Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 28-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
151. Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ.

Нынѣ читано Евангеліе о званныхъ Домовладыкою рабахъ Своихъ на уготованную Имъ великую вечерю, о безразсудномъ пренебреженіи къ этой вечери званными, о приглашеніи на мѣсто отказавшихся — нищихъ, убогихъ, слѣпыхъ и хромыхъ, и всякаго рода и званія людей, — и о грозномъ приговорѣ Домовладыки, что ни одинъ изъ приглашенныхъ не вкуситъ Его вечери (Лук. 14, 16-24).

Приложимъ это Евангеліе къ себѣ. Званные на вечерю велію хозяиномъ дома — это всѣ мы: чрезъ крещеніе, помазаніе святымъ мѵромъ, воцерковленіе и причащеніе тѣла и крови Христовой, мы /с. 470/ всѣ самымъ дѣломъ призваны къ наслѣдію вѣчныхъ благъ, вписаны въ число гражданъ неба; слѣдовательно, и для насъ съ вами несомнѣнно, непреложно уготована вечеря Божія. Намъ остается только идти на нее, не отказываться упорно и тѣмъ не оскорблять великодаровитаго и преблагого Господа, Владыку живота нашего, уготовавшаго намъ, по безконечной любви Своей, вѣчныя блага. Но вотъ тутъ то мы и начинаемъ упираться, отрицаться подъ разными предлогами. Правда, прямо на словахъ никто изъ насъ не отказывается идти на вечерю; но за то многіе изъ христіанъ отказываются отъ ней дѣлами своими, именно: своимъ маловѣріемъ, своею нераскаянностію, своимъ пребываніемъ и коснѣніемъ во грѣхахъ, своею дружбою съ многострастною плотію, своимъ пристрастіемъ къ тлѣннымъ благамъ земнымъ и столь скоро преходящимъ удовольствіямъ, не допускающимъ иногда и минуту подумать о Богѣ и душѣ, тѣмъ менѣе — возлюбить всѣмъ сердцемъ Бога, безмѣрно насъ возлюбившаго и для нашего спасенія Сына Своего не пощадившаго. А безъ покаянія, безъ исправленія сердца и житія невозможно войти на вечерю Божію. Ибо покаяніе есть единственное средство очищенія оскверненной совѣсти и души грѣшника, оно же даетъ и брачную одежду, въ которой можно быть на вечери, — только покаяніе искреннее сообщаетъ душѣ расположеніе и охоту къ благамъ небесной вечери. Безъ покаянія же и очищенія отъ скверны грѣха у грѣшника нѣтъ ни охоты, ни желанія вѣчныхъ благъ, какъ у тяжко больного нѣтъ желанія и стремленія къ пищѣ. Какъ ты вошелъ сюда, не имѣя брачной одежды, т. е. чистоты душевной, сказано будетъ всякому нераскаянному; и, связавъ руки и ноги, выбросятъ его вонъ, во тьму кромѣшнюю (Мѳ. 22, 12, 13).

Всѣ мы съ вами позваны чрезъ крещеніе въ царство небесное, всѣ обязались исполнять заповѣди Христовы, уставы святой Церкви Его, — но кто изъ насъ идетъ, какъ слѣдуетъ идти въ царство Христово? Кто усердно исполняетъ Его заповѣди? Всѣ или большая часть изъ насъ привязаны къ міру, къ богатству, къ удовольствіямъ, къ суетнымъ почестямъ; о небесномъ царствѣ, о угожденіи Богу, о душѣ, о ея спасеніи отъ грѣховъ, о святости, о обновленіи души — нѣтъ заботы; живи себѣ душа въ старыхъ грѣхахъ, а нѣтъ — приставляй новыхъ; можно называться христіаниномъ и позволять себѣ гордость и ненависть, зависть, чревоугодіе, объяденіе, пьянство, блудную нечистоту, своенравіе, упрямство, ложь и обманъ, праздность, разсѣянность, злословіе, празднословіе, клевету, месть.

Вотъ какъ мы, позванные въ царство небесное, усыновленные /с. 471/ Богу, помышляемъ и живемъ. А слышимъ часто слово Божіе; слышимъ часто въ Евангеліи слово о покаяніи и угрозу Господа, что если не покаемся, то погибнемъ, слово о судѣ, о милостынѣ, да помиловани будемъ, — а все живемъ въ неисправленіи. Мы чрезъ это самое отрицаемся отъ царскаго приглашенія на вечерю. Но что если, можетъ быть, и о насъ уже Господь изрекъ праведный приговоръ Свой — ни единъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ Моея вечери? Ужасно. Впрочемъ, есть еще время опомниться и исправиться: еще двери покаянія отверсты, еще можно оставить пристрастія къ мірскимъ удовольствіямъ, хотя время отъ времени это все будетъ становиться труднѣе и труднѣе, — еще можно оставить разсѣянность и сосредоточиться на своей душѣ и на ея вѣчной судьбѣ. — Поспѣшимъ.

Но что сказать о тѣхъ, которые, по призыву Церкви, даже въ воскресные и праздничные дни не приходятъ въ храмъ для участія въ божественной вечери, устрояемой здѣсь Спасителемъ нашимъ, или не приходятъ и разъ въ году для причащенія божественной вечери?

Сердце ихъ привязано къ земному — къ земной суетѣ, къ земнымъ благамъ; для нихъ дороже сребро и злато, чѣмъ вечеря Господа; дороже яства и напитки, чѣмъ бесѣда и соцарствіе съ Гоеподомъ; дороже катанья, театры, пустословіе свѣтскихъ книгъ и проч. и проч.

Какъ имъ можно наслаждаться небеснымъ блаженствомъ, когда они и здѣсь не имѣли о немъ понятія и не развили духовнаго вкуса, духовной пріемлемости къ этому блаженству; когда они весь вѣкъ провели въ страстяхъ и пристрастіяхъ, коихъ плодъ — мученіе и огонь вѣчный?

Теперь, братія, спросите каждый самъ себя, къ чему онъ въ жизни пристрастенъ, что больше занимаетъ его мысли и сердце, чего онъ больше всего желаетъ и ищетъ, въ чемъ больше любитъ проводить время, и послѣ этого скажите, насколько занимаетъ васъ, вашъ умъ, ваше сердце — Богъ и блага, уготованныя Имъ любящимъ Его на вечери царства небеснаго, въ которое Онъ приглашаетъ насъ чрезъ нынѣ чтенное Евангеліе? А безконечно важны будущія блага! Не весьма ли многіе изъ насъ, если не словами то дѣлами говорятъ Господу, зовущему насъ на Свою вечерю: я занятъ тѣмъ и тѣмъ; мнѣ это нравится больше, чѣмъ Твоя небесная вечеря: молюся Ти, имѣй мя отречена. Ахъ! Боже мой! Какъ часто печаль вѣка сего, лесть богатства и о прочихъ похоти входящія въ наше сердце подавляютъ слово о царствѣ небесномъ, и оно бываетъ безплодно (Марк. 4, 19).

/с. 472/ Иной сидитъ надъ грудою собраннаго богатства, которымъ онъ услаждается, которое боготворитъ и коего съ избыткомъ было бы довольно для избавленія отъ голода и холода тысячей бѣдныхъ; ему говорятъ: Царь небесный зоветъ тебя на вѣчный пиръ Своего царствія, поспѣши туда, пока двери не затворены; употреби часть своего богатства на помощь бѣднымъ; милостынею бѣднымъ пріобрѣтай милость небеснаго Домовладыки и Судіи; оставь страстную привязанность къ богатству, губящую безсмертную душу на вѣки; не медли, жизнь коротка; можетъ быть, даже въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебя; а яже уготовалъ еси, кому будетъ? (Лук. 12, 20). Но онъ яко глухъ не слышай, говоритъ зовущему: молюся Ти, имѣй мя отречена. Завистливый, который мучится благополучіемъ другихъ и всѣ чужія блага хотѣлъ бы имѣть у себя, также отказывается отъ небесной вечери и говоритъ: молюся Ти, имѣй мя отречена. Преданный ненависти, гнѣву, говоритъ: «молюся Ти, имѣй мя отречена». Чревоугодникъ и человѣкъ развратный, имже богъ чрево, и слава въ студѣ ихъ (Филипп. 3, 19), говорятъ: «молюся Ти, имѣй мя отречена». Хищникъ, грабитель отказываются отъ небеснаго царства и своими дѣлами говоритъ: «молюся Ти, имѣй мя отречена». Лицемѣръ, обманывающій себя и людей видомъ благочестія и нерадящій объ исправленіи сердца своего, изъ котораго исходитъ всякое зло, какое примѣчается въ людяхъ, дѣлами своими говоритъ: «молюся Ти имѣй мя отречена». Всякій, кто живетъ въ мірѣ на удачу, какъ бы случайно, размышляя о томъ, какая послѣдняя цѣль его жизни на землѣ, и отдаваясь безотчетно потоку жизни свѣта, общепринятымъ правиламъ, обычаямъ и привычкамъ его, говоритъ Іисусу Христу, зовущему его въ небесное Свое царство: «молюся Ти, имѣй мя отречена»; словомъ — весь міръ во злѣ лежащій (1 Іоан. 5, 19), по свидѣтельству апостола, такъ или иначе отказывается отъ небеснаго царствія. Есть немногіе люди, иже не суть отъ міра (Іоан. 17, 14), которые терпѣливо идутъ къ небесному отечеству, но ихъ ненавидитъ міръ, смотритъ на нихъ съ презрѣніемъ. Но что до того? Ихъ любитъ Отецъ небесный, Сынъ Его Единородный и Духъ Животворящій, ихъ любятъ ангелы и святые человѣки — небожители.

Одумаемся, братія, что мы говоримъ и дѣлаемъ; подумаемъ, отчего и изъ-за чего мы отказываемся. Мы отказываемся отъ своей вѣчной блаженнѣйшей жизни изъ-за праха, изъ-за суетныхъ, скоропреходящихъ, перемѣшанныхъ со скорбію и печалію удовольствій и заботъ здѣшней жизни. Выслушаемъ, какой приговоръ произнесетъ на насъ оскорбленный нашимъ отреченіемъ Господь? /с. 473/ Вотъ Его приговоръ: ни единъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ Моея вечери. Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ. Ни одинъ изъ званныхъ и отказавшихся не вкуситъ вѣчныхъ радостей царства небеснаго и, значитъ, вверженъ будетъ во тьму кромѣшнюю. Тогда рече Царь слугамъ: связавше ему руцѣ и нозѣ, возмите его и вверзите во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачь и скрежетъ зубомъ (Мѳ. 22, 13).

Но многіе изъ насъ скажутъ: когда же мы отказывались отъ этой вечери? Не были ли мы христіанами, не ходили ли мы въ храмы Божіи; не были ли участниками таинствъ вѣры; не раздѣляли ли со всѣми христіанами надеждъ вѣры? А намъ скажутъ: вы были христіанами только по одной наружности, а не по дѣламъ; вы ходили въ храмы, принимая таинства, а сердца своего не исправили; знали только свою волю и не старались испытывать, что есть воля Божія благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 2); предъ вашими глазами были заповѣди Божіи: и вы ихъ не исполняли; васъ звали въ небесный чертогъ не разъ, не два, а многократно: и вы отказывались. Теперь все кончено; судъ на васъ давно написанъ; примите же его отъ праведнаго Судіи: идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеламъ его (Мѳ. 25, 41).

Но нынѣ еще есть, братія, надежда удостоиться небесной вечери. Пока есть время, перемѣнимъ жизнь; исправимъ свое сердце, изъ котораго исходитъ всякое злое пожеланіе, всякая страсть, всякій грѣхъ; перестанемъ страстно гоняться за удовольствіями и обычаями свѣта; вспомнимъ слово апостола, любы міра сего вражда Богу есть, иже бо восхощетъ другъ быти міру, врагъ Божій бываетъ (Іак. 4, 4). Согрѣемъ свои души вѣрою и любовію; соберемъ здѣсь запасъ добрыхъ дѣлъ, какъ мудрыя дѣвы, шедшія на бракъ къ небесному Жениху, т. е. въ царство небесное, запаслись елеемъ, или милостынею, и будемъ всегда готовы отвѣчать Господу не словами: имѣй мя отречена, а словами: идемъ, Господи, идемъ; помоги намъ поспѣшить въ небесный чертогъ Твой. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. сочин.» прот. Іоанна Кронш.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 469-473.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.