Церковный календарь
Новости


2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 15-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 14-я (1922)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 102-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 101-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 100-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 99-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 98-е (1975)
2019-08-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 3-й. Слово 97-е (1975)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 13-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 12-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 11-я (1922)
2019-08-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 10-я (1922)
2019-08-16 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 128-я (1956)
2019-08-16 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 127-я (1956)
2019-08-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 9-я (1922)
2019-08-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 8-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

СОБОРЪ СВЯТАГО АРХАНГЕЛА ГАВРІИЛА.
(26 марта).
29. Объ ангелахъ.

Подобно тому, какъ на слѣдующій день послѣ праздника Крещенія Господня чествуется св. Іоаннъ Креститель, такъ и въ день, слѣдующій за Благовѣщеніемъ, св. Церковь собирается для торжественнаго празднованія тому святому архангелу, который ниспосланъ былъ Богомъ для принесенія Пресвятой Дѣвѣ радостной вѣсти о воплощеніи Сына Божія. — Святый архангелъ Гавріилъ почитается однимъ изъ семи духовъ, предстоящихъ предъ престоломъ Божіимъ, вѣстникомъ таинъ Божіихъ. Онъ же возвѣстилъ пророку Даніилу объ освобожденіи людей Божіихъ изъ Вавилона и о времени пришествія Мессіи, и святому Захаріи о рожденіи св. Предтечи.

Для общаго назиданія благовременно будетъ въ день архистратига Гавріила заняться размышленіемъ объ ангелахъ. Начнемъ съ перваго вопроса: кто суть ангелы и какова ихъ природа? Ангелы духи безплотные, а потому тѣлесными нашими очами невидимые; одарены умомъ, волею, могуществомъ, совершеннѣйшими и превосходнѣйшими, чѣмъ человѣкъ; обитаютъ на небѣ, но, когда нужно, съ быстротою молніи слетаютъ на землю. Апостолъ Павелъ называетъ ангеловъ духами: «не всѣ ли они суть служебные духи»? но, по ученію Спасителя — духъ плоти и костей не имѣетъ. Хотя ангелы являлись нерѣдко людямъ въ чувственныхъ образахъ, напримѣръ, въ видѣ юноши или мужа совершенна; но они принимали этотъ чувственный видъ на время, для удобнѣйшаго откровенія людямъ воли Божіей. Въ сущности же ангелы суть духи безтѣлесные, не облеченные плотію. Отличаясь отъ людей умомъ, ангелы превосходятъ ихъ и совершенствомъ воли и могуществомъ. Слово Божіе называетъ ангеловъ святыми: «и всѣ святые ангелы съ Нимъ» (Мѳ. 25, 31), а о человѣкѣ говоритъ: «нѣтъ человѣка, который не согрѣшилъ бы» (3 Цар. 8, 46). Ангелы по благодати Божіей, за свое безпрекословное повиновеніе Богу; достигли такой святости, на столько утвердились въ добрѣ, что не могутъ согрѣшить, а изъ человѣковъ ни одинъ, доколѣ живъ, не безопасенъ отъ паденій грѣховныхъ.

О могуществѣ ангеловъ ап. Петръ говоритъ, что они крѣпостію и силою больше, чѣмъ человѣкъ. По откровенію Іоаннову, ангелы владычествуютъ надъ огнемъ, водой и вѣтромъ (Ап. /с. 82/ 8, 1; 14, 18; 16, 5). По свидѣтельству исторіи, одинъ ангелъ можетъ поражать цѣлыя тысячи людей, такъ, напримѣръ, ангелъ Господень въ одну ночь поразилъ войско Сеннахирима, царя ассирійскаго. Послѣ того не обязаны-ли мы чтить ангеловъ Божіихъ, когда мы невольно оказываемъ уваженіе даже тѣмъ людямъ, которые превосходятъ насъ своими талантами и силами? Велико-ли ихъ число и всѣ-ли они одинаковаго достоинства? Число ангеловъ очень велико и неопредѣленно; въ словѣ Божіемъ нѣтъ прямого указанія на то, сколь велико число ангеловъ. Пророкъ Даніилъ видѣлъ, что тысящи тысящъ служили Богу, тьмы темъ предстояли Ему (Дан. 7, 10), а Іисусъ Христосъ ап. Петру, вооружившемуся мечемъ на защиту Его отъ слугъ архіерейскихъ, сказалъ: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Онъ представитъ Мнѣ болѣе, нежели 12 легіоновъ ангеловъ?» (Мѳ. 26, 53). По ученію св. Іоанна Дамаскина, нѣтъ ни одного народа, ни одного царства, ни одной области, города, монастыря, церкви, части земли, нѣтъ ни одного человѣка, безъ ангела хранителя. (Богосл. кн. 2, гл. 3).

По достоинству же ангелы разнятся между собою такъ, что одни изъ нихъ занимаютъ вокругъ престола славы Божіей степени высшія, а другія среднія, а иныя низшія. Самые высшіе ангелы научаются Божественнымъ тайнамъ отъ Самого Бога, а низшіе получаютъ просвѣщеніе чрезъ высшихъ. Пророкъ Даніилъ говоритъ о Михаилѣ, единомъ отъ первыхъ ангеловъ (Дан. 10, 13). Св. Діонисій Ареопагитъ, ученикъ ап. Павла, небесную іерархію раздѣляетъ на девять чиновъ ангельскихъ, а эти девять дѣлитъ на три лика; въ первомъ ликѣ поставляетъ херувимовъ, серафимовъ, престолы; во второмъ — господства, силы, власти; въ третьемъ — начала, архангеловъ и ангеловъ. Таковъ порядокъ въ царствѣ духовъ безплотныхъ! И въ нашихъ обществахъ не тому-ли же должно быть? И мы, при единствѣ своей природы, различаемся другъ отъ друга разными способностями и преимуществами. Потому естественно быть и между нами высшимъ и низшимъ, подчиненнымъ и начальствующимъ.

Въ какомъ отношеніи къ Богу и къ людямъ стоятъ ангелы? Изъ наблюденія надъ видимыми твореніями Божіими усматривается, что всѣ они, отъ кедра до иссопа, отъ человѣка до ничтожнаго насѣкомаго, созданы Творцемъ съ извѣстною цѣлію, имѣютъ свое назначеніе. Слѣдовательно, также сотворены и ангелы. Какое же назначеніе ангеловъ по отношенію къ Богу и человѣкамъ? Назначеніе ангеловъ по отношенію къ Богу стоитъ въ немолчномъ прославленіи Его, въ безпрекословномъ служеніи Ему. /с. 83/ Пророкъ Исаія видѣлъ, какъ серафимы, окружая престолъ Божій, взываютъ другъ ко другу: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, вся земля полна славы Его (Ис. 6, 3). Псалмопѣвецъ говоритъ, что ангелы исполняютъ слово Божіе, повинуются гласу Господшо (Пс. 102, 20). По отношенію къ человѣкамъ ангелы обязаны наставлять ихъ на все доброе, руководить ко спасенію, охранять душу и тѣло ихъ отъ всего вреднаго и злого и по преимуществу отъ дѣйствія на нихъ злыхъ духовъ, ходатайствовать и предстательствовать за нихъ у Бога. Ангеламъ Своимъ заповѣдаетъ о тебѣ охранять тебя на всѣхъ путяхъ твоихъ, да не преткнешься о камень ногою твоею (Пс. 90, 11), учитъ псалмопѣвецъ. Св. Писаніе представляетъ не мало примѣровъ живого участія ангеловъ въ судьбѣ людей. Такъ ангелъ извелъ Лота изъ Содома, осужденнаго на сожженіе (Быт. 19); хранилъ Даніила во рву львиномъ, заграждая имъ уста (Дан. 6, 22); извелъ невредимыми изъ пещи вавилонской Ананію, Азарію и Мисаила (Дан. 3, 91-94); избавилъ отъ смертной казни ап. Петра (Дѣян. 12, 6. 11). Вотъ сколь благопопечительны ангелы о человѣкахъ.

Всѣ-ли люди сподобляются благотворнаго общенія ангельскаго? Ангелы входятъ въ общеніе только съ людьми, подражающими ихъ дѣятельности. Какъ пчелы удаляются оттуда, гдѣ распространяется смрадъ: такъ и ангелы удаляются оттуда, гдѣ умножается грѣхъ. «Кто чрезъ свою худую жизнь, говорилъ нѣкогда ангелъ Божій св. Пахомію Великому, сдѣлался мертвымъ для Бога и добродѣтели, тотъ смердитъ въ тысячу разъ хуже мертваго тѣла, такъ что мы никакимъ образомъ ни стоять, ни пройти около не можемъ». Итакъ, братія, да блюдемъ себя отъ грѣха, а въ случаѣ грѣхопаденія, поспѣшимъ очистить себя отъ скверны грѣховной слезами чисто-сердечнаго раскаянія, да не лишимся своего ангела хранителя, добраго наставника нашего и вѣрнаго хранителя душъ и тѣлесъ нашихъ. (Сост. по проп. приложеніе къ «Рук. для сельскихъ пастырей», 1889 г., за ноябрь).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 81-83.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.