Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 50-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 49-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 48-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 47-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 76-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 75-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 74-я (1956)
2019-07-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 73-я (1956)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 32-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 31-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 23 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXIV.
Долгъ служенія отечеству у христіанина. Христіанскій взглядъ на войну (отзывы преп. Аѳанасія Аѳонскаго и св. равноапостольнаго Кирилла).

Очевидно, что тотъ христіанскій патріотизмъ, о которомъ мы говорили выше, требуетъ отъ каждаго изъ насъ посильнаго служенія отечеству. Это служеніе человѣкомъ осуществляется, прежде всего, тогда, когда онъ находится на той или иной государственной или общественной службѣ. Конечно, цѣнность такого служенія еще увеличивается, если оно совершается безкорыстно — внѣ зависимости отъ какихъ-либо матеріальныхъ расчетовъ и соображеній. Но человѣкъ такъ или иначе служитъ своему государству и тогда, когда онъ, напр., участвуетъ въ его жизни, работая и выступая въ печати, или на общественныхъ выборахъ и т. п. И вотъ тутъ онъ и долженъ стремиться къ тому, чтобы принести пользу именно всему отечеству, всему народу — а не наблюдать только свои личные (или партійные) интересы. И тогда его совѣсть будетъ спокойна. Пусть онъ и не достигнетъ большого внѣшняго успѣха — но зато честно, по-христіански исполнитъ долгъ патріота и вѣрнаго сына своей родины.

Существуетъ поговорка: «другъ познается въ несчастіи». И у истиннаго патріота любовь къ родинѣ и своему народу проявляется въ особенности сильно — въ пору всенародныхъ испытаній и бѣдствій. Всякій знаетъ, какъ чувствуетъ себя человѣкъ — у котораго тяжело больны близкіе ему люди. Ему не до развлеченій и удовольствій. Въ своемъ горѣ и заботѣ онъ иногда даже не можетъ ѣсть и пить, или освѣжить себя отдыхомъ и сномъ. Нѣчто похожее должно проявляться при бѣдствіяхъ родины у того, кто ее дѣйствительно любитъ — искренно, по-настоящему. Если же у насъ сердце сверху до низу набито лишь своими личными переживаніями и интересами, если на словахъ мы и охаемъ и вздыхаемъ, а дѣла наши отстоятъ отъ словъ — какъ «отстоятъ востоцы отъ западъ» — то плохая тутъ любовь къ отечеству!..

Однимъ изъ наиболѣе яркихъ и самоотверженныхъ подвиговъ въ дѣлѣ служенія своему отечеству, у насъ признаётся смерть за родину, главнымъ образомъ — на войнѣ. Христіанинъ-воинъ, защитникъ родины и ея святынь, явно исполняетъ заповѣдь Христову: «нѣтъ больше той любви, если кто душу свою положитъ за друзей своихъ».

Конечно, война сама по себѣ есть, безусловно, зло, крайне печальное явленіе, глубоко противное самымъ основамъ христіанства. Нечего и говорить о томъ, какъ было бы отрадно, если бы люди перестали воевать другъ съ другомъ, и на землѣ воцарился бы миръ. Но печальная дѣйствительность говоритъ совсѣмъ иное. И только разные мечтатели, далекіе отъ дѣйствительности, и узко-односторонніе сектанты могутъ отрицать войну, такъ сказать, не допускать ее въ дѣйствительную жизнь.

Внѣ всякаго сомнѣнія — тѣ, кто указываетъ на заповѣдь «не убій», справедливо говорятъ о томъ, что война есть нарушеніе этой заповѣди. Никто противъ этого и не споритъ. Однако, — мы видимъ изъ св. Библіи, что въ то самое ветхозавѣтное время, когда была дана эта заповѣдь, Израильскій народъ воевалъ по Божіему повелѣнію, и съ помощью Божіей — побѣждалъ враговъ. Кромѣ того, мы уже приводили изъ Ветхаго Завѣта заповѣдь о томъ, что человѣкъ, злословящій своихъ родителей, долженъ быть преданъ смерти. Слѣдовательно — заповѣдь «не убій» не распространялась безусловно на всякій случай отнятія жизни у человѣка. Этой заповѣдью запрещается только личная расправа одного человѣка съ другимъ по его личному рѣшенію и произволу. Когда Господь въ Новомъ Завѣтѣ разъяснялъ глубокій смыслъ этой заповѣди, Онъ указалъ, что ею запрещается не только убійство, но и вообще — нехристіанскій, напрасный гнѣвъ. Но Онъ же, Господь, въ бесѣдѣ съ апостолами о послѣднихъ дняхъ, говорилъ имъ: «услышите о войнахъ и о военныхъ слухахъ. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежитъ всему тому быть». Этими словами Его о неизбѣжности войны опровергаются всѣ заявленія отрицателей войны о томъ, что христіанство отрицаетъ войну безусловно — до полнаго непризнанія ея, и отказа участвовать въ ней. Да, уже говорили мы о томъ, что война — отрицательное явленіе въ человѣчествѣ. Однако, она будетъ существовать — какъ иногда единственное на землѣ средство защиты правды, защиты попираемыхъ святынь и правъ народа — отъ захвата, отъ грубаго вторженія и насилія. И только такія войны — во имя справедливости и возстановленія порядка и правды — берутся христіанскимъ ученіемъ подъ свою защиту. Недаромъ читаемъ мы въ Апокалипсисѣ о томъ, что война была даже на небѣ (Апок. XII, 7) — когда св. Архистратигъ Михаилъ и ангелы свергли съ неба Божія измѣнника — діавола съ его единомышленниками — падшими ангелами...

Изъ житія преподобнаго Аѳанасія Аѳонскаго извѣстенъ слѣдующій случай. Въ его монастырѣ принялъ монашество грузинскій князь Торникій, ранѣе выдающійся полководецъ греческихъ войскъ. Въ трудную для государства минуту — при войнѣ съ персами — Императрица Зоя вызвала Торникія для начальствованія надъ войсками. Торникій наотрѣзъ отказался, ссылаясь на то, что онъ уже монахъ. Но преподобный Аѳанасій сказалъ ему: «мы всѣ дѣти одного отечества и обязаны защищать его. Наша обязанность — ограждать отечество отъ враговъ молитвами. Но если Верховная Власть признаетъ нужнымъ употребить на пользу общую и руки наши и грудь, мы безпрекословно должны повиноваться... Если ты не послушаешь Царя, то будешь отвѣчать за кровь твоихъ соотечественниковъ, которыхъ ты не хотѣлъ спасти, и за разореніе храмовъ Божіихъ»... Торникій повиновался, побѣдилъ врага, и спасъ отечество отъ опасности. А св. равноапостольный Кириллъ въ бесѣдѣ съ магометанами о войнѣ говорилъ имъ: «мы терпимъ великодушно свои личныя обиды; но въ обществѣ другъ друга защищаемъ, полагая души свои за ближнихъ своихъ, дабы вы, плѣнивъ нашихъ согражданъ, не принудили ихъ къ отреченію отъ вѣры и богопротивнымъ дѣяніямъ»... Наконецъ — кому изъ русскихъ людей неизвѣстенъ примѣръ преподобнаго Сергія Радонежскаго, который благословилъ на войну князя Дмитрія Донского, молился объ успѣхѣ русскаго оружія, и поминалъ воиновъ, погибшихъ на полѣ брани?..

Конечно, участвуя въ войнѣ, человѣкъ можетъ и грѣшить, и — сильно грѣшить. Это бываетъ тогда, когда онъ вкладываетъ въ свое участіе въ войнѣ — чувство личной ненависти и мести, или же тщеславія и горделивыхъ личныхъ стремленій, И наоборотъ — чѣмъ меньше мысли о себѣ и больше готовности положить голову свою за другихъ — тѣмъ ближе къ мученическому вѣнцу такой воинъ-христіанинъ.

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 73-76.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.