Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 30-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
157. Поученіе въ недѣлю тридцатую по Пятидесятницѣ.

И вопроси Его (Іисуса Христа) нѣкій князь, глаголя: Учителю благій! что сотворивъ животъ вѣчный наслѣдствую? (Лук. 18, 18).

Этотъ весьма важный, жизненный вопросъ, предложенный Іисусу Христу однимъ изъ начальниковъ іудейскихъ, разрѣшенъ впослѣдствіи времени, на пространствѣ вѣковъ, святыми угодниками Божіими самымъ положительнымъ, рѣшительнымъ и достойнымъ общаго подражанія способомъ: усерднымъ исполненіемъ заповѣдей Христовыхъ, презрѣніемъ къ здѣшней суетной жизни и къ многострастной плоти крайнимъ прилежаніемъ о душѣ, существѣ безсмертномъ, и безвозвратнымъ стремленіемъ къ жизни вѣчной. Примѣровъ тому, неисчетное число и въ древнія и среднія и новыя времена. Но послушаемъ, какой отвѣтъ далъ Іисусъ Христосъ князю или начальнику іудейскому на вопросъ его: что сотворивъ животъ вѣчный наслѣдствую? Господь «отвѣчалъ ему: знаешь заповѣди: не прелюбодѣйствуй, не убивай, не крадь, не /с. 493/ лжесвидѣтельствуй, почитай отца своего и мать свою. Онъ же сказалъ: все это сохранилъ я отъ юности моей. Услышавъ сіе, Іисусъ сказалъ ему: еще одного недостаетъ тебѣ: все, что имѣешь, продай и раздай нищимъ, и будешь имѣть сокровище на небесахъ, и приходи, и слѣдуй за Мною. Онъ же, услышавъ сіе, опечалился, потому что былъ очень богатъ. Іисусъ видя, что онъ опечалился, сказалъ: какъ трудно имѣющимъ богатство войти въ царствіе Божіе! ибо удобнѣе верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти въ царствіе Божіе. Слышавшіе сіе сказали: кто же можетъ спастисъ? Но Онъ сказалъ: невозможное человѣкамъ, возможно Богу» (Лук. 18, 20-27). На этихъ словахъ оканчивается нынѣшнее евангеліе.

Изъ сказаннаго видно, что всякій, кто хочетъ наслѣдовать жизнь вѣчную, долженъ соблюсти заповѣди, которыхъ существо есть любовь къ Богу и ближнему. Іудейскій начальникъ, повидимому, соблюдалъ ихъ и не далекъ былъ отъ царствія Божія, но на повѣрку оказалось, что ему недоставало одного и весьма важнаго подвига, а именно, оставить пристрастіе къ богатству, которое было идоломъ его сердца, удаляло отъ Бога и дѣлало его жестокосердымъ къ нищимъ, и изъ-за котораго онъ не можетъ искренно любить ни Бога, ни ближняго. Вотъ что значитъ страсть къ богатству! Она глубоко коренится въ сердцѣ человѣка и непримѣтно подтачиваетъ духовную жизнь его, какъ червь древесный дерево. Человѣкъ, преданный страсти къ любостяжанію, бываетъ, повидимому, и благочестивъ, молится всегда Богу, хотя поверхностно, соблюдаетъ наружное цѣломудріе, честность въ сношеніяхъ и дѣлахъ съ сосѣдями и согражданами, отвращается лжи и клеветы, — не прочь онъ и отъ милостыни, хотя по своему взгляду на нее, по свему понятію и вкусу или изъ тщеславія; — когда же потребуется отъ него жертва большая, требующая его самоотверженія и лишенія нѣкотораго, — когда небесная правда потребуетъ отъ него, чтобы онъ сокрушилъ кумиръ, которому онъ усердно служилъ, который лелѣялъ всегда, можетъ быть, самъ того не замѣчая, тогда оказывается, что онъ находится весь во власти этого кумира, т. е. любостяжанія. Тогда онъ вдругь охладѣваетъ къ Богу и ближнимъ; тогда не столь дорога ему и вѣчная жизнь, о которой онъ прежде помышлялъ и которой желалъ; тогда страсть къ богатству оказывается у него какъ бы ракомъ, — извѣстною болѣзнію въ тѣлѣ, — который глубоко врѣзался своими корнями смертоиосными въ сердце его и губитъ его. Всѣ добродѣтели, которыя онъ прежде дѣлалъ, заглушаются и какъ бы умираютъ, подобно сѣменамъ хлѣбнымъ, заглушаемымъ дурною травою. Вотъ что назы/с. 494/вается, по извѣстному народному присловію, «бочка меду, да ложка дегтю»: какъ заражаетъ одна страсть всѣ добрыя дѣла и разрушаетъ ихъ!

А когда такая опасность душѣ безсмертной отъ любостяжанія, то явно, что надо искоренять его усердною милостынею, презрѣніемъ къ роскоши, умѣренностію во всемъ, постомъ и молитвою, — убѣжденіемъ себя въ суетѣ и тлѣнности всего земнаго, въ несравненномъ превосходствѣ благъ вѣчныхъ, непреходящихъ — предъ благами тлѣнными, грубыми, какъ дымъ исчезающими. Поэтому, братія мои, мы должны исполнять не одну, не двѣ или три только добродѣтели, — а всѣ, по возможности, чтобы намъ быть совершенными и не имѣть недостатка ни въ какой добродѣтели. Да будете совершенни и всецѣли, ни въ чемже лишени (Іак. 1, 4), говоритъ святый апостолъ Іаковъ. Будите убо совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Мѳ. 5, 48), говоритъ Господь въ Евангеліи.

Когда богатый юноша-начальникъ удалился отъ Господа съ печалію, и Господь сказалъ, что трудно войти уповающимъ на богатство въ царство небесное, то ученики Господни спросили съ удивленіемъ своего Учителя: кто же можетъ спастись? Онъ сказалъ: невозможное человѣкамъ, возможно Богу. Это значитъ, что Богъ можетъ благодатію Своею смягчить и уврачевать и сердце любостяжательнаго богатаго, просвѣтить очи сердечныя, ослѣпленныя корыстію, убѣдительно представить его уму и сердцу тлѣнность и ничтожность земного богатства и вѣчность, несравненную красоту и сладость благъ небеснаго царствія, которыя онъ можетъ получить взамѣнъ земныхъ благъ, — и невозможное сдѣлается для него возможнымъ, — онъ будетъ щедро подавать милостыню нищимъ, коихъ прежде пренебрегалъ, будетъ преуспѣвать во всякой добродѣтели, восходить отъ силы въ силу, и такимъ образомъ удостоится жизни вѣчной.

Итакъ, если желаемъ живота вѣчнаго, будемъ отрѣшаться отъ пристрастія къ жизни временной и къ благамъ временнымъ, доколѣ не пришло время по необходимости оставить ихъ, — и облечемся въ любовь къ Богу и ближнему, которая есть совокупность совершенства; будемъ держаться мира со всѣми, безъ котораго никто не узритъ Бога (Евр. 12, 14), и поучаться непрестанно въ славословіи въ храмѣ и дома. Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й, стр. 700).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 492-494.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.