Церковный календарь
Новости


2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 130-я (1956)
2019-08-18 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 129-я (1956)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 8-я (1924)
2019-08-18 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 3-й. Глава 7-я (1924)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 102-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 101-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 100-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 99-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 98-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 97-е (1975)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 13-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 12-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 11-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 10-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
(6-го августа).
62. При свѣтѣ Славы Ѳаворской открывается тайна бытія нашего и жизнь.

Во всю земную жизнь Свою Господь Іисусъ Христосъ сокрывалъ славу Божества Своего подъ завѣсою плоти; но вотъ, на Ѳаворѣ Онъ являетъ ее такъ, какъ только могли вмѣстить плотскія очи учениковъ. Всегда и вездѣ Онъ любилъ называть Себя Сыномъ человѣческимъ; на Ѳаворѣ Самъ Богъ Отецъ торжественно именуетъ Его Сыномъ Своимъ возлюбленнымъ. Пріявшій зракъ раба, на Ѳаворѣ является Господомъ славы, Которому служатъ Моѵсей и Илія, явившіеся во славѣ. Господу надлежало укрѣпить вѣру лучшихъ учениковъ Своихъ несомнѣннымъ доказательствомъ Божества Своего для того, какъ объяс/с. 173/няетъ св. Церковь, да егда узрятъ Его распинаема, страданіе убо уразумѣютъ вольное, мірови же проповѣдятъ, яко Онъ есть Отчее сіяніе.

При свѣтѣ Ѳаворскомъ открывается и тайна собственнаго бытія нашего и жизни. Гласъ Самого Бога свидѣтельствуетъ съ неба о Іисусѣ Христѣ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ. Если для спасенія человѣка нужно было воплотиться и пострадать Самому Единородному Сыну Божію, значитъ человѣкъ созданъ и предназначенъ не для того, чтобы, проживъ нѣсколько лѣтъ на землѣ, исчезнуть и уничтожиться навсегда; значитъ, есть въ человѣкѣ нѣчто столь драгоцѣнное для самой премудрости Божіей, столь достойное высочайшей любви Божіей, что для спасенія человѣка отъ вѣчной погибели принесъ Самого Себя въ жертву Единородный Сынъ Божій, Господь и Владыка всѣхъ. Эта драгоцѣнность, которой не стоитъ міръ весь, есть душа человѣческая, созданная по образу Божію, украшенная разумомъ и свободою, умаленная малымъ чимъ отъ ангелъ. Ее-то столько любитъ Отецъ небесный, яко Сына Своего Единороднаго далъ есть, да не погибнетъ она во вѣки. Ее-то столько любитъ и Единородный Сынъ Божій, что за избавленіе ея воплотился и вочеловѣчился, претерпѣлъ страшныя страданія и положилъ душу Свою на крестѣ. Ее-то столько любитъ и Всесвятый Духъ Божій, что не отвращается самой нечистоты и мерзости, но нисходитъ на нее, очищаетъ и оживотворяетъ ее, освящаетъ и украшаетъ ее Своими божественными дарами. Не должно ли и намъ, братія, мои, дорожить болѣе всего душею нашею, о ней заботиться прежде и паче всего?

Открывается при свѣтѣ славы Ѳаворской и то, что смертію тѣлесною не все кончается для человѣка; что подъ покровомъ видимаго есть другой міръ — невидимый, подъ внѣшнею жизнію тѣлесной таится другая жизнь — духовная, міръ непохожій на нашъ міръ, и жизнь, отличная отъ этой жизни, что жизнь духа нашего не исчисляется годами, а соизмѣряется ничѣмъ неизмѣримою вѣчностію. Вотъ Моѵсей и Илія, — одинъ умершій, другой восхищенный отъ земли на небо колесницею огненной, — чрезъ цѣлыя тысячелѣтія являются на Ѳаворѣ живыми, бесѣдуютъ со Христомъ, Котораго пришествіе они предвѣщали, живя въ мірѣ. Нужно ли свидѣтельство безсмертія человѣческаго очевиднѣе сего? Здѣсь уже не вѣруемъ, а видимъ и какъ бы осязаемъ, что Богъ воистину нѣсть Богъ мертвыхъ, но Богъ живыхъ; что предъ Нимъ живы всѣ, жившіе когда-либо на землѣ, всѣ, созданные Имъ по образу Своему; что и мы всѣ перей/с. 174/демъ по смерти тѣлесной въ этотъ новый — духовный міръ, пребудемъ живы во вѣки вѣковъ. Зрители видѣнія Ѳаворскаго, предъ очами которыхъ приподнялся, можно сказать, только край завѣсы, скрывающей отъ насъ будущее славное царство Христово, забывая весь міръ, забывая самихъ себя, восклицаютъ въ восторгѣ: Господи, добро есть намъ здѣ быти! Можно ли изобразить то чувство радости, восторга и блаженства, которымъ преисполнятся сердца избранныхъ, когда предъ лицемъ новаго неба и новой земли, предъ тьмами темъ святыхъ Ангелъ Своихъ Господь скажетъ имъ: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра?

Открывается, наконецъ, при свѣтѣ Ѳаворскомъ и то, что не одинъ конецъ праведному и грѣшному. Посмотрите на святолѣпный образъ Моѵсея и Иліи. Они являются во славѣ, сіяютъ яко солнце, озаряемые свѣтомъ лица Божія, бесѣдуютъ съ Господомъ, яко други Его, лицемъ къ лицу: они достигли уже того блаженнаго состоянія, которое обѣщано праведникамъ. А что же съ грѣшниками? Имъ нѣтъ мѣста на Ѳаворѣ небесномъ: имъ мѣсто во тьмѣ кромешной. Посему-то и нужно намъ, братія, еще въ настоящей жизни преобразиться духомъ по образу Создавшаго насъ, чтобы по смерти сдѣлаться участниками славы преобразившагося Господа. На Ѳаворѣ только небожители, явившіеся во славѣ, сподобились дерзновенно бесѣдовать съ Господомъ славы; а земные зрители славы Его падоша ницъ и убояшася зѣло. Такъ неприступна слава Божія и для лучшихъ изъ людей, доколѣ не преобразились они совершенно благодатію Духа Божія.

Слышите-ли, что заповѣдуетъ гласъ Отца нсбеснаго? Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, Того послушайте. Вѣруйте Его божественному слову, которое одно есть вѣчная истина; повинуйтесь Его божественнымъ заповѣдямъ, которыя однѣ ведутъ въ животъ вѣчный; послѣдуйте примѣру Его святѣйшей жизни, подражайте Его достопокланяемымъ совершенствамъ — Его смиренію и послушанію, Его благости и милосердію, Его кротости и долготерпѣнію, Его любви и самоотверженію, да будете сынове Вышняго. Если мы, при помощи благодати Божіей, преобразимъ такимъ образомъ душу свою, по образу Создавшаго насъ, то Господь Іисусъ Христосъ преобразитъ нѣкогда и самое тѣло наше, во еже сообразну ему быти тѣлу славы Его (Димитрія, архіеп. херсонскаго, т. 1, ст. 256).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 172-174.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.