Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА КРЕЩЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
10. О Единомъ Богѣ, въ Троицѣ славимомъ.

Во Іорданѣ крещающуся Тебѣ, Господи, Троическое явися поклоненіе. Родителевъ бо гласъ свидѣтельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Духъ въ видѣ голубинѣ, извѣствоваше словесе утвержденіе.

Почему мы, братія, такъ часто поминаемъ Отца, Сына и Святаго Духа? За всякою службою Божественною поминаемъ; почти нѣтъ молитвы, въ которой бы не поминали. Почему это? — Потому, что Отецъ, Сынъ и Святый Духъ — Богъ нашъ. Почему же Бога называемъ не просто Богомъ, но Отцемъ, Сыномъ и Святымъ Духомъ? — Въ Бога просто, даже во единаго Бога вѣруютъ и іудеи, и магометане, но что Богъ есть Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, этого они не знаютъ, это знаемъ только мы, христіане, вѣдующіе истиннаго Бога. Да, вѣра истинная, христіанская прежде всего тѣмъ и отличается отъ вѣръ неправыхъ, ложныхъ, что она учитъ вѣровать во единаго Бога, Отца, Сына и Святаго Духа.

Для чего необходимо знать это, что Богъ есть Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, что Онъ есть единъ, но въ трехъ Лицахъ? Если бы мы не знали, что Богъ есть единъ, но въ трехъ Лицахъ, то не знали бы, какъ Богъ насъ любитъ; не знали бы, что Онъ «Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ, но имать животъ вѣчный;» не знали бы, что у насъ есть Спаситель Сынъ Божій, Который для того, чтобы быть нашимъ Спасителемъ, сошелъ съ небесъ, воплотился, пострадалъ, умеръ на крестѣ, воскресъ изъ гроба, вошелъ на небеса и «сѣде одесную» Бога Отца; не знали бы, что у насъ есть Духъ Святый, — Который, чтобы быть Освятителемъ, живетъ и дѣйствуетъ въ насъ, наставляетъ, вразумляетъ, очищаетъ насъ, Которымъ мы мыслимъ и желаемъ, молимся и дѣйствуемъ. Словомъ сказать: если бы мы не знали, что Богъ есть единъ, но въ трехъ Лицахъ, мы не были бы христіанами.

/с. 27/ Единый Богъ, Который явился въ Синаѣ и вѣщалъ чрезъ Моисея: «Господь Богъ твой Господь единъ есть», — Тотъ же Самый на Іорданѣ открылся въ трехъ видахъ. И Іисусъ Христосъ, посылая учениковъ Своихъ на проповѣдь, чему велѣлъ учить всѣхъ? Именно тому, чтобы всѣ вѣровали во Отца, Сына и Святаго Духа. Такимъ образомъ, что Богъ есть Отецъ, Сынъ и Святый Духъ — это сокращеніе ученія христіанскаго, краткій сѵмволъ вѣры нашей. Вѣра, которая не учитъ вѣровать во единаго Бога, Отца, Сына и Святаго Духа — не Христова вѣра, не благодатная, не спасительная. Въ Бога вообще всѣ люди болѣе или менѣе вѣруютъ; нѣтъ и не было въ мірѣ народа, который бы не вѣровалъ ни въ какое божество. Простые, необразованные люди своимъ чувствомъ постигаютъ, что Богъ есть; люди мыслящіе, образованные доходятъ до познанія Его своимъ разумомъ. Самые вольнодумцы, самые безбожные люди невольно признаютъ въ мірѣ силу высшую, всемогущую, животворную. Вѣдь кѣмъ же нибудь сотворенъ и устроенъ этотъ міръ, чѣмъ же нибудь живетъ и дѣйствуетъ все существующее и живущее въ мірѣ?... Блаженъ ты, христіанинъ, что вѣруешь во единаго Бога Отца, Сына и Святаго Духа. Безъ вѣры невозможно спастись, невозможно угодить Богу, но тебѣ, при твоей вѣрѣ, можно сказать: невозможно не спастись, если только пожелаешь, не возможно не угодить Богу; вѣдь когда ты къ Отцу, и Сыну, и Святому Духу взываешь о своемъ спасеніи, тогда Богъ Отецъ къ тебѣ обращается всею Своею любовью, Сынъ Божій ходатайствуетъ за тебя всѣми своими заслугами, Духъ Святый дѣйствуетъ съ тобою всею Своею силою животворящею.

Почему же, братія, мы не всегда называемъ Бога Отцемъ, Сыномъ и Святымъ Духомъ, а часто называемъ, просто, Богомъ или Господомъ? — Когда мы Бога называемъ Отцемъ, Сыномъ и Святымъ Духомъ, то вѣдь въ мысляхъ имѣемъ не трехъ боговъ, но Бога единаго, потому что по существу Богъ всегда единъ, вѣчно единъ; такъ, и когда Бога называемъ просто Богомъ, мы въ мысляхъ имѣемъ всѣ три Лица: и Отца, и Сына, и Святаго Духа, потому что Богъ всегда въ трехъ Лицахъ, вѣчно въ трехъ Лицахъ. Изъ трехъ Лицъ Божества мы однако же, чаще призываемъ, молимъ Сына Божія, Іисуса Христа; это почему? — это потому, что Іисусъ Христосъ, какъ Богочеловѣкъ, какъ бы ближе, доступнѣе намъ по Своему человѣчеству. Онъ же и Ходатай нашъ къ Богу; Его именемъ мы и всего просимъ у Бога; чрезъ Него мы и все получаемъ отъ Бога; чрезъ Него мы и Отца узнали, ради Него и Духъ Святый сошелъ къ намъ.

/с. 28/ Впрочемъ, молясь Сыну Божію, призывая Его имя, мы въ то же время молимся и Богу Отцу, и Богу Духу Святому, хотя и не называемъ ихъ по имени. Различны и несліянны по личнымъ свойствамъ Лица Святой Троицы, но нераздѣльны Они по существу и равны по достоинству; Они по всему между Собою равны, потому что составляютъ одно Божество, одного Бога. Все различіе между Лицами Божества именно только въ томъ одномъ, что Отецъ не рождается и не исходитъ, Сынъ Божій рождается, но не исходитъ, Духъ Святый исходитъ, но не рождается.

Итакъ, кого ни призывай, Отца ли, Сына ли, Духа ли Святаго, во всякомъ случаѣ ты всегда призываешь всю Святую Троицу, хотя и одного Лица имя именуешь. И когда мы молимся и взываемъ къ единому, въ Троицѣ славимому, Богу: тогда Отецъ обращается къ намъ всею Своею любовію, Сынъ ходатайствуетъ за насъ всѣми Своими заслугами, Духъ Святый пребываетъ съ нами всею Своею силою животворящею. Дивенъ Господь и во всѣхъ дѣлахъ Своихъ, но въ трехъ Лицахъ единый — Онъ непостижимо дивенъ! (Поуч. прот. Родіона Путятина).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 26-28.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.