Прошу всѣхъ православныхъ читателей молитвенно почтить свѣтлую память инока-подвижника нашего времени, человѣка удивительной вѣры и любви, приснопамятнаго іеромонаха Серафима — да упокоитъ его Господь въ мѣстѣ свѣтлѣ, злачнѣ и покойнѣ. Аминь.

Москва, январь 1984 г.



Нѣкоторый человѣкъ былъ богатъ; одѣвался въ порфиру и виссонъ и каждый день пиршествовалъ блистательно.

Былъ также нѣкоторый нищій, именемъ Лазарь, который лежалъ у воротъ его въ струпьяхъ.

И желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его.

Умеръ нищій и отнесенъ былъ ангелами на лоно Авраамово. Умеръ богачъ и похоронили его.

И въ адѣ, будучи въ мукахъ, онъ поднялъ глаза свои, увидѣлъ вдали Авраама и Лазаря на лонѣ его.

И, возопивъ, сказалъ: Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы онъ смочилъ конецъ перста своего въ водѣ и прохладилъ языкъ мой; ибо я мучаюсь въ пламени семъ.

Но Авраамъ сказалъ: чадо! вспомни, что ты получилъ уже доброе въ жизни твоей, а Лазарь злое; нынѣ же онъ здѣсь утѣшается, а ты страдаешь.

И сверхъ всего того между нами утверждена великая пропасть, такъ что хотящіе перейти отсюда къ вамъ не могутъ, также и оттуда къ намъ не переходятъ.

Тогда онъ сказалъ: такъ прошу тебя, Отче, пошли его въ домъ отца моего.

Ибо у меня пять братьевъ; пусть онъ засвидѣтельствуетъ имъ, чтобъ и они не пришли въ это мѣсто мученія.

Авраамъ сказалъ ему: у нихъ есть Моисей и пророки; пусть слушаютъ ихъ.

Онъ же сказалъ: нѣтъ, Отче Аврааме; но если кто изъ мертвыхъ придетъ къ нимъ, покаются.

Тогда Авраамъ сказалъ ему: если Моисея и пророковъ не слушаютъ, то если бы кто изъ мертвыхъ воскресъ, не повѣрятъ.

Лк. 16, 19-31.

Источникъ: Іеромонахъ Серафимъ (Роузъ). Душа послѣ смерти. Современные «посмертные» опыты въ свѣтѣ ученія Православной Церкви. / Пер. съ англ. (съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ). — М.: «MACAU & Co.», 1991. — С. 10-14.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.