Церковный календарь
Новости


2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 30-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 29-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 28-я (1922)
2019-07-21 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 27-я (1922)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Похищеніе Чудотворной Иконы чекистами въ 1918 году.

Подобно какъ во время Отечественной войны, куряне посылали спеціально сооруженный списокъ Чудотворнаго Образа въ ризѣ въ дальневосточную армію въ 1904 году. А во время 1-й Міровой войны почему-то не собрались послать. Видно, не нашлось уже среди курянъ ревнителей, чтобы поднять сіе святое начинаніе.

Все же простой народъ еще хранилъ въ душѣ любовь и почитаніе своей родной Святыни. Выносъ Иконы въ Коренную въ 1916 и 1917 годахъ, несмотря на войну и революцію, привлекъ еще много богомольцевъ, хотя и меньше, чѣмъ въ прежніе годы.

Въ 1918 году въ Курскѣ произошло горестное, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, и весьма знаменательное событіе: среди бѣла дня Чудотворная Икона и ея списокъ, оба въ драгоцѣнныхъ, украшенныхъ самоцвѣтами, ризахъ, были похищены изъ Знаменскаго собора.

Случилось это 11 апрѣля, въ среду, на 6-й недѣлѣ Великаго поста. Въ этотъ памятный день преждеосвященную совершалъ іеромонахъ Гермогенъ (Золенко), нынѣ архимандритъ, проживающій на покоѣ въ Іерусалимѣ. Отъ него мною и получено достовѣрное свидѣтельское повѣствованіе о похищеніи Иконы.

По окончаніи литургіи, напившись чаю, отецъ Гермогенъ отправился въ городъ къ зубному врачу. И туда и обратно ему пришлось проходить мимо массивныхъ вратъ собора. Они были заперты на замокъ, и все было въ порядкѣ. Возвращался отецъ Гермогенъ изъ города послѣ полудня. Когда же передъ 4 часами, онъ, какъ чредной священнослужитель, направился въ церковь на великое повечеріе, то у входа въ соборъ увидѣлъ группу взволнованной братіи, человѣкъ въ шесть. Они сообщили ему, что службы не будетъ, такъ какъ похищены Чудотворная Икона и ея списокъ. Похищеніе Иконы только что было обнаружено экклесіархомъ іеромонахомъ Питиримомъ и послушникомъ такъ называемымъ огарочникомъ. По заведенному въ монастырѣ порядку, двери собора открываетъ передъ богослуженіемъ и закрываетъ послѣ него экклесіархъ вмѣстѣ съ послушникомъ огарочникомъ, на обязанности котораго лежало оправлять лампады, тушить свѣчи и собирать огарки.

Оказалось, что похищены были не только Чудотворная Икона и ея списокъ, обѣ въ золотыхъ драгоцѣнныхъ ризахъ, но и золотая Дарохранительница, вмѣстѣ съ хранившимся въ ней св. Агнцемъ для пятничной преждеосвященной. Послѣднее обстоятельство весьма важно отмѣтить.

Немедленно объ этомъ страшномъ святотатствѣ дано было знать преосвященному епископу Ѳеофану, управлявшему Курской Епархіей. Владыка тотчасъ распорядился оповѣстить власти, въ частности уголовный розыскъ, и дать телеграмму въ Москву знаменитому въ то время начальнику Московскаго уголовнаго розыска Кошко.

Курскъ только что былъ захваченъ большевиками, которые прогнали эсеровъ, захватившихъ, было, власть во время керенщины. Большевики, вмѣсто того, чтобы начать разслѣдованіе, явились изъ сосѣдняго Чека въ монастырь и заявили, что Икона украдена самими монахами, чтобы посѣять въ народѣ недовольство совѣтской властью.

Послѣ этого они арестовали домашнимъ арестомъ епископа Ѳеофана и всю братію, а сами произвели въ монастырѣ поголовный обыскъ, сопровождаемый кое у кого и грабежомъ.

Однако, на слѣдующій день арестъ съ монастыря сняли, но приказали монахамъ сидѣть тихо и не возбуждать народъ. Конечно, никакихъ поисковъ Иконы уголовнымъ розыскомъ произведено не было. Кошко, правда, прислалъ изъ Москвы двухъ агентовъ, но тѣ, побывъ два дня въ Курскѣ, вдругъ спѣшно уѣхали обратно въ Москву, видимо, по чьему-то приказанію.

Горестно провели монахи и благочестивые куряне Страстную и Пасху Христову. Въ монастырѣ и во многихъ курскихъ храмахъ ежедневно возносились усердныя моленія ко Владычицѣ о возвращеніи Ея Чудотворнаго Образа.

И моленія курянъ были услышаны.

Недалеко отъ монастыря, а въ то же время и отъ Чеки, помѣщавшейся въ бывшемъ Дворянскомъ собраніи рядомъ съ монастыремъ, находился старый колодезь, выкопанный, по преданію, самимъ преп. Ѳеодосіемъ Печерскимъ, а потому и называвшійся у народа Ѳеодосіевскимъ. Надъ нимъ былъ когда-то устроенъ навѣсъ въ видѣ часовенки, но былъ этотъ колодезь въ забвеніи, давно не чищенъ, и водой изъ него мало кто пользовался.

И вотъ, какъ разъ въ день памяти преподобнаго Ѳеодосія Печерскаго, въ четвергъ Ѳоминой недѣли, 3 мая, надо же случиться такому удивительному совпаденію, одна бѣдная женщина, по профессіи бѣлошвейка, голодная возвращалась съ базара, гдѣ она напрасно пыталась найти что-либо съѣстное. Большевики тогда нарочно устроили искусственный голодъ, чтобы народу было не до политики, и выдавали по карточкамъ всего по четверть фунта чернаго, почти несъѣдобнаго хлѣба на день.

Проходя мимо Ѳеодосіевскаго колодца, эта бѣлошвейка замѣтила старый мѣшокъ, въ которомъ что-то находилось. Въ надеждѣ найти что-либо съѣстное, голодная женщина подошла къ колодцу и заглянула въ мѣшокъ. Въ немъ оказались двѣ деревянныхъ иконы Знаменія Божіей Матери безъ ризъ.

Въ это время, какъ разъ, мимо проходила похоронная процессія. Священникъ, сопровождавшій покойника, приблизился къ колодцу и сразу догадался, что это Чудотворная Икона и ея списокъ. Онъ остановилъ процессію и послалъ въ монастырь, оповѣстить о чудесной находкѣ.

Обрадованный владыка Ѳеофанъ приказалъ звонить во всѣ колокола и крестнымъ ходомъ, со всей монашеской братіей, отправился къ мѣсту обрѣтенія Иконы. Одновременно онъ отправилъ на извозчикѣ вышеупомянутаго іеромонаха Гермогена за Московскія ворота, привезти иконописца Григорія Адріановича Шуклина, недавно писавшаго копію съ Чудотворной Иконы безъ ризы, дабы онъ опредѣлилъ, какая изъ двухъ найденныхъ иконъ Чудотворная, и какая — списокъ. Самъ владыка Икону безъ ризы никогда не видѣлъ, а потому и не могъ самъ опредѣлить.

Шуклинъ немедленно прибылъ и сразу же узналъ въ одной изъ двухъ найденныхъ иконъ Чудотворную и по ея древности, и по рубцу, оставшемуся на ней послѣ разсѣченія татариномъ въ 1385 году. Тогда на Чудотворную Икону была надѣта запасная, довольно простая, серебряная, голубой эмалью покрытая риза, которая находится на ней и понынѣ, и начались непрерывные молебны при огромномъ стеченіи народа.

Весь день 3 мая (тогда еще былъ въ употребленіи старый стиль) во всѣхъ курскихъ церквахъ звонили колокола, какъ на Пасху. Люди встрѣчались и обнимались, не зная, какъ выразить свою радость. У всѣхъ было пасхальное настроеніе. Къ сожалѣнію, скоро опять настали тяжелые будни, ибо безбожная власть себя проявляла все больше и больше и морила людей голодомъ.

Итакъ, Чудотворная Икона пробыла въ безвѣстномъ отсутствіи около трехъ недѣль. Гдѣ же она была? Кто ее похитилъ?

Отвѣтъ на этотъ вопросъ былъ полученъ только когда добровольцы взяли Курскъ. Произошло это взятіе, весьма знаменательно, 7 сентября 1919 года, т. е. въ навечеріе праздника Рождества Пресвятой Богородицы и Курской Иконы. Можно себѣ представить, какое торжественное было бдѣніе въ этотъ день въ Знаменскомъ монастырѣ.

Между прочимъ, мнѣ довелось лично участвовать во взятіи Курска въ этотъ памятный для меня день. Во главѣ команды развѣдчиковъ, я, однимъ изъ первыхъ, ворвался въ городъ, пройдя извѣстными мнѣ закоулками въ тылъ большевикамъ. Что было на улицахъ часъ спустя послѣ отступленія большевиковъ! Притаившіеся обыватели затопили улицы и восторженно встрѣчали своихъ освободителей, во главѣ которыхъ былъ ударный Корниловскій полкъ. Женщины радостно плакали, забрасывали запыленныхъ воиновъ цвѣтами, бросались имъ на шею... На другой день открылись магазины, базаръ наполнился продуктами и жизнь забила ключомъ. Увы, Курскъ дышалъ свободной грудью всего два мѣсяца...

Такъ вотъ, вскорѣ послѣ взятія Курска, но приказанію генерала Кутепова начато было офиціальное разслѣдованіе большевицкихъ звѣрствъ и злодѣяній. Прежде всего подвергли осмотру бывшее зданіе Дворянскаго собранія, гдѣ помѣщалась страшная Чека. И въ чекистской помойкѣ, куда постороннимъ, конечно, рѣшительно не было никакого доступа, были найдены... два чехла, расшитые золотомъ, тѣ самые, которые были на Чудотворной Иконѣ и ея спискѣ въ день похищенія.

Сказано въ Писаніи:

«Нѣтъ ничего тайнаго, что не сдѣлалось бы явнымъ» (Лук. 8, 17).

Такъ открылось, что Икону похитили сами чекисты. И развѣ не преславное чудо, что, ограбивъ Икону и ея списокъ, выбросивъ въ помойку чехлы, самыя иконы не уничтожили, что было бы для такихъ безбожниковъ совершенно естественнымъ? А можетъ быть, они приказали какому-нибудь рабочему въ Чека выбросить иконы въ помойку, а тотъ пожалѣлъ и, положивъ иконы въ старый мѣшокъ, снесъ къ колодцу, который былъ почти рядомъ съ Чекой. Но почему же онъ тогда не положилъ въ мѣшокъ и чехлы?

Видно, такъ было угодно Промыслу Божію, дабы черезъ сіе были обнаружены истинные виновники этого страшнаго кощунственнаго злодѣянія. Да и кто, кромѣ чекистовъ, среди которыхъ были, конечно, опытные взломщики, рѣшился бы среди бѣла дня на налетъ въ соборъ и взялъ бы, кромѣ иконъ, еще и золотую дарохранительницу со св. Агнцемъ?

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 49-52.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.