Церковный календарь
Новости


2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 120-е (1895)
2019-06-16 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 119-е (1895)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 14-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 13-е къ монахамъ (1829)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 2-я (1921)
2019-06-15 / russportal
Ген. А. И. Деникинъ. «Очерки Русской Смуты». Томъ 1-й. Глава 1-я (1921)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 24-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 23-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 22-я (1956)
2019-06-15 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 21-я (1956)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 2-е, о Сынѣ (1844)
2019-06-15 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 1-е, о началахъ (1844)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 5-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 4-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 3-я (1922)
2019-06-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 1-Я ВЕЛИКАГО ПОСТА.
202. Кто ходитъ во истинѣ Православія и кто далеко уклонился отъ нея на распутія злого, богопротивнаго невѣрія и нечестія?

Православія день мы нынѣ празднуемъ, православніи людіе! — И о чемъ можетъ быть сегодня благовременнѣе и приличнѣе слово, какъ не объ истинѣ православія?

Св. Церковь, въ силу даннаго ей Господомъ полномочія, торжественно прославляя нынѣ поборниковъ истины православія, произноситъ благословеніе на нихъ и на всѣхъ вѣрующихъ чадъ своихъ; а съ другой стороны, хотя и съ великою скорбію, также во всеуслышаніе она изрекаетъ грозную анаѳему, т. е. отлученіе, на упорно-невѣрующихъ, злыхъ и нечестивыхъ хулителей и отрицателей святой истины православія. Впрочемъ, она дѣлаетъ это съ тою спасительною цѣлію, еда како дастъ имъ Богъ покаяніе въ разумъ истины, и возникнутъ отъ діавольскія сѣти (2 Тим. 2, 25, 26). Ибо она больша не имать радости, скажемъ словами апостола, да слышитъ чада своя во истинѣ ходяща (3 Іоан. 1, 4).

Кто же ходитъ во истинѣ Православія и удостоится нынѣ отъ Церкви похвалы и благословенія, и кто, напротивъ, далеко уклонился отъ нея на распутія злого, богопротивнаго невѣрія и нечестія, и т. об. подвергаетъ себя церковному отлученію?

Въ истинѣ Православія ходятъ слѣдующіе христіане:

Въ истинѣ Православія ходитъ тотъ, кто исповѣдуетъ св. вѣру Христову, исповѣдуетъ ее не словомъ и языкомъ, но дѣломъ и истиною (1 Іоан. 3, 18), такъ, какъ училъ Начальникъ, Совершитель (Евр. 12, 2) и Учитель нашей вѣры, Господь Іисусъ Христосъ.

Въ истинѣ Православія ходитъ тотъ, кто пріемлетъ Христову вѣру, какъ передали и изъяснили ее св. пророки и апостолы въ богодухновенныхъ своихъ писаніяхъ: наздани, говорится у св. апостола о вѣрующихъ на основаніи апостолъ и пророкъ, сущу краеугольну Самому Іисусу Христу (Еф 2, 20).

Въ истинѣ Православія ходитъ тотъ, кто твердо и несомнѣнно содержитъ всѣ догматы и коренныя истины вѣры и благочестія, кто вполнѣ и въ точности вѣруетъ во все то, что принято, установлено и утверждено св. соборною и апостольскою Церковію, и отвергаетъ все, что отвергнуто ею; ибо Церковь есть столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15). Блаженны души вѣрующія, чистыя и простыя не мудрствующія паче, еже подобаетъ мудрство/с. 641/вати (Рим. 12, 3), охотно повинующіяся руководительному гласу Церкви и все, ею заповѣдуемое, безпрекословно пріемлющія!

Въ истинѣ Православія ходитъ тотъ, кто старается возможно усерднѣе и благоговѣйнѣе пользоваться Христовыми таинствами, старается исполнять св. заповѣди, жить въ благочестіи, по уставамъ Церкви; кто часто и съ усердіемъ молится Богу, святитъ праздники и дни воскресные, крестомъ и молитвою начинаетъ и оканчиваетъ всякое доброе дѣло; кто по церковному чиноположенію соблюдаетъ посты и другія законоопредѣленія Церкви. Какъ прискорбно видѣть, что нынѣ многіе и изъ православныхъ, увлекаясь суемудріемъ, не исполняютъ и даже знать не хотятъ устава Церкви, и чрезъ это безславятъ высокое званіе православнаго христіанина!

Въ истинѣ Православія ходитъ тотъ, кто не отдѣляется отъ единства вѣры и союза съ Церквію и не удаляется на распутія пагубнаго иномыслія и раскола, твердо держится законнаго пастырства и повинуется ему во всемъ, что относится къ спасенію души, по слову Писанія: повинуйтеся наставникомъ вашимъ и покаряйтеся (Евр. 13, 17). Поэтому раскольники и всѣ подобные отступники, разорвавшіе священный союзъ вѣры, не повинующіеся богопоставленнымъ властямъ и законамъ, напрасно обольщаютъ себя, будто они обладаютъ истиною. Далеко уклонившись отъ святой истины православія, они впали въ пагубныя безсмысленныя суесловія, по слову апостола: хотяще быти законоучители, не разумѣюще ни яже глаголютъ, ни о нихъ же утверждаютъ (1 Тим. 1, 7); поистинѣ одебелѣ сердце людей сихъ, и ушима своима тяжко слышаши, и очи свои смѣжиша, да не когда узрятъ очима, и ушима услышатъ, и сердцемъ уразумѣютъ, и обратятся, и исцѣлю я (Ис. 6, 10).

Въ истинѣ Православія ходитъ тотъ, кто не только вѣруетъ св. Христову ученію умомъ и сердцемъ, но исповѣдуетъ эту вѣру устами, открыто и безбоязненно предъ всѣми, во всякомъ мѣстѣ и во всякое время, когда нужда того требуетъ. Такой христіанинъ на всѣ вещи въ мірѣ смотритъ очами вѣры живой и дѣятельной, При встрѣчѣ съ людьми невѣрующими или заблуждающими, онъ обязанностію своею считаетъ защитить исповѣдуемую имъ истину, и ни въ какомъ случаѣ, ни словомъ, ни дѣломъ, не измѣнитъ своему правому убѣжденію.

На всѣхъ такихъ ревнителей и послѣдователей св. истины православія, на всѣхъ подвизающихся добрымъ подвигомъ вѣры и благочестія, Церковь, по данному ей божественному праву и власти, торжественно нынѣ произноситъ благословеніе, сопровождаемое пламенною о нихъ молитвою предъ Господомъ.

/с. 642/ Но, съ другой стороны, какъ глубоко скорбитъ и какою великою печалію болѣзнуетъ Церковь о непокорныхъ, строптивыхъ, невѣрующихъ чадахъ своихъ! Виждь, Господи, какъ бы взываетъ она съ пророкомъ, яко скорблю, погибоша сынове мои, яко возможе врагъ (Плач. Іер. 1, 20, 16).

Эти погибельные сыны суть злочестивые богопротивники св. вѣры, которые отвергаютъ бытіе Бога и Его промыслъ о мірѣ, не исповѣдуютъ Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, не признаютъ Божества Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа и искупленія насъ крестною смертію, отметаютъ благодать Св. Духа и божественныя таинства, уничижаютъ достоинство Богоматери, не повинуются св. Церкви, противятся царской власти, отвергаютъ духовность и безсмертіе души, будущій судъ, вѣчную жизнь и проч. На всѣ такія злыя и нечестивыя ереси и лжеученія Церковь нынѣ крѣпко и грозно вооружается и поражаетъ ихъ отлученіемъ.

Такому же страшному осужденію подвергаются нынѣ и всѣ беззаконники, безъ зазрѣнія совѣсти ведущіе порочную и нечестивую жизнь въ совершенной безпечности, безъ раскаянія, безъ желанія обращенія къ добродѣтели. Въ этомъ случаѣ Церковь поступаетъ согласно съ словами апостола: аще кто не любитъ Господа Іисуса Христа да будетъ проклятъ (1 Кор. 16, 22). А какой закоренѣлый грѣшникъ и нечестивецъ любитъ Господа? И ветхозавѣтная Церковь произносила грозное прещеніе на отступниковъ закона: аще не послушаеши гласа Господа Бога твоего хранити и творити вся заповѣди Его, пріидутъ на тя вся клятвы и постигнутъ тя (Втор. 28, 15).

Суду и осужденію подвергаютъ себя нынѣ и всѣ злые и упорные раскольники и подобные имъ отщепенцы, самовольно отдѣлившіеся отъ Христовой Церкви и расторгшіе священный союзъ вѣры. Самъ Господь сказалъ: аще кто церковь преслушаетъ, буди тебѣ яко же язычникъ и мытарь (Мѳ. 18, 17). Суемудрые раскольники преслушали гласъ Церкви, не вняли ея увѣщаніямъ, — и вотъ она, послѣдуя въ точности словамъ Господа, отчуждаетъ ихъ отъ себя, извергаетъ изъ нѣдра своего и предаетъ отлученію.

Иные, можетъ быть, слыша нынѣ при предстоящемъ священнодѣйствіи слово анаѳема, скажутъ въ недоумѣніи: жестоко есть слово сіе! (Іоан. 6, 60). И для чего Церковь, измѣняя столь сродный ей гласъ любви, изрекаетъ проклятіе отлученія? Дѣйствительно, судъ, произносимый нынѣ Церковію, судъ страшный, тѣмъ болѣе, что связанные, здѣсь на землѣ, въ то же время, по непреложлому суду Божію, связуются и на небѣ: елика аще свяжете на /с. 643/ земли, будутъ связана на небеси (Мѳ. 18, 18). Да, страшно потрясяющее дѣйствіе анаѳемы! Церковь употребляетъ такую строгость съ тою благою цѣлью, чтобы каждый изъ насъ пришелъ въ себя, всемѣрно старался избѣгать тяжкихъ грѣховъ и злыхъ богопротивныхъ ученій, которыя подвергаютъ анаѳемѣ. Церковь, не желая погибели никому изъ самыхъ строптивыхъ чадъ своихъ, заботится о томъ, да вси пріидутъ въ разумъ истины и покаяніе, въ единство вѣры и любви.

Премилосердый Спасе Господи! Призри съ небесе милостивымъ Твоимъ окомъ на люди Твои, соблюди ихъ въ правовѣріи и истинной любви къ Тебѣ, сохрани ихъ отъ всѣхъ сквернъ порока и развращенія, отъ пагубы ересей и раскола, да пребываютъ они неуклонно въ божественной Твоей истинѣ. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Палладія, митр. Петербургскаго и Ладожскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 640-643.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.