Церковный календарь
Новости


2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 122-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 121-е (1895)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 4-е, о мірѣ (1844)
2019-06-18 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 3-е, о Святомъ Духѣ (1844)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 30-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 29-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 28-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 27-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 26-я (1956)
2019-06-17 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 25-я (1956)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Руфиніану (1903)
2019-06-17 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Изъ 39-го праздничнаго посланія (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 1-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
204. О необходимости иконопочитанія.

Пречистому Твоему Образу поклоняемся, Благій... (Тропарь).

Нынѣ у насъ особенное торжество, возлюбленные, — торжество почитанія святыхъ иконъ и поклоненія имъ. Правда, всегда мы съ благоговѣніемъ молимся изображеннымъ на иконахъ Святымъ Божіимъ, лобызаемъ начертанные лики ихъ, но сегодняшній день св. Церковь отмѣтила, какъ особенный, исключительно назначенный для воздаянія святымъ иконамъ нашего молитвеннаго поклоненія. Еще въ 9 вѣкѣ установленъ этотъ сегодняшній праздникъ и съ той поры свято блюдется онъ Церковію, какъ день торжества святыхъ иконъ, послѣ долгаго гоненія, воздвигнутаго на нихъ не только отъ еретиковъ, но и отъ иконоборныхъ императоровъ.

Разъ на всѣ вѣка вселенскимъ соборомъ было утверждено ученіе о чествованіи и молитвенномъ поклоненіи святымъ иконамъ. Ясно и опредѣленно сказано было въ этомъ ученіи святыми отцами, что честь, воздаваемая святымъ иконамъ, относится не къ самой доскѣ, а къ начертанному на ней Святому лику, что молитвенное поклоненіе изображенному лику принадлежитъ въ то же время и самому первообразу, т. е. поклоняясь святой иконѣ, мы возсылаемъ молитву тому небесному ходатаю и молитвеннику, который начертанъ на ней.

Этимъ ученіемъ объ иконопочитаніи Святые отцы какъ бы заключили и закончили всю совокупность нашихъ православныхъ вѣрованій, ученіе о святыхъ иконахъ было послѣднимъ звеномъ строя ихъ. Завершился этимъ ученіемъ кругъ чистыхъ, правильныхъ, православно-христіанскихъ убѣжденій, основанныхъ твердо и непреложно на словѣ Божіемъ, на ученіи апостольскомъ, на преданіи свято-отеческомъ, почему и самый праздникъ нынѣшняго дня получилъ наименованіе «Торжества Православія», т. е. торжества той православно-церковной истины, въ коей нѣтъ примѣси человѣческихъ мудрованій и въ которую, благодареніе Богу, вѣруемъ всѣ мы.

Но обратимся къ святымъ иконамъ. Кто первый положилъ начало тѣмъ изображеніямъ Господа, Божіей Матери, Святыхъ Божіихъ, которыя мы видимъ въ нашихъ храмахъ и имѣемъ у себя дома? Не есть ли они дѣло изобрѣтенія человѣческаго, можетъ быть, произвольнаго и оскорбительнаго для святости Божіей? Нѣтъ, первые примѣры изображеній не были дѣломъ рукъ человѣческихъ. Всѣмъ извѣстно, какъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ отпечатлѣлъ Свой пречистый Ликъ на убрусѣ, полотнѣ и послалъ это изображеніе владѣтельному Эдесскому князю Авгарю, чтобы, взирая на /с. 647/ Ликъ Господа, исцѣлился онъ отъ болѣзни своей. Всѣмъ вѣдомо, какъ невидимый и непостижимый Духъ Святый принялъ образъ голубя и въ этомъ образѣ «свидѣтельствовалъ» слово Бога Отца о крестившемся во Іорданѣ Богѣ-Сынѣ, Іисусѣ Христѣ. Онъ же принялъ образъ видимыхъ огненныхъ языковъ, почилъ въ этомъ видѣ на главахъ святыхъ апостоловъ и тѣмъ даровалъ имъ рѣшимость идти на дѣло проповѣди, освятилъ это намѣреніе въ нихъ и укрѣпилъ его Своимъ сошествіемъ въ видимомъ изображеніи огненнаго языка. Первый изъ людей, рѣшившійся дать намъ примѣръ изображенія, какъ иконнаго писанія, какъ человѣческаго искусства въ начертаніи ликовъ Святыхъ Божіихъ, былъ святый евангелистъ Лука. Онъ написалъ на образѣ ликъ Богоматери, о которомъ Сама Пречистая изрекла: «съ симъ образомъ да пребудетъ благодать Моя и сила».

Таково первое начало изображеній Іисуса Христа, Бога-Духа, Божіей Матери. Какъ же было не послѣдовать столь великимъ примѣрамъ? Распятъ былъ на древѣ крестномъ Господь, нашего ради спасенія, — какъ было не изобразить христіанамъ Креста Его, какъ средства и орудія своего спасенія? Воскресъ Онъ, оставивши отверстымъ гробъ и покинувши тлѣніе, — какъ было не показать первымъ христіанамъ, что отверстый гробъ не знакъ только смерти, но и воскресенія послѣ нея? Будучи Самъ безгрѣшнымъ, Господь понесъ на себѣ наши грѣхи. Онъ былъ воистину Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29), и ничто не препятствовало христіанамъ начертать для напоминанія этого Агнца, или Пастыря, взявшаго на рамена заблудившуюся въ горахъ овцу.

И въ самое раннее время жизни христіанскихъ обществъ, въ то время, когда всюду гнали и преслѣдовали эти общества вѣрующихъ во Христа людей, мѣста ихъ собраній для молитвы, для совершенія таинства Тѣла и Крови Христовыхъ, уже отмѣчались ихъ особыми изображеніями: то виднѣлся Святый Крестъ, то Агнецъ, чистый и молодой, то Пастухъ, поднявшій на плечи овцу, то изображеніе рыбы, такъ какъ буквы греческаго слова ея означаютъ начальныя буквы имени Іисуса Христа, Сына Божія, то трапезы съ преломленіемъ хлѣба. Ясно, что съ умноженіемъ христіанъ и развитіемъ христіанскихъ общинъ стали умножаться и распространяться изображенія событій изъ жизни Іисуса Христа и Божіей Матери. Особенно широкое развитіе иконописныхъ изображеній началось тогда, когда святая вѣра христіанская побѣдила языческій міръ и стала господствующею.

Все это найдено и изслѣдовано въ подземныхъ мѣстахъ собраній первыхъ христіанъ и храмахъ ихъ, все это описано и доказано, /с. 648/ какъ и все это естественно и понятно. Но, къ прискорбію нашему, не всѣ согласны съ этой простой истиной о необходимости и умѣстности изображенія Святыхъ Божіихъ. Говорятъ, напримѣръ, суемудрые люди вѣка, будто поклоненіе святымъ иконамъ походитъ на идолопоклонство. Отвѣтить ли имъ, что они въ разумѣ своемъ объюродѣша?!

Что такое идолопоклонникъ? Идолопоклонникъ есть тотъ, который почитаетъ идола божествомъ, самому веществу идола воздаетъ божеское поклоненіе. Ничего подобнаго не допускаетъ Православная Церковь въ отношеніи къ иконамъ: она воспрещаетъ отожествлять ихъ съ существами, на нихъ начертанными, хотя быть можетъ и не понимаютъ этого нѣкоторые суевѣрные люди. Развѣ, разсматривая картину, мы любуемся холстомъ, на которомъ она написана? Нѣтъ, скажете, самой картиною. Развѣ, читая написанное или напечатанное, мы думаемъ о бумагѣ, на которой написано или напечатано? Развѣ въ снимкѣ съ лица или предмета мы разсматриваемъ матеріалъ, на которомъ произведенъ снимокъ, а не самое лицо, или снятый предметъ? Почему же, возлюбленные, къ святымъ иконамъ мы не хотимъ приложить того же воззрѣнія, что, при поклоненіи имъ, мы относимъ нашу молитву не къ доскѣ, а къ Святому, на ней изображенному? И разумъ, и высокое, убѣдительное слово вселенскаго собора говорятъ намъ исключительно и только о почитаніи лика, изображеннаго на иконѣ, дабы отъ него, этого лика, мысль наша устремлялась туда, къ небу, къ самому живущему на небеси нашему молитвеннику и ходатаю.

Можетъ быть, спросите: нужны ли намъ эти святыя изображенія? И безъ нихъ, — скажете, — мы сумѣемъ духомъ и мыслію возноситься къ небу и Святымъ Божіимъ. Но если въ обыденной жизни намъ такъ часто потребно напоминаніе о нашихъ земныхъ обязанностяхъ, то тѣмъ нужнѣе это напоминаніе о нашихъ небесныхъ молитвенникахъ. А при нашей разсѣянности, при нашемъ огрубѣніи, увлеченіи житейскими заботами и дѣлами мірскими, при нашей склонности ко всяческому грѣху, къ соблазну и заглушенію совѣсти, — при всей этой «плотяности» нашей, изображенія Святыхъ Божіихъ вдвойнѣ потребны. Кто изъ насъ не знаетъ, какъ часто одинъ видъ святой иконы удерживалъ отъ порока или преступленія рѣшившагося на него?! Тому много извѣстныхъ примѣровъ.

Такъ въ святыхъ иконахъ, какъ въ живыхъ лицахъ, наглядно изображены намъ почитаемые Божіи ходатаи и молитвенники о насъ, грѣшныхъ. Это наша небесная Церковь. Если мы здѣсь составляемъ земную Церковь, то они тамъ небесную. Мы еще борем/с. 649/ся со грѣхомъ и ждемъ себѣ смерти, а они уже торжествуютъ побѣду и надъ грѣхомъ, и надъ смертью. Мы еще странствуемъ и спѣшимъ къ своему небесному отечеству, а они уже обрѣли его и стали близъ Престола Божія. Войдите въ любой православный храмъ, и васъ поразитъ и плѣнитъ это обиліе святыхъ иконъ и изображеній и на иконостасѣ, и на стѣнахъ храма, — этотъ сонмъ начертанныхъ небесныхъ молитвенниковъ за насъ, грѣшныхъ: онъ, этотъ соборъ строгихъ ликовъ угодниковъ Божіихъ, невольно унесетъ духъ вашъ къ небу, оторветъ его отъ земныхъ заботъ и помысловъ.

Говорить ли вамъ о чудотворности святыхъ иконъ, о чудесныхъ дѣйствіяхъ многихъ изъ нихъ, особенно иконъ Пресвятой Богородицы по отношенію къ намъ, грѣшнымъ? Лучше возблагодаримъ Ее, Царицу Небесную, и прочихъ Святыхъ Божіихъ за эту милость и снисхожденіе къ нашей немощи. По примѣру Господа, возлюбившаго падшій родъ человѣческій, они дарованіемъ чудотворной силы своимъ изображеніямъ на святыхъ иконахъ являютъ лишь намъ свое человѣколюбіе, при всей нашей грѣховности, свою помощь, при всѣхъ нашихъ слабостяхъ и паденіяхъ до степени окаянства. Сила чудотвореній многихъ святыхъ иконъ — не лучшее ли доказательство ихъ необходимости для насъ и святости ихъ самихъ въ себѣ?!

Восхвалимъ же и прославимъ Святыхъ Божіихъ Пророковъ, Спасителя, Божію Матерь, Святыхъ Апостоловъ и всѣхъ Святыхъ въ ихъ святыхъ иконахъ: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благій, просяще прощеніе согрѣшеній нашихъ!.. Аминь. (Слово архіеп. Иннокентія, экзарха Грузіи).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 646-649.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.