Церковный календарь
Новости


2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 38-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 37-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 36-я (1922)
2019-07-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 35-я (1922)
2019-07-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 78-я (1956)
2019-07-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 77-я (1956)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 50-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 49-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 48-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 47-е (1975)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 34-я (1921)
2019-07-23 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 33-я (1921)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 34-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 33-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 32-я (1922)
2019-07-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ III-й, Ч. 6-я, Гл. 31-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 24 iюля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА ПОКРОВЪ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
(1 октября).
81. Поученіе въ день Покрова Пресвятой Богородицы.

Я думаю, что исторія нынѣшняго праздника достаточно общеизвѣстна. Въ ту пору, о которой у насъ идетъ рѣчь, надъ Царь-градомъ стряслась большая бѣда: его кругомъ обложили сарацины, — дикіе, жестокіе варвары, которые несмѣтной ордой вторглись въ страну. Легко понять паническій ужасъ гражданъ, которыхъ осада застала врасплохъ, безъ необходимыхъ средствъ къ защитѣ!.. Но они все-же не растерялись. Крестъ Христовъ, не напрасно такъ ярко блисталъ на храмѣ Св. Софіи; — подъ его лучами, жарко горѣла и вѣра въ народномъ сердцѣ!.. Всѣ жители толпами устремились въ храмы и со слезами молили помощи у Бога. Вотъ тутъ-то и явилось то дивное видѣніе, которое мы празднуемъ сегодня и которое на всѣ времена останется незабвеннымъ, — какъ откровеніе великой и радостной тайны небеснаго заступничества Матери Божіей за всѣхъ страждущихъ и несчастных!..

Самое видѣніе, его подробности и обстановку мнѣ, конечно, излишне вамъ напоминать. Мнѣ только хотѣлось бы, чтобы вы какъ можно живѣе, ближе, такъ сказать, осязательнѣе представили себѣ эту чудесно-величественную картину, пережили ее своимъ сердцемъ, — какъ-будто она сейчасъ повторяется предъ вашими глазами!.. Кстати, въ настоящую минуту какъ-разъ таже и обстановка: тоже храмъ, тоже богослуженіе, тоже толпа народа... Что бы вы почувствовали, если бы сейчасъ передъ вами тоже явилась Божія Матерь съ цѣлымъ сонмомъ святыхъ, осѣнила васъ Своимъ Покровомъ и такъ же молилась за васъ, какъ тогда за грековъ?.. Это было бы потрясающее впечатлѣніе, которое едва ли можно передать на словахъ. Мы всѣ, навѣрное, оцѣпенѣли бы отъ священнаго страха, отъ изумленія, отъ неизъяснимаго восторга!..

А знаете ли, что я вамъ скажу?.. Вѣдь, это вовсе не такъ ужъ невозможно, не одна только праздная мечта!.. Вѣдь, тайны духовнаго міра, вообще, окружаютъ насъ повсюду, какъ воздухъ. Конечно, мы не видимъ ихъ глазами; наше зрѣніе для это/с. 229/го слишкомъ грубо, не годится; оно отлично приспособлено для своихъ цѣлей, — но только въ предѣлахъ чисто физическихъ, матеріальныхъ явленій. Вооружите вашъ глазъ телескопомъ, — и вы увидите за милліоны верстъ даже пятна на солнцѣ или знаменитые каналы на Марсѣ: посмотрите въ микроскопъ, — и вы въ одной ничтожной каплѣ воды разсмотрите кипучую жизнь, цѣлый міръ мельчайшихъ организмовъ!.. До нѣкоторой степени, вѣдь, это тоже чудо, — но чудо все же естественное. Тутъ дѣйствуютъ общіе законы зрѣнія, — такъ же матеріальная среда, тѣже колебанія свѣтовыхъ волнъ эѳира; мы только усилили свой зрительный аппаратъ, увеличили его остроту съ помощью оптическихъ приборовъ...

Но есть другой, особый міръ, совсѣмъ особаго порядка! — міръ таинственный, духовный, недоступный для нашихъ внѣшнихъ чувствъ; — тутъ уже самое острое зрѣніе безсильно; — тутъ не помогутъ самые усовершенствованные инструменты!.. Вотъ про этотъ-то міръ, — загадочный, незримый, — мнѣ и хочется съ вами поговорить. Вѣдь, частицу этого міра вы носите въ себѣ; — это — ваша душа!.. Сейчасъ она сокрыта у васъ подъ тѣлесной оболочкой, тѣсно замкнута въ вашемъ органическомъ строеніи. Казалось бы, тутъ еще можно ее найти и разглядѣть; — вѣдь, тутъ она, какъ въ западнѣ!.. Но до сихъ поръ еще ни одинъ анатомъ не видалъ ея въ самые сильные микроскопы; — а ужъ они ли не мастера своего дѣла? — они ли не изучили человѣка, весь его органическій составъ до мельчайшнхъ клѣтокъ?.. А подождите, — придетъ смерть, душа освободится отъ тѣла, — тогда и вовсе, какъ говорится: ищи вѣтра въ полѣ!.. А между тѣмъ, она несомнѣнно, безспорно существуетъ.

Въ послѣднее время, съ этимъ согласилась и наука, которая, вообще, очень недовѣрчиво относится ко всему, что не поддается ея лабораторнымъ пріемамъ; — но противъ очевидности, должно быть, трудно спорить, даже при всемъ ученомъ упрямствѣ!.. Вѣдь, каждый изъ насъ, даже ребенокъ, ясно чувствуетъ свою душу! — въ ней сущность и основа всего нашего «я». Ею мы только и живы, — благодаря ей, сознаемъ себя, какъ личность. Она въ насъ мыслитъ, разсуждаетъ, отвѣчаетъ извѣстными ощущеніями, — радостью или страданіемъ, — на всѣ впечатленія, которыя на насъ дѣйстуютъ извнѣ... Въ душѣ заложены всѣ наши нравственные устои, законы совѣсти, всѣ лучшіе порывы сердца, стремленіе къ идеаламъ... Она же движетъ нашей волей, рѣшаетъ выборъ нашихъ дѣйствій... Однимъ словомъ,душа въ человѣкѣ — это все! — она одна даетъ ему пра/с. 230/во называться человѣкомъ, ставитъ его въ царственное превосходство надъ всѣмъ прочимъ тварнымъ міромъ!..

Правда, жизнь души у насъ тѣсно связана со всей физической конструкціей нашего организма; — но, въ то же время, мы ясно сознаемъ, что это только временная зависимость, — что тутъ душа только пользуется нашими нервами и мозгомъ, какъ своими служебными органами, какъ телеграфистъ своимъ аппаратомъ, — что она, по самой своей природѣ, принадлежитъ совсѣмъ къ другому міру!.. Что такое она, сама по себѣ? — каково ея существо? — мы не знаемъ; какъ и гдѣ будетъ она жить безъ тѣла, послѣ смерти? — мы тоже не знаемъ. Да и не пытайтесь доискиваться… Тутъ все таинственно, загадочно, выходитъ изъ рамокъ нашихъ привычныхъ представленій...

Гдѣ теперь, напримѣръ, всѣ эти безчисленные милліоны, милліарды людей, которые, начиная съ Адама, жили на землѣ?. Тѣломъ-то они, конечно, обратились въ прахъ, давно смѣшались съ землею; — но гдѣ ихъ души?.. въ какихъ таинственныхъ, невѣдомыхъ областяхъ ждутъ онѣ своего послѣдняго приговора?.. Кто намъ на это отвѣтитъ?.. Умереть онѣ, разумѣется, не могли! — умираетъ только то, что имѣетъ сложный, матеріальный составъ; — а душа по сущности своей проста, недѣлима, духовна, слѣдовательно, — и безсмертна; она, вообще, не подлежитъ законамъ, дѣйствующимъ въ физическомъ мірѣ; — для нея не существуетъ ни времени, ни пространственныхъ ограниченій въ томъ смыслѣ, какъ мы это привыкли видѣть кругомъ. Такъ гдѣ же они, всѣ эти бывшіе люди, жившіе до насъ на землѣ?.. Близко, или далеко витаютъ отъ насъ ихъ безсмертныя души?.. А, вѣдь, ихъ неизмѣримое, необъятное число! — цѣлый міръ, не поддающійся подсчету. Тутъ и наши съ вами предки, и друзья, и близкіе, и родные, о которыхъ мы тоскуемъ; тутъ всѣ сословія и возрасты, и цари, и нищіе, и добрые и злые, и отъявленные грѣшники и прославленные праведники! Прибавьте сюда же ангеловъ, — этихъ чистыхъ, искони безплотныхъ духовъ, Божьихъ вѣстниковъ, которые тоже въ неизмѣримомъ числѣ незримо рѣютъ во вселенной!.. Наконецъ, злые духи! хотя и мрачные, падшіе, отверженные, — а все-же духи! — тоже безплотные, тоже безсмертные, которымъ тоже нужно мѣсто вселенной!.. И мы сами же, по личному печальному опыту, знаемъ, какъ иной разъ эти злыя, коварныя существа, — пользуясь тѣмъ, что мы ихъ не видимъ, — подступаютъ къ намъ вплотную, стоятъ надъ самой нашей душой и нашептываютъ свои искусительные совѣты!..

/с. 231/ Сложите же теперь все это вмѣстѣ, въ одну цѣльную міровую картину, постарайтесь обнять ее общимъ взглядомъ, — и у васъ получится, хотя и слабый, смутный, но все-же довольно опредѣленный чертежъ всего творческаго плана!.. Вы увидите, что этотъ планъ, по предвѣчному замыслу Творца, какъ-бы распадается на двѣ части, на два отдѣльныхъ міра: міръ физическій, матеріальный, который, во всевозможныхъ масштабахъ, охватываетъ и могучія, необъятныя солнца и микроскопическія царства инфузорій; — а рядомъ съ нимъ, — то соприкасаясь, то смѣшиваясь, — находится другой, совсѣмъ особый міръ, міръ невидимый, духовный, который уже вовсе не поддается никакому пространственному масштабу... И на самой границѣ этихъ двухъ міровъ, какъ-бы балансируя туда и сюда, стоитъ человѣкъ!.. Въ немъ оба міра сошлись вплотную, переплелись, спаялись вмѣстѣ общимъ звеномъ!.. Не правда ли — какая изумительная, грандіозная, дивно-величественная картина!.. Какая вездѣ полнота, какая стройная гармонія бытія!.. Это божественно-художественная картина всегда зачаровывала мое воображеніе и мысль. Да!.. Я, помимо воли, увлекся ею и сейчасъ и потому остановился на ней, быть можетъ, дольше, чѣмъ слѣдуетъ. Но что же дѣлать? На эти мысли навелъ меня нашъ нынѣшній праздникъ, это чудесное видѣніе Андрея, Христа ради юродиваго...

Я сказалъ уже вначалѣ, что это видѣніе вовсе не такъ ужъ невозможно, что оно могло бы повториться и сейчасъ; да и кто знаетъ? — быть можетъ, и дѣйствительно, незримо для насъ, нѣчто подобное происходитъ и теперь?.. Вѣдь, собственно говоря, тутъ не столько чудесно самое явленіе, — не то, что Божія Матерь съ другими святыми пришла въ храмъ и молилась за народъ, — а чудесно то, что это явленіе увидѣлъ... человѣкъ!.. Вотъ въ чемъ, дѣйствительно, чудо, отступленіе отъ общихъ законовъ!.. Вѣдь, духовный міръ и всѣ его явленія — вообще, невидимы для человѣческаго глаза. И вся эта многолюдная толпа, которая молилась тогда въ храмѣ, тоже ничего не видѣла; — и только одному Андрею, да его ученику Епифанію, было дано увидѣть это трогательное явленіе!.. Очевидно, тутъ дѣйствовало особое попущеніе Божіе, которое на этотъ моментъ допустило исключеніе, одухотворило тѣлесное зрѣніе этихъ двухъ людей, — несомнѣнно, лучшихъ изъ толпы. А самое явленіе... да что же въ немъ удивительнаго, поражающаго, необычайнаго?.. Развѣ вы не знали всегда, не чувствовали сердцемъ, что Матерь Божія — наша общая, любящая, сердобольная Мать, Которая страдаетъ за насъ больше, чѣмъ мы сами, и всегда рада намъ помочь?. /с. 232/ Правда, мы привыкли представлять, что Она гдѣ-то тамъ, далеко въ небесахъ, въ вѣчныхъ лучахъ Божіей славы; намъ какъ-то странно, трудно вѣрить, что Она и, вообще, святые люди — такъ близко подлѣ насъ, что они вмѣстѣ съ нами могутъ молиться въ нашихъ храмахъ!.. Но на это я уже вамъ говорилъ и опять повторяю, что для духа и духовныхъ существъ нѣтъ ни пространственныхъ преградъ, ни разстояній. Не мы ли сами въ одно мгновеніе уносимся мыслью то въ Америку, то въ Парижъ, то на любую изъ отдаленнѣйшихъ планетъ?.. А не будь у насъ тѣла, — мы и вовсе бы не знали, что существуетъ пространство!

Однимъ словомъ, какъ видите, все дѣло за немногимъ. Будь у насъ другое зрѣніе, потоньше и поострѣе, — такъ сказать, подъ стать нашей душѣ, — то очень можетъ быть, что мы и сейчасъ увидѣли бы то же, что тогда видѣлъ Андрей! — да и вообще, такія явленія стали бы тогда для насъ чѣмъ-то обычнымъ!.. И если гдѣ, то именно здѣсь, въ Божіемъ храмѣ, въ этомъ земномъ уголкѣ неба, мы, конечно, видѣли бы ихъ всего чаще. Вѣдь, и на небѣ не всегда бываетъ то, что присходитъ здѣсь! — я, прежде всего, разумѣю нашу литургію, тотъ дивно-чудесный моментъ, моментъ необъятной тайны, когда здѣсь повторяется великая голгоѳская жертва Христа!.. Въ одной нашей церковной молитвѣ даже прямо говорится, что въ этотъ моментъ сюда «приникнути святіи ангели желаютъ» (чинь елеосвященія)!.. А ужъ кому же, какъ не Ей, Святѣйшей Матери Христа, эта жертва должна быть всего ближе для сердца и дороже?.. И развѣ внутри у себя вы не слышите какой-то тихій, но увѣренный голосъ, который твердитъ вамъ, — что Она здѣсь-здѣсь, вмѣстѣ съ вами, подлѣ васъ?..

Не упускайте же случая, воспользуйтесь этой близостью и помолитесь Ей съ дѣтской преданностью, искренностью и вѣрой: радуйся, радосте наша, покрый насъ отъ всякаго зла честнымъ Твоимъ омофоромъ!.. Аминь. (Свящ. М. Д. Смирновъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 228-232.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.