Церковный календарь
Новости


2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 72-я (1956)
2019-07-21 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 71-я (1956)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 46-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 45-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 44-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 43-е (1975)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 30-я (1921)
2019-07-21 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 29-я (1921)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 26-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 25-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 24-я (1922)
2019-07-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 23-я (1922)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 70-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 69-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 68-я (1956)
2019-07-20 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 67-я (1956)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
НОВЫЕ МУЧЕНИКИ РОССІЙСКІЕ.
Второй томъ собранія матеріаловъ. Jordanville, 1957.

Дополненія и поправки къ I-му тому собранія матеріаловъ.

Никодимъ, Епископъ Бѣлгородскій.
(Т. I, стр. 72.)

Преосвященный Никодимъ (Кононовъ) Епископъ Бѣлгородскій, за вѣру Христову отъ большевиковъ мученически смерть пріявшій, былъ ревностнымъ архипастыремъ, оставившимъ свѣтлую память и благоговѣйное почитаніе его, какъ неустрашимаго воеводы Христова и пастыря, душу свою положившаго за овцы своя.

Любовь паствы своей Преосвященный снискалъ, малое время побывъ на своей Бѣлгородской каѳедрѣ, и укрѣпилъ ее подвигами своими. Назначеніе его въ гор. Бѣлгородъ состоялось незадолго до открытія мощей Святителя Іоасафа.

Преосвященному Никодиму много пришлось потрудиться въ связи съ этимъ знаменательнымъ событіемъ въ его городѣ.

Главной же его заслугой слѣдуетъ считать составленіе акаѳиста новопрославленному Святителю. Этотъ благодатный трудъ Преосвященнаго является образцомъ среди акаѳистовъ, составленныхъ въ Россіи. Схватывая въ хронологической послѣдовательности всѣ событія житія Угодника, онъ точно изображаетъ духовный обликъ его, а будучи вложенъ въ музыкальный слогъ и ритмъ представляетъ собой торжественно-благоуханный гимнъ, подвизающій на молитву, возвышаю/с. 300/щій чувства. Красотою образовъ духовныхъ легко запоминаясь, онъ рождаетъ святую любовь къ Угоднику Божію.

Изучивъ жизнь Святителя, полюбивъ его духовный образъ и прославивъ его въ твореніяхъ своихъ, Преосв. Никодимъ самъ былъ во многомъ подобенъ ему. Онъ жилъ въ духовной близости съ новопрославленнымъ Святителемъ, и небесное покровительство его не оставляло епископа, преемственно занимавшаго каѳедру Угодника Божія.

Вторымъ трудомъ Епископа Никодима была книга: «Житіе, прославленіе и чудеса Святителя Іоасафа», представлявшая большой трудъ, содержавшій цѣнные біографическіе документы объ Угодникѣ, иллюстраціи и документальныя данныя о чудесахъ, совершенныхъ предстательствомъ Святителя, число которыхъ исчисляется сотнями. Епископъ Никодимъ, будучи уже въ Бѣлгородѣ, писалъ капитальный трудъ «Подвижники Русскіе XIX столѣтія». За свои труды онъ имѣлъ степень магистра богословія.

Проповѣди Епископа Никодима отличались необыкновенной силой богословской истины, красоты, выразительности и убѣдительности. Каждая рѣчь проповѣдника оставляла неизгладимо на все время главную мысль, высказанную имъ. Когда же настало время гоненій на церковь, Архипастырь безстрашно всталъ на защиту Христовой правды и изъ устъ его полились обличительныя рѣчи на безбожную власть. Съ амвона Епископъ Никодимъ, какъ никто не рѣшался ни тогда, ни послѣ него, говорилъ огненными словами, обличалъ, предостерегалъ и наставлялъ. Воззваніе Святѣйшаго Патріарха Тихона онъ прочелъ вдохновенно, снабдивъ его поясненіями, какъ подсказала ему совѣсть истиннаго, безстрашнаго Апостола Христова. Многіе изъ близкихъ Епископа предостерегали его отъ такихъ выступленій, любящіе пасомые умоляли своего Архипастыря поберечь себя, но Епископъ Никодимъ оставался вѣренъ своему долгу и какъ бы спѣшилъ раскрыть передъ обольщаемыми сатанинской властью ея коварные дьявольскіе планы, которые приведутъ къ гибели и страну и души вѣрныхъ. Бывало, что во время такихъ проповѣдей нѣкоторые изъ духовенства съ амвона и алтаря скрывались, оставляя Епископа одного, посылающаго свои обличенія безбожникамъ-большевикамъ.

Не ограничиваясь проповѣдью съ каѳедры собора, Епископъ Никодимъ регулярно проводилъ бесѣды на различныя религіозно-нравственныя темы, толкованіе Священнаго Писанія. Эти бесѣды, привлекавшія массу слушателей, совершались вечерами въ большомъ залѣ покоевъ Святителя Іоасафа, трудами /с. 301/ и ревностью еп. Никодима превращенныхъ въ музей памяти Святителя, возстановленный въ томъ видѣ, какой онъ имѣлъ при жизни его и содержавшій много документовъ и предметовъ, связанныхъ съ прославленнымъ Угодникомъ. Это мѣсто привлекало почитателей Угодника, такъ же, какъ и рака мощей его. Подъ сѣнью Святителя и подъ духовнымъ руководствомъ Еп. Никодима, сѣялись сѣмена вѣры Христовой [1].

Богослуженія Преосвященный Никодимъ совершалъ часто, а по праздникамъ неопустительно. Среди недѣли самъ, соборнымъ служеніемъ, читалъ онъ акаѳисты: Божіей Матери (среда), Св. Николаю (четвергъ) и Св. Іоасафу (пятницу). Если поучалъ Еп. Никодимъ «какъ власть имущій», то богослуженія совершалъ, «какъ славу Господню возвѣщающій». Онъ весь уходилъ въ служеніе Богу, и сослужащіе не узнавали въ это время обыкновеннаго Еп. Никодима. Облачившись въ епископскій санъ, онъ какъ посланецъ съ небесъ являлся среди земныхъ людей.

Слѣдуетъ отмѣтить и особую манеру чтенія его во время богослуженія — повѣствовательно-напѣвную, настолько оригинальную, что ни до него, ни послѣ него не приходилось слышать такого чтенія.

Въ управленіи викаріатствомъ Епископъ Никодимъ былъ твердымъ архипастыремъ, не знавшимъ вліянія приближенныхъ сановниковъ, но всецѣло руководствующимся велѣніями архипастырской совѣсти. Какъ то требовали обстоятельства, онъ былъ или непреклонно строгъ, или чутко-милостивъ и снисходителенъ, заботливъ, всегда лучше другихъ предусматривая все необходимое въ любой области своего управленія.

Епископъ Никодимъ въ дѣлѣ благотворительности слѣдовалъ по стопамъ своего Св. Предшественника, учреждалъ мѣста призрѣнія престарѣлыхъ и сиротъ и поддерживалъ существовавшія. Помогалъ (матеріально) учащимся. На его полномъ иждивеніи были въ годы передъ революціей два воспитанника духовныхъ учебныхъ заведеній.

Во время отступленія большевиковъ въ мартѣ 1918 года (передъ нѣмцами), ждали ареста Епископа Никодима, да и самъ онъ, вѣроятно, готовился къ этому, хотя не скрывался отъ нихъ. Озлобленные слуги сатаны рыскали по монастырю, но объ епископѣ какъ-бы забыли, и онъ благополучно остался /с. 302/ невредимъ и продолжалъ свое служеніе до осени этого года. Въ это время въ Кіевѣ былъ созванъ Съѣздъ Епископовъ юга Россіи, въ которомъ участвовалъ и Епископъ Никодимъ. Когда съѣздъ закончилъ свои работы, началось отступленіе нѣмцевъ и епископу настоятельно предлагали не спѣшить въ Бѣлгородъ, а выждать разрѣшенія политическихъ событій. Но Владыка и слышать не хотѣлъ о промедленіи и поспѣшилъ къ своей паствѣ, замѣтивъ, что именно въ этихъ обстоятельствахъ онъ не можетъ оставить свое стадо. По пути онъ остановился въ Харьковѣ, гдѣ въ это время была подготовка къ канонизаціи Святителя Мелетія (Леонтовича), а Еп. Никодимъ возглавлялъ комиссію подготовлявшую канонизацію Святителя. Было произведено въ его присутствіи переоблаченіе мощей Св. Мелетія. Въ Харьковскомъ Покровскомъ Мужскомъ Монастырѣ, гдѣ останавливался Епископъ Никодимъ, также убѣждали его повременить съ возвращеніемъ въ Бѣлгородъ. Фронтъ большевиковъ уже былъ между Бѣлгородомъ и Харьковомъ. Положеніе было тревожное, настроеніе народа паническое. Наступила недѣля передъ Рождествомъ Христовымъ. Епископъ Никодимъ въ послѣдній разъ отслужилъ литургію въ Харьковѣ и отправился въ Бѣлгородъ черезъ фронтъ.

Прибывъ въ Бѣлгородъ, онъ поразилъ своею смѣлостью Братію Бѣлгородскаго Св. Троицкаго Монастыря, которая не только не ожидала своего епископа, но и была за него рада, зная, что онъ благодаря съѣзду въ Кіевѣ находился внѣ досягаемости большевиковъ и потому, до лучшаго времени, въ полной безопасности. Сразу же администрація монастыря приступила къ рѣшенію вопроса: какъ спасать Владыку?

Вмѣсто того, чтобы хотя бы первое время оставаться инкогнито, какъ предлагали ему благожелатели, Епископъ Никодимъ совершалъ Рождественское Богослуженіе и даже выступилъ съ поученіемъ. «Власти» ждали случая чтобы арестовать Епископа.

Послѣ литургіи въ первый день Рождества Христова, Еп. Никодимъ принималъ у себя за чашкой чая представителей духовенства, Духовной Семинаріи и Епархіальнаго Училища. Въ это время, настойчиво добившись пріема, вошелъ въ столовую епископа комиссаръ Саенко, извѣстный палачъ и садистъ, только что организовавшій въ Бѣлгородѣ чрезвычайку [2].

Явившись въ шапкѣ, онъ грубо обратился къ Епископу Никодиму съ предложеніемъ слѣдовать за нимъ для выясненія нѣ/с. 303/которыхъ вопросовъ. Было ясно всѣмъ, для чего онъ забиралъ Владыку. Епископъ обратился къ присутствующимъ съ просьбой быть спокойными, заявивъ, что все уладится, и онъ безусловно возвратится, какъ только исполнитъ необходимую формальность. Арестованнаго Епископа увезъ комиссаръ въ б. Земскую Управу гдѣ было логовище «правителей». Вѣсть объ арестѣ любимаго Владыки быстро распространилась по всему городу.

Не вѣря заявленію Саенко, люди рѣшили всѣмъ вмѣстѣ идти и просить власти объ освобожденіи Епископа Никодима. Были организованы делегаціи. Начальница II-й женской гимназіи Марія Дмитріевна Кіяновская возглавила большую группу ученицъ, горѣвшихъ желаніемъ освободить Владыку. Всѣ онѣ отправились къ зданію б. Земской Управы. На улицѣ, около зданія, пришедшія были грубо задержаны солдатами, и имъ было объявлено, что это — демонстрація, которая разсматривается, какъ бунтъ противъ сов. власти. Такъ какъ делегатки не расходились, а требовали допущенія ихъ къ представителямъ власти для принесенія просьбы, то было сдѣлано послѣднее предупрежденіе о примѣненіи къ демонстрантамъ суровыхъ мѣръ. Послѣ повторныхъ настойчивыхъ просьбъ, вышелъ одинъ изъ «комиссаровъ». Съ помощью красногвардейцевъ онъ арестовалъ изъ толпы нѣсколькихъ «вождей». Первой была арестована и уведена несмотря на протесты народа М. Д. Кіяновская. Остальные были разогнаны угрозами и насиліемъ. Однако демонстрація возымѣла успѣхъ, и Еп. Никодимъ былъ черезъ нѣсколько часовъ возвращенъ въ свои архіерейскіе покои и служилъ всенощную вечеромъ въ первый день Рождества Христова. «Вожаки возстанія» были оставлены подъ арестомъ, какъ бы независимо отъ дѣла епископа, а за фактическое выступленіе противъ Сов. Власти [3].

На второй день Рождества Христова Епископъ Никодимъ совершалъ послѣднюю литургію въ своей жизни. Вечеромъ, во время Утрени, онъ былъ взятъ красногвардейцами прямо изъ алтаря каѳедральнаго Св. Троицкаго Собора, тайно отъ молящихся уведенъ черезъ пономарку и увезенъ неизвѣстно куда.

О послѣдовавшемъ узнали только спустя нѣкоторое время, уже по неофиціальнымъ сообщеніямъ. Арестованный Епископъ Никодимъ содержался во время допросовъ и пытокъ въ подвалѣ бывш. Земской Управы. Замученный на четвертый день /с. 304/ Рождества Христова, въ день памяти первыхъ мученниковъ за Христа, онъ возглавилъ собой сонмъ первыхъ мучениковъ своей епархіи, въ которой съ древнихъ лѣтъ процвѣтало Православіе, и града, который прославленъ былъ Архіереемъ-Святителемъ Іоасафомъ.

Разстрѣлъ производился на пожарномъ дворѣ. Когда Преосвященнаго вывели на разстрѣлъ, который было поручено произвести китайцамъ, онъ послѣ молитвы благословилъ своихъ палачей архіерейскимъ благословеніемъ. Это произвело на нихъ такое впечатлѣніе, что они категорически отказались стрѣлять въ епископа, несмотря на угрозы. Владыка Никодимъ былъ снова уведенъ въ казематъ. Были вызваны другіе исполнители казни. Во избѣжаніе повторенія подобнаго, Владыку вывели къ нимъ переодѣтаго въ солдатскую шинель.

Таково свидѣтельство одного очевидца, служащаго пожарной команды.

Тѣло Владыки было тайно похоронено вмѣстѣ съ другими убіенными, но мѣсто его погребенія было узнано вѣрующими. За городомъ помѣщалось кладбище, обнесенное каменной стѣной. По другую сторону кладбища начинало свалочное поле. Вотъ за угломъ кладбища, у самой сѣверной стѣны, неизвѣстно кѣмъ и когда устроенная, появилась украшенная большая братская могила. Эта могила все время мѣняла свой обликъ. То она стояла украшенная хвойнымк вѣтвями, то вдругъ все оказывалось разбросаннымъ и затоптаннымъ. Черезъ день снова появлялись вѣтки и цвѣты, а затѣмъ всѣ украшенія опять оказывались уничтожены и вмѣсто нихъ — ямы. Потомъ опять появлялось новое украшеніе могилы, послѣ каждаго разгрома все лучшее и въ большемъ количествѣ. Наконецъ, рука разрушающая устала и отступила, а силы украсителей окрѣпли. Кромѣ зелени и цвѣтовъ появились кресты, иконки и даже можно было видѣть теплящіяся лампады, заботливо защищенныя примитивными колпаками изъ разбитыхъ бутылокъ. Кто разрушалъ украшенія — извѣстно. Кто подъ страхомъ смерти созидалъ? То была любовь осиротѣвшихъ пасомыхъ къ своему незабвенному Архипастырю, истерзанное тѣло котораго и покоилось въ этомъ убогомъ мѣстѣ.

И многіе, многіе поклонялись мученикамъ, тайно посѣщая эту могилу въ разное время, боясь быть замѣченными «всевидящимъ» глазомъ чрезвычайки.

Учащіеся, возвращаясь съ прогулокъ, считали своимъ долгомъ зайти на могилку, положить цвѣточекъ или кратко и незамѣтно помолиться у нея.

/с. 305/ Надъ измученнымъ краемъ на короткое время блеснулъ свѣтлый лучъ освобожденія отъ краснаго ужаса, и явилась надежда на полное освобожденіе отъ бѣдствія, несущаго духовную и физическую смерть русскому народу. Добровольческая армія освободила Бѣлгородъ отъ большевиковъ. Какъ только установилась нормальная жизнь въ городѣ, приступили къ розыскамъ замученныхъ жертвъ. Могила у кладбища была вскрыта, и въ ней найдено нѣсколько тѣлъ мучениковъ. Среди нихъ опознали тѣло Епископа Никодима, бывшаго начальника гор. тюрьмы, М. Д. Кіяновской и еще нѣсколькихъ, изъ которыхъ всѣ были опознаны. Тѣло Епископа Никодима подверглось частичному разложенію, но какъ лучшее доказательство, — были мѣтки на его бѣльѣ и параманъ, который на немъ остался. Медицинскій осмотръ установилъ, кромѣ наличія огнестрѣльной раны въ груди (не смертельной), проломъ черепа отъ удара тяжелымъ тупымъ предметомъ, огромный кровоподтекъ на верхней части головы и поломъ гортанныхъ хрящей отъ душенія руками.

Тѣло мученика-епископа было по установленному чину облачено при кладбищенской церкви. Затѣмъ гробъ его, покрытый архіерейской мантіей, былъ установленъ въ этой же церкви. Перенесеніе останковъ Епископа Никодима изъ кладбищенскаго храма въ Св. Троицкій Мужск. Монастырь было совершено при участіи духовенства всего города, при стеченіи всей Бѣлгородской паствы. Погребенъ Епископъ Никодимъ на завѣщанномъ имъ мѣстѣ — подъ сѣверной стѣной Собора, вблизи раки Св. Іоасафа.

Черезъ годъ послѣ мученической смерти Епископа Никодима мощи Св. Іоасафа были кощунственно анатомированы безбожной властью, при чемъ были составлены протоколы вскрытія, подтверждающіе беззастѣнчивый цинизмъ большевиковъ. Вскорѣ послѣ этого мощи были похищены тѣми же властями и увезены изъ города въ одинъ изъ музеевъ Москвы, а мужской монастырь, спустя еще два года, былъ «ликвидированъ». Былъ «по требованію народа» уничтоженъ и каѳедральный соборъ, подъ развалинами котораго вторично погребены останки Святителя-Мученика.

Память о немъ навѣки останется въ сердцахъ его пасомыхъ, а добрыя дѣла его прославитъ Церковь.

Примѣчанія:
[1] Послѣ прославленія Св. Іоасафа, было основано Просвѣтительно-Благотворительное Браство Св. Іоасафа, руководимое Еп. Никодимомъ. (Такое же Братство существовало и въ Петербургѣ). Оно издавало миссіонерскую литературу, имѣло школы, развивало благотворительность и проч.
[2] Потомъ онъ былъ организаторомъ чрезвычайки въ Харьковѣ и палачемъ, державшимъ въ ужасѣ городъ въ теченіи долгаго времени.
[3] Въ тотъ же день М. Д. Кіяновская была убита въ подвалѣ бывшей Земской Управы.

Источникъ: Новые мученики Россійскіе. Второй томъ собранія матеріаловъ. Составилъ Протопресвитеръ М. Польскій. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1957. — С. 299-305.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.