Церковный календарь
Новости


2019-08-23 / russportal
А. С. Пушкинъ. Исторія села Горюхина (1921)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 36-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 35-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 34-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 33-я (1922)
2019-08-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 32-я (1922)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 136-я (1956)
2019-08-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 135-я (1956)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 8-е (1976)
2019-08-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 7-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 31-я (1922)
2019-08-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ IV-й, Ч. 8-я, Гл. 30-я (1922)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 134-я (1956)
2019-08-22 / russportal
И. А. Ильинъ. "Наши задачи". Томъ 1-й. Статья 133-я (1956)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 6-е (1976)
2019-08-22 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ 4-й. Слово 5-е (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 24 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 28-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
150. Изъясненіе притчи о званныхъ на вечерю.

Одинъ человѣкъ сдѣлалъ большой ужинъ и звалъ многихъ; и когда наступило время ужина, послалъ раба своего сказать званнымъ: идите, ибо уже все готово. И начали всѣ, какъ бы сговорившись, извиняться. Первый сказалъ ему: я купилъ землю, и мнѣ нужно пойти посмотрѣть ее; прошу тебя извини меня. Другой сказалъ: я купилъ пять паръ воловъ и иду испытать ихъ; прошу тебя, извини меня. Третій сказалъ: я женился, и потому не могу притти. И возвратившись рабъ тотъ донесъ о семъ господину своему. Тогда разгнѣвавшись хозяинъ дома сказалъ рабу своему: пойди скорѣе по улицамъ и переулкамъ города, и приведи сюда ни/с. 467/щихъ, увѣчныхъ, хромыхъ и слѣпыхъ. И сказалъ рабъ: господинъ! исполнено, какъ приказалъ ты, и еще есть мѣсто. Господинъ сказалъ рабу: пойди по дорогамъ и изгородямъ и убѣди притти, чтобы наполнился домъ мой. Ибо сказываю вамъ, что никто изъ тѣхъ званныхъ не вкуситъ моего ужина: ибо много званныхъ, но мало избранныхъ.

Что означаетъ это притча?

Человѣкъ, сотворившій вечерю велію, есть Господь небесный, Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, Который, хотя по Своей сущности есть Духъ, однако сравнивается съ человѣкомъ, какъ человѣколюбецъ; ибо Онъ не только создалъ человѣка по образу Своему, но и возобновилъ въ насъ потерянный образъ чрезъ Своего Единороднаго Сына. Вечеря, которую намъ пріуготовилъ Тотъ же Господь, есть благодатное царство Божіе на землѣ, или Церковь Христова съ ея евангельскими ученіями, таинствами, священноначаліемъ и священными обрядами, которые въ своей совокупности должны приготовлять вѣрующихъ къ великой вечери въ царствѣ славы, т. е. въ царствіи небесномъ. Слуга, котораго Господь посылаетъ, суть всѣ пророки, апостолы, учители, пастыри, проповѣдники и вѣрные служители. Здѣсь нужно замѣтить, что не въ множественномъ числѣ говоритъ: и посла рабовъ, но въ единственномъ: и посла раба своего, ибо одно есть ученіе, одинъ путь ко спасенію, который всѣ они, и каждый въ отдѣльности, какъ бы одними устами проповѣдуютъ. Подъ годомъ вечери разумѣется время благодати, въ которое Богъ зоветъ всѣхъ людей къ покаянію чрезъ проповѣдь Евангелія, глаголя: грядите, яко уже готова суть вся. Всѣ пріуготовленныя на вечери этой снѣди — духовны, то есть, отпущеніе грѣховъ, оправданіе, усыновленіе, жизнь вѣчная и все прочее, что нужно для нашего спасенія. Ибо Христосъ все смертію Своею пріобрѣлъ, и ничего отъ насъ не требуетъ, кромѣ того, чтобы мы пришли къ Нему, то есть чтобы увѣровали Евангелію и посредствомъ живой вѣры, добрыхъ дѣлъ и исполненія заповѣдей, самоотверженія и несенія своего креста, который неизбѣжно является при борьбѣ съ діаволомъ, плотію поврежденною грѣхомъ, и міромъ, лежащимъ во злѣ, воспользовались бы и во вѣки наслаждались пріобрѣтенными благодѣяніями.

Отъ притчи о вечери благодатнаго царствія, прейди, христіанинъ, твоею мыслію къ вечери славнаго царствія, уготованнаго на небесахъ, и посмотри, сколь велико блаженство тѣхъ праведныхъ душъ, кои слово Божіе слушали съ радостію, съ любовыо сохраняли въ сердцѣ и по его велѣніямъ располагали свои дѣла, слава и помышленія до конца жизни, за что и были они званы и /с. 468/ избраны. Представь себѣ живо, что они будутъ соединены во едино со Христомъ, и соединены болѣе тѣснымъ образомъ, нежели соединяются посредствомъ таинствъ въ воинствующей Церкви. Они узрятъ возлюбленнаго Жениха душъ своихъ Христа, пріемлющаго ихъ въ объятія Свои, вводящаго ихъ въ храмъ небесной славы, въ райскія селенія, на вечерю, уготованную отъ сложенія міра, и глаголющаго къ нимъ: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе.

Вечеря царства небеснаго есть велія по присутствію въ ней Бога — величайшаго и высочайшаго. На этой вечери Самъ Богъ будетъ присутствовать, у Коего безконечное могущество, неисчерпаемое богатство, неизреченная премудрость, непрестанная благость, вѣчность безъ предѣловъ. Какъ же великолѣпна должна быть эта вечеря! Кто не возгоритъ желаніемъ только видѣть величіе Божіе? Ап. Петръ на горѣ Ѳаворѣ, видя только тѣнь небесной славы, тотчасъ воскликнулъ въ священномъ восторгѣ: Господи! добро есть намъ здѣ быти: сотворимъ здѣ три сѣни (Мѳ. 27, 4). Если такъ была велика радость Петрова при созерцаніи только частицы величія Божія; то какъ велика будетъ наша радость на небѣ, гдѣ съ Богомъ и соединимся и увидимъ Его лицомъ къ лицу. О, христіанинъ, гряди къ сей странѣ небесной, не уклоняясь ни на десно, ни на шуее; гряди съ поспѣшностью, брось богатство и славу міра сего, сластолюбіе и корыстолюбіе; если же ты отступишь отъ Господа Бога, то и къ тебѣ будетъ относиться это опредѣленіе Божіе: яко ни единъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ Моея вечери (Лук. 14, 24).

Вечеря царства небеснаго велія по величію присутствующихъ на ней лицъ. На ней будетъ присутствовать Царь неба и земли, Царь царствующихъ и Господь господствующихъ. Будутъ присутствовать херувимы и серафимы и всѣ воинства небесныя. Будутъ возлежать на ней св. Патріархи, пророки и апостолы, кои просвѣтятся яко солнце въ царствіи Отца ихъ, яко ангели Божіи на небеси (Мѳ. 22, 30). О, блаженное существо! Кто не возжелаетъ находиться въ немъ? кто не возжелаетъ присутствовать на той вечери, идѣже можетъ увидѣть Адама, перваго праотца, Ноя, чудеснаго спасшаго родъ человѣческій въ ковчегѣ, Авраама — отца вѣрныхъ, Исаака, въ которомъ благословенны всѣ народы. Іакова, Моисея — вождя израильтянъ, Іисуса — непобѣдимаго полководца, и всѣхъ скончавшихся въ вѣрѣ въ Бога истиннаго и въ упованіи на Мессію?

Вечеря царствія небеснаго будетъ велія по сладости снѣдей, которыя на ней будутъ предложены. Какія же это снѣди? Онѣ суть /с. 469/ награды, ожидающія насъ въ жизни вѣчной, которыя такъ велики, что не могутъ быть измѣрены, и такъ многочисленны, что не могутъ быть исчислены. Въ этомъ мірѣ случается, что одни получаютъ удовольствія отъ пѣнія, другіе отъ украшенія садовъ и виноградниковъ, иные отъ искусной живописи, и т. п. Если земное такъ оживляетъ и увеселяетъ человѣка, то тѣмъ болѣе должно увеселить его небесное. «О, Боже! говоритъ блаженный Августинъ, если столь великія блага Ты намъ представляешь въ темницѣ, то что уже представишь намъ въ чертогахъ небесныхъ? Какую же мы награду получимъ на той вѣчной вечери? Во-первыхъ, мы получимъ совершенное просвѣщеніе души, соотвѣтственное естеству чоловѣческому, которымъ будемъ постигать и самыя глубины таинствъ, но столько, сколько человѣку возможно знать. Во-вторыхъ, получимъ чистоту сердца и святость вмѣстѣ съ величайшимъ спокойствіемъ и чистотой совѣсти. Въ-третьихъ, совершенство всѣхъ чувствъ, когда уши услышатъ сладчайшія ангельскія сладкопѣнія, глаза узрятъ сіяніе свѣтлости Божества, руки прикоснутся прославленной плоти Спасителя. Въ-четвертыхъ, прославленіе тѣла, которое будетъ состоять въ тонкости, красотѣ, безболѣзненности и легкости. Вотъ какія сладчайшія снѣди будутъ на вечери царствія небеснаго, которыя всегда насъ будутъ увеселять, и никогда не породятъ пресыщенія».

Не медли же, христіанинъ, но спѣши въ готовности предстать предъ лице Христово и получить достойную мзду твоимъ благимъ дѣламъ. Дѣлатели, кои цѣлый день жаръ и зной переносятъ, ожидаютъ себѣ покоя: и ты въ этомъ мірѣ дѣлатель. Перенеси же жаръ и зной всѣхъ несчастій и бѣдствій, и жди вѣнца правды, его же воздастъ тебѣ Господь въ день судный. (Сост. по «Приточнику», Сильвестра, архіеп. астрах. и кавказ.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 466-469.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.