Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава VI.
Троякаго рода обязанности человѣка. Обязанности къ себѣ: развитіе духовной личности (отличіе отъ эгоизма). Постепенность этого развитія.

Живя въ этомъ мірѣ, христіанинъ находится въ постоянномъ, живомъ взаимообщеніи съ Богомъ, и съ ближними — съ окружающими людьми. Вмѣстѣ съ этимъ, въ теченіе всей жизни заботится о самомъ себѣ — о своемъ тѣлесномъ благополучіи и душевномъ спасеніи. А поэтому — и его нравственныя обязанности можно раздѣлить на три группы: обязанности 1) по отношенію къ самому себѣ, 2) къ нашимъ ближнимъ и 3) высшія обязанности по отношенію къ Богу.

Первою — и самою важною обязанностью человѣка въ отношеніи къ самому себѣ — является выработка въ себѣ духовной личности — нашего истиннаго, христіанскаго «я». Духовная личность христіанина — это не есть что-то данное ему сначала, нѣтъ — это есть нѣчто искомое, пріобрѣтаемое и вырабатываемое его личными трудами и усиліями. Ни тѣло христіанина, съ его способностями, силами и стремленіями, ни самая душа его — какъ прирожденный центръ его сознательныхъ переживаній, какъ жизненное начало — не есть его духовная личность, духовное «я». Эта духовная личность въ христіанинѣ есть то, что рѣзко отличаетъ его отъ всякаго нехристіанина, и въ Священномъ Писаніи называется не душою, а духомъ. Этотъ духъ — есть именно центръ, средоточіе духовной жизни, онъ стремится къ Богу и безсмертной, блаженной вѣчной жизни. Задачу всей жизни человѣка мы опредѣляемъ, какъ необходимость использовать земную временную жизнь, для приготовленія къ вѣчной, духовной жизни. Въ данномъ случаѣ это можно сказать и другими словами. Именно — задача земной жизни человѣка заключается въ томъ, чтобы онъ въ теченіе этой жизни сумѣлъ создать, выработать свою духовную личность, свое истинное живое, вѣчное «я».

О своемъ «я» можно заботиться по разному. Есть люди, которыхъ называютъ эгоистами и которые очень заботятся о своемъ «я» и лелѣютъ его. Но эгоистъ думаетъ только о себѣ, и ни о комъ болѣе. Въ своемъ эгоизмѣ онъ стремиться добиться личнаго своего счастія какимъ угодно путемъ — хотя бы цѣною страданія и несчастія ближнихъ. И въ своемъ ослѣпленіи онъ не замѣчаетъ того, что съ истинной точки зрѣнія — въ смыслѣ христіанскаго пониманія жизни — онъ только вредитъ себѣ, своему безсмертному «я»...

И вотъ — христіанство, призывая человѣка къ созиданію своей духовной личности, заповѣдуетъ ему и здѣсь въ путяхъ этого созиданія — различать добро и зло, и истинно-полезное отъ мнимо-полезнаго и вреднаго. Оно учитъ насъ тому, что мы должны все, дарованное намъ отъ Бога — здоровье, силы, способности, природныя свойства и качества — все это считать не за свое «я», а именно за дарованія намъ отъ Бога. И это мы должны употребить (какъ матеріалы при постройкѣ зданія) — на созиданіе своего духа. А для этого мы должны всѣ эти «таланты», данные Богомъ — употребить не для себя — эгоистически — а для другихъ. Ибо законы Небесной Правды противоположны законамъ земной выгоды. По понятіямъ земнымъ пріобрѣтаетъ тотъ, кто на землѣ собралъ для себя; по ученію Божіей Небесной Правды, пріобрѣтаетъ (для вѣчности) тотъ, кто въ земной жизни — раздаетъ и благотворитъ. Въ извѣстной притчѣ о неправильномъ домоправителѣ (Луки XVI гл.) главною мыслью и ключомъ къ правильному пониманію ея — и является принципъ противоположности между понятіями земного эгоизма, и Божіей правды. Въ этой притчѣ Господь земное богатство, собранное эгоистически — для себя, прямо назвалъ «богатствомъ неправеднымъ» и заповѣдалъ употреблять его не для себя, а для другихъ, чтобы быть принятымъ въ вѣчныя обители.

Идеалъ христіанскаго совершенства недостижимо-высокъ: «Будьте совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ Небесный» сказалъ, Христосъ Спаситель (Матѳ. V, 48). И поэтому — въ работѣ человѣка надъ собой, надъ своей духовной личностью — не можетъ быть конца. Вся земная жизнь христіанина есть безпрестанный подвигъ нравственнаго самоусовершенствованія. И конечно, совершенство христіанское дается человѣку не сразу, но — постепенно. Преподобный Серафимъ Саровскій одному христіанину, который по своей неопытности, думалъ сразу достичь святости, говорилъ: «все дѣлай потихоньку и не вдругъ, добродѣтель не груша, ее вдругъ не съѣшь...» И Апостолъ Павелъ, при всей своей духовной высотѣ и мощи, не считалъ себя достигшимъ совершенства, но говорилъ, что онъ еще только стремится къ такому совершенству — «къ почести вышняго званія во Христѣ Іисусѣ...» (Флп. III, 12-14).

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 18-20.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.