Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 5-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
217. О страданіяхъ Іисуса Христа.

Се восходимъ во Іерусалимъ, и Сынъ человѣческій преданъ будетъ архіереомъ и книжникомъ, и осудятъ Его на смерть, и предадятъ Его языкомъ, и поругаются Ему, и уязвятъ Его, и оплюютъ Его и убіютъ Его (Марк. 10, 33. 34).

Заранѣе Господь началъ говорить ученикамъ Своимъ о предстоящихъ Ему страданіяхъ, заранѣе и намъ, братія, должно размыслить о страданіяхъ Христовыхъ. Когда наступятъ самые дни страданій Христовыхъ, легко ли намъ тогда будетъ собирать къ нимъ всю нашу душу — собрать мысли, разсѣянныя по житейскимъ предметамъ, собрать желанія, волнуемыя и увлекаемыя страстями, собрать чувства, пригвожденныя къ землѣ разными пристрастіями? А безъ этого что мы будемъ? Мы не поймемъ тайны страстей Христовыхъ, не войдемъ въ ихъ духъ, не встрѣтимъ ихъ съ полнымъ сердечнымъ сочувствіемъ и, можетъ статься, иной останется и безъ живой вѣры во Христа, хотя на устахъ и будетъ обносить Его имя, и у гроба Христова можно будетъ повторить намъ слова пророка: видите, праведный погибе и никто не пріемлетъ Его сердцемъ (Ис. 57, 1).

Остановимся же заранѣе на страданіяхъ Христовыхъ и размыслимъ: кто, за кого или за что, почему и для чего пострадалъ? — Пострадалъ именно Сынъ Божій за насъ и за наши грѣхи; пострадалъ потому, что иначе не могло совершиться наше спасеніе; пострадалъ для того, чтобы оставить намъ сильнѣйшее побужденіе къ спасенію; вотъ истины, которыя хочу теперь изложить вашему вниманію.

Что Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій, и не въ томъ смыслѣ, въ которомъ сынами Божіими называются и люди, но въ смыслѣ существенномъ, единственномъ и исключительномъ, недоступномъ ни для какой твари, ни для ангеловъ, почему Онъ и называется /с. 686/ Единороднымъ, и есть столь же истиный Богъ, какъ и Богъ Отецъ и Богъ Духъ Святый: на это, думаю, для васъ, возлюбленные, какъ для православныхъ христіанъ, не нужно много доказательствъ, а нужно развѣ одно напоминаніе. Въ св. Писаніи Онъ ясно именуется Сыномъ Божіимъ, высшимъ всѣхъ тварей и ангеловъ, равнымъ Богу и прямо Богомъ. Ему приписываются всѣ свойства Божескія, именно: вѣчность и бытіе до созданія всѣхъ тварей; независимость ни отъ кого, кромѣ Бога Отца; всевѣдѣніе, по коему Онъ все знаетъ и читаетъ въ сердцѣ человѣческомъ, какъ въ книгѣ; всемогущество, коимъ Онъ можетъ дѣлать все, что хочетъ; и, вообще, всѣ божественныя свойства. Ему усвояются и дѣйствія собственно Божескія, какъ то: сотвореніе міра, ибо вся Имъ быша; промышленіе о мірѣ, ибо всяческая о Немъ состоятся; чудодѣйствія, одному Богу возможныя, напримѣръ: воскрешеніе мертвыхъ; отпущеніе грѣховъ, одному Богу свойственное; ибо Онъ одинъ владѣетъ совѣстію человѣческою. Наконецъ, Ему предоставляется Богопочитаніе, какого Богъ не уступаетъ никому и ничему изъ тварей: да вси чтутъ Сына, сказано въ Евангеліи, якоже чтутъ Отца; кто не чтитъ Сына, не чтитъ Отца, и не только да чтутъ Сына люди, но и да поклонятся Ему вси ангели. Такъ очевидно въ Писаніи Божество Іисуса Христа! Самые іудеи за то болѣе сложились убить Его, что Онъ объявлялъ Себя равнымъ Богу и Сыномъ Божіимъ: и сего ради паче искаху Его іудеи убити, повѣствуетъ евангелистъ, яко Отца Своего глаголаша Бога, равенъ Ся творя Богу (Іоан. 5, 18). Итакъ, видите, братія, Кто пострадалъ? Сынъ Божій, Самъ Богъ. Сохранимъ же эту истину въ нашей душѣ къ днямъ страстей Христовыхъ.

За кого или за что пострадалъ Сынъ Божій? Конечно, не за Себя. Не за Себя пострадалъ Онъ не только какъ Богъ, но и какъ человѣкъ, ибо не былъ, какъ мы, причастенъ никакому грѣху. Уже при рожденіи Онъ названъ Святымъ, рождаясь отъ Духа Святаго: рождаемое свято, сказалъ о Немъ ангелъ. Въ жизни Онъ былъ, по апостолу, искушенъ по всяческимъ, какъ мы, но — кромѣ грѣха. Еще пророки возвѣщали о Немъ: яко беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Ис. 53, 9), то же подтвердили о Немъ всѣ апостолы (1 Петр. 2, 22; 1 Іоан. 3, 5; 2 Кор. 5, 21). Но раскройте Евангеліе: кто когда такъ любилъ Бога, какъ Онъ, когда творить волю Божію было для Него пищею? Мое брашно есть, говорилъ Онъ, да сотворю волю Пославшаго Мя (Іоан. 4, 34). Кто когда любилъ и людей, какъ Онъ, коимъ Онъ посвятилъ жизнь свою, научая неразумныхъ, просвѣщая слѣпыхъ, возставляя хромыхъ, очищая прокаженныхъ, исцѣляя всякихъ боль/с. 687/ныхъ, воскрешая мертвыхъ, отпущая грѣхи, благотворя самымъ врагамъ? Кто когда такъ мало заботился и о Себѣ Самомъ, какъ Онъ, не Себѣ угождалъ, какъ говоритъ апостолъ, и даже не имѣлъ гдѣ главы преклонить, хотя народъ хотѣлъ было поставить Его себѣ царемъ? Что жъ Ему было за Себя страдать? Но, будучи безгрѣшнымъ, не пострадалъ ли Онъ по слабости, какъ бы не имѣлъ силы защитить Себя отъ людской клеветы, злобы, насилія? Кажется, такъ было думали самые ученики Его; по крайней мѣрѣ, когда Іуда привелъ съ собою народъ многъ со оружіемъ и дрекольями, чтобы взять Его, то одинъ изъ учениковъ бросился было защищать Его, выхватилъ ножъ, ударилъ имъ раба архіереева, и урѣзалъ ему ухо; тогда Христосъ, останавливая ревниваго ученика, сказалъ ему: возврати ножъ въ свое мѣсто; или ты думаешь, что Я не могъ теперь умолить Отца Моего, чтобы Онъ послалъ Мнѣ болѣе нежели двѣнадцать легіоновъ ангеловъ, т. е., дабы, защитить Его, если бы Онъ имѣлъ въ томъ нужду (Мѳ. 26, 53), и тутъ же пришедшіе взять Его, при одномъ Его словѣ: Азъ есмь, разбѣжались и попадали на землю (Марк. 14, 50; Іоан. 18, 6). Нѣтъ, Онъ пострадалъ и не по слабости Своей, а собственно по Своей волѣ, какъ Самъ говорилъ: Я отдаю жизнь Мою, но никто не отнимаетъ ее отъ Меня, а Я Самъ отдаю ее; ибо имѣю власть отдать, какъ и опять принять ее (Іоан. 10, 17. 18).

За кого же и за что Онъ пострадалъ? За насъ, братія, за наши грѣхи. За насъ онъ, безгрѣшный и Святѣйшій, сдѣлался грѣхомъ и клятвою, т. е. принялъ на Себя наши грѣхи, какъ бы Онъ Самъ содѣлалъ ихъ, а съ грѣхами и всю за насъ отвѣтственность, проклятіе и наказаніе, которое намъ бы слѣдовало претерпѣть, какъ грѣшникамъ. Сей грѣхи наша носитъ, и о насъ болѣзнуетъ, благовѣствовалъ о Немъ Исаія; и мы вмѣнихомъ Его быти въ трудѣ и въ язвѣ отъ Бога, и въ озлобленіи; Онъ язвенъ бысть за грѣхи наша и мученъ бысть за беззаконія наша (Ис. 5, 3-5); это Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29); Онъ преданъ за прегрѣшенія наша (Рим. 4, 25). Возлюбленные! упоминать ли при этомъ, что у того должно быть каменное сердце, кто не чувствуетъ ни стыда своего, ни ненависти къ грѣхамъ, ни жалости къ Божественному Страдальцу, при поразительной мысли, что Сынъ Божій пострадалъ именно за насъ, за наши грѣхи? Но по крайней мѣрѣ, сбережемъ эту истину въ живой памяти къ днямъ страстей Христовыхъ.

Почему жъ необходимо было — именно Сыну Божію пострадать за насъ? Неужели Богъ, столь же премудрый и всемогущій, сколь милосердый и человѣколюбивый, не могъ изобрѣсти /с. 688/ иного какого-либо средства или способа къ нашему спасенію, вмѣсто того, чтобы отдать Единороднаго Сына Своего на страданія и смерть? Не могъ ли Онъ просто прикрыть всѣ требованія правосудія Своего Своимъ безконечнымъ милосердіемъ и по одному человѣколюбію, безъ всего, однимъ словомъ простить насъ и помиловать? Законы Божіи святы; но Богъ не связанъ ими. Или не могъ ли Онъ образовать человѣка совершеннѣйшаго, или даже взять высшаго изъ ангеловъ и употребить на это дѣло? — Это для Бога, повидимому, не труднѣе было бы, какъ и создать ангеловъ или людей изъ ничего. Или, по крайней мѣрѣ, Самъ Сынъ Божій не могъ ли, вочеловѣчившись, спасти насъ однимъ Своимъ ученіемъ, заповѣдями, примѣромъ, учрежденіями церковными, страхомъ будущихъ мукъ, обѣтованіемъ небеснаго царствія, но Самъ не страдая, не умирая? Что невозможно Всемогущему? На это отвѣтствуетъ св. Аѳанасій Великій, говоря: «надобно смотрѣть на то, что для людей полезно, а не на то, что Богу возможно; конечно, могъ бы Богъ спасти человѣка и однимъ словомъ Своимъ; но тогда видна была бы одна сила Божія, а человѣкъ самъ въ себѣ остался бы не лучшимъ, и при новыхъ искушеніяхъ ко грѣху онъ, какъ знакомый уже съ грѣхомъ, снова грѣшилъ бы, и Богу снова всякій разъ слѣдовало бы прощать его, и такъ въ безконечность». Въ самомъ дѣлѣ, что это было бы за спасеніе? При томъ сами разсудите, могъ ли Богъ по Своей святости не блюсти святости Своихъ законовъ, и всякій разъ отмѣнять, а не удовлетворять ихъ требованія? Что же и для насъ были бы эти законы, когда бы Самъ Богъ не уважалъ ихъ? Нѣтъ, за наши грѣхи необходимо надлежало удовлетворить правосудію небесному. Но этого не могъ сдѣлать ни ангелъ, ни человѣкъ; ни ангелъ, потому что, какъ ни будь онъ высокъ, но все, какъ твореніе, ниже Бога; ни человѣкъ, потому что онъ не только ниже ангела, но и самъ грѣшникъ, котораго недостало бы, чтобъ удовлетворить и за себя одного, тѣмъ менѣе за весь родъ человѣческій.

Ученіе Сына Божія, заповѣди евангельскія, примѣръ Христовъ, Церковь съ ея таинствами, правилами, молитвами, угроза вѣчныхъ мученій, обѣщаніе небесныхъ благъ, все само въ себѣ спасительно потому, что Христосъ пострадалъ; а безъ этого нашъ долгъ грѣховный остался бы неоплаченнымъ, и ничто бы насъ не спасло. За грѣхи человѣческіе ходатаю, кто бы онъ ни былъ, непремѣнно надлежало, — какъ самимъ грѣшникамъ, пострадать и умереть, ибо оброцы грѣха смерть; но ходатаю слѣдовало быть и человѣкомъ, ибо справедливость требуетъ за человѣковъ быть жертвою человѣку же, сверхъ же того эта жертва и этотъ вмѣстѣ /с. 689/ ходатай неотложно долженствовалъ быть равенъ Богу, оскорбленному грѣхомъ и удовлетворяемому за грѣхъ, ибо по закону возмездія удовлетворяется равное равнымъ; кто жъ это могъ сдѣлать, какъ не одинъ Сынъ Божій, — какъ не сынъ для спасенія сыновъ, какъ не Сынъ Божій — для равенства съ Богомъ, и сдѣлать не иначе, какъ вочеловѣчившись, чтобы представлять лице человѣковъ, и вочеловѣчившись даже не иначе, какъ пострадавъ, чтобы Своею смертію замѣнить наказаніе самихъ грѣшниковъ? — Поэтому то такъ и сдѣлано и сказано: единъ есть Богъ, и единъ ходатай Бога и человѣковъ, человѣкъ Христосъ Іисусъ, давый Себе избавленіе за всѣхъ (1 Тим. 2, 5, 6). Приходитъ ли вамъ, братія, при этомъ на мысль, чего стоятъ Богу наши грѣхи, которыми мы часто забавляемся, какъ бы дѣлами ничего незначащими? Они стоятъ крови Богочеловѣка. Надобно было Самому Сыну Божію вочеловѣчиться, и вочеловѣчившись пострадать, чтобы спасти насъ. Иначе не могло совершиться наше спасеніе. Углубимъ же эту истину въ наше сердце и пойдемъ съ нею на встрѣчу днямъ Христовымъ.

Возлюбленные! если мы заблаговременно соберемъ всѣ наши мысли, желанія и чувства въ одной мысли о страданіяхъ Христовыхъ и сохранимъ въ твердой памяти великія истины, предложенныя вамъ нынѣ, что пострадалъ именно Сынъ Божій, пострадалъ за насъ, за наши грѣхи, пострадалъ потому, что никто другой и Самъ Онъ иначе не могъ совершить нашего спасенія, и пострадалъ для того, чтобы оставить намъ сильнѣйшее и послѣднее побужденіе къ спасенію: то можно съ увѣренностію надѣяться, что во дни страстей Христовыхъ всѣ силы и движенія души нашей сольются въ одно живое и пламенное сочувствіе къ Сыну Божію, и можно уже будетъ сказать о насъ при гробѣ Христовомъ: видите праведникъ за неправедныхъ погибе, но никто изъ нихъ не остается безчувственнымъ какъ камень, но всѣ пріемлютъ Его сердцемъ, какъ Сына Божія за нихъ пострадавшаго и умершаго. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Николая, еп. тамбовск., изд. 1872 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 685-689.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.