Церковный календарь
Новости


2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 130-е (1895)
2019-06-26 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 129-е (1895)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 11-15 (1922)
2019-06-25 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ II-й, Ч. 4-я, Гл. 6-10 (1922)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 6-е, объ умныхъ сущностяхъ (1844)
2019-06-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 5-е, о Промыслѣ (1844)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 128-е (1895)
2019-06-23 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 127-е (1895)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 18-е къ монахамъ (1829)
2019-06-22 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 17-е къ монахамъ (1829)
2019-06-21 / russportal
"Церковная Жизнь" №1 (Январь) 1948 г.
2019-06-20 / russportal
"Церковная Жизнь" №3-4 (Октябрь-Ноябрь) 1947 г.
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 126-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 125-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 124-е (1895)
2019-06-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 123-е (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

О ТАИНСТВѢ ПРИЧАЩЕНІЯ.
199. Ядый Мою Плоть, и піяй Мою Кровь во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ.

Значитъ все, чего лишились мы въ раю несчастнымъ вкушеніемъ отъ запрещеннаго древа, несравненно въ большей мѣрѣ пріобрѣтаемъ паки вкушеніемъ Плоти и Крови Господней. Тамъ мы отпали и удалились отъ Бога на вѣки; здѣсь паки соединяемся съ Нимъ такъ, что бываемъ причастниками Божественнаго естества. Слава и благодареніе Господу, Который не оставилъ насъ погиб/с. 626/нуть на вѣки въ злосчастномъ удаленіи отъ Него; Который, для возведенія насъ къ соединенію съ Собою, смирилъ Себя до воспріятія зрака раба, послушливъ былъ волѣ Отца Небеснаго до смерти крестныя, положилъ душу Свою за избавленіе наше, предалъ въ снѣдь намъ самое Тѣло и Кровь Свою! Теперь мы съ Нимъ и Онъ съ нами, мы въ Немъ и Онъ въ насъ, отнынѣ и на вѣки!

Такъ — теперь мы не одни: съ нами и въ насъ Самъ Господь. Сколь же должно быть намъ осторожными и осмотрительными въ мысляхъ и желаніяхъ, словахъ и дѣлахъ нашихъ! Соединившись во единъ духъ съ нами, Онъ не можетъ не скорбѣть о грѣхахъ нашихъ. Содѣлавши насъ членами Своего Тѣла, отъ плоти Его и отъ костей Его, Онъ не можетъ не сокрушаться и не страдать отъ оскорбленій и поруганій, наносимыхъ Его Тѣлу. Отнынѣ каждая нечестивая и небогоугодная мысль, возникшая въ духѣ нашемъ, будетъ оскорбленіемъ возлюбившему насъ Господу; всякое законопреступленіе будетъ возстаніемъ противъ величайшаго Благодѣтеля нашего, всякое порочное дѣйствіе будетъ явною обидою сладчайшему Искупителю нашему; всякое злоупотребленіе, какое сдѣлаемъ изъ членовъ собственнаго тѣла, будетъ равно оплеваніямъ, заушеніямъ и біеніямъ, кои терпѣлъ Онъ отъ враговъ Своихъ. Да оградится же отнынѣ сею мыслію нашъ духъ, душа и тѣло отъ всѣхъ козней и навѣтовъ сатанинскихъ. Посѣетъ ли врагъ въ душѣ нашей худой помыслъ, да поразится онъ тотчасъ мыслію о живущемъ въ насъ Господѣ. Возбудитъ ли въ сердцѣ нашемъ злое пожеланіе, да попалится оно тотчасъ пламенемъ любви божественной. Возгорится ли огнь похоти въ нашемъ тѣлѣ, да погасится онъ тотчасъ воспоминаніемъ о Плоти и Крови Господней. Пусть каждая благая мысль, которую внушитъ намъ Господь, приведется въ дѣйствіе немедленно; пусть всякое доброе намѣреніе совершается неотложно во славу Божію: пусть всякое благоговѣйное чувство изольется или въ словѣ хвалы и благодаренія благодѣющему Господу, или въ словѣ назиданія и утѣшенія ближняго; пусть всякое благое желаніе осуществится неотложно въ благомъ и неотложномъ дѣлѣ. Постигнетъ ли васъ печаль, да возвѣстится она предъ Господомъ въ молитвѣ, — и бремя скорби спадетъ со скорбящаго духа. Посѣтитъ ли сердце наше чистая и святая радость, — возрадуемся о Господѣ.

Да не отступимъ только мы отъ Господа, а Онъ пребудетъ съ нами во вѣкъ; скорѣе прейдетъ небо и земля, нежели останется безъ исполненія Его божественное слово: Ядый Мою плоть и піяй мою Кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ.

/с. 627/ Достойно причастившись святыхъ Христовыхъ Таинъ, вы содѣлались причастниками божественнаго естества, стали едино съ Господомъ: Онъ въ васъ и вы въ Немъ. Тотъ Самый Господь Іисусъ Христосъ, Который родился отъ Дѣвы, страдалъ за насъ, воскресъ, сидитъ одесную Отца, Которому поклоняются ангелы, Владыка всего — Онъ съ тобой, въ тебѣ, братъ возлюбленный, и ты въ Немъ. Благоговѣйно пріими этого Небеснаго Гостя, пребудь съ Нимъ, и умоли, да пребудетъ съ тобою этотъ Святѣйшій Посѣтитель душъ. Не удивляйся и не сомнѣвайся въ томъ, что столь Великій Гость у тебя. Онъ таковъ по существу Своему; всѣ дѣла Его безконечно велики: если любитъ Онъ, то любитъ безпредѣльно: кого Онъ возлюбитъ, тому не только все подаетъ, Ему принадлежащее, Имъ сотворенное, но и Себя отдаетъ, чтобы носить любимаго въ Себѣ и быть носимымъ тѣмъ, кто Его любитъ. Кто прилѣпляется къ Нему душой, того Онъ объемлетъ нѣжною рукой, какъ сказано объ этомъ въ Псалмѣ: прильпе душа моя по Тебѣ, мене же пріятъ десница Твоя (Пс. 62). Не скажетъ ли кто: я не чувствую столь близкаго общенія со мною Господа: почему это? — Не потому ли, что ты не обратилъ надлежащаго вниманія на этого Небеснаго Гостя: когда Онъ пришелъ къ тебѣ, ты ушелъ отъ Него; Онъ къ тебѣ въ домъ, а ты изъ дому вонъ. Вмѣсто того, чтобы озаботиться принятіемъ Его, побесѣдовать съ Нимъ, ты занялся суетой, пустыми разговорами съ другими твоими друзьями. Какъ же Онъ откроется тебѣ, когда ты отвращаешься отъ Него! Но ты испытай, останься дома, войди въ клѣть души твоей, стань мысленно предъ Господомъ, молитвенно взывай къ Нему и Онъ, быть можетъ, не умедлитъ возвѣстить о Себѣ, по благости Своей, если найдетъ тебя достойнымъ того. Если же Онъ не благоволитъ при этомъ скоро открыться тебѣ, то ты этимъ не смущайся: Онъ иногда медлитъ являться ищущимъ Его, для того, чтобы возбудить въ нихъ большее усердіе къ исканію Его. Онъ приходитъ иногда, какъ бы тайно къ ищущимъ Его; говоритъ имъ, но они не узнаютъ голоса Его. Такъ, по воскресеніи Онъ являлся эммаусскимъ путникамъ, но они не узнали Его. На горѣ Онъ явился пятистамъ братій, и одни изъ нихъ узнали и поклонились Ему, а другіе усумнились. Такъ и теперь бываетъ: вѣрующіе съ радостію обрѣтаютъ Его, а сомнѣвающіеся не узнаютъ Его. Впрочемъ, да не подумаетъ кто-либо, что Его можно найти однимъ напряженіемъ мысли или усиленнымъ желаніемъ возчувствовать приближеніе Его. Онъ является не тогда, когда хотѣли бы этого вопрошающіе Его, но — когда Ему угодно. При томъ не всѣмъ тѣмъ открывается, кто зоветъ Его: Господи! Господи! но тѣмъ, кто любитъ Его и исполняетъ слово Его. Имѣяй заповѣди Моя и соблюда/с. 628/яй ихъ, той есть любяй Мя, и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 21), сказалъ Онъ любившимъ Его ученикамъ Своимъ. Итакъ, Онъ Самъ явится, Самъ откроется, Самъ скажетъ сердцу: вотъ Я! и ты узнаешь Его легко, безъ насилія мысли; сердце твое почувствуетъ Его, какъ бы увидитъ Его, и возрадуется о Немъ.

Вы, братія возлюбленные, вкусили сколь благъ Господь; постарайтесь и другихъ сдѣлать причастниками этого великаго дара Христова.

Можетъ быть, кто-либо спроситъ: какъ это сдѣлать? — Призывай и другихъ къ трапезѣ Господней. Ты сподобился поговѣть и пріобщиться св. Христовыхъ Таинъ; а сколько братій твоихъ остаются лишившими себя чаши Христовой! Быть можетъ, изъ среды близкихъ твоихъ, сосѣдей и знакомыхъ, нѣкоторые, а можетъ быть и многіе, не говѣли уже нѣсколько лѣтъ, а иные не намѣрены и нынѣ исполнить этотъ христіанскій долгъ. Одни изъ нихъ дѣлаютъ это по невѣдѣнію, сколь благъ Господь, кто достойно пріемлетъ Его, другіе — по безпечности, а иные — по ожесточенію сердца своего. Окажи имъ любовь, какъ и Господь возлюбилъ тебя; призови ихъ ко Христу, убѣди, умоли ихъ, чтобы они пришли примириться съ Нимъ покаяніемъ, очиститься исповѣданіемъ своихъ грѣховъ, и вступить въ общеніе съ Нимъ чрезъ пріобщеніе животочной Крови Его.

Скажешь ли: не знаю, какъ это сдѣлать; не словесенъ я, не умѣю говорить, и не смѣю взять на себя труднаго дѣла учителя, проповѣдника, а для другихъ, какъ бы, и обличителя. И не требуется отъ тебя, чтобы ты былъ учителемъ или обличителемъ. Довольно съ тебя, если ты будешь говорить, какъ другъ, совѣтовать, какъ товарищъ, бесѣдовать, какъ братъ или сестра. Довольно, если ты скажешь: меня Господь сподобилъ поговѣть: благо мнѣ было; — поговѣй, братъ или сестра, и ты: добро тебѣ отъ этого будетъ. Пусть жена убѣждаетъ своего мужа, который давно не говѣлъ, и нынѣ не намѣренъ исполнить этого. Мужъ пусть доставитъ возможность женѣ своей пріобщиться св. Таинъ. Словомъ, будемъ увѣщевать другъ друга, чтобы никто не остался безъ пріобщенія св. Таинъ, потому что, кто спасительнаго Тѣла и Крови Христовой не пріобщается, тотъ врагъ Богу и другъ бѣсамъ бываетъ. Аминь. (Сост. по поучен. Димитрія, архіеп. Херсонск., т. 4-й, стр. 246, и Макарія, митр. Московск., выпускъ 4-й, стр. 79).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 625-628.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.