Церковный календарь
Новости


2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 27-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 26-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 25-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 24-я (1922)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 2-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 1-е (1976)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Собесѣдованіе о Псалмахъ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Предисловіе къ бесѣдамъ на Псалмы (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда о Давидѣ царѣ и Павлѣ апостолѣ (1899)
2019-08-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда, сказанная въ великую седмицу (1899)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 23-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 22-я (1922)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 10-я (1924)
2019-08-19 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 9-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 21-я (1922)
2019-08-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 20-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 21 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)

Вл. Серафимъ (въ мірѣ Леонидъ Георгіевичъ Ивановъ) (1897–1987), архіеп. Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (РПЦЗ), духовный писатель. Родился 1 (14) августа 1897 г. въ Курскѣ. Поступилъ на филологическій факультетъ Московскаго университета (1914). Участникъ Первой міровой и гражданской войнъ. Въ эмиграціи съ 1920 г. Окончилъ философскій и богословскій факультеты Бѣлградскаго университета (1925). Принялъ постригъ на Аѳонѣ въ 1926 г. и рукоположенъ въ іеромонахи въ Скопльѣ. Съ 1928 по 1946 г. подвизался въ миссіонерской обители преп. Іова Почаевскаго во Владиміровѣ (Ладомировѣ) на Карпатской Руси въ Словакіи (Чехословакія). Возглавлялъ обитель въ санѣ архимандрита. Въ 1944 г. вмѣстѣ съ братіей эвакуировался на Западъ. Хиротонисанъ во епископа Сантьяго и Чили (1946). Ввиду невозможности отправиться на каѳедру въ Чили, вмѣстѣ съ братіей эмигрировалъ въ США, гдѣ они поселились въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ г. Джорданвилль. Принялъ на себя руководство монастыремъ. Въ 1948 г. упомянутъ какъ епископъ Троицкій. Съ 1931 по 1950 гг. редактировалъ двухнедѣльную газету «Православная Русь», впослѣдствіи ставшую журналомъ. Нѣсколько лѣтъ редактировалъ журналы «Дѣтство во Христѣ» и «Православная Жизнь». Написалъ за эти годы больше 200 статей, очерковъ и разсказовъ. Въ 1948 г. основалъ въ г. Магопакъ (США) Ново-Коренную пустынь и былъ ея настоятелемъ съ 1951 по 1957 гг. Постоянный членъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1951-1957). Епископъ Чикагско-Детройтскій (1957). Архіепископъ (1959). Въ 1960 г. основалъ Организацію русскихъ православныхъ развѣдчиковъ. Архіепископъ Чикагско-Детройтскій и Средне-Американскій (1976). Съ 1976 г. — пожизненный членъ Сѵнода и первый замѣститель первоіерарха РПЦЗ. Въ серединѣ 80-хъ годовъ переселился въ Ново-Коренную пустынь. Скончался 12/25 іюля 1987 г. въ Ново-Коренной пустыни въ Магопакѣ, гдѣ и похороненъ. Публикаціи: На Аѳонѣ, 1931. Отрокъ Прохоръ, 1935. Піонеръ-сталинецъ (Апологетическая повѣсть), 1937. Вѣчныя загробныя тайны, 1939. Практическое руководство для священнослужителей, 1942. Паломничество въ Святую Землю, 1952. Одигитрія Русскаго Зарубежья, 1955. Суббота Великаго Покоя, 1959. Московскія катакомбы, 1961. Умныя Небесныя Силы, 1962. Судьбы Россіи, 1959. Избранныя бесѣды по церковному радіо, 1968. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, 1972.

Сочиненія архіеп. Серафима (Иванова)

Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) († 1987 г.)
ОДИГИТРІЯ РУССКАГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея.

Исторія города Курска и его края.

Курская область расположена на средне-русской возвышенности — кряжѣ урало-алаунской возвышенности, въ водораздѣлъ бассейновъ рѣкъ Днѣпра, Волги и Дона. Благодаря сему, черезъ эту область въ старину пролегали большія дороги — шляхи и меньшія степныя дороги — «сакмы». Дороги эти представляли собой естественные и наиболѣе удобные пути сообщенія изъ южныхъ степей, населенныхъ кочевниками, въ «русскія украины», какъ называютъ ихъ лѣтописи. Проходили они между верховьями многочисленныхъ рѣкъ и рѣчекъ, не представлявшихъ особыхъ трудностей при переправахъ черезъ нихъ.

Таковы были: знаменитый Муравскій шляхъ, шедшій изъ Крыма до Тулы; Бакаевъ шляхъ, ведшій отъ Днѣпра къ Рыльску; дальше къ сѣверу онъ назывался Свинымъ шляхомъ и тянулся до г. Болхова. Былъ еще Калміусскій шляхъ, шедшій съ юго-востока и пересѣкавшій Муравскій шляхъ у г. Ливны. Кромѣ этихъ большихъ дорогъ — шляховъ, извѣстна была еще Изюмская сакма, проходившая черезъ нынѣшній г. Изюмъ съ юга на сѣверъ. Всѣ эти дороги были важными торговыми путями, но по нимъ же происходили и набѣги разныхъ кочевниковъ, а позднѣе ногайскихъ и крымскихъ татаръ.

Городъ Курскъ принадлежитъ къ числу древнѣйшихъ городовъ южной Россіи. Онъ основанъ вятичами, первобытными жителями этой области, не позднѣе IX-го вѣка. Первая лѣтописная запись о Курскѣ имѣется подъ 990 годомъ, о томъ, что тамъ построенъ первый христіанскій храмъ. Это было черезъ два года послѣ крещенія Руси. Болѣе подробныя свѣдѣнія о Курскѣ имѣются въ лѣтописи преп. Нестора. Лѣтописецъ, въ житіи преп. Ѳеодосія Печерскаго, повѣствуетъ, что по переселеніи родителей послѣдняго изъ г. Васильева въ Курскъ (въ первой половинѣ XI-го вѣка) Ѳеодосій, еще будучи отрокомъ въ семъ градѣ: «Божественнаго Писанія въ наказаніе учителю вданъ бысть» и притомъ «по вся дни хождаше въ церковь Божію» и вскорѣ «начатъ пещи просфоры и продаяти», чѣмъ и занимался болѣе двухъ лѣтъ. Своимъ смиреніемъ и покорностью Ѳеодосій заслужилъ любовь «властелина града», такъ что этотъ властелинъ «повелѣ ему, яко да пребываетъ у его (властелина) церкви». Значитъ, христіанство уже существовало въ то время въ Курскѣ и въ его предѣлахъ, а въ самомъ городѣ была даже не одна церковь. Ѳеодосій пошелъ изъ Курска въ Кіевъ къ преп. Антонію, когда ему исполнилось 23 года отъ роду, а это было, по свидѣтельству лѣтописей, въ 1032 году.

Городъ Курскъ, съ самаго покоренія области вятичей кіевскими князьями, составлялъ сначала часть Переяславльскаго княжества и принадлежалъ сыну Владиміра Святого, кн. Мстиславу Владиміровичу, а потомъ его брату Ярославу Мудрому, объединившему всю Русь. Послѣ смерти князя Ярослава (въ крещеніи Георгія), Курская область перешла во власть сына его Святослава Ярославовича Черниговскаго, а съ 1072 года князя Всеволода Переяславльскаго, сынъ котораго Владиміръ Мономахъ, выдѣлилъ ее въ особое удѣльное княжество для сына своего Изяслава въ 1094 году. Тотъ и былъ первымъ властелиномъ, имѣвшимъ свой столъ въ Курскѣ.

Съ этого времени и почти до самаго татарскаго разоренія, Курскъ часто упоминается въ лѣтописяхъ въ долгій періодъ усобицы между мономаховичами и ольговичами. При великомъ князѣ Ярополкѣ (1132-1139), этотъ добродушный князь, не желая кровопролитія, добровольно уступилъ ольговичамъ Курскъ, съ частью Переяславльской области. Съ тѣхъ поръ Курскъ сталъ управляться удѣльными князьями изъ рода Олега, великаго князя Черниговскаго, оставаясь во время дальнѣйшихъ усобицъ открытымъ для нападенія пунктомъ, какъ одинъ изъ пограничныхъ (украинныхъ городовъ).

Въ 1185 году княжилъ въ Курскѣ Всеволодъ Святославичъ. Въ этомъ году «сдумавши», какъ выражается лѣтописецъ, «Ольгови вноуци на половци, зане бяхоу не ходили томъ лѣтѣ съ всѣми князи но сами поидоша о себѣ рекоучи: ми есми ци не князи, пойдемъ и такоже собѣ хвалы добудемъ» [1]. Въ этомъ походѣ участвовалъ и Всеволодъ, князь курскій, со своей храброй дружиной.

Неизвѣстный пѣвецъ древней Руси, описавшій это событіе въ произведеніи, извѣстномъ подъ названіемъ: «Слово о полку Игоревомъ» (по имени старшаго изъ Ольговичей — князя Игоря Новгородъ-Сѣверскаго), влагаетъ въ уста курскому князю Всеволоду слѣдующій поэтическій отзывъ о его дружинѣ:

«А мои же Куряне свѣдоми кмети (опытные воины), подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяни, конецъ копія въскръмлени, пути имъ вѣдоми, яруги (овраги) имъ знаеми, луци у нихъ напряжени, тулы (колчаны) отворени, сабли изъострени, сами скачутъ аки сѣрыя влъци въ полѣ, ищущи себѣ чти (чести), а князю славы».

Извѣстно, что походъ этотъ кончился неудачно... Около 1223 года произошла первая встрѣча съ татарами на берегахъ Днѣпра, въ которой участвовалъ и курскій князь Олегъ со своею дружиной, обратившій потомъ на себя вниманіе отличной храбростью въ слѣдующемъ году въ достопамятной битвѣ при рѣкѣ Калкѣ.

Всѣ эти усилія не отвратили близкой грозы отъ Курска и его области: въ 1237 году при нашествіи на Русь Батыя, вмѣстѣ съ другими городами и Курскъ былъ разрушенъ до основанія. Однако, область Курская продолжала существовать и послѣ разоренія Батыева, только существованіе ея было болѣе чѣмъ печальное изъ-за почти ежегодныхъ опустошительныхъ набѣговъ татарскихъ.

Городъ Курскъ и многіе другіе населенные пункты области лежали въ развалинахъ и почти скрылись подъ густой лѣсной порослью. Жители обитали порознь въ лѣсныхъ чащахъ, занимаясь преимущественно звѣроловствомъ и бортничествомъ (пчеловодствомъ). Но и при такой полудикой жизни имъ не было покоя, а, главное, не оставалось никакого объединяющаго стимула, не было никакой святыни, ради которой стоило бы дорожить этими мѣстами. Поэтому Курская область становилась все безлюднѣе и безлюднѣе и постепенно превращалась въ лѣсную пустыню.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, значеніе этой окраины, какъ пограничной сторожи съ кочевой степью, было для Руси очень важно, не говоря уже о ея природныхъ богатствахъ: прекрасномъ черноземѣ, лѣсахъ, полныхъ дорогимъ звѣремъ, рѣкахъ, изобилующихъ рыбой.

И Матерь Божія, Небесная Покровительница всѣхъ страждущихъ, послала обездоленнымъ курянамъ Свое чудесное знаменіе, въ видѣ явленнаго чудотворнаго Образа «Знаменіе».

Къ повѣствованію объ этой святынѣ мы и обратимся.

Примѣчаніе:
[1] Лѣтопись Переяславля Суздальскаго. См. «Временникъ», 1851 г.

Источникъ: Епископъ Серафимъ. Одигитрія Русскаго Зарубежья. Повѣствованіе о Курской чудотворной иконѣ Знаменія Божіей Матери и о дивныхъ чудесахъ ея. — Mahopac: Изданіе Новой Коренной Пустыни, 1955. — С. 8-10.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.