Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 30-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
158. О мирѣ Божіемъ.

И миръ Божій да водворяется въ сердцахъ вашихъ (Кол. 3, 15).

Вотъ благожеланіе ап. Павла, читанное нынѣ въ наше назиданіе! Оно весьма важно по своему существу и благотворно по своимъ послѣдствіямъ. Обратимъ на него свое вниманіе.

Послѣ того, какъ чрезъ грѣхопаденіе человѣкъ нарушилъ союзъ съ Богомъ, удалился отъ Него по своему сердечному расположенію и по своимъ грѣховнымъ дѣйствіямъ, лишился онъ вмѣстѣ съ тѣмъ и мира Божія. Грѣхъ положилъ преграду между Богомъ и людьми, и чѣмъ болѣе усиливался и распространялся на землѣ, тѣмъ болѣе усиливалось и распространялось ихъ отчужденіе отъ Бога. И какая страшная картина представляется взору нашему, какъ посмотримъ на родъ человѣческій до явленія во плоти Сына Божія! Вси уклонишася, вкупѣ непотребни быша; нѣсть творяй благостыню, нѣсть даже до единаго. Вси осуетишася помышленіи своими, и омрачися неразумное ихъ сердце (Рим. 3, 12; 1, 21).

Но врази бывше, мы примирихомся Богу смертію Сына Его (Рим. 5, 10). Съ тѣхъ поръ, какъ Христосъ Спаситель, распятый на крестѣ волею грѣхъ ради нашихъ, сказалъ: совершишася (Іоан. 19, 30)! — средостѣніе вражды между Богомъ и человѣкомъ разрушено; — путь къ общенію съ Богомъ сдѣлался доступнымъ. Такимъ образомъ источникъ мира нашего съ Богомъ заключается во Христѣ: — Той есть миръ нашъ! (Еф. 2, 14). Право на миръ Божій получаютъ и обладаютъ имъ только тѣ, кои оправдываются вѣрою во Христа, только христіане могутъ наслаждаться имъ во имя Христово.

Отчего же далеко не всѣ христіане наслаждаются счастіемъ мира, дарованнаго всѣмъ отъ Господа Іисуса? Оттого, что вѣра ихъ не объемлетъ всего существа души, не проникаетъ въ глубины всего сердца, а остается, такъ сказать, на поверхности его и не поспѣшествуется любовію (Гал. 5, 6) и добрыми дѣлами, не имѣетъ вліянія на сопротивленіе грѣхамъ, порокамъ и страстямъ, нарушающимъ вновь союзъ нашъ съ Богомъ, возстановленный Христомъ. Миръ Божій есть достояніе только душъ благочестивыхъ, подвизающихся въ борьбѣ съ грѣхомъ и, въ случаяхъ паденія, неотложно очищающихъ совѣсть покаяніемъ, которое вновь примиряетъ ихъ съ Богомъ.

Совѣсть мирная, спокойная, есть безцѣнное благо для человѣка. Она дѣлаетъ его счастливымъ среди всѣхъ превратностей жизни, она поддерживаетъ мужество и твердость духа въ самыхъ /с. 496/ страшныхъ бѣдахъ и напастяхъ. Хотите ли знать примѣръ невозмутимаго мира Божія въ сердцахъ вѣрующихъ? Обратитесь къ исторіи первыхъ временъ христіанства. Какихъ бѣдъ и напастей не терпѣли св. апостолы, какимъ гоненіямъ и мученіямъ не подвергались за имя Христово вѣрующіе? Но при всѣхъ скорбяхъ, гоненіяхъ, мученіяхъ, — они радовались въ страданіяхъ своихъ (1 Кор. 1, 24), — гоними благодушно терпѣли, хулими утѣшались (1 Кор. 4, 13). Почему? Потому что совѣсть ихъ была спокойна и давала имъ увѣреніе въ невинности и правотѣ ихъ дѣйствій; потому что миръ Божій, какъ плодъ общенія съ Богомъ, пріосѣнялъ ихъ души. Есть и теперь души христіанскія, обладающія симъ небеснымъ сокровищемъ, счастливыя и въ несчастіяхъ своихъ.

Но чужды сего мира тѣ, у которыхъ совѣсть не чиста, которыхъ обличаетъ она въ беззаконіяхъ. Обличительный голосъ ея не даетъ покоя и нарушаетъ ихъ земное счастіе, — при всемъ изобиліи благъ земныхъ. Бѣгаетъ нечестивый, ни единому же гонящу (Притч. 28, 1). И какъ ужасны бываютъ мученія совѣсти! Они не рѣдко приводятъ людей къ отчаянію и самоубійству.

Храните же, братія, свою совѣсть, въ непорочности, и сердца свои въ чистотѣ, — и миръ Божій водворится въ нихъ навсегда, а съ нимъ и счастіе истинное съ вами пребудетъ во вѣки. Аминь. (Слово Леонтія, митр. Московск., т. 1-й, стр. 111).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 495-496.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.